Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Земля и Воля» № 27 от 11.06.1917 С.3

Газета «Земля и Воля» № 27 от 11.06.1917 С.3
В чем сила народа
    Рабы или продавались купцам, которые торговали ими на всех тогдашних рынках (у хазар и в Царьграде), или рабов помещали на свободные участки земли и принуждали эту землю обрабатывать в пользу рабовладельца. Заселением земли рабами особенно усиленно занимались князья и их дружинники. Про князя Романа даже сложилась пословица: «Худым, Романе, живеши, литвою ореши», т.е. плохо делаешь, князь, что заставлешь литовцев пахать свои земли. А князь Василько хотел было захватить дунайских болгар и посадить на свободные земли в своем княжестве.
    Вся ранняя история Руси полна междоусобиями князей, их нападениями на соседей, уничтожением запасов, уводом к себе челяди и продажи ее или размещением на своих землях.
    Раньше мы пришли к заключению, что свободное трудовое крестьянство жило общиной; в случае необходимости, т.е. в случае увеличения населения оно ломало межи и переделяло землю. Поэтому как про воздух, про воду, про солнечный свет, так и про землю тогдашнее свободное крестьянство**) не могло сказать: это моя земля, потому что общинная земля не принадлежала никому в отдельности, зато князь или дружинник (боярин), когда сажал на землю своих рабов, то уже говорил: это моя земля, потому что на ней работает моя челядь.
    Вот отсюда то и произошла частная собственность на землю. Именно так, а не иначе она появилась, и не только это было на Руси, но и во всех других странах. Такая земля вместе с челядью стала переходить по наследству от отца к внуку и потому стала у русских называться отчиной или «вотчиной». Значит, началом появления частной собственности на землю, причиной этого появления следует считать только рабство, т.е. самое грубое угнетение одного человека другим, самое недопустимое насилие над человеческой личностью и самый грубый захват, присвоение чужого труда.
    III
    Нападение кочевников заставили население Южной Киевской Руси переселяться на север. А установление татарского ига окончательно умалило значение Киева, и центр жизни Русского государства постепенно перенесся сначала во Владимиро-Суздальское княжество, а потом в Московское. Это последнее возвысилось, объединило около себя все остальные княжества, свергло татарское иго (1480 г.), и Русь зажила новой жизнью.
    Изменилась ли жизнь крестьян или «Христин», как их тогда еще называли?
    Что касается собственно крестьян, т.е. свободного земледельческого населения, то оно по-прежнему жило «миром», общиной, управлялось выборными людьми и платило князю установленную подать, «тягло».
    Первоначально изменения в положении крестьян мы не видим, потому что вотчина князя или боярина по-прежнему обрабатывалась главным образом рабами, которые в это время назывались холопами. Это последнее название скоро распространилось на всех подданных Московского государя: даже бояре стали называть себя холопами царя, но для нас не это должно служить предметом рассказа. Посмотрим, как изменилось право частной собственности, как измелилось право частной собственности на землю в период от свержения татарского ига до смутного времени и дальше до эпохи Петра Великого.
    Московский царь, сделавшись самодержавным владыкой, захотел иметь около себя не строптивых и сильных своими землями и рабами бояр – вотчинников, а послушных чиновников – служилых людей, которые бы и все желания царя исполняли беспрекословно и на войну бы собирались быстро «конны, людны, оружны». Об этом особенно заботились два царя: Иван III и Иван IV.
    С одной стороны – они накладывали опалу на бояр, отнимали у них земли, а самих бояр или казнили или переводили в разряд служилых людей; с другой же – раздавали земли не только бывшие вотчины, но и крестьянские (конечно, вместе с холопами и крестьянами) вновь образованному классу служилых людей. Раздаваемые земли стали с этого времени называться поместьями, а новые временные владельцы их – помещиками.
