Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

Газета «Правда» № 109 (8517), 20 апреля 1941 г. СТАНОЧЕК
 
    Станочек
 
     Снимок обошел весь колхоз и всем очень понравился. Еще бы! Алексей Коростелев снят рядом с матерью, колхозницей, в полной форме, с портфелем в руках, и вид у него такой бравый, молодцеватый, что сразу видно: парень в надежных руках и, как говорится, прямо на глазах «выходит в люди». А тут еще сама Федосья Андреевна столько интересного рассказывает...
Pravda 1941 109     «По приезде своем в Мучкап, — пишет она директору Московского ремесленного училища № 12 А. Л. Егорову, — я в колхозе и по всему сельсовету рассказала, как учат и воспитывают наших детей, как мы никогда и не мечтали, и карточку показывала. Ко мне до сих пор родители мучкапских ваших учеников ходят, расспрашивают, и я всю правду рассказываю, и все очень довольны.
     …А сыночку моему Лене передайте: Леня, почему от тебя мало писем? Мы живы и здоровы, а ты, сынка, учись как не можно лучше.
     ...И шлю вам, Андрей Лукич, привет и также нашим сотрудникам наилучшие пожелания и дальше так воспитывать трудовые кадры. А еще передайте привет учителю пятой группы Желанкину Александру Вениаминовичу, главному мастеру и его сотрудникам, которые мне показывали все мастерские и цехи...».
     В Московским ремесленном училище № 12 и в самом деле есть что посмотреть. Всюду чистота, дисциплина, порядок. У входа — подтянутые, вежливые дневальные, в коридорах — светящиеся транспаранты: «Тише, идут занятия!». Отличные учебные кабинеты физики, технологии металла, чертежный. Просторные, светлые цехи — не хуже иных лабораторий. Опрятные, выутюженные спецовки на учениках. Много хороших, умных станков, и среди них один особенный... Его здесь все — от директора до самого младшего из молодых учеников — называют ласково:
     — Станочек.
    Настольному токарно-винторезному станку «Т-65» в самую пору пословица «Мал золотник, да дорог». Весь он какой-то особенно ладный, собранный, блестящий. На нем можно отлично выполнять самые тонкие работы микронной точности. Но самое, приятное то, что станочек — свой.
     Вот слесарно-сборочный цех. Ученики проходят тренировочный период по сборке приборов. У каждого — удобное рабочее место с настольной лампой, с запирающимся на замок ящиком для инструмента, со стеклянным колпаком для точных деталей. Чертежи у всех перед глазами, детали в работе — на чистых бумажных листах. Взгляды сосредоточенны, движения рук уверенны и четки. А спросите любого, о чем он сейчас мечтает, — услышите, наверняка:
     — Когда будем собирать наш станочек? Передовая группа токарей-универсалов мастера Б. А. Щеголева. На станке ученика Александра Кузовкина — врученный в понедельник перед строем переходящий красный флажок с надписью: «Лучшая бригада группы №22». На всех лицах — твердая решимость не уступить никому этого флажка и в будущую неделю. А в глазах сияет гордость: здесь вытачиваются подшипники, кольца шкива, конические втулки и другие, детали для «Т-65».
     В мелко-токарном цехе учащиеся выполняют заказы промышленности, требующие исключительной точности. Выполняют на своих любимых станках, сделанных в стенах самого училища. Ремесленное училище № 12 выпустило уже 108 и приняло недавно заказ еще на 550 станков «Т-65». Производство их можно считать полностью освоенным. Авторитетная техническая комиссии наркомата, которая ознакомилась 4 апреля с продукцией училища на складе, в чертежах и в работе мелко-токарного ученического цеха, пришла к заключению, что «станок по своей конструкции и целевому назначению пригоден для заводов точного машиностроения... При сравнении конструкции с импортными станками станки, выпускаемые ремесленным училищем металлистов № 12, следует признать более совершенными... Следовательно, надобность в импорте станков такого типа совершенно отпадает».
     Особенно отрадно, что училище, добилось этого успеха не только без малейших отступлений от своей учебной программы, а, наоборот, в прямой связи е ее успешным выполнением.
     — Станочек этот, — говорит директор школы, — содержит много разнообразных деталей, на которых удобно учить молодежь. Детали эти различной сложности, требуют квалификации от 2-го до 7-го разрядов, и это дает нам возможность постепенно переходить от простейших производственных процессов к все более тонким. Но что самое, пожалуй, важное, — учеба строится не на случайные деталях, а целеустремленно. Наши учащиеся увлечены работой, польщены оказанным доверием: они знают, что «Т-65» пойдет в часовую, оптическую и в другие не менее важные отрасли промышленности. Молодые рабочие на этом растут — вот и учеба спорится.
     Дела, в училище идут, действительно неплохо. Квалифицированные мастера и преподаватели прививают молодежи не только знания, не только профессиональные навыки, но также интерес, и живую любовь к избранной специальности. Неформально, а по существу проверяемые каждую неделю в каждой группе итоги социалистического соревнования свидетельствуют о все больших успехах учеников в теории, в практике, в военном деле. Видно, что молодежь старается.
     Да грех было бы не стараться! Здесь им предоставлено решительно все, что необходимо для овладения высокой квалификацией, для всестороннего производственного, культурного и физического развития. Прекрасные классы, учебные кабинеты и мастерские дополняются большой библиотекой, красным уголком с зрительным залом и звуковой киноустановкой, собственной хорошо организованной столовой, чистым и уютным общежитием для иногородних учеников. Только учись!
     Не все, конечно, учатся одинаково ровно. Но «доску показателей социалистического соревнования» украшают уже выведенные золотыми буквами фамилии двадцати семи «круглых отличников». Все больше хороших отметок, все меньше посредственных. И в этом играют немалую роль сами учащиеся, активно выполняющие свои обязанности в групповых комиссиях по социалистическому соревнованию, дружески воздействующие на отстающих, помогающие им учиться все лучше.
     Так создается здесь дружный, веселый коллектив, который отлично знает, что «делу время, потехе час», и час этот проводит с толком. В училище, выходит несколько интересных по содержанию и хорошо оформленных, стенных газет, работают драматический, хоровой, радио- и фотокружки. Лыжные нормы во время недавнего комсомольского кросса сдали все, кому это не было запрещено врачом. А на первомайскую демонстрацию училище, выйдет с собственным духовым оркестром.
     Ремесленное училище № 12 гордится освоением станка «Т-65», и гордится по праву. Станочек, действительно, хорош и нужен, сделан тщательно и любовно — ничего против не скажешь. Но не меньшая заслуга мастеров и преподавателей училища в том, что в работе над этим станком они умело формируют волю и характер своих воспитанников, прививают им деятельную любовь к труду, стремление, как можно лучше знать и делать свое дело.
     С. ШЕВЕЛЕВ