Газета "Тамбовская жизнь" 21.05.2008 ЗА ТАТАРСКИМ ВАЛОМ
"Тамбовская жизнь", 21.05.2008
КРАЕВЕДЕНИЕ
21 февраля 1613 года Земский собор (своего рода совещание представителей высших сословий, где высказывались советы в проведении политических мероприятий; был введен в правление Ивана IVГрозного примерно в 1549 году) избрал первым царем государства Российского из рода Романовых Михаила Федоровича. Именно во времена его царствования, в 1635 году, был заложен город Козлов (Мичуринск), а год спустя и Тамбов.
НА ЦНИНСКИХ БЕРЕГАХ
Наверное, каждый со школьной скамьи знает: кто, как и в каком месте начинал строительство нынешнего областного центра. Напомню только, что по именному указу царя, стольник Роман Бабарыкин должен был заложить и построить наш город совместно с заведующим пушкарским приказом князем Мосальским-Литвиновым, которому предписывалось немедленно отправить в новый город огнестрельный отряд, а с ним «вестовую пищаль большого калибра, 28 пищалей разной величины и к ним ядра и 20 пудов пушечного и 40 пудов пищального ручного пороха. То же самое необходимое количество свинца и 30 пудов железа на первые городские потребности».
И еще один момент. Практически до 1634 года русские цари платили дань крымским ханам. Возможно, поэтому Михаил Романов решил «огородить Украину» рядом оборонительных линий: одну «от верховьев реки Хопра через Цну по реке Сосне до Оки, другую от Воронежа мимо Белгорода до реки Ворсклы».
При возведении укреплений по первой линии и были заложены Козлов, Тамбов, Оскол и ряд других городов. В начале строительства крепости на Цне учитывалось то, что с востока ее будут защищать крутые берега этой реки, с севера — речушки Студенца, с юга — обрывистый многокилометровый буерак. Самой слабой стороной считалась западная, несмотря на то, что там были леса, болота и степи. Поэтому с этой стороны Бабарыкин и укрепил будущий город искусственно — был насыпан земляной вал, называемый татарским.
Из мало кому доступных документов, в частности, т. н. «окружных грамот» царя Михаила Федоровны Романова, посланных Чардынскому воеводе Богдану Ивановичу Комыиину «О сборе денег» в Т637 году, читаем:
«В прошлом году в Ряжские и в Рязанские, и в Шацкие, и в иные Мещерские места крымские и ногайские, и азовские люди прихаживали и те места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей мужского и женского пола и младенцев имали, и села, и деревни многих пожгли и до конца разорили; и от того татарские великие в тех всех местах многие села и деревни и подгородные слободы запустели, а служивые люди от такой великой войны оскудели и стали безлюдны и безлошадны, и безоружены. А православные христиане, которые в тех местах в полон пойманы и ныне в плену и в расхищении и во всяком в полонском мучении.
И мы слыша то в прошлом году указали для бережения от воюющих людей поставить город Козлов на поле на Лесном Воронеже, а в том городе устроены стрельцы и казаки и всякие ушлецкие люди. Да от Козлова же к Шацкой стороне от реки от Польного Воронежа до реки до Челновой на двенадцати верстах, учинен земляной вал, а по тому земляному валу поставлены три городка земляные с башнями и с подлазом...».
Далее в грамоте говорится о том, что «от Шацкия Украины на поле, на реке Цне, на устье речки Липовицы, поставлен город Танбов, а в нем устроены служивые всякие люди; да от Танбова к Козлову городу к земляному валу и речке Челновой учинены надолбы...»
В воскресенье 17 апреля 1636 года священником Мокеем Поздняковым в присутствии стольника Бабарыкина было освящено место и из многолетних елей заложена Преображенская церковь, которую потом срубили в два этажа с иконостасом и колокольней.
Уже на второй год, как была в глуши непроходимого леса построена крепость, сюда наведались первые отряды татар. Бабарыкин выслал против нежданных гостей четыре сотни вооруженных дворян, полковых казаков и горожан, которые и разбили конницу неприятеля. После этого татары оставили в покое наш город. Но начиная с 1644 года стали вновь периодически делать набеги. А в 1659 году они дважды «в великом множестве» подступали к городу. В боях погибли более девяноста горожан, и много людей было угнано в плен.
С тех пор о набегах крымских и азовских татар на тамбовскую землю в летописях не упоминается.
