Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

МУЧКАПСКИЕ НОВОСТИ - 18 МАРТА 2015 года, № 12 (9328)

ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ

Анастасия из прекрасного замка

И БУДЕМ ВЕРИТЬ, ЧТО НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА...

Сегодня малые города и сельские поселения находятся в крайне сложном, если не сказать, катастрофическом положении. Надо признать, что никакого бюджета не хватит, чтобы поддерживать их. Дешевая рабочая сила в большом количестве перекочевала из провинции в более крупные города, село стареет, производства укрупняются в рамках мегаполисов. Но!
Но в наших деревеньках и небольших городках остался совершенно уникальный ресурс - добрые, увлеченные историей своего края, бескорыстные, преданные земле сельские люди. А это значит, что сегодня именно туризм может стать источником развития экономики поселений. Легче, если это место имеет историческую ценность. Но, согласитесь, туризм - это миф! "Чтобы внезапно разбогатеть, надо..." И вот уже толпы туристов натирают до блеска правое копыто козы-дерезы, застывшей в бронзе посреди маленькой площади, или нос Храброму Портняжке, скромно усевшемуся в небольшом переулке огромного города. А, уж, какие легенды живут на наших тамбовских просторах! Только успевай упаковывать их в туристические предложения. Может быть эта статья нашего земляка, краеведа Сергея Витютина подтолкнет кого-то на создание уникального культурно-краеведческого туристического центра в нашем районе.

Sergey-Nikolayevich-Vityutin    Наша Мучкапская земля богата на красивые места и интересных людей. Когда в далеком 1917 году Борис Пастернак был в Мучкапе, то не знал, что совсем рядом живёт в прекрасном замке юная девушка Анастасия – Анастасия Васильевна Петрово-Соловово. С ней он познакомится чуть позже, но в далёком 1917 году нет данных, что они встретились.

    Князь Волконский писал в своих мемуарах: «На той же Вороне, только более к западу, была красивая усадьба Петрово-Соловово. Он был известный земский деятель и один из упорных наших конституционалистов. Жена, рожденная Щербатова, имела пристрастие к архитектуре. При больших средствах, которыми они располагали, эта страсть легко удовлетворялась. Они воздвигли на высоком берегу Вороны белую итальянскую виллу с двумя башнями, по типу виллы Медичи в Риме. Редкой красоты местоположение и очень удачно использованное. Помню, в вечерний час, когда солнце садилось позади дома в степи, помню, как на далекую долину внизу, где паслись стада, ложилась тень от итальянской башенки...». Это место на территории Мучкапского района до революции называлось Вязовка, а в советское время ЦИК СССР. Имение принадлежало Петрово-Соловово Василию Михайловичу. Родился он 27 декабря 1850 года в Санкт-Петербурге. Его родителями были Михаил Федорович Петрово-Соловово (1813-1885, Гвардии полковник), мать - Евдокия Васильевна Сухово-Кобылина (1819-1893).

   Василий Михайлович был племянником известного писателя, академика РАН Александра Васильевича Сухово-Кобылина. До самой смерти (умер 22 июня 1908 года в Санкт-Петербурге) часто посещал своё имение в Вязовке и вёл активную жизнь в Тамбовской губернии и Борисоглебском уезде: был председателем Тамбовского отделения Российского музыкального общества, членом попечительских советов ряда учебных заведений. Имел прогрессивные взгляды, был избран в третью Государственную думу от Тамбовской губернии. Он входил во фракцию октябристов, занимал пост председателя думской аграрной комиссии. Это был высокообразованный, умный дворянин, человек высокой культуры. Василий Михайлович был женат на Софье, старшей дочери князя, московского городского головы Александра Алексеевича Щербатова (1829-1902). 9 ноября 1897 года у них родилась дочь Анастасия Васильевна (в замужестве Горнунг). Это произошло в Вязовке Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Детство и юность она провела в Москве, но до 1918 года почти ежегодно бывала в Вязовке. И именно там, по словам Михаила Горнунга, у неё появилась большая любовь к природе, которая привела её в литературу в качестве поэта, прозаика, переводчика. Она рано начала писать стихи и рассказы, но ничего из раннего не сохранилось.

    Революция 1917 года рушила не только человеческие жизни, но и саму материальную культуру. Анастасия Петрово-Соловово (Горнунг) училась на Высших женских историко-филологических курсах. Но первые годы после революции были очень сложными из-за знатности происхождения. Хотя, вроде бы, в начале 20-х годов жизнь к ней обернулась светлой стороной. С 1925 года она начала сотрудничать с различными издательствами. Одна за другой выходят около 20 иллюстрированных детских книг в прозе и стихах (1927-1930). Появляются новые друзья из числа молодых московских поэтов и художников. Но … в конце 20-х годов репрессирована и в июне 1930 года выслана на 3 года в Воронеж, где жила с родственницей Е.А. Петрово-Соловово. Преподаватель немецкого и французского языков в техникуме иностранных языков и других учебных заведениях. Входила в литературный кружок Георгия Семеновича Петрова, где читала свои стихи. В начале ноября 1932 года была арестована, в марте 1933 года приговорена к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 3 года. Была этапирована в Среднюю Азию. В 1936 познакомилась со своим будущим мужем Львом Владимировичем Горнунг и, выйдя за него замуж, в 1937 году вернулась в Москву. Семья Горнунг была близко знакома с Борисом Леонидовичем Пастернаком. К ним часто приезжали в гости и другие поэты: Анна Ахматова, Сергей Ширвинский, Александр Кочетков, Вера Меркурьева. Её муж, Лев Владимирович, записал воспоминания о встречах с Пастернаком, Ахматовой и другими современниками. С 1930-х годов он серьёзно увлекся фотографией. Его фотографии А.А.Ахматовой, серия фотографий Б.Л.Пастернака считаются одними из лучших фотопортретов известных поэтов. Анастасия Васильевна Петрово-Соловово (Горнунг) скончалась 16 мая 1956 года.

    Имение Петрово-Соловово в Вязовке процветало до революции. После 1917 года в одном из домов размещалась ЦИК Коммуны. Из воспоминаний старожилов д. Андриановка известно, что в имении были замечательная ухоженная роща и сосновая аллея. По преданию, от барского дома, располагающегося на горе, вниз к дубовой аллее на берегу Вороны вели ступени, сделанные из мрамора. В 1925 году имение было занесено в реестр охраняемых государством памятников архитектуры. К сожалению, поздно. Имение было разграблено и многие постройки сожжены дотла. Остались фундаменты и многочисленные подвальные помещения, в которые и сейчас не страшно войти, настолько они добротно сделаны.

    В своё время усадьба Рахманинова в Ивановке была снесена до основания, что даже не осталось и фундамента. Но появилась мысль восстановить усадьбу в Ивановке и со временем эта мысль материализовалась. Быть может, если каждый из нас начнёт мысленно верить в то, что на горе над рекой Вороной в Вязовке появится белоснежная усадьба-вилла с двумя башенками, то когда-нибудь в Мучкапском районе будет воссоздана  историческая усадьба, белоснежная, красивая, притягивающая к себе людей со многих дальних мест …

Сергей Витютин, член Тамбовского Центра краеведения. Март 2015 года.

Фото Ю. Фроловой, из архива редакции и с сайта http://yandex.ru/images...

Dvorets-Medichi-v-RimeSosny-na-meste-Petrovo-Solovovo