    На каких же условиях и за что помещики получали от царя земли?
    Помещики обязаны были все время, пока пользуются землёй и трудом крестьян, служить государству при дворе царя и в государственных учреждениях или по первому зову царя собирать из своих крестьян войско, вооруженное и на конях, и являться с ним к царю. Если помещик не мог или не хотел исполнять этих обязанностей, то поместье у него отбиралось обратно в казну.
    Следует отметить, что помещиков было посажено очень много. Один Иван IV дважды помещал русскую землю и каждый раз учреждал по тысяче служилых мест. Земли с крестьянами давалось по 1000, по 500, по 150, 75 и по 30 десятин на каждого служилого человека. И к концу царствования Ивана IV вотчинное право было почти совершенно уничтожено. Таким образом, произошла своеобразная национализация земли, потому что вся земля стала представлять из себя национальный земельный фонд, отчасти находившийся в свободном пользовании черносошных крестьян, а отчасти раздаваемый взамен жалования служилым людям. Наиболее влиятельные служилые люди находились при дворе царя, они составляли дворню его, поэтому и называться стали все помещики дворянами. Цари сознательно давали им большую власть над крестьянами, сознательно выбирали себе покорных дворян, заботясь главным образом о своем спокойствии и о сохранении своей неограниченной самодержавной власти. Подчиняя помещикам населенные свободными крестьянами земли, цари дают права лишь помещикам и в указе излагают лишь обязанности крестьян, которые должны были: «Слушаться помещика, подати ему платить и всякое изделие делать» или слушаться во всем «помещика, пашню на него пахать и доход платить ему хлебный, денежный и всякий мелких доход, чем он их изоброчит».
    Таким образом, в Московский период нашей истории право на земельную собственность резко изменилось, но вместе с тем изменилось и положение всех земледельцев. Челядь, рабы постепенно превратились в зависимых от помещика крестьян. Но в таких же зависимых превратились и все ранее бывшие свободные крестьяне. Сначала они хоть имели право однажды в год, осенью в Юрьев день***) переходить от одного помещика к другому, искать лучших условий жизни и так или иначе протестовать против бесчеловечной эксплуатации. Но помещики скоро добились уничтожения и этого права крестьян.
    Правд,. Иван III и Иван IV все же заботились о крест. и строго подтверждали их право перехода от одного помещика к другому в Юрьев день. Борис Годунов тоже в 1601 г. издал указ, где говорит, чтобы помещики:
    «крестьяне из-за себя выпускали со всеми их животы, без всякой зацепки».
    Но вступила на престол династия Романовых. Возведенная на царство дворянами, она и все милости стала изливать лишь на дворян. Поэтому в 1645 году второй царь из дома Романовых, Алексей Михайлович издает указ об отмене «урочных годов», смысл которого заключался в том, что крестьяне прикреплялись к земле на вечные времена и не имели права переходить к лучшему помещику. Так началось на Руси крепостное право. Так свободный крестьянин попал в кабалу. Тогда-то он с горькой иронией и сказал:
    «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
    Из изложенного мы видим, как часть государственной земли вместе с крестьянским трудом оказалась в руках нескольких тысяч царских прислужников. В дальнейшем же изложении мы укажем, как эта земля сделалась их личной собственностью, как крепостное право принимало все более жестокие формы, как династия Романовых раздавала государственные земли с свободными крестьянами всяким проходимцам, а когда пришлось освобождать крестьян от крепостной зависимости, так их же бессовестно обманули и ограбили.
________________________________________
**) Свободные крестьяне назывались смердами
***) 26 ноября
 