СПОДВИЖНИК РАЗИНА
С 1645 по 1676 год царствовал сын Михаила Романова — Алексей, в это время усилилась централизованная власть, оформилось крепостное право. Россия воссоединилась с Украиной (это произошло на Переяславской Раде 8 января 1645 года), из-под ига Польши был возвращен истинно русский город Смоленск, а также ряд городов, находящихся в т. н. северных землях и ранее захваченных шведами.
В начале июня 1648 года в Москве, а затем и нашем Козлове, а также Воронеже, Курске и Устюге Великом поднялись народные восстания, т. н. «соляные бунты». Поводом к выступлениям послужили попытки простолюдин подать челобитную царю на всевозможные притеснения, но народ разогнали.
10 июня состоялось собрание московских и провинциальных дворян и купеческой верхушки, участники которого потребовали созыва внеочередного Земского собора.
В период царствования Алексея Михайловича, точнее в 1666 году, вспыхнуло другое восстание — донских казаков под предводительством Василия Уса, который с боями дошел с Дона до Тулы (несколько сот километров от Москвы). Оно было предвестником более известной в истории крестьянской войны, которой руководил Степан Разин.
Два года повоевав на Каспии и возвратившись на Дон, Разин готовился вновь пойти на бояр, дворян и купцов. К нему примкнул и отряд Василия Уса. Основной целью похода было взятие Москвы.
Из истории мы помним, что разинцам удалось захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару. Но в октябре войска потерпели сокрушительное поражение под Симбирском. А 14 апреля 1671 года казаки предали своего атамана, и 6 июня Разин и многие его близкие сподвижники были казнены в Москве.
Мне же хочется рассказать о причастности Тамбовщины к событиям тех давних лет и об одном из товарищей Разина — Никифоре Чертке. Его имя редко упоминается в сохранившихся архивных документах, даже не осталось следственных бумаг и «расспросных речей», где бы говорилось о «воровстве» этого атамана. Дело в том, что ему удалось укрыться от царских ищеек и избежать казни.
Итак, в последних числах июля 1670 года в Царицыне разинцы собрались «на круг», чтобы окончательно решить: какими путями идти на Москву. Предполагалось три направления: по Дону, по степи между Доном и Волгой и непосредственно по Волге. Часть казаков решительно выступила против первого варианта:
— Идти Доном на Москву нельзя. Потому как Дон — река коренная и если города и поселения на ней опустошим, то в низовьях у казаков никаких запасов не будет.
— Степью идти тоже нельзя, — говорили другие. — В безлюдной степи есть нечего и запасы с собой везти не на чем. Кроме того, путь этот очень опасен. Надо будет брать Тамбов и Козлов, где крепкие воинские гарнизоны.
В результате Разин с основными силами двинулся вверх по великой русской реке, приводя в трепет и страх бояр и помещиков, а по самому трудному степному направлению, где повстанцам грозило отсутствие продовольствия и где на пути стояли Тамбов и Козлов, с несколькими тысячами казаков и крестьян отправился атаман Никифор Черток. Пройдя более двухсот верст по безлюдной и открытой местности от Хопра до тамбовских лесов, в наших местах «разинцы» появились 9 ноября 1670 года. К тому времени Тамбовчане уже хорошо знали о восстании на Волге, всецело поддерживали его, даже подняли бунт и стали нападать на помещиков и стрельцов. Перепуганный стольник Еремей Пашков отправил письмо к воеводе г. Козлова Хрущеву с таким текстом: «Умилосердствуй, отец мой, Степан Иванович, подай мне мертвому помощь!»
Газетная площадь не позволяет подробно описать события, происходившие после того, как многотысячный отряд Чертка перешел (в ноябре по льду) реку Цну с правого берега на левый у Кузьминой Гати, как через село Бойкино (Бокино) подошел к Тамбову, затем обошел его западнее по речке Студенцу и направил свои силы в сторону Козлова. Как Черток одержал две крупные победы над царскими войсками у сел Лысые Горы и Бокино, даже овладел двумя их пушками, которые затем использовал в своих интересах. Он несколько раз осаждал Тамбов, но в эти дни пришли известия о том, что войска Степана Разина разбиты под Симбирском, а сам он тяжело ранен.
К этому времени Н. Черток овладел селами Донское, Татаново, Куксово, Дегтянка и раздумывал: идти ли ему на выручку своего атамана Степана Тимофеевича или продолжить путь через Козлов на Москву, до которой оставалось-то всего около пятисот верст?
