Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

В. НАЙДЕНОВ.ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ. 1980.

Социалистическая законность, журнал. № 9, 1980.

ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ СССР - В ДЕЙСТВИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

В. НАЙДЕНОВ

Заместитель Генерального прокурора СССР

    На современном этапе развития социалистического общества - борьба с преступностью является общепартийной, общегосударственной, общенародной задачей. Деятельность партии и государства по укреплению законности и правопорядка - органическая часть социальной политики в условиях зрелого социализма. Статья  4 Конституции СССР закрепила в качестве важнейшей обязанности всех органов Советского государства охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

    Важная роль в борьбе с преступностью принадлежит правоохранительным органам, в том числе прокуратуре.
    Руководствуясь решениями XXV съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС, органы прокуратуры продолжают совершенствовать свою деятельность по осуществлению высшего надзора за законностью, по укреплению правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями.
    Программным документом стало для нас постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями».
    Готовясь достойно встретить XXVI съезд партии, мы должны всесторонне оценить проделанную работу, закрепить положительный опыт, критически проанализировать недостатки и их причины, наметить конкретные меры по их устранению.
    Закон о прокуратуре СССР установил, что к основным направлениям деятельности прокуратуры относятся: борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение  к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
    Таким образом, полностью сохранено и получило дальнейшее развитие известное положение, закрепленное в первом законодательном акте о прокуратуре 1922 г., что прокуратура создается в целях надзора за исполнением законов и для правильной постановки борьбы с преступностью.
    Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями имеет все возрастающее значение. На практике уже выработаны определенные формы и методы согласованных действий органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, судов по борьбе с преступностью. Положительный опыт накоплен в Белоруссии, во многих областях Российской Федерации и Украины. Он учитывается при подготовке Положения о координации деятельности правоохранительных органов, которое послужит правовой основой для организации и проведения согласованных действий в центре и на местах.
    В Прокуратуре СССР в этом году проведено координационное совещание под председательством Генерального прокурора СССР  Р. Руденко с участием  министра внутренних  дел СССР Н.Щелокова, министра юстиции СССР В. Теребилова, Председателя Верховного Суда СССР Л. Смирнова. Рассмотрены наиболее актуальные вопросы укрепления общественного порядка в свете постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями». По результатам обсуждения даны указания.
    Важно, чтобы повсеместно согласованные действия правоохранительных органов по предупреждению правонарушений увязывались с планами социально-экономического развития городов и районов, чтобы на этой основе постоянно совершенствовалась деятельность органов прокуратуры, внутренних  дел, юстиции и судов по борьбе с преступностью и иными правонарушениями, вовремя намечались конкретные меры по устранению недостатков.
    Анализ состояния борьбы с преступностью позволяет выделить стержневые направления, от которых в значительной степени зависит эффективность мер предупреждения правонарушений.
    Особое внимание постоянно должно уделяться усилению прокурорского надзора за исполнением законов, направленных на улучшение охраны общественного порядка в городах и других населенных пунктах, и прежде всего — на решительную и бескомпромиссную борьбу с хулиганством. Проверки, проведенные Прокуратурой СССР в 1979-1980 гг., показали, что еще есть случаи необоснованного освобождения хулиганов от ответственности. Злостное хулиганство нередко квалифицируют как мелкое или как преступление против личности, относящееся к делам частного обвинения. В ряде мест часто не возбуждают уголовных дел о хулиганстве, если в первичных материалах нет данных о квалифицирующих признаках.
    Немало ошибок допускается и при разрешении материалов в отношении тех, кто ведет антиобщественный, паразитический образ жизни, занимается бродяжничеством и попрошайничеством. Между тем в отдельных краях и областях каждый третий из совершивших такие опасные преступления, как разбои, грабежи и кражи, нигде не работал и не учился.
    Состояние общественной безопасности во многом зависит от эффективности исполнения законов о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Работа в этом направлении проводится большая, но ее результативность во многих городах и районах еще невысокая. Выборочные проверки показали, что в ряде мест в отношении доставленных в медвытрезвитель не принимаются при необходимости меры административного воздействия. Иногда с наказанных нарушителей не взыскивается штраф. Редко применяют закон о более строгом наказании за повторное появление в общественных местах в пьяном виде. Суды не во всех необходимых случаях признают совершение преступления в нетрезвом состоянии отягчающим вину обстоятельством. В борьбе с этим злом еще мало используются гражданско-правовые средства.
