Русская Германия №- 14/2005 11.04 - 17.04
Свидание с Рахманиновым
Музыка Сергея Рахманинова волнует и радует миллионы слушателей. Она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий. В апреле в германской столице в зале Konzerthaus Berlin пройдут концерты, посвященные творчеству этого феноменального композитора, певца России.
Опера по пятой песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте Алигьери была написана Рахманиновым летом 1904 года. В это время композитор начал свою работу в качестве дирижера в Большом театре.
С первых дней Рахманинов установил строго официальные отношения как с начальством, так и со всей труппой. Никто из артистов Большого театра не бывал у него в доме, в его семье. Все общение с певцами ограничивалось репетициями и спектаклями в театре.
Два года работы Рахманинова в Большом, по мнению историков, являются блестящей полосой в истории русского оперного театра. Композитор начал свою деятельность с реформ: место дирижера перенес от рампы к барьеру оркестровой ямы. Это дало возможность дирижеру видеть одновременно оркестр и певцов на сцене и управлять их совместным исполнением. Он ввел правило личного прохождения партий с солистами, выявляя с ними суть создаваемого образа.
«Появление его за дирижерским пультом как бы наэлектризовывало всю атмосферу. Оркестр подтягивался, молодел, становился гибким... Каждый оркестрант становился артистом высокого класса, и каждый исполнял свою партию так хорошо, как только мог», – делятся своими наблюдениями современники.
В 1906-м в Большом состоялась премьера «Франчески да Римини». Франческу с большим успехом спела Надежда Салина, а партию Малатесты не менее блестяще исполнил Григорий Бакланов. Забавно, что композитор предназначал обе главные партии другим артистам. На роль Малатесты имелся в виду Шаляпин, который почему-то не увлекся предложением («Значит, не нравится», – говорил Рахманинов, задетый, видимо, отказом.) Партия Франчески оказалась слишком тяжела для голоса другой выдающейся певицы тех лет - Антонины Неждановой.
Сегодня одной из блестящих исполнительниц партии Франчески считается солистка Мариинского театра Марина Шагуч. Заслуженная артистка России, лауреат всероссийских и международных конкурсов певица гастролирует по всему миру. В ее концертный репертуар входят такие произведения, как «Реквием» Верди, симфония № 9 Бетховена, «Stabat Mater» Дворжака, песни и романсы русских и зарубежных композиторов. Уникальное, звучное сопрано Шагуч, со множеством эмоциональных оттенков, публика сможет услышать на концерте в Берлине. И еще один приятный сюрприз: опера будет звучать на русском языке.
В рамках концерта будет исполнено другое замечательное произведение Рахманинова – Четвертый фортепьянный концерт. Работа над ним была начата композитором в мае 1914 года в имении родственников жены - селе Ивановке, где Рахманинов проводил чуть ли не каждое лето. В связи с напряженной обстановкой в России, концертной деятельностью работа над произведением была прервана. Концерт был закончен только в 1926 году в эмиграции. В нем нашли отражение мысли Рахманинова о России, об Ивановке – беспредельная тоска музыкального гения по родной земле.
Услышать концерт берлинцам посчастливится в исполнении Берлинского симфонического оркестра под руководством талантливого израильтянина Элиаху Инбала (Eliahu Inbal) и одного из наиболее ярких представителей молодого поколения русской фортепьянной школы Александра Гиндина.
Самый юный лауреат Х Международного конкурса имени Чайковского в 1994 году, в 1999-м – серебряный призер конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, Гиндин является универсальным пианистом. Ему в равной степени удаются интерпретации произведений композиторов разных эпох и стилей. «Он не просто артист-виртуоз, обладающий блестящей техникой. На рояле он умеет и нежно петь, и говорить, вдохновенно рассказывая музыкальную историю, прожитую и прочувствованную вместе с композитором, ее сочинившим», – пишет о Гиндине критика. Музыкант выступает в самых престижных залах мира при полных аншлагах, а график его жизни расписан на много лет вперед.
Кстати, признание и оглушительный успех в Америке Александру принес именно Рахманинов, его Четвертый фортепьянный концерт, с которым музыкант дебютировал в нью-йоркском «Линкольн-центре» в 2002 году.
Эля РИНГ