Над всеми «за» и «против» возобладала старая русская поговорка: «Себя позабудь, а друга вспомни». В декабре 1670 года через село Горелое многочисленные сотни конных и пеших казаков Никифора Чертка с награбленным добром скрылись в дремучем зацнинском лесу, чтобы через некоторое время появиться со своим войском на реке Хопре под Воронежем…
РОЖДЕНИЕ ГОРОДА
И еще об одном интересном эпизоде из жизни земли тамбовской, связанном с царями из рода Романовых. Как известно, у царя Алексея Михайловича Романова было три сына: Федор, Петр и Иван. Причем Петр, впоследствии Петр I, был рожден от второго брака с Натальей Нарышкиной. В полную «силу и ответственность» Петр I царствовал с 1696 по 1725 год. В это время он коренным образом поменял уклад жизни государства, расширил границы России. В результате успешных войн добился выхода к Балтийскому морю и укрепил позиции страны на южных рубежах.
Для тамбовчам же важен тот факт, что в период царствования Петра I в 1702 году в документах впервые упоминается о городе Кирсанове.
Автору этих заметок удалось выяснить, что во времена своего царствования Петр I повлиял на строительство около семидесяти (!) городов. При нем возникли Екатеринбург, Кронштадт, Омск, Петрозаводск, Полярный, Царское Село (теперь Пушкин), Пермь, Липецк и другие менее известные читателям.
Особенности зарождения и развития городов петровской эпохи дают возможность выделить из их общего списка следующее: они как бы подразделяются на города-крепости: Белая Калитва, Бийск, Богучар, Екатеринбург, Калач-на-Дону, Семипалатинск, Таганрог; города-заводы: Верхний и Нижний Тагил, Петрозаводск, Сестрорецк; города портовые и центры судостроения: Новохоперск, Тавров (нынче один из микрорайонов Воронежа), Кондопога. Есть также города — административные и торговые центры, так сказать, узлы торговых путей, небольшие по численности населения: Раненбург (ныне Чаплыгин), Воскресенск, Клинцы, Новозыбков; а также города-дворцы: Ораниенбаум (ныне Ломоносов), Отрадное, Петергоф, Царское Село (Пушкин).
Но нас более интересует следующая группа городов. Их всего восемь, и относятся они к городам-поселениям при крупных заводах или еще их называли рабочими слободами. Это Чермез в Пермской области, Мелекес (ныне Дмитровград), Буинск — райцентр в Татарстане, Лосино-Петровский (Московская область), Новая Ляля — райцентр в Свердловской области, Пермь, Липецк и наконец Кирсанов.
Не случайно в нашем списке рядом оказались два последних города. Впервые упоминание о Кирсанове как селении при Красинском железоделательном заводе мы встречаем в 1702 году, и этот завод был тесно связан с подобными предприятиями Липецка. В то время основным сырьем для металлургических заводов был древесный уголь и т.н. «болотные руды», которые в большом количестве добывались местным населением. Среди них своей предприимчивостью и смекалкой отличался Хрисанф (Кирсан) Зубахин, он же был одним из первых жителей в данном поселке.
Кроме того, походы Петра I на Азов коснулись и крестьян всего нашего края. В Тамбове, который вместе со своим уездом в то время входил в Азовскую губернию, формировалась часть русских полков, а для строительства военно-морского флота, в т.ч. на реке Вороне, где по берегам рос прекрасный корабельный лес, привлекалось чуть ли не все местное население.
В 1733 году завод, исчерпавший местное сырье, был закрыт, а селение передано в Дворцовое ведомство. В 1779 году, с образованием Тамбовской губернии, Кирсанов был преобразован в уездный город.
По переписи населения 1862 года среди 5,7 тысячи его жителей числилось чуть больше двухсот двадцати дворян, больше тысячи купцов и три тысячи мещан. К городу примыкали пятнадцать слобод казенных ведомств. На десяти улицах и трех площадях располагались три церкви, женский монастырь, гостиные и постоялые дворы, приходское и уездное училища, более шестисот деревянных домов...
Более подробно узнать об истории родного края и его жителях можно в библиотеках, музеях, архивах.
Главное — быть любознательным.
Петр ФЕДОРОВ.
Краевед, член Союза журналистов России.
Фото Алексея СУХОРУКОВА.