Краткий историко-археологический обзор Борисоглебского уезда. /Н. Ларин. Изв. Тамб. учён. арх. комис. - Вып.58. С.263-268.
«Густой туман скрывает древнее прошлое Тамбовского края
и самые скудные, самые невероятные сведения,
просачиваются сквозь этот туман.»
(А.Н. Норцов. Ст. «Древнейшая история Тамбовского края»).
(отрывок)
В историческом отношении Борисоглебский уезд является, без сомнения, самым малоисследованным уездом нашей Тамбовской губернии; еще менее исследован он в отношении археологическом. Просматривая «Хронологию событий Тамбовского края», составленную почтенным Председателем Тамбовской Уч. Архивной Комиссии - А.Н. Норцовым, мы находим очень мало исторических дат, связанных с именем этого города, основанного 270 лет тому назад (1646 года); равным образом и в «Историко-археологической карте Тамбовской губернии», изданной тем же лицом, при указании на этот уезд, исследованной представляется только часть уезда, прилегающая к самому городу; довольно же значительное пространство остается совершенно неисследованной в археологическом отношении. Принимая за границу, отделяющую исследованное от не исследованного, реку Савалу, прорезывающую уезд с севера на юг, мы видим, что часть, находящаяся на западе от этой реки, - довольно значительная по пространству, - остается совершенно неисследованной и представляет собою совершенный пробел на вышеупомянутой карте. Из этой местности на карту не занесено ни одного села, ни одной реки и ни одного урочища. Между тем, эта часть территории Борисоглебского уезда богата не менее других тем, что достойно внимания археолога. Здесь очень много курганов, мест, с которыми связаны исторические предания и все они, можно сказать, ждут не дождутся, хотя бы самых поверхностных исследований.
В настоящем очерке, кроме беглого исторического обозрения Борисоглебского уезда, мы имеем в виду сделать некоторые прибавления к вышеупомянутой «Историко-археологической карте Тамбовской губернии» и при том такие, которые удалось добыть нам путем наших личных наблюдений.
История Борисоглебского уезда, как и всего нашего Тамбовского края, покрыта густым туманом, сквозь который едва просвечивают самые скудные, отрывочные и маловероятные сведения. Так, например, по мнению ученого Ф. Ленормана, в окрестностях города Борисоглебска следует искать остатки восьми крепостей, поставленных персидским царем Дарием Гистаспом на берегу Оара (Вороны) во время Скифского похода. Если это мнение достоверно, то территория Борисоглебского уезда является самою древнейшею в историческом отношении в нашем Тамбовском крае. И такой почтенной седой старине уделяется так мало внимания! Самой замечательной местностью в окрестностях города, является высокая обрывистая гора, по которой проходит Грибановская дорога и на которой находится Александро-Невский монастырь. Гора эта как бы самой природой предназначена для устройства крепостей и наблюдательных пунктов; отселе открывается вид на весьма далекое пространство на юг. Но к сожалению, никаких остатков предполагаемых крепостей на этом месте пока еще не открыто. Гутой лес, - свидетель былых времен, покрывает эту гору, при взгляде на которую невольно напрашивается вопрос: «не сюда ли принесена была царю Дарию от скифов своеобразная дань, состоящая из стрелы, лягушки и птицы?»
Далее, темная завеса исторического мрака снова окутывает на целые тысячелетия эту окраину. То, что творилось здесь в этот громадный промежуток времени, - об этом можно судить только гадательно. При рассматривании событий, связанных с данной местностью, голос истории вступает в права гражданства только с XIII столетия. С этого века, слишком тяжелого для нашего отечества, века нашествия татар, Борисоглебская окраина становится местом постоянных или временных, - с достоверностью неизвестно, - обиталищ этих варваров. В 1239 году огненною всепожирающей лавою здесь пронеслись полчища Батыя, после чего окраина эта надолго опустела. Рубруквис, посол Людовика IX Святого, проходивший здесь в 1246г., не упоминает о жителях южного края Тамбовской губернии; по всей вероятности, потому, что их здесь совершенно не было. (Извест. Тамб. Учен. Архивн. Ком., вып. 55. стр. 162). По некоторым предположениям, местность эту на довольно продолжительное время заняли своими кочевьями татары, или же, по крайней мере, здесь были расположены их передовые отряды. Предположение это подтверждается тем, что названия селений, рек и урочищ происхождения татарского встречаются более в южных уездах Тамбовской губернии, чем в северных. Таковы, например: Чемлык, Чигорак, Битюк, Карачан, Курлак и проч. С водворением татар в этой местности коренные жители ее совершенно удалились отсюда: они скрылись, подобно диким зверям, в мрачные дебри лесов, куда не мог проникнуть алчный хищник монгол. Таким образом, опустошенная с первой половины XII века татарами, Борисоглебская окраина, постоянно угрожаемая этими дикими кочевниками, остается не заселенной русскими до позднейших времен, на протяжении, приблизительно, трех веков. Имя реки Великой Вороны, на берегах которой построен был впоследствии город Борисоглебск, встречается в грамоте митрополита Алексия от 1360 года, где указаны границы Сарайской и Рязанской епархий. В этой грамоте, между прочим, говорится: «баскакам, сотникам, игуменам, и попам, и всем христианам Черного Яру, что граница епархии Рязанской простирается по реку Великую Ворону, возле Хопра до Дону, чтобы они к владыке Рязанскому имели и любовь и всякое послушанье, и покоренье...» (Ист. Карам. IV т. Прим. 362).