    Именно с распространенностью пьянства, антиобщественного, паразитического образа жизни связано увеличение в некоторых городах и районах преступлений против жизни и здоровья людей. Обращает на себя внимание, что многие умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения совершаются на почве различных бытовых конфликтов. В большинстве своем об этих конфликтах сообщали и потерпевшие, и представители общественности, однако далеко не всегда работники правоохранительных органов, трудовые коллективы и общественные организации, администрация предприятий и учреждений принимали своевременные меры к их пресечению и наказанию виновных.
    Обеспечение законности при разрешении  заявлений и сообщений о готовящихся или уже совершенных преступлениях - важное условие правильной организации борьбы с преступностью, а улучшение прокурорского надзора — одно из средств достижения этой цели. Закон о прокуратуре СССР обязывает прокурора не реже одного раза в месяц проверять исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
    Как показывают проведенные Прокуратурой Союза ССР проверки, кое-где необходимый порядок в этом деле все еще не наведен. Неединичные случаи необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, сокрытия преступлений от учета установлены в некоторых городах и районах Эстонской, Латвийской, Узбекской, Украинской союзных республик. Некоторые прокуроры своевременно такие нарушения закона не устраняли.
    С учетом важности проблемы необходимо вскрывать причины нарушений законности, разбираться, почему допускают формальный подход к решению вопроса о возбуждении уголовного дела, почему на это не реагировал вовремя прокурор города или района до вмешательства вышестоящей прокуратуры.
    На состоянии преступности сказываются недостатки в борьбе с уголовным рецидивом. В этой связи нуждается в значительном улучшении надзор за законностью в деятельности исправительно-трудовых учреждений, за применением условного и условно-досрочного освобождения. В некоторых ИТУ неэффективно используют предусмотренные законом средства исправления и перевоспитания осужденных, не всегда своевременно пресекаются нарушения режима их содержания, а прокуроры не добиваются фактического устранения этих недостатков, не реагируют на факты представления администрацией к условному освобождению с обязательным привлечением к труду осужденных, не вставших на путь исправления, иногда сами занимают в судах неправильную позицию по таким делам. В ряде мест немало условно освобожденных возвращено в места лишения свободы в связи с совершением новых преступлений или за другие нарушения.
    Неудовлетворительно осуществляется кое-где надзор за соблюдением законности в местах использования труда условно освобожденных, а также за исполнением законодательства о трудоустройстве освобожденных из мест лишения свободы, применением административного надзора. Далеко не всегда на предварительном и судебном следствии выявляются нарушения действующего законодательства, способствующие рецидиву. На коллегии Прокуратуры Союза ССР была подвергнута критике Прокуратура Туркменской ССР за то, что в результате недостаточной согласованности в работе отделов не обеспечивался комплексный подход к решению вопросов усиления борьбы с рецидивной преступностью.
    В приказах и указаниях Генерального прокурора СССР неоднократно обращалось внимание на необходимость взаимосогласованного участия всех подразделений органов прокуратуры в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних. На руководителей органов прокуратуры всех уровней возложена личная ответственность за состояние этой работы. Однако не везде сделаны надлежащие практические выводы  из этих указаний. Наиболее распространенные недостатки в этой деятельности объясняются тем, что на практике не всегда обеспечивается комплексный подход к предупреждению правонарушений несовершеннолетних, не налажены необходимые контакты с советскими, профсоюзными, комсомольскими органами, учреждениями общего и профессионально-технического образования, творческими союзами и трудовыми коллективами. Не всегда в основе проводимых мер лежат выводы, вытекающие из глубокого, всестороннего анализа причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних. Между тем успех в этом деле во многом зависит от умения своевременно подмечать характерные явления в динамике и структуре преступности, причины неблагоприятных тенденций. Нужно так организовать дело, чтобы согласованными усилиями, на основе тщательного в каждом конкретном случае выяснения причин и условий, способствовавших правонарушениям, проводилась индивидуальная воспитательная работа с подростками, не было послаблений и безнаказанности.
    Перед прокуратурой, как и перед другими правоохранительными органами, поставлена важнейшая задача - усилить борьбу с хищениями, бесхозяйственностью, нарушениями государственной дисциплины.