    И. Бураков.
   
    Роль трудовой интеллигенции в наступающем промышленном кризисе*).
    Обращаясь к практическим шагам, какие можно бы сделать местной трудовой интеллигенции в деле борьбы с промышленной разрухой, мы предварительно произведем приблизительный учет интеллигентных сил, сформировавшихся в профессиональные организации. Среди них мы отметим: союз технических сил, союз бухгалтеров, союз торгово-промышленных служащих, саратовский союз служащих в правительственных учреждениях, союз городских служащих, союз служащих земства, союза ж.д. служащих, союз техников банкового дела и ряд многих других организаций интеллигентного труда.
    Разве этот комплект сил не составляет в настоящее время достояние страны? Разве они не должны быть направлены на спасение ее от надвигающейся грозы в виде промышленного кризиса с его неизбежными спутниками – безработицей, ротами нищенства, преступностью и проч.? А ведь последние давали-бы врагам революции большой козырь и возможность торжествовать. И еще больше и еще сильнее направлять свои удары в тесные ряды хранителей революции.
    Так пусть теперь-же вожди перечисленных союзов настойчиво требуют от своих членов отклика на государственное дело. Необходимо сейчас же образовать: Бюро союзов интеллигентного труда и в нем создать «особый отдел специалистов для выяснения меры борьбы с промышленным кризисом».
    Этот отдел, включая в себя специалистов, должен дать в них людей опыта в общественной работе людей с определенной политической физиономией, стойкостью взглядов, отражающих интересы демократии.
    Возможно, что здесь будут возражать мне и говорить, что трудно встретить человека с такими исключительными достоинствами и что здесь, прежде всего, должен быть специалист и даже только специалист. На это я отвечу. В своей статье я имею в виду лишь интеллигенцию трудовую, а не восприявшую верования буржуазии. С этой нам не по дороге.
    Итак, группа специалистов – скажем инженеров, бухгалтеров, техников по отдельным отраслям данной специальности и коммерсантов – организаторов при поступившем заявлении со стороны предпринимателя берет на себя, по поручению определенного органа общественной власти, задачу по исследованию данного предприятия как со стороны технической, так и со стороны финансово-коммерческой.
    Произведя анализ и вскрыв в больном хозяйственном организме нарывы, комиссия специалистов может и указать способы лечения, это будет своего рода суд технико-экономической постановки дела. В зависимости от данного комиссией заключения, предприятие может быть взято в руки государства*), в силу особого революционного права, впредь до наступления момента, благоприятного для передачи его обратно дезертиру мобилизованной промышленности.
    Необходимо общественной власти, а также С. И Р. Д. откликнуться на этот призыв и дать особому отделу специалистов имеющийся у них материал.
    Здесь скажут, что комиссия специалистов не может вторгаться в частно хозяйственную область что отчеты, балансы и коммерческая корреспонденция забронированы законом о сохранении коммерческой тайны, до сих пор не потерявшим своей силы.
    Поэтому мы и взываем к местной общественной власти и зовем ее на спасение общего дела. Опираясь на общественную власть, комиссия специалистов, будет действовать как вспомогательный орган государственной власти, а стало быть, действия ее будут закономерными.
________________________
*) См. № 24 "З. и В."
*) Или же общественной организации.
   
В. П. В.
   
    Организация власти
    Население России, с момента переворота, представляет какую-то бесформенную массу, которая в течение 3-х месяцев никак не может организоваться, хотя перед ней открыты все возможности, в том числе и всероссийская. В последнем обстоятельстве, кажется, и кроется главная наша беда: мы, в страхе за ближайшее будущее, стремимся к организациям всероссийского типа и масштаба, пренебрегая прочностью местных ячеек.
    Мы, с.-р., понимаем лучше многих партий все значение организации, а программа и тактика наши диктовали нам в былое время приемы активной борьбы с самодержавием во всех его проявлениях не для того чтобы вместе с его свержением мы обратились в жалкий сор, увлекаемый потоком неорганизованной стихии в дебри, из которых нам не суждено выбраться.
    История несомненно, потребует нас к ответу и спросит, что мы как партия, могли и должны были сделать, и поставить в упрек нам и безволье, и нерешительность в самый ответственный момент русской истории. Кажется, ни на одной русской политической партии не будет лежать столько ответственности, как на нашей. Нам пора это понять, и пора перейти от резолюций и веского прекраснодушия к практической деятельности, какая требуется от партии народной воли, народного гнева и народной правды.
    Нужно дать себе отчет, во-первых, в том, что дезорганизацию в нашу жизнь вносят элементы, которые органически не переваривают демократии, даже независимо от ее политических и экономических требований; во-вторых, в том, что народная власть русской демократии, ни сколько не слабее власти старой русской бюрократии, и что эта власть способна различить полезное от не полезного. Только жало русской народной власти должно быть обращено не против широких народных масс, а против всех единичных выступлений, клонящихся к подрыву общественной дисциплины.
    Мы должны быть врагами всяких полумер, всякого оппортунизма. Так велит нам наша партия. Вместе с тем необходимо решительно устранить всех агентов безвластья и полувластья, которые почему то до сего времени считают себя властью. Коалиционному министерству нужны на местах общественные группы, способные, не ожидая поддержки свыше, проявить настойчивость, энергию и силу в проведении правительственных мероприятий большой государственной важности: хлебной монополии, жел.д. транспорта, продовольствия, займа свободы, борьбы с дезертирством и т.п. Все эти меры должны быть проведены принудительно, а не вещанием, и только тогда население на месте, и власть в центре почувствуют точку опоры, и притом такую, которая покоиться не на случайном захвате, а на народной воле и на народном понимании задач государственной важности, т.е. в конце концов на государственной необходимости.
    Вот какие практические задачи должны быть подвергнуты обсуждению партии в самом неотлагательном порядке.
    В. Арнаутов
   
