Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Советская культура» № 79 (4671), 2 октября 1973 г.
    
    СПЕШИТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ В КЛУБ

    И СЕЙЧАС еще приходится слышать от некоторых сельских культработников: «Если бы председатель колхоза так же, как спешит он на ферму, в поле, спешил бы на репетицию хора, на занятие университета культуры...» Фраза эта звучит по-разному: в иных устах как выражение заветной мечты, в других—как выражение полной безнадежности. Можно понять это волнение культработника, не находящего ни внимания, ни поддержки в столь важной, а в сельских условиях, скажем прямо, в чем-то в решающей инстанции. Ни для кого не секрет, что не просто формально-должностное, а глубоко заинтересованное участие хозяйственных руководителей в развитии сельской художественной самодеятельности приносит ей множество всяческих благополучий. Вот почему отрадно было узнать, что на Тамбовщине именно такое участие стараются сделать системой. Побывав недавно в трех тамошних селах, я убедился: спешат руководители и в клуб!

    Герой Социалистического Труда, директор птицезавода «Арженка» Иван Иванович Якуненков так высказался на этот счет: «Думать о жизненных удобствах, о разумном отдыхе людей, об их образовании, - эстетическом развитии — не снисходительная любезность, а прямой партийный долг руководителя. Бывать вместе с рабочими в часы их досуга и для дела важно, и самому по-человечески интересно». Вот это «самому интересно» и определяет, по-видимому, ту степень внимания, тот градус заинтересованности, которые позволяют высоко держать не только- трудовую, но и художественную славу «Арженки».
    В колхозе «Страна Советов» Мучкапского района, интересном своими трудовыми и культурными традициями, были у меня беседы с ветераном колхозного движения Михаилом Яковлевичем Осиповым. Около восемнадцати лет руководил он колхозом. Руководил творчески, с размахом, заслужил репутацию человека инициативного, наделенного чувством нового, большого выдумщика. У Михаила Яковлевича своя, годами выработанная точка зрения. «Спешил ли я в клуб? Конечно. С 1965 года я был председателем совета дома культуры. Без актива у клуба дело не пойдет — все говорят об этом. А что такое актив? Из кого он должен состоять? В состав нашего совета входят общественники, входят и те, кто по должности своей обязан быть деятелем культуры, — секретарь парткома, председатель сельсовета, директор средней школы, руководители комсомольской и профсоюзной организаций. Жизнь подсказала нам, что без таких активистов никак не обойтись. Если, конечно, серьезно относиться к клубу. Гордость села Кулябовка — русский народный хор. Но чтобы создать его, всем пришлось поработать. А председателю колхоза особенно».
    На зональном смотре сельской художественной самодеятельности в Воронеже хорошо показала себя тамбовская делегация. Оценки жюри были на редкость щедрыми: 23 номера — 21 лауреатское звание. И слова похвалы за гражданско-патриотическое звучание концерта, исполнительское мастерство, за артистичность и изящную манеру поведения на сцене, за отличную режиссуру и со вкусом сделанное оформление, за красоту костюмов. Вообще слово красота — и в материалах жюри, и в газетных отчетах, и в рассказах очевидцев — повторялось довольно часто.
    Почему так красиво выступили тамбовцы? Вопрос этот заинтересовал многих.
    Было очевидно, что первооснова успехов самодеятельности — благотворные перемены в жизни села, высокий ритм духовной жизни, прочная материальная база хозяйств. Но как все же, с помощью каких конкретных усилий приходит настоящий успех? В том, что богата талантами тамбовская земля, ни у кого сомнений не было. Но в чем секрет возникновения той животворной атмосферы, в которой они так великолепно расцветают? Как пришлось убедиться потом, опытные члены жюри подметили одно обстоятельство чрезвычайно точно. Это прямое участие в развитии самодеятельности руководителей хозяйств, партийного, советского, комсомольского и профсоюзного актива. Прямое в смысле творческом (назывались имена участников смотра из актива) и особенно в смысле постоянной готовности поддержать хорошие начинания, создать все  условия для большого успеха любительского искусства.
