Два интервью
Впервые публикуемые неизвестные выступления Рахманинова в зарубежной печати во многих отношениях примечательны. Но, прежде всего тем, что дают представление о его меняющихся взглядах на важнейшую новую проблему: отношение современного художника к средствам массовой коммуникации - радио, грамзаписи, кино.
Рахманинов меняет отношение к радио
Знаменитый русский пианист Сергей Рахманинов, всегда отказывавшийся от выступлений по радио, меняет свою точку зрения. Как и Фриц Крейслер, который недавно заявил, что изучает особые требования, предъявляемые радиотрансляцией, Рахманинов тоже намеревается выйти в эфир "как-нибудь при случае".
Рахманинов признает, что больше уже не является таким уж безусловным противником игры для невидимой аудитории: ему только важно, чтобы в поле зрения у него была бы еще и видимая; для того, чтобы играть, ему необходима атмосфера концертного зала.
"Не представляю себе, как можно играть без публики, - говорит Рахманинов. - Если бы меня заперли в тесную, как портсигар, комнату и заверили бы, что снаружи находятся слушатели, я бы не смог хорошо играть. Для меня во время игры самое ценное - это ощущение установившегося контакта с публикой. Я испытываю величайшее наслаждение, предвкушая этот контакт в дни концертов".
Его цель - совершенное звучание.
"Качество исполнения настолько зависит от слушателей, что я не представляю себе, как можно играть, не имея перед собой публики. Если и буду играть на радио, то только в такой же обстановке, которая существует в Карнеги-холл. Чтобы хорошо играть в студии, мне необходимо будет не сознание того, что где-то слушают миллионы, а присутствие публики, которую я могу видеть. Услышат меня где-нибудь на Аляске и получат удовольствие - очень хорошо. Но для меня радиотрансляция будет делом второстепенным, о ней я во время игры совершенно не буду думать".
Русский пианист выразил глубокое уважение к радио, назвал его удивительным средством связи, которое дает возможность своими ушами слышать голоса всех выдающихся людей Земли.
"Разве можно быть против этого великого изобретения? - заявил он. - Однако передавать по радио человеческий голос гораздо проще, чем музыку. Когда по радио выступает политический деятель, к примеру, Муссолини, важно не то, как звучит его голос, а то, что именно он говорит. Главное - содержание его речи: несовершенством звучания в данном случае можно пренебречь. Совсем другое дело, когда артист исполняет музыкальное произведение: сам характер звучания должен быть передан с максимальной точностью, иначе слушатель получит об его игре искаженное представление".
"New Jork Times"
1932, 11 декабря
В своей "Записке о Рахманинове" С.Сатина писала: "Его отрицательное отношение к выступлениям по радио известно всей Америке... Сергей Васильевич как артист считал недопустимым для себя играть по радио, пока не будут устранены все технические несовершенства при передаче. Ни настоящего piano, ни forte по радио передать нельзя; непрофессиональные механики, сидящие у аппарата и контролирующие звук, самовольно уменьшают или увеличивают силу звука, искажая, таким образом, интерпретацию артиста. На это идти Сергей Васильевич не хотел. Отказывался Сергей Васильевич, по совету менеджера, также и от выступления в фильмах"1.
__________________________________________________
1 С а т и н а С., Записка о Рахманинове. В сб.: "Воспоминания о Рахманинове", т. I, М., 1988, с.109
Эта позиция Рахманинова ярко отражена в известном интервью "Художник и грамзапись" (1931). Некоторые его положения интересно напомнить для сравнения с новым взглядом, продемонстрированным в приведенной выше беседе.
Великий артист, безусловно, предпочитал для себя запись на пластинки, хотя и этот процесс был для него мучительным и не вполне естественным. Вот как оценивал он собственную запись Второго фортепианного концерта с Филадельфийским оркестром, сделанную в концертном зале: "Мы играли так, словно давали публичный концерт. Конечно, такие условия записи дали наилучшие результаты".
Для Рахманинова 1931 года слушать музыку по радио означало "разрушать весь дух и истинную выразительность музыки". По его мнению, "в больших городах... где всегда можно пойти в концертный зал, слушать музыку по радио - святотатство". В риторическом восклицании он изложил, думается, подлинную причину своей антипатии: "Может ли артист, выступающий по радио и лишенный возможности предварительно проверить, как прозвучит его игра в эфире, испытывать... удовлетворение своей работой?" То есть невозможность личного контроля над качеством воспроизведения для артиста и явилась основным и как будто непреодолимым препятствием для подобных выступлений.
