"Тамбовская жизнь", 20.08.2013
Ожившая история
Она открывается в залах районного краеведческого музея. Собственно, залами эти три комнаты называть было бы слишком смело. Да и количество экспонатов здесь относительно не велико. Но каждый из них может многое рассказать об истории здешних мест, которая повлияла на историю не только тамбовского края, но и всей страны. Надо лишь собрать их и показать людям. И удивиться вместе с ними.
Что и говорить, но способность удивляться дана не всем. И когда такие люди находятся, жизнь поворачивается порой совершенно неожиданной стороной. Именно такой способностью удивляться и удивлять обладал основатель районного историко-краеведческого музея Игорь Анатольевич Милосердов. К сожалению, этого беспокойного и неравнодушного человека уже нет с нами, но плод его энтузиазма не только сохраняется, но и постоянно пополняется преемниками, нынешними хранителями музея Владимиром Фёдоровичем Сарычевым и Татьяной Ивановной Першиной. Они готовы рассказывать о раритетах своей земли часами, и залы музея практически никогда не пустуют. Сюда идут не только школьники на традиционные уроки-экскурсии, но и жители райцентра, дальних сёл. А наиболее любопытными посетителями, как признался Владимир Фёдорович, являются земляки, которые давно уехали отсюда и теперь живут по всей стране. Во время визитов в родные края их тянет узнать о родных местах больше, чем даже самих ржаксинцев. Не зря, наверное, говорят — тяга к родине проверяется расстоянием.
Кто-то скажет, мол, ну что можно собрать в маленьком районном музее, тем более почти на голом энтузиазме? Да и что такого эпохального можно об этих скромных местах узнать? И тем не менее...
В центре экспозиции, почти у входа, посетителей встречает старинный рояль, над которым висит портрет Рахманинова. Оказывается, Сергей Васильевич не просто часто бывал в Ржаксе, а занимался здесь, нет, не музыкой, а хозяйственными делами. Далеко не все знают, что наш великий земляк был не просто гениальным музыкантом, но и, выражаясь современным языком, очень «эффективным менеджером». Он лично организовывал доставку с железнодорожной станции Ржакса необходимого для хозяйства инвентаря в Ивановку, многое закупал на здешнем рынке, и естественно был знаком с местным культурным обществом. Трудно сказать, играл ли Сергей Васильевич именно на этом рояле, но что инструмент этот, изготовленный в 1848 году, находился в гостиной местного любителя изящных искусств, где бывал Рахманинов, совершенно точно.
Или, например, вот вещи, напоминающие о двух знаменитых уроженцах Ржаксинского района, которые жили в деревне Ширяевка, но так и не были знакомы — известный учёный, доктор философских наук профессор, специалист по теории диалектики и познания Михаил Конкин и знаменитый борец чемпион мира Евгений Артюхин.
А курганы, найденные вокруг Ржаксы, хранят память аж о бронзовом веке — наконечники стрел, гарпунов, остатки посуды и прочие предметы «старины глубокой» здесь исключительно местные. Как и окаменелые раковины в палеонтологическом отделе музея — ведь когда-то на месте нынешней Тамбовщины шумело море...
Особый раздел занимает экспозиция о Великой Отечественной войне. Она сюда не дошла, и посеревшие от времени фрагменты фронтового быта на стендах — лишь иллюстрация к памяти, запечатлённой в фотографиях земляков, ушедших тогда на фронт. Но для здешних жителей это их родные и близкие, а хранители музея находят о них сведения, и историческая связь не прерывается. Без всяких громких лозунгов и помпезных мероприятий.
Так и живёт маленький музей, фонды которого пополняются самими жителями. Ведь в деревнях не принято выбрасывать старинные вещи, и многие из них оказываются в прямом смысле музейными редкостями. Правда, все экспонаты разом не разместишь, их уже около двух тысяч. Но экспозиции обновляются, в музее проходят тематические выставки, и история продолжает говорить с нами.
А на вопрос, в чём секрет энтузиазма хранителей-собирателей музея, Владимир Фёдорович Сарычев рассказал о двух ребятишках-школьниках, которые ходили сюда чуть ли не каждый день, пытаясь прояснить вместе с сотрудниками историю одного местного солдата-связиста, дошедшего до Берлина. И это, пожалуй, самое дорогое, значит — всё не зря.