    Суждение самих тамбовцев значительно расширяло толкование вопроса. Руководитель делегации, выступая на заседании жюри, заметил, что молодость, красота и другие отмеченные в ходе смотра качества их самодеятельности, — вещи в известной степени... запланированные. Новый толчок развитию всех видов народного творчества дали планы социального развития сельских трудовых коллективов. Они разработаны и осуществляются во всех 422 колхозах и совхозах области. Почти пятилетний опыт подтвердил полезность таких планов. С их помощью успешнее решаются разработанные XXIV съездом КПСС задачи развития сельскохозяйственного производства, подъема культуры села, переустройства его облика и быта. Социальное планирование, кстати сказать, ориентирует хозяйственных руководителей на воспитание коллектива, предусматривает их ответственность и за состояние художественной самодеятельности.
    Во многих фактах деятельного участия хозяйственников, специалистов в духовной жизни села хорошо просматривается четкая линия областной партийной организации руководящих кадров.
    В Тамбовском райкоме КПСС интересно рассказывали мне о колхозе «Правда», о селе Черняном, куда я собрался отправиться. Черняновцы одними из первых занялись социальным планированием. Передовые методы ведения хозяйства сочетаются здесь с энергичным решением культурно-бытовых проблем, с хорошо поставленным эстетическим воспитанием колхозников. Гордость села — черняновский народный хор, ставший в этом году лауреатом Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Уже более полувека ему. Сам председатель колхоза Сергей Васильевич Сторожев — фигура достаточно колоритная. Нелегким было его становление как руководителя. Общий язык с колхозниками нашел он не сразу не все было благополучно и во взаимоотношениях с народным хором. Формально хор принадлежит сельскому дому культуры — учреждению государственному. На этой ведомственной почве порой возникали серьезные недоразумения. Партийный коллектив колхоза, райком партии терпеливо воспитывали в молодом коммунисте понимание того, что хорошо поставленная культурная работа, крепкая, налаженная самодеятельность — важный резерв производства. Сторожев с присущим ему упорством «прошел и эту науку», и теперь колхоз «Правда» если не по всем, то по многим статьям — пример для других.
    Моим попутчиком по дороге из Тамбова в Черняное был Николай Григорьевич Лисин, композитор, энтузиаст хорового искусства, собиратель народных песен. В это село он ездит уже шестой год с тех пор как стал руководителем черняновского народного хора.
    За плечами моего собеседника многолетний опыт работы в сельских условиях. Это придает его суждениям особый вес. А выясняем мы все тот же вопрос: что нужно для серьезного успеха в самодеятельном искусстве, как рождаются творчески значительные коллективы? «Нужно много, очень много энтузиазма, — говорит он.— Энтузиазма участников, влюбленных в искусство; энтузиазма до конца преданного самодеятельности руководителя и еще энтузиазма того, кто своим авторитетом и организующей волей способен постоянно поддерживать высокий тонус творческой жизни коллектива. Здесь, в Черняном, таким человеком сначала была председатель сельсовета Вера Алексеевна Рак. Долгие годы весь груз организационных забот она несла на своих плечах. А потом пришли другие энтузиасты — председатель колхоза, секретарь парткома, новый председатель сельсовета. Одни шли от должности к хору, другие, как, например, ветеран нашего коллектива Николай Иванович Коняхин, наоборот, от хора к должности. Он сменил Веру Алексеевну на ее посту...»
