- Категория: Материалы журнала «Физкультура и Спорт»
Журнал «Физкультура и Спорт», февраль 2016 г.
Андрей Чирков
Лиля Новожилова пробует себя в зимних видах спорта
Я всегда считал марафонское сообщество клондайком уникальных человеческих судеб. И их ярчайшие образцы совсем не обязательно искать среди чемпионов, иногда они скрываются среди скромных тихоходов…
Дорога на марафон «Мучкап—Шапкино—Любо!», ежегодно проходящий в поселке Мучкапский Тамбовской области, не длинная, но изнурительная. Поезд ходит один раз в двое суток, составлен он из допотопных вагонов, тащится, пропуская всех и вся, и прибывает в пункт назначения в три часа ночи. Я попал в купе с молодой, высокой, не очень ловкой бегуньей с наивным мечтательным взглядом. Ее рюкзак на 45 литров вмещал запасы на все случаи жизни, включая и пяльцы с вышивкой, и складную табуретку. У нас были верхние полки, мы могли договорить вверху, о чем не успели внизу. Ее беговая судьба впечатлила.
Хорошим здоровьем Лиля не отличалась. В детстве она была слабым, зато очень терпеливым ребенком. Мать называла ее гуманоидом из-за повышенной ранимости и абсолютного неумения постоять за себя. Однокашники постоянно обижали Лилю, бывало, что она даже сидела с разбитым носом у медсестры. У нее были проблемы с опорно-двигательной системой, о которых не стану писать, во-первых, потому, что девушке удалось их нейтрализовать упорным трудом, а во-вторых, лишняя болтовня может повредить ей, напугав осторожных врачей, выдающих справки для участия в пробегах. Слабость и плохая координация угнетали Лилю. В школе работала секция каратэ, но попасть туда мешали стеснительность и неловкость, да еще занятия музыкой (гитара, орган) и обязанности по воспитанию младшей сестры.
В 9 лет Лиля бежала с классом километр вокруг Останкинского пруда. Когда перепрыгивала через многочисленные бамбуковые удилища, один рыбак проворчал добродушно: «Ишь, марафонцы, разбегались тут!» Он оказался пророком. Семья Лили жила очень скромно: сытная пища и одежда по размеру казались фантастикой. Из-за дефицита веса и мышечной массы сил у девочки едва хватало для обычных уроков физкультуры. Школу она закончила в 17 лет при росте 175 см и весе 53 кг. Даже по меркам художественной гимнастики можно было добавить килограммов семь. При поступлении в медучилище Лилю буквально сдувало ветром.
К счастью, бабуля забрала ее на каникулы на дачу и каждый день кормила, приговаривая: «Ешь, тебе говорят!» Плюс организовала внучке ОФП на огороде. Чувство юмора было у обеих, так что кроме усиленного питания присутствовал постоянный позитивный эмоциональный настрой.
Результат не заставил себя ждать. Возвращалась Лиля домой с полуторапудовым рюкзаком и тяжелой корзиной огородной продукции. И ноша оказалась по плечу! Когда из троллейбуса вывалилась пара нагруженных под завязку огородников, встречавшая мать узнала Лилю только по бабуле. Трудно было поверить, что за месяц можно прибавить аж 15 килограммов — и чтобы ни намека на ожирение!
В училище времени было больше. Лиля занялась волейболом, а потом увидела объявление: секция каратэ-до. Полтора месяца собиралась с духом, а в День дурака 1 апреля, покрасив полголовы хной в огненно-рыжий цвет, шагнула в зал тренировок…
Верность боевому искусству она хранила 12 лет. Хотя иногда всё же изменяла ему, участвуя в пробегах. Да так пристрастилась к ним, что, вспомнив пророчество рыбака из детства, замахнулась на марафон. Бег притягивал, хотела двигаться как все, но природные ограничения все-таки мешали. Контрактура подколенной группы мышц не позволяла достать рукой до колена. Упорные занятия помогли сесть на шпагат и даже наклоняться к полу в этом положении.
Наконец Лиля вышла на старт марафона Шри Чинмоя. Та подруга, что ее подбивала на пробег, умчалась вперед, а та, за которой пристроилась бежать, сошла на половине дистанции. Загрустила, конечно, но тут снова появилась первая, обогнавшая уже на круг. Только теперь она плелась рядом уставшая и стонала. Лиля стала ее успокаивать и не заметила, как сама вышла на последний круг, уложившись в контрольное время и избежав снятия с дистанции за тихоходность (с последнего круга бегунов уже не снимают). Так и доплелась до победы — покорения первого марафона!