В 1395 году здесь проносятся с огнем и мечом полчища известного «бича Божия» Тамерлана, девизом которого при покорении страны служили знаменательные слова: «смерть побежденных необходима для спокойствия победителя»; а в 1414 году по этой местности снова проходят с завоевательною целью татары. (Соловьев, кн. I, стр. 1030).
Венецианский посол Контарини, возвращаясь в 1476 году из Астрахани на Москву этой местностью, не находит на своем пути ни одного селения. (Карамз. т VI, гл. II пр.137). Вообще, можно сказать, что юг Тамбовского края, с появлением татар, сделался для последних дорогой в более населенные места России, а иногда и ареной кровавых схваток.
После таких событий, нет ничего удивительного в том, что следующая историческая дата касательно этой местности относится уже к 1644 году, когда татары опустошают ее и делают мертвою пустынею и обширным пожарищем. Из этого можно безошибочно заключить, что к означенному времени здесь уже были поселения русских. С тех пор довольно обширные земли Борисоглебского уезда долго лежали впусте. Крымские и нагайские татары, рыская по этим местам, отбивали всякую охоту селиться на них.
Город Борисоглебск возник в 1646 году (по другим в 1698 году), по словам летописца: «для береженья от набегов крымских, азовских и нагайских людей, которые прохаживали на те места, воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали».
Но и с построением города набеги эти далеко не прекратились. Так в 1676 году татары снова опустошили Борисоглебский край, взяли здесь в плен и убили 810 чел. В 1694 году в уезде, между реками Тореей и Еланью, донские казаки под начальством походного атамана Ивана Семенова, настигли азовских турок и калмыков Аюк-хана, разбили их и казнили всех калмыков.
Только с воцарением Великого Преобразователя Руси набеги диких орд на этот край совершенно прекратились. Могучий царь сумел наложить узду на этих неукротимых до него хищников. Существует предание, что Петр I лично был в Борисоглебске. Доказательством этого служит то, что он, осмотрев Талеормановский лес, растущий против самого города, на противоположном берегу р. Вороны, отчислил его в карабельное ведомство. Город же, по велению царя, был обнесен в 1695 году деревянным обрубом с навесами, амбразурами и пятью башнями.
В 1708 году Борисоглебск был захвачен шайками известного бунтовщика Булавина следующим образом. Один из сообщников Булавина, поп Алексей, прибыв в город, стал уговаривать жителей его предаться. Борисоглебцы послушались и, выпустив всех колодников из тюрем, вынесли за город имевшиеся в нем запасы пороха. Однако среди них нашелся верный правительству человек подьячий Кутанов, начавший останавливать бунтовщиков. Но уговоры его не подействовали, подьячий был избит и бежал в город, где ударил в набат. Из городских жителей никто не пошел на его зов и никто не стал против нападающих. Булавинцы, захватив город без сопротивления, велели жителям выбирать себе атаманов и есаулов, а затем идти на реку Битюг против царских воевод; но разбитые при первых встречах с последними, бунтовщики разбежались.
В дальнейшей судьбе города Борисоглебска и его уезда не представляется никаких особо выдающихся событий, поэтому, согласно намеченному нами плану сего очерка, переходим к добавлению к «историко-археологической карте» этого уезда.