    Ко всем Поволжью.
    ТОВАРИЩИ!
    Исполнительный Комитет Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов приступил и приступает к громадной организационной работе и к работе по проведению в жизнь всех постановлений Совета Крестьянских Депутатов, для чего он посылает своих представителей во все государственные учреждения – главный земельный комитет, главный продовольственный комитет, финансовую комиссию и много др.
    Кроме этого, Исп. Комит. имеет представительство во многих комиссиях государственного значения и организовал свои комиссии для выработки мероприятий для внесения их в Учредительное Собрание, так и переходного характера.
    Чтобы в своих работах быть постоянно в курсе жизни, протекающей на местах, необходима осведомленность Испол. Комит. во всем, что там происходит.
    В виду того, что многие члены, занятые работой в комиссиях, лишены возможности часто выезжать на места, единственным способом осведомления является переписка и сообщение с мест о более или менее выдающихся явлениях общественной жизни.
    Более важные и характерные явления будут печататься в «Известиях Сов. Кр. Депут.» и таким образом все организованное крестьянство будет знать, что делается в других местах и проводить такие же меры у себя.
    Помните, что Исполн. Комит. силен только тогда, когда он опирается на своих избирателей и выражает их волю, а это возможно только при широком общении с своими избирателями.
    Пишите все, что у вас совершается, и этим Вы дадите нам большую силу в нашей трудной работе, так как представители имущих классов имеют уже смелость заявлять, что мы не являемся выразителями Вашей воли, Вашей мысли, а просто подпали под влияние какой либо политической партии и проводим в жизнь ее взгляды.
    Дайте нам возможность с документами в руках доказать, что они не правы.
    Направляйте ваши сообщения, наказы, ходоков в Исполнит. Комит. Совета Кр. Депут. в Петроград. Фонтанка №6 училище правоведения.
    Представитель от Сарат. Губ. П. Кочетов.
   
    Товарищи
    Вот прошло уже три месяца, как революционная армия и демократия вырвали из клещей холопов мысли и насильников воли, свободу. Вместе с ней мы обрели и нашу «Землю и Волю», которая должна служить путеводным огоньком к осуществлению социализма, за которым будет идти и крестьянин, и рабочий, и интеллигент (образованный народ – студент, адвокаты и др., стоящие за народ).
    Вот уже три месяца выходит «Земля и Воля»…
    Три месяца мы жадно ловим и впитываем в себя все, что пишут товарищи про нашу жизнь, про наши нужды, про наших товарищей – братьев, стоящих на фронте и защищающих наши свободы. И три месяца мы болеем за нашу «Землю и Волю», т.к. нужд у нас много, и все это не может обсуждаться в родной газете т.к. она выходит всего лишь два раза в неделю…
    Товарищи солдаты, крестьяне и рабочие!!!
    Так дальше жить мы не можем! Нам нужна ежедневная газета «Земля и Воля», как хлеб насущный. И мы верим, что наши революционная армия и демократия создадут свою ежедневную газету «Земля и Воля», - что они, так самоотверженно подставлявшие свою грудь под свинец и сталь, кровью оросившие «Землю и Волю», не останутся безучастными зрителями судьбы родной газеты и поддержат ее всеми силами, как морально (т.е. будут распространять ее, присылать свои статьи, резолюции собраний и проч.) так и материально т.е. своими трудовыми грошами.
    Мы ковали сотни лет счастье баловней-богачей, а теперь, мы куем свое.
    За дело, товарищи! Промедление смерти подобно.
    Вместе с партией Социалистов-Революционеров, нашей матушкой-руководительницей, мы «в борьбе обретем свое право».
    Предлагаю товарищам обсудить это письмо в ротах, батареях и командах и резолюции направлять в редакцию «Земля и Воля».
    Предлагаю товарищам до выхода ежедневной газеты «Земля и Воля» организовывать коллективную подписку. Новые, как и старые номера «Земли и Воли» посылать своим родным и знакомым в деревню.
    Время не ждет! Торопитесь, товарищи, ковать свое счастье, и счастье демократии всего мира.
    С своей стороны прилагаю в фонд ежедневной газеты «Земля и Воля» - посильную помощь в размере 15 руб. (пятнадцать рублей).
    Солдат А.К-ист.
    От редакции. 15 р. товарища А. К-ист
    зачислены в фонд с.-р. печати.