Тренировалась самостоятельно: ходила на работу пешком — минут 40 в один конец. Иногда надевала на ноги 2-килограммовые грузы, при быстрой ходьбе это давало ощущение бега трусцой. На службе в перерывах крутила старенький велотренажер. Кстати, о профессии: Лиля — инструктор-методист по лечебной физкультуре, детская специализация, стаж — 16 лет. Пациенты — от 3 до 18 лет с патологиями: от плоскостопия, сколиоза, спинальной нестабильности до детского церебрального паралича, последствий полостных операций и онкологических заболеваний. Попавшим к Лиле пациентам сказочно повезло: они обретали не рядового учителя или методиста ЛФК, а сэнсея — человека, лично прошедшего их путь восстановления. Дюжина лет на татами дала Лиле не только черный пояс, но и постижение гуманной философии, образа жизни. Названия японских единоборств заканчиваются на «до», что на русском языке означает «путь познания длиною в жизнь». В мультфильме «Панда кунг-фу» авторы просто объясняют суть такой метаморфозы.
На мой вопрос о мечте Лиля ответила: «Есть у меня одна даже не мечта, а мечтища: чтобы пациент, ему 4 годика, страдает ДЦП с поражением всех конечностей, но с сохранным интеллектом, однажды пришел на пробег в качестве участника. Этот солнечный мальчик хочет бегать и прыгать, но пока у него не получается. Работаю с ним второй год, на этой неделе стал понемножку ходить на коленях — это целое событие, судя по прогрессу, ходить он будет, вот только когда? Надеюсь, что скоро». Лиля — верующий человек, и это очень помогает ей и в работе, и в жизни.
Марафон еще более усилил приобретенные в единоборствах качества. Трасса — равный соперник, как правило, предсказуемый и постоянный. Вопрос только: хватит ли сил и упорства выстоять? Финиш — это всегда победа, несмотря на номер в итоговом протоколе.
После покорения нескольких марафонов Лиле захотелось чего-то еще более трудного. Попробовала горный бег, приняв участие в соревнованиях «Королёвские горки» (30 км, 21 круг, суммарный перепад высот — 750 м). Одолела со второй попытки. Женщин было всего трое. Знакомые по первой попытке 6 кругов дались легко. 14-й круг стал переломным — тот длинный подъем: чтобы из-за усталости сойти с дистанции, нужно взобраться, а если уже поднялся, зачем сходить? Спасибо организатору и судье на финише — дождались! Накормили кашей и салатом и спрашивают: «Откуда такая упертая?» В конце именно этого пробега Лилю осенило, почему начальник одобряет ее старты. Ведь после финиша она приползает на работу уставшая и не донимает его, как обычно, инициативами: «Вся энергия остается на трассе, а мозги ясные и рожа счастливая».
Марафонцы — в основном народ доброжелательный, к этому располагает и гарантированная медаль на финише, независимо от занятого места. Они оказывают друг другу помощь на трассе. Да и в жизни. Лиля любит приезжать на пробеги заблаговременно. Садится она как-то в электричку, а на платформе переполох: девушке плохо, а «скорая помощь» не едет. Лиля разворачивается в сторону пациентки: худосочная, бледная, скрюченная, жалуется, что в глазах темно, мучают дурнота и дрожь в теле. Уложила ее на скамейку, ноги повыше. Попоила целебной минеральной водой «Новотерской» из своего большого рюкзака. Тень для пациентки, спасая ее от жары, организовала из зевак, собравшихся по случаю. «Скорая помощь» приехала, когда пациентка уже оклемалась. Она побрела в сопровождении бригады медиков из трех человек. Пока ждала следующую электричку, Лиля успела перекусить булочкой с квасом и помочь старушке перетащить сумку на колесиках по ступенькам.
Помогает Лиля не только людям. Дома у нее небольшой зверинец. Рыбки и хомячки на условия содержания не жалуются. Был любимый породистый кот. Он состарился, отключились все внутренние органы. Лиля билась за него до последнего: капельницы, уколы, но всё было безнадежно. Пришлось усыпить.
Дала себе слово, что если обзаведется котенком, то самым убогим, никому не нужным, пусть даже с блохами и глистами. День в день через 4 года у подъезда большой спортивной арены «Лужников» сидела жалкая кошечка и голосова-а-а-ала. Было ощущение, что ею трубы чистили, худющая, в руки взять страшно. Не обошлось и без глистов, в придачу хромая. Как была Лиля растрепанная после марафонского финиша, так, не заходя домой, и потащила это чудо к ветеринару.
Пока ехали, животина пристроилась на руках, вцепилась в лямку рюкзака — своя! Как назвать? Раз найдена в «Лужниках», значит, кличка — Лужа, а дома — Лукерья. Кошечка подлечилась, отъелась, распушилась и получилась барыня, гурман: любит курятину, свежие арбузы, йогурт без добавок и красителей. Трехцветная красавица! Цвет шерстки белый и голубой, а вдобавок роскошный палевый.
Одно из правил туристов гласит: «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и помоги. Тогда и тебе полегчает!» Я назвал бы это эффектом силы милосердия. Лиля Новожилова — один из ярых приверженцев этого девиза среди марафонцев.
Андрей ЧИРКОВ
В раздел Марафон "Мучкап-Шапкино-Любо!"