Библиотекарь.- 1973.- №2.- С.40-43.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
...В его правдивой искренней мелодике дышали приволье родной страны и приветная скромность русской природы, как у Чехова и самых чутких мастером пейзажа, а в его суровой и благородной ритмике отражались душевный строй всегда умевшего себя отстоять народа и эпос русских витязей.
Б. АСАФЬЕВ
ГЛАВНАЯ ТЕМА — РОССИЯ
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». В этих простых и трагических словах Сергей Васильевич Рахманинов, искренний и мужественный художник, выразил суть своего творчества (С. В. Рахманинов. Письма. М., 1955, с. 562). Отмечая столетие со дня рождения гениального русского композитора, величайшего пианиста нашего времени и блестящего дирижера, мы чествуем художника, главной темой которого была родина, Россия. Все, О чем говорит его музыка, происходит в России, на фоне русской природы, все напоено неповторимыми настроениями русских пейзажей. Родник чувств композитора — в русской жизни, в воспоминаниях детства, в народных песнях. «Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская»,- говорил Рахманинов (Цитируется по книге В. Брянцевой «Фортепьянные пьесы Рахманинова». М., 1966, с, 4).
Особенно близка Рахманинову была Ивановка в Тамбовской области, где он жил и работал весной, летом, а часто и осенью с 1890, то есть почти с самого начала своей творческой деятельности, по 1917 год. Впоследствии он писал: «Именно здесь, давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось». Этим, столь дорогим для композитора местам, посвящена книга о С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов» (Воронеж, 1971). Книга разносторонне и глубоко знакомит с жизнью и творчеством Рахманинова в Ивановке. Составителем Н. Н. Емельяновой привлечены архивные материалы, документы из собраний частных лиц, письма Рахманинова и людей, связанных с ним, выдержки из воспоминаний о нем, сведения из трудов различных: авторов. Все это, а также обширный и разнообразный справочный аппарат делает книгу хорошим пособием для библиотекаря.
В творческой индивидуальности композитора нашли выражение национальные черты русской художественной культуры. Искусство Рахманинова стоит в одном ряду с творчеством Чехова и Бунина, театром Станиславского, живописью Левитана. Рахманинов — наследник и продолжатель лучших традиций русской классической музыки, воспреемник Рубинштейна и Чайковского, представитель эпохи Станиславского, Качалова, Собинова, Неждановой. Для понимания творчества Рахманинова необходимо представить окружавшую композитора музыкальную и художественно-артистическую среду, увидеть его связи с замечательными представителями искусства той эпохи. Например, дружбу с Шаляпиным Рахманинов называл «одним из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний» своей жизни. И Федор Иванович отмечал большое влияние, оказанное на него Рахманиновым (Ф. И. Шаляпин. Страницы из моей жизни. Т. I. М., 1957, с. 147, 150, 151. Маска и душа. Главы из книги, с. 320-322; там же: И. Шаляпина. Воспоминания об отце. С. В. Рахманинов, с. 609, 681). Начальный период их совместной работы отражен в воспоминаниях Е. Р. Винтер-Рожанской (Воспоминания О Рахманинове. В 2-х т. М., 1967). О посещении Рахманиновым и Шаляпиным Льва Николаевича Толстого интересно рассказано со слов самого Рахманинова (там же, т. 2. с. 229 — 230).
Живая, непосредственная манера изложения, эмоциональность и искренность делают мемуарную литературу о Рахманинове благодарным материалом в различных формах массовой работы с читателем. Они помогают раскрыть музыкальные, литературные, художественные, вкусы композитора, его эстетические взгляды, воссоздать атмосферу интеллектуального и бытового окружения Рахманинова.
Творческий облик композитора формировался в сложных условиях борьбы реалистического направления в искусстве со всеми проявлениями модернизма. Знаменательны слова, сказанные Рахманиновым в конце его творческого пути: «Я мало ценю тех, кто отказался от мелодии и гармонии ради погружения в оргию шума и диссонансов, являющихся самоцелью» (Письма, с. 555). Исторической миссии Рахманинова в развитии русского музыкального искусства, сущности Рахманинова как художника-реалиста, противостоящего современному западно-европейскому и американскому модернизму, посвящена статья Н. К. Метнера (Воспоминания о Рахманинове, т. 2). Картину общеисторического фона того времени, атмосферу предреволюционного пятилетия, обстановку дискуссии по общеэстетическим, политическим проблемам в различных слоях русской интеллигенции ярко рисует М. Шагинян в обширном очерке, посвященном Рахманинову и содержащем личные впечатления и воспоминания (там же).