    Прокуроры проводят большую работу по предупреждению и пресечению хищений государственного и общественного имущества, расточительства, бесхозяйственности, очковтирательства и других нарушений государственной дисциплины. Однако необходимо критически оценивать результаты этой работы.
    В некоторых отраслях народного хозяйства все еще велики материальные потери, причиняемые государству недостачами, растратами, хищениями, бесхозяйственностью, приписками, выпуском недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции. Немало этих преступлений, как известно, совершают должностные лица, которые призваны следить за сохранностью народного добра и соблюдением государственной дисциплины. В ряде случаев нет надлежащего спроса с руководителей республиканского и областного звеньев за обеспечение строжайшего соблюдения законности в подчиненных организациях и учреждениях.
    В некоторых республиканских министерствах и ведомствах, как показывают материалы прокурорского надзора, неудовлетворительно поставлен внутриведомственный контроль, неэффективно работают ревизионные аппараты, принижена роль правовых служб, общественного контроля. Нередко материальный ущерб неоправданно списывают с виновных под видом так называемых «производственных потерь», а отдельные хозяйственные руководители из узковедомственных и местнических побуждений мирятся с подобными явлениями, уклоняются от активной борьбы с ними.
    Иногда такого рода хищения и корыстные злоупотребления своевременно не вскрываются не только ведомственным контролем, но и службами БХСС, длятся годами, преступники причиняют государству значительный ущерб.
    Необходимо повысить роль следственного аппарата прокуратуры в борьбе с хищениями. Не удовлетворяет уровень этой работы в Таджикской, Азербайджанской, Казахской союзных республиках. Надо решительно повышать остроту и принципиальность надзора. Во всех необходимых случаях материалы прокурорских проверок, уголовных дел должны использоваться для постановки вопроса об ответственности руководителей предприятий, улучшения деятельности контрольно-ревизионных органов.
    Нужно настойчиво добиваться фактического полного возмещения причиненного государству материального ущерба и устранения причин и условий, способствующих разным корыстным злоупотреблениям. Нуждается в улучшении прокурорский надзор за законностью разрешения аппаратом ОБХСС заявлений и сообщений о преступлениях, за своевременностью передачи торговыми, хозяйственными и другими организациями материалов о хищениях и  злоупотреблениях в следственные органы, за законностью освобождения от уголовной ответственности. В каждой прокуратуре должен быть установлен порядок, обеспечивающий согласованное и целенаправленное использование данных общего надзора, следственной практики, материалов других отраслей надзора для решительной борьбы с хищениями и нарушениями государственной дисциплины.
    Острое оружие в борьбе с преступностью - следственный аппарат. Его деятельность создает необходимые предпосылки для укрепления режима законности и твердого правопорядка, обеспечения неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Следователи находятся на переднем крае борьбы с преступностью, среди них немало подлинных мастеров своего дела, успешно раскрывающих и расследующих сложные преступления. Подавляющее большинство дел заканчиваются производством в установленные сроки, с высоким качеством, в точном соответствии с законом.
    Однако необходимо признать, что с учетом все возрастающих требований по обеспечению своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, повсеместного укрепления общественного порядка деятельность следственного аппарата должна быть значительно улучшена. Наибольшее значение имеет прежде всего раскрываемость преступлений. Из-за несвоевременного возбуждения дел, ошибок на первоначальном этапе расследования нередко упускаются возможности для установления совершивших преступления. Немало еще фактов неоперативности, низкого качества расследования. На коллегии Прокуратуры Союза ССР серьезной критике была подвергнута работа следственного аппарата в Узбекской ССР, где не было принято всех мер к повышению уровня предварительного следствия и прокурорского надзора за Следствием и дознанием, к надлежащей организации этой работы. Ошибки по конкретным делам вовремя не устранялись, повторялись вновь.
    Почему это происходит? Причин здесь несколько. Некоторые из них обусловлены отсутствием должной организации следственной работы. Порой следственными управлениями и отделами за текущими делами упускаются основные, центральные вопросы, решение которых непосредственно влияет на эффективность и качество предварительного расследования.
    Чтобы поднять уровень следственной работы, требуется осуществить комплекс мер по дальнейшему укреплению законности при производстве расследования, по улучшению профессиональной подготовки и воспитания следственных кадров, широкому внедрению научных рекомендаций и криминалистической техники в следственную практику, укреплению связей следственного аппарата с общественностью, более тесному взаимодействию следователей с органами дознания, совершенствованию управления следственным аппаратом и усилению прокурорского надзора за следствием.