В 1932 году ситуация, похоже, меняется. Смещается основной акцент проблемы: для записи на радио музыканту нужна реальная аудитория. Идея записываться, играя перед микрофоном в присутствии публики, высказанная в интервью, вылилась в 1941 году в предложение, сделанное Рахманиновым руководителям компании грампластинок "Victor" - делать запись его выступления прямо во время концерта. Увы, этому замыслу не суждено было осуществиться: вероятно, новаторское для того времени предложение оказалось слишком смелым для дирекции компании. Так был упущен шанс, запечатлеть живое творчество гениального артиста.
В публикуемом ниже интервью "Час у Рахманинова" (1927) под тем же углом зрения интересно рассмотреть восторженное отношение музыканта к появившейся возможности выступлений исполнителей в звуковом кино. Как нам стало известно из американских источников, два года спустя Рахманинов разрешил снять себя на звуковой фильм. Произошло это, вероятно, во время двух его сольных концертов в Карнеги-холл в 1929 году. В соответствии с составленным С. Сатиной хронографом концертных выступлений, в 1929 году в Нью-Йорке Рахманинов играл дважды: 16 февраля и 6 апреля. В программах выступлений, среди прочего, были Четырнадцатая соната Моцарта, две сонаты Скарлатти, Тридцатая Бетховена, Соната b-moll, Баллада g-moll, Ноктюрн Des-dur ор. 27, Вальс F-dur ор. 34 Шопена, "Карнавал" и "Бабочки" Шумана, Токката Равеля, Этюд Des-dur ор. 8 Скрябина. Что именно из перечисленного записано на пленке, пока установить не удалось (известно лишь, что из двух концертов записано полтора). Кинопленка эта хранится в частной коллекции в Америке. Других случаев обращения Рахманинова-пианиста к кинозаписи мы не знаем.
Час у Рахманинова
(от парижского корреспондента "Сегодня")
Знаменитый русский пианист и композитор С.В.Рахманинов находится сейчас в Париже. Рахманинов всего несколько дней тому назад вернулся из Америки, ставшей, как известно, для него в эмиграции второй родиной. Впервые годы после приезда из Европы в 1918 году композитор проживает в Америке безвыездно. Ныне он делит свой год поровну между заокеанской республикой и Европой. В частности и, в особенности - между Парижем, где живет его дочь княгиня Волконская - в весьма недавнем прошлом студентка нью-йоркского университета.
На квартире княгини Волконской я и был принят знаменитым композитором.
Много лет я не видел Рахманинова и теперь с любопытством вглядывался в его знакомые черты. Нет, Рахманинова - мало изменили промчавшиеся годы. Он - и это так редко с пережившим русскую болезнь - почти не постарел. Почти тот же, что и был - юношески подвижный, высокий, чуть сутулый.
...На чествовании Русской консерватории: А.Гречанинов, С.Рахманинов, Н.Алексинская, Н.Черепнин, А. Ян - Рубан, В. Страхова - Эр-манс, Г. Штример, В. Блюмберг, П.Ковалев, Ю.Шор, С.Лифарь, С. Когак, А.Черепнин, Н. Шамье, И.Пирогов, В. Брюнелли. Париж, 1938. Фото Э.Марковича
Говорю об этом.
Рахманинов улыбается.
Устал... В Европу приехал отдыхать. И поясняет:
- Ведь вы знаете - целых восемь лет я ничего не писал... Концерты, концерты и концерты. Только в прошлом году удалось, наконец, возобновить композиторскую работу... В прошлом году - впервые за девять лет - я написал несколько новых вещей - Четвертый фортепианный концерт и русские песни для оркестра и хора. И то, и другое уже было исполнено в четырех городах Америки в марте текущего года знаменитым Филадельфийским оркестром под управлением известного дирижера Стоковского...
Мне, как и всем вообще, известна та благоговейная любовь, которая окружает имя Рахманинова в Америке. Не далее, как неделю тому назад рассказывала мне Плевицкая, что на нью-йоркские концерты Рахманинова билеты расписываются, чуть ли не за несколько месяцев вперед.
Не удерживаюсь и задаю вопрос, который меня уже давно интересует.
- Как сопоставить успех рахманиновского изысканного творчества в Америке с примитивностью американских вкусов?
И вот, что мне отвечает композитор:
- Америка стала неузнаваемой в смысле своего музыкального воспитания... Мировой музыкальный центр перенесен из Берлина в Нью-Йорк. Здесь вот уже в течение долгих лет играют и поют лучшие музыкально-вокальные силы. И это, разумеется, не могло не отразиться самым благоприятным образом на воспитании музыкальных вкусов населения больших американских городов.