    Сельские условия своеобразны. Николай Григорьевич не раз подчеркивает эту мысль. Чтобы, предположим, многосоставный хор на репетицию собрать или отправить на концерт, надо решить ворох проблем. Разный режим работы у людей, разбросаны они на огромных пространствах колхоза, надо кого-то подменить, кого-то подвезти к дому культуры. Все спланировать так, чтобы производству ущерба не было и хору было удобно, может только лицо авторитетное, наделенное правами, да и к тому же еще глубоко убежденное в большом смысле и значении подобных занятий. Это очень важно, когда самодеятельность существует не сама по себе, а входит в общий план хозяйства. Именно такое положение точно утверждается в колхозе «Правда». И с каждой новой встречей все очевиднее становится для меня организующая роль в этом плана социального развития.
    С Сергеем Васильевичем Сторожевым мы смотрим план на 1971 — 1975 годы. Шесть его разделов охватывают все стороны жизни колхозников: труд, образование общее и специальное, отдых и охрану здоровья, коммунистическое воспитание и удовлетворение духовных потребностей, управление делами хозяйства, совершенствование социальных отношений в коллективе. Существенное дополнение к этим разделам — «Генеральный план застройки села Черняное». Несколько мелких деревень, обозначенных на плане, в недалеком будущем вольются в Черняное — крупный поселок современного типа, где условия жизни постепенно приближаются к городским. Здесь вырастают благоустроенные дома, культурно-бытовые учреждения. В жилища колхозников приходят водопровод, газ.
    «Построить в селе Черняное новый дом культуры на 400 мест.
    Увеличить количество участников художественной самодеятельности. Создать драматический коллектив, духовой и эстрадный оркестры.
    Повышать идейно-художественный уровень концертных программ и исполнительское мастерство черняновского народного хора, расширить танцевальную и оркестровую группы. Начать работу по созданию музея истории колхоза».
    За простыми с виду словами — живое дело, пути решения далеко не простых проблем. Что-то появится новое, а то, что есть, пойдет в рост. Сохранять ранее созданное, давать ему развитие — традиция давняя, черняновская. Лучшим ее выражением служит народный хор, старейший в области, ставший по праву центром духовной жизни села. План предусматривает творческий рост коллектива, расширение масштабов его влияния. Он и дальше будет «обрастать» самостоятельными вокальными группами. К фольклорным ансамблям (признак в основном возрастной) прибавятся ансамбли доярок, механизаторов (признак производственно-территориальный). Все начинается с хора, говорят здесь. Открытие в 1969 году музыкальной школы в селе черняновцы прямо связывают не только с планом социального развития, но и с существованием хора, с его ростом. Он подготовил, распахал, можно сказать, для нее эстетическую почву. И сам, как выяснилось потом, оказался в большом выигрыше. По законам обратной связи школа заметно укрепила позиции хора. Свою лепту в подготовку новых программ стали вносить музыканты-педагоги супруги Евгений и Нина Беловы. С их помощью буквально в гору пошла самодеятельность средней общеобразовательной школы — постоянный резерв народного хора.
    План социального развития не оставляет места для ведомственной разобщенности, несогласованности, разнобоя, культурная деятельность всех организаций села стянута в нем в единый узел. Всему, что намечено сделать, придана строгая обязательность, за каждым заданием стоят определенные исполнители, указаны сроки. Строгую обязательность плана хорошо поддерживает общественный контроль, осуществляемый инициативной группой под председательством секретаря парткома Анны Петровны Вяткиной. С ревнивой заинтересованностью относятся к своему плану колхозники. Теперь ни один отчетный доклад председателя не обходится без серьезного анализа того, что уже сделано, что предстоит сделать.
    Из многих составных складывается ответ на вопрос, почему так красиво выступили тамбовцы на смотре. Главные из них я попытался назвать. Это партийная забота — повседневная и серьезная — о приобщении тружеников села к духовным ценностям. Это поиски коммунистами области новых, эффективных форм осуществления указаний XXIV съезда КПСС о всемерном развитии художественного творчества народа — одной из характерных черт советского образа жизни.


    Я. РЫЖАКИН,
    наш спец. корр. Тамбовская область.


См. О наших земляках -> Осипов Михаил Яковлевич