При организации выставки, обзора, беседы библиотекарю следует на первое место поставить документальную и мемуарную литературу, и именно те ее разделы, в которых освещаются вышеназванные темы.
Сергей Васильевич Рахманинов отличался сдержанностью и скромностью. Ему претили шумиха, реклама, он избегал выступать с речами, редко давал интервью. Все его высказывания по общеэстетическим и музыкальным проблемам относятся ко второй половине жизни и очень немногочисленны. Поэтому для более глубокого изучения его взглядов на искусство, процесса создания тех или иных произведений большую ценность представляют письма (С. В. Рахманинов. Письма. М., 1955) и два приложения к ним — отрывки из интервью, данных за рубежом. В то же время для библиотекаря в организации массовых форм работы с читателем письма Рахманинова ценны тем, что дают возможность показать живые черты глубоко мыслящего, обаятельного человека чуткой души.
Пропагандируя литературу о творчестве Рахманинова в индивидуальной беседе, в обзоре, библиотекарь должен учитывать общеобразовательный уровень читателя, его осведомленность в музыке, общеэстетическую подготовку. В распоряжении библиотекаря имеется литература разной степени доступности. Из книг, освещающих жизненный и творческий путь композитора, наиболее популярной является биографическая повесть П. Д. Важанова «Рахманинов» (М., 1966. 350 с.), изданная в серии «Жизнь замечательных людей». Сюда же можно отнести сравнительно короткий, предназначенный для юношества очерк жизни и творчества композитора: Василенко С. Сергей Васильевич Рахманинов (Л., 1961. 107 с.). Монография А. Д. Алексеева «С. В. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность» (М., 1954. 240 с.) перегружена специальными музыковедческими терминами. Она может рекомендоваться только в справочных целях подготовленному читателю.
Жизнь и формирование композитора хронологически до конца 1893 года прослеживает упоминавшаяся в начале статьи книга Н. Брянцевой «Детство и юность Сергея Рахманинова». Написанная музыковедом, она удачно сочетает в себе научность и доступность для любого читателя, интересующегося музыкой. Ее бесспорное преимущество перед большей частью литературы о Рахманинове в сравнительной новизне издания (1970 год) можно использовать при проведении беседы, обзора, подготовке музыкально-литературного вечера. Подобный характер имеет и монография А. Соловцова «С. В. Рахманинов» (М., 1969), отличающаяся полнотой исследования творческого пути Рахманинова и основных его произведений. Книга снабжена библио- и нотографией. Как наиболее исчерпывающую работу ее можно рекомендовать подготовленному читателю.
К этим изданиям примыкают повести Л. И. Борисова «Щедрый рыцарь. Цветы и слезы» (Л., 1964, 204с. с илл.). Написанные в художественной форме, они в то же время строго документальны в своей основе и квалифицированны в трактовке темы. Первая из них посвящена юности Рахманинова и написана в светлых, мажорных тонах. Молодой композитор щедро дарит людям свой талант, «радость и утешение, покой и надежды». Мы присутствуем при рождении первых произведений, оперы «Алеко» — дипломной работы оканчивавшего консерваторию Рахманинова. Повесть «Цветы и слезы» посвящена последним годам жизни Сергея Васильевича. На чужбине композитор занимался главным образом исполнительской деятельностью. Родник его вдохновения иссяк. Мучительно переживает он свое творческое бесплодие, духовное одиночество в равнодушной Америке. Все его помыслы обращены к России, освобождающей мир от фашизма. Основываясь на письмах и мемуарах, Борисов показывает, как Рахманинов не переставал чувствовать себя на западе представителем русской музыкальной культуры. Книга написана для юношества, но ее, особенно вторую повесть, можно рекомендовать и взрослому читателю, интересующемуся музыкой. Борисов выразительно, ярко и убедительно воссоздает внутренний мир музыканта, дает почувствовать, как возникает мелодия, как передаются в произведении композитора его мироощущение, философия, отношение к жизни. Повесть «Цветы и слезы» содержит интересные, доступно изложенные суждения о работе дирижера, о фортепьянном искусстве, о природе музыкальной одаренности. При организации музыкально-литературного вечера книгу Борисова можно использовать и для громкой читки, и как основу для инсценировки, и для литературно-музыкальной композиции.
