Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Тамбовская жизнь" 22.05.2013

Юбилейный букет

В благоухающем великолепии цветущей сирени и под заливистые трели соловьёв в музее-усадьбе С. В. Рахманинова прошло празднование сразу нескольких знаменательных дат, связанных с именем великого композитора, музыканта и дирижёра. Оно вобрало в себя столько мероприятий, что директор музея А. Ермаков обобщил их и ввёл новый термин — конференц-фестиваль. В этом году мы со всей мировой общественностью (ибо Рахманинов — имя планетарного масштаба), отмечаем 140-летие со дня его рождения. Также в 2013 году и 70 лет со дня кончины гения, 110 лет со дня рождения его старшей дочери Ирины, 120 лет со дня первого исполнения оперы «Алеко» Рахманинова, 120 лет симфонической фантазии «Утёс» и первой сюите для фортепиано, 100 лет со дня первого исполнения симфонической поэмы «Колокола». К тому же наряду с этими датами ещё и 20 лет международным научно-практическим конференциям, проводимым на Тамбовщине с 1993 года.

Чтобы достойно отметить все эти знаменательные даты, управление культуры и архивного дела Тамбовской области и музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» при поддержке Ассоциации музыкальных музеев России, Русского музыкального издательства, Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова, Рахманиновского центра под руководством С. Костюковой и Тамбовского колледжа искусств подготовили обширную и весьма значимую программу. Помимо V международной научно-практической конференции «С. В. Рахманинов и мировая культура», учёные, прибывшие в Ивановку, организаторы конференц-фестиваля и все гости музея-усадьбы в эти два майских дня назвали самым значимым и главным событием мировую премьеру десятого опуса С. Рахманинова.

С авторской первоначальной версией семи салонных пьес для камерных ансамблей до этого никто не соприкасался. Найдена эта версия во время подготовки третьего тома полного академического собрания сочинений С. Рахманинова кандидатом искусствоведения, руководителем научного совета Русского музыкального издательства В. Антиповым. Как рассказал Валентин Иванович, проект подготовки полного академического собрания всегда подвигает на поиски и какие-то открытия. Здесь присутствуют и здоровый максимализм (полное собрание — значит надо найти всё), и систематическая исследовательская работа, и, конечно же, удача. Кто ищет, тот всегда найдёт. Так, работая в архивах, В. Антипов и обнаружил рахманиновскую версию опуса 10.

Фортепианное исполнение опуса известно. Но оказалось, что есть ноты этих пьес и для скрипки, и для виолончели. Даже по мнению музыкантов, хотя у рояля и весьма богатое звучание, оно не может заменить струнные инструменты. Есть у них свой тембр, певучесть, тот неподражаемый мелодизм, который был так необходим Рахманинову для этих пьес. Ведь композитор был гениальным мелодистом.

Как известно, Сергея Васильевича очень потрясла смерть Петра Ильича Чайковского. В память о композиторе он написал «Элегическое трио» — девятый опус — и сразу же семь салонных пьес для инструментальных ансамблей, две из которых проникнуты необычайным трагизмом. Так получилось, что в исполнительском искусстве десятый опус остался в фортепианном варианте. Но теперь найдена первая его версия, которую и исполнили преподаватели, аспиранты и студенты Саратовской консерватории 15 мая 2013 года в Ивановке.

Эта дата теперь войдёт в историю. А сам десятый авторский вариант опубликован в третьем томе полного академического собрания сочинений композитора, презентация которого также состоялась во время проведения конференц-фестиваля. Мировой интерес к третьему тому, изданному Русским музыкальным издательством, очень широк, так как Рахманинов — один из самых любимых композиторов в мире. Он наряду с Бахом, Моцартом и Брамсом самый исполняемый композитор на всех континентах. Третий том собрания сочинений уже получил очень высокую оценку на Франкфуртской издательской выставке. Теперь он есть и в научной библиотеке музея-усадьбы в Ивановке. Как и те многочисленные научные труды, которые также были представлены во время работы международной конференции.