Американцы научились понимать и ценить серьезную музыку, - продолжает С.В. - Они, избалованные талантами, стали разборчивыми и строгими, и теперь уже нелегко приходится в Америке начинающим артистам и музыкантам... В Америке - переизбыток концертов и концертантов. В одном только Нью-Йорке бывает еженедельно до 16 симфонических концертов в исполнении первоклассных оркестров и под управлением самых прославленных дирижеров... Кроме того выступает множество солистов - певцов, музыкантов, вундеркиндов. Конкуренция стала большая, и, - композитор улыбнулся, - ловить американские доллары с каждым днем становится все труднее...
Да, - поднял после небольшого молчания голову композитор, - в Америке теперь трудно артистам. Между Америкой довоенной - я был в первый раз за океаном в 1909 году - и Америкой теперешней легла пропасть, и я - по губам Рахманинова снова пробежала улыбка - радуюсь от всей души, что уже заканчиваю свою артистическую деятельность - начинать в нынешней Америке было бы трудно и мне...
Говоря о музыкальной жизни Америки, Рахманинов удивляет меня одним интересным сообщением.
Музыкально-вокальную культуру поддерживает и развивает в Америке главным образом частная инициатива. Целый ряд крупных концертно-артистических предприятий поддерживается и финансируется меценатами миллиардерами, находящими в этом идейном служении искусству моральное удовлетворение в окружающей их обстановке не прерывающегося ни на минуту "бизнеса".
Рахманинов называет имена.
- Как и все симфонические оркестры мира, и Нью-Йоркский симфонический оркестр дает убыток - около полутораста тысяч долларов ежегодно. Эту сумму ежегодно покрывает мистер Флагид, владелец больших поместий и многих железных дорог во Флориде.
И таких меценатов много.
- Миллионер Отто Кан, например, покрывает из своего кармана ежегодный дефицит в 200 тысяч долларов нью-йоркской оперы, известного "Метрополитена"... Другой меценат, Отто Корпинг, поддерживает оперу в Чикаго, приносящую в год 400 тысяч дефицита.
Любопытно в этом отношении сопоставление грубой Америки со столицей просвещенных мореплавателей, Лондоном.
С.В.Рахманинов заезжал в Лондон на пути в Париж. И там он узнал весьма огорчившую его как музыканта новость.
- Из-за отсутствия поддержки на покрытие убытков все крупнейшие симфонические общества Лондона принуждены прекратить свою деятельность... Когда я был в Лондоне, собирались подписи под петицией к королю об установлении правительственной поддержки погибшим организациям.
Частный капитал в Лондоне, как видно, не признает "бессмысленных мечтаний" идейного служения...
Рахманинов говорит:
- Серьезное искусство музыки и театра имеет опасного конкурента в лице кинематографа. Нужно видеть собственными глазами сказочные достижения последнего в Америке, чтобы понять, что это уже не пустые страхи. Техника кинематографа достигла за последние два года невероятных успехов. А сейчас совершается чудо, действенное превращение Великого Немого в говорящего... Проблема, над осуществлением которой бились долгие годы, кажется уже разрешенной... В настоящее время в Америке колоссальным успехом пользуется "Вайтоффон" - аппарат, представляющий собой самое последнее слово в области соединения звука с движущейся фотографией. Соединение до того точное, до того согласованное, что иллюзия получается полнейшая... Пока "Вайтоффон" показывает только одиночных персонажей... Я слышал, например, знаменитого Мартинелли - он пел из "Паяцев", слышал талантливого Эльмана и восхищался его чудесной скрипкой... И восхищался одновременно со мною весь колоссальный зал, ибо сила звука в "Вайтоффоне" увеличена в 6 тысяч раз. И чистота и тонкость согласованности граммофона с фотографией, повторяю, поразительная.
- Достижения кинематографа, - заканчивает с улыбкой Рахманинов, - является также одной из причин моей радости, что я не начинаю, а заканчиваю сейчас свою артистическую деятельность. Трудное время настало для артистов... Очень трудное...
В ноябре С.В.Рахманинов возвращается обратно за океан.
- Очень люблю я Америку, - признается композитор. - Люблю страну, люблю людей и очень ценю то теплое и почтительное отношение, которым я там окружен. Я очень благодарен Америке, и благодарность свою проявляю ежегодно, выступая на интимных концертах у президента Кулиджа в Белом Доме в Вашингтоне, в кругу самых близких к президенту лиц...
Лери.
Публикация и комментарий В. Троппа