Между реками здесь не упомянута Карачан. Татарское слово «Карачан» - в переводе на русский язык буквально означает «злое вместилище». По берегам этой реки в большом количестве были находимы остатки допотопных животных; остатки эти нам пришлось видеть в селе Липягах. К сожалению, ни одно из этих археологических находок не была направлена куда следует. Не упомянута река Токай *), по берегам которой были находимы также подобные вышеупомянутые остатки. В 1915 г. здесь найден был, между прочим, клык мамонта, который был отправлен приезжавшим по этому поводу доцентом по кафедре геологии М.М. Юрьевым в Борисоглебский археологический музей.
По близости от села Ростошей расположены курганы; вблизи одного из них осенью 1915 года был найден древний меч с остатками изображений и татарскою надписью.
Неподалеку от этого же села находится, так называемая, «Полонная вершина». Здесь по местному преданию, были взяты в плен - «в полон» враги.
На севере от Ростошей, почти в самой черте села существует болото, под названием «Кучук», где, как существует местное предание, скрыты сокровища одной разбойничьей шайки, оперировавшей по близости от села и имевшей свою стоянку на «Лосевой поляне», расположенной в 4-х верстах от Ростошей, среди леса. Много курганов находится в окрестностях и других соседних сел.
В заключение считаем долгом присовокупить, что упомянутые нами пробелы составляют весьма малую часть существующих здесь в действительности. Не имея возможности ознакомиться с этими последними путем личных наблюдений, мы и не решаемся пока даже упоминать об них.
Н.Ларин.
*) Название существует в Венгрии.
Примечание. «Существует предание, что Петр I, работая над созданием флота, посетил лес у г. Борисоглебска, этот лес и по сие времена носит название Тиммермановской рощи; поселок возле леса, населяемый ссыльными и отчасти регулярными войсками для защиты от набегов татар, вероятно возникший не ранее эпохи Бориса Годунова, не носил в то время, как гласит предание никакого названия. Петр Великий прислал в дар единственному храму образ Бориса и Глеба, образ Скорбящей Божьей Матери, колокол в 5 пуд. и несколько книг. С того времени, будто бы, и привилось название «Борисоглебск». Для того, чтобы проверить основательность этого предания, я и отправился в Старый Собор, снял копию с церковной летописи Старособорной церкви, видел упомянутые образа и 4 книги. Остается только найти следы названия Тиммермановской рощи: для этого я думаю обратиться в лесничество; может быть, что нибудь там окажется. Подробности содержания летописи нет нужды передавать, тем более, что она является позднейшим измышлением составителя; но на основании именно этой летописи и вещественных предметов можно составить страничку цивилизаторской деятельности Великого монарха. Основания к тому следующие: 1) предание подтверждается историческим фактом пребывания Петра I в Воронежских лесах, в г. Воронеж, а следовательно и в лесу, примыкавшем к Борисоглебску: лес этот Воронежской губернии, тогда как Борисоглебск - Тамбовской; 2) имя Тиммермана, присвоенное этому лесу, подтверждает догадку пребывания Петра, как имя главного сотрудника в сооружении флота в России; 3) старинная живопись образов свидетельствует о том же; впрочем, здесь нет надлежащих надписей; можно было бы предположить, что существуют грамоты, подтверждающие этот дар; но в архиве таковых нет; пожар, которому подвергся старый собор, мог уничтожить письменные документы; образа же могли быть спасены; 4) книги: триод п<...>стная, триод цветная и Минея праздничная не оставляют никакого сомнения в том, что дар сделан Петром Великим; в печатной надписи говориться, что книги дарованы по повелению Государя Петра I, с благословления патриарха Андриана и при Государе Цесаревиче Алексее Петровиче; что изданы они в Москве в лето от сотворения мира 7205г., от Рождества же 1697г. На книжных полях этих книг своего рода прошнуровка, заключающаяся в древней подписке, растянутой на несколько страниц. На некоторых книгах эту подпись я разобрал, но не все слова поддаются чтению: «...дана сия бо... Великаго Государя..., триод в новостроенный город Борисоглебск в соборную церковь..., Великаго Государя из приказа Казанского двора, а подписа сию книгу Казанскаго дворца подъячий (.) ...Суровдов». ( Труды Харьковского Предварительного Комитета по устройству XII археологического съезда, том I, Харьков, 1902 г.; Ставровский Н.А. О церковных памятниках г. Борисоглебска, имеющих отношение к Петру I).