Литература, исследующая универсальную музыкальную одаренность Рахманинова — композитора, пианиста и дирижера, интерпретатора собственных произведений и произведений русской классики, может быть рекомендована только подготовленному читателю. Таков сборник статей «Рахманинов и русская опера» (Под ред. И. Ф. Бэлза. М., 1947). Статьи сборника посвящены оперному творчеству Рахманинова, его замыслам, исследованию различных этапов работы Рахманинова в области музыкального театра, сценической истории его опер, связям творчества Рахманинова с русской оперной классикой, анализу его опер, проблемам их сценического воплощения, дирижерской деятельности Рахманинова. Статьи носят сугубо музыковедческий характер.
Более свободная манера изложения, хотя также специальная, свойственна известному музыкальному деятелю и теоретику В. Яковлеву. Его статья «Рахманинов и оперный театр» (Яковлев В. Избранные труды о музыке. Т. 2, с. 319) не только исследует тему, но дает широкое представление о том, как принимала музыкальная общественность оперное творчество Рахманинова, какую оценку ему давала критика того времени. Этот материал выборочно можно использовать в обзоре, беседе, при организации литературно-музыкального вечера. Сказанное относится и к книге Ю. Д. Энгеля «Глазами современника» (М., 1971). В ней библиотекарь найдет живые, своеобразные оценки различных сторон деятельности Рахманинова. Сборник статей и материалов «С. В. Рахманинов» под редакцией Т. Э. Цытович (М.-Л., 1947) может быть рекомендован только подготовленному читателю.
Специальный характер носит и книга В. Брянцевой «Фортепьянные пьесы Рахманинова» (М., 1966. 207 с.), а также исследование Ю. Понизовкина «Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений», в котором автор задался целью по граммофонным записям определить особенности исполнения Рахманиновым отдельных фрагментов.
Специфика пропаганды литературы о Рахманинове требует консультации специалиста, а в иных случаях и его непосредственного участия.
Главное место в работе с читателем по данной теме займет музыкально-литературный вечер. Возможны темы: «Образы родной природы в музыке Рахманинова», «Вокальные произведения Рахманинова — жемчужина русской романсовой лирики», «2-й концерт для фортепьяно с оркестром си минор — шедевр мировой музыки», «Рахманинов — величайший пианист нашего времени». Вечер может состоять в основном из трех отделений: вступительное слово искусствоведа, в котором будет кратко прокомментирована тема вечера; прослушивание музыкальных записей; обмен мнениями и ответы на вопросы. Библиотекарь подберет литературный материал, используя главным образом первоисточники — документы, письма, воспоминания. Так, по четвертой теме слушателям будет интересно представить облик живого Рахманинова. Яркий материал содержится в воспоминаниях скульптора С. Т. Коненкова (Воспоминания о Рахманинове, т. 2, с. 246). О Рахманинове за роялем рассказывают А. В. Оссовский (т. 1, с. 375 — 376), А. Б. Гольденвейзер (т. 1, с. 457 — 458). В воспоминаниях Ю. С. Никольского дается интересное сопоставление исполнительских индивидуальностей трех великих пианистов и среди них Рахманинова, а также приводится выразительный отзыв Артура Рубинштейна о Рахманинове-пианисте (т. 2, с. 53 — 55). Громкое чтение этих эмоциональных отрывков обогатит восприятие музыки и понимание исполнительского искусства Рахманинова. Великолепную по точности и содержательности оценку и описание игры Рахманинова дает Б. В. Асафьев (т. 2, с. 360-361).
На вечере, посвященном вокальным произведениям композитора, уместно вспомнить, например, знаменитую историю «Белой сирени» в связи с романсом Рахманинова «Сирень» (т. 1, с. 356 — 359).
По первой теме библиотекарь может использовать материал, содержащийся в книге «С. В. Рахманинов в Ивановке». Интересно было бы на таком вечере обменяться мнениями о том, какие произведения изобразительного искусства и литературы ассоциируются у слушателей с музыкой Рахманинова. О том, как Рахманинов создавал симфоническую поэму «Утес», о ее связи с рассказом Чехова «На пути» говорится в упомянутой книге Соловцова (с. 70 — 71). Интересны подмеченные автором параллели между симфонической поэмой Рахманинова «Остров мертвых» и картиной Левитана «Над вечным покоем», между поэмой-кантатой «Колокола» и стихотворением Э. По. Такой материал дает библиотекарю ключ к построению вечера на данную тему.
Юбилей Рахманинова будут отмечать любители музыки во всем мире, и мы вправе гордиться вкладом русского композитора в сокровищницу мировой культуры. Библиотекари во многом помогут лучше узнать и лучше понять его творчество.
А. Пудалов