Наряду с пленарным и секционными заседаниями, где выступили такие известные учёные, как В. Антипов, В. Валькова, И. Скворцова, Н. Бекетова, А. Ярешко, Л. Скафтымова, В. Середа и другие, в эти дни состоялась и презентация десяти изданий самого музея-усадьбы «Ивановка» и пяти научных работ участников конференции. Казалось бы ещё совсем недавно А. Ермаков создал в музее-усадьбе редакционно-издательский отдел, возглавить который он пригласил И. Вановскую, а уже увидели свет столько изданий. «Я восхищён, — признался В. Антипов, — компетентностью, трудолюбием и работоспособностью Ирины Николаевны. Она буквально за несколько месяцев отредактировала и подготовила к публикации десять изданий». Среди них и тезисы международной конференции, и новый буклет музея-усадьбы, и работы таких учёных, как М. Михеева, С. Сенков, А. Ляхович, В. Середа и так далее. Вановская и автор замечательной программы конференц-фестиваля, который открылся 15 мая «Музыкальным приношением С. Рахманинову», подготовленным лауреатом международного конкурса ансамблем скрипачей Тамбовского колледжа искусств под руководством В. Дубок и показом документального фильма «С. В. Рахманинов», предоставленного британской корпорацией ВВС. Помимо выступления ансамбля скрипачей и мировой премьеры салонных пьес Рахманинова, в юбилейную концертную программу вошло ещё одно весьма значимое музыкальное событие — исполнение семи неизвестных романсов деда Рахманинова, Аркадия Александровича. Их в Санкт-Петербургских архивах нашла заведующая сектором редких изданий консерваторской библиотеки Петербурга М. Михеева. Она и представила их гостям Ивановки, а затем их исполнили лауреаты всероссийских и международных конкурсов Г. Мацакова (сопрано), Н. Захарченко (меццо-сопрано), М. Преображенский (фортепиано).

Яркой фигурой нынешней конференции стал и молодой украинский учёный Артём Ляхович. Он выступил сразу в нескольких ипостасях. Его доклад на конференции «Рахманинов и американская развлекательная культура» поднял новую и весьма неожиданную для рахманиноведения тему. Также интерес вызвала и изданная музеем-усадьбой «Ивановка» монография Артёма «Символика в поздних произведениях Рахманинова». Лауреат международных конкурсов А. Ляхович как пианист принял участие в юбилейной концертной программе «Неизвестный Рахманинов», сыграв рахманиновскую первую сонату для фортепиано. И неменьший интерес вызвали графические работы Артёма. Выставка иллюстраций Ляховича к стихотворениям Александра Блока открылась в рамках юбилейных торжеств в усадебном доме.

Всё многообразие мероприятий двух конференц-фестивальных дней завершил «круглый стол», на котором учёные подвели итоги. Как отметил В. Антипов: «Нынешняя конференция носит в хорошем смысле качественный переломный характер. В науке, как и в любой деятельности, существуют тенденции прогрессивные, активные, но бывают и элементы некоторого успокоения. Последнее чувствовалось на предыдущей конференции пять лет назад. И резонно, что у людей возник вопрос перспективы проведения дальнейших конференций. Но сегодня появились молодые рахманиноведы из Москвы, Петербурга, Украины с совершенно новыми взглядами на науку. Это очень активные учёные, несколько амбициозные, что похвально, критически настроенные, с хорошей школой, хорошими темами, добросовестными разработками. И в этом смысле пятая конференция подготовлена и прошла очень качественно. Прекрасно, что молодые учёные также верны Рахманинову и любят его».

В моём разговоре в кулуарах с профессором Российской академии музыки имени Гнесиных В. Вальковой Вера Борисовна продолжила мысль Валентина Ивановича: «Есть ощущение нового витка. Оно появилось после знакомства с диссертацией Артёма Ляховича. Я поняла, что интерес к Рахманинову оживился и набирает новые обороты. У молодёжи очень свежий взгляд. Они увидели то, на что ранее рахманиноведы не обращали внимания. Да и во всех докладах мы отметили новые ракурсы в рахманиноведении. Так что сегодня в Ивановке сделан мощный акцент. Я приезжаю сюда, начиная с 1993 года. И вижу, как колоссально развился музей-усадьба. Безусловно, это центр мировой культуры. А Александр Иванович Ермаков — не только талантливейшая харизматическая личность, но и авторитетнейшая фигура в научно-музейном мире. Ему удалось вернуть рахманиновский дух усадьбе. И сегодня никакой настоящий рахманиновед не упрекнёт Ивановку в искусственности. Здесь во всём живой дух, любовь и преданность великому композитору — Сергею Васильевичу Рахманинову».

Маргарита МАТЮШИНА.

Фото автора.