    В ряде республик, краев и областей все еще не изжиты случаи незаконных задержаний, арестов, привлечения к уголовной ответственности граждан; необоснованного оставления на свободе совершивших тяжкие преступления. Известно, что любое нарушение закона затрудняет расследование, влечет наиболее серьезные ошибки в следственной практике.
    Устранение отмеченных недостатков зависит прежде всего от постановки контроля исполнения и создания обстановки высокой требовательности за безупречное выполнение служебного долга каждым прокурором и следователем.
    Успешное раскрытие и расследование преступлений во многом зависит от внедрения достижений науки и техники в следственную практику. Сейчас значительно возросли возможности использования криминалистической техники при осмотре места происшествия и производстве других следственных действий, привлечения специалистов к участию в расследовании, расширились рамки экспертных исследований, разработаны научно обоснованные рекомендации по расследованию отдельных видов преступлений, использованию более эффективных тактических приемов производства следственных действий. Качество и результаты расследования в значительной степени определяются именно способностью следователя использовать все эти возможности.
    Повышение квалификации следователей в основном идет на базе кабинетов криминалистики. И это дает определенные положительные результаты. Но далеко не всегда учебные мероприятия влияют на формирование высоких профессиональных качеств следователя. Не везде учебные занятия проводятся с учетом передового опыта, а также конкретных ошибок и недостатков в работе следователей. А главное, подчас плохо контролируется индивидуальная работа следователя над повышением профессионального мастерства. В ряде мест не уделяют постоянного внимания изучению следователями специальной литературы и криминалистической техники, в результате из года в год они повторяют одни и те же ошибки и недостатки.
    Учитывая это, крайне важно повсеместно сосредоточить усилия следственных и кадровых подразделений прокуратур республик, краев и областей на всестороннем и квалифицированном обучении следователей. Руководителям прокуратур следует взять под особый контроль это дело. Необходима также и дальнейшая научная разработка проблем, связанных с повышением профессионального мастерства следователей, совершенствованием подготовки пособий и научных рекомендаций для следственных работников, чтобы сделать их унифицированными, максимально четкими и удобными для использования.
    Повышение уровня следственной работы немыслимо без улучшения прокурорского надзора за следствием и дознанием. Кое-где нередко остаются без прокурорского реагирования нарушения законности и волокита при расследовании преступлений. Можно было бы привести немало примеров, когда некоторые прокуроры городов и районов вместо осуществления постоянного надзора ограничивают руководство следствием и свои надзорные функции просмотром дел при утверждении обвинительных заключений. А ведь прокурорский надзор, личное участие прокурора в расследовании оказывают большое влияние на формирование профессиональных качеств  следователя. Вовремя исправить ошибку следователя, дать дельный совет, проконтролировать, подать пример отношения к делу - задача каждого прокурора.
    Опыт работы передовых прокуратур показывает, что эффективность и практическая отдача многих мер борьбы с преступностью зависят от правильной постановки аналитической работы, перспективного и текущего планирования, контроля и проверки исполнения. Особенно важно постоянно следить за изменениями в уровне  структуре преступности, показателями следственной работы и на этой основе оперативно реагировать, своевременно устранять недостатки.
    Вся деятельность органов прокуратуры должна способствовать решению основной задачи — искоренению любых нарушений правопорядка, ликвидации преступности, устранению причин, ее порождающих. Главное внимание необходимо сосредоточить на работе городских и районных прокуратур, от деятельности которых во многом зависит успех в борьбе с преступностью. Содержание, формы и методы работы по искоренению правонарушений должны постоянно совершенствоваться, они во многом зависят от инициативы и принципиальности прокуроров и следователей, их непримиримого отношения к любым нарушениям советского правопорядка. Взыскательный спрос за конкретные упущения и ошибки, постоянно возрастающая требовательность должны обязательно сочетаться с подлинной заботой о прокурорско-следственных кадрах, об улучшении условий их труда и быта. Организация работы в органах прокуратуры - живое творческое дело, жизнь постоянно рождает новые, более совершенные формы деятельности. Важно вовремя заметить и поддержать их, сделать достоянием всех прокуратур. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо сосредоточить внимание на совершенствовании организации работы, повышении уровня и конкретности руководства подчиненными органами, усилении контроля за их деятельностью, четкости и слаженности в работе всех звеньев прокуратуры.