Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Мишин Иван Григорьевич

Художник  и учитель

Выставка под таким названием - в городском краеведческом музее. Она приурочена к юбилею талантливого живописца и графика, члена Союза  художников  России, одаренного педагога, ельчанина Ивана Мишина. О нем самом, об истоках его творческого вдохновения рассказывает младший научный сотрудник музея Елена Перегудова. 

Родился Иван Мишин 16 ноября в 1928 году в селе Вторая Березовка (Сабурово)  Мучкапского  района Тамбовской области в крестьянской семье. Когда мальчику было всего восемь лет, умерла его мать. В 1941 году отец ушел на фронт, и Ваню, ему тогда было всего тринадцать лет, отправили в город Куйбышев, где он жил у тети.

Совсем мальчишкой Иван Мишин работал на авиазаводе: время было военное, надо было помогать стране. Однако он продолжал заниматься рисованием. Вскоре способного паренька заметил главный  художник  завода А. П. Камков, сыгравший значительную роль в его жизни. По рекомендации Мишин становится художником-оформителем, одновременно учится в изостудии при заводском дворце культуры и в школе рабочей молодежи.

Во время службы в рядах Советской Армии участвует в работе по восстановлению города Воронежа, а затем возглавляет работу военной художественной студии.

В начале пятидесятых Мишин поступает в Елецкое художественное училище. В числе его учителей был и Виктор Сорокин. Способного студента заметили, и после выпускного Иван Григорьевич остается преподавать в родных стенах. Однако в 1957 году училище закрыли, но Мишин скоро находит работу в Елецких мастерских Липецкого художественного фонда. В это же самое время он становится постоянным участником областных и городских выставок. 

К работам начинающего художника внимательно относился наш земляк – Народный художник СССР Николай Жуков. Когда доводилось приезжать из Москвы в Елец, он непременно заходил в творческую мастерскую Ивана Мишина. По рекомендации Жукова Иван Григорьевич в 1960 году побывал в трехмесячной творческой командировке на Братской ГЭС. Впечатления грандиозной стройки дали возможность художнику создать целый ряд этюдов и зарисовок. В 1962 году в Ельце состоялась первая персональная выставка работ художника. 

Проходят годы, и как только в родном городе вновь открывается училище искусств имени Т. Хренникова, художник приходит в родные стены преподавателем рисунка. На художественном отделении он проработает до своей кончины в 2001 году.

Студенты очень любили своего педагога. Супруга живописца Зоя Владимировна Мишина рассказывает: «Когда узнали, что его больше нет, то приходили группами. Просили дать что-то на память. Я раздала его художественные принадлежности: карандаши, краски. Пусть лучше кому-то послужат, чем будут пылиться». А его ученик Евгений Миронов вспомнила, как учитель много и охотно помогал начинающим: «Несколько лет тому назад, тогда я только что начал работать на одном из городских предприятий после окончания средней школы, показал ему несколько своих этюдов. Очевидно, не все в них было совершенно, но Иван Григорьевич одобрил меня. А затем стал приглашать к себе в творческую мастерскую, брать на этюды. И сейчас, став профессиональным художником, я понял, какую кропотливую работу провел он со мной». 

Говоря о творческой манере, надо заметить, что Мишин – художник разных тем и жанров. Его кисти принадлежат портреты, пейзажи (сельский, городской, индустриальный), натюрморты. В творческом наследии портреты отличаются тщательным подбором персонажей. С особым теплом нарисованы у Ивана Григорьевича Мишина и портреты детей: «Таня» (старшая дочь, родилась в 1952 год), «Мальчик» (племянник Артур), «Сельчанка», «У окна». 

Безусловно, портреты Ивана Григорьевича всегда ориентированы на внешнее сходство с моделью, на ее индивидуальные особенности, но в них всегда присутствует в той или иной мере элемент типизации. Художник стремится в своих работах через конкретно изображаемое лицо выразить типичные черты своего времени, своей эпохи.

Творчество живописца можно назвать многоплановым. В его пейзажах всегда чувствуется лирическое настроение, в портретах – стремление к глубокому раскрытию характера человека. Для работ Мишина характерна острота восприятия, свежесть передачи, обилие света, мажорный колорит. 

Много сил и времени отдавал Иван Григорьевич и пейзажу. В городских и сельских пейзажах художник очень лиричен. Он не устает воспевать неброские картины родной природы. Это всегда работы с натуры, написанные на пленэре, простые и незатейливые по исполнению. Особенно выделяются его картины: «Снег выпал», «Оттепель», «Ночная деревня», «Майский полдень», «Опушка леса» и другие. Любимое время года в пейзажах Мишина - зима или ранняя весна.

В последние годы Иван Григорьевич охотно работал в жанре натюрморта (в основном, это изображение цветов, иногда в сочетании с фруктами). Картины просты по композиции, но всегда торжественны, праздничны, очень декоративны. 

Интересен в интерпретации «Автопортрет с золотыми шарами», включающий с элементы натюрморта. Сложная по композиции картина: на переднем плане кувшин с букетом ярких желтых цветов, начинающих увядать, на втором плане в овальном зеркале – отражение головы художника, у висков седина, взгляд полон мудрости. 

Параллель, проведенная художником, – увядающие цветы, постаревший автор – настраивает на раздумье о скоротечности жизни. Виктор Сорокин сказал однажды: «Живопись – это философия, а художник – философ. Он как бы собирает что-то от природы, от людей… И это выливается в произведения». 

На выставке многочисленные гости вспоминали, каким замечательным, добрым, открытым был этот человек. Но, к сожалению, о нем сегодня приходится говорить в прошедшем времени. Он ушел из жизни, оставив нам не только свои работы, но и тепло своей щедрой души, переданное ученикам. Вся творческая судьба Ивана Григорьевича была связана с его родным городом: в фондах музея сегодня хранится около полусотни полотен, а на выставке представлено несколько десятков картин. 

Открытие выставки прошло в теплой домашней атмосфере. Собрались члены семьи живописца, его друзья, художники. И так много искренних слов было сказано об ушедшем таланте… Запомнилось одно. Художник Анатолий Александрович Климов заметил: «Уже минуло несколько лет, как ушел из жизни Иван Григорьевич, а другого художника, равного ему по мастерству, нет. И уже видимо не будет: такого человека не заменить некем».

Милада ФЕДЮКИНА



Отрывок из статьи А. Дементьева "Искусство без тайн"

... В назначенный вечерний час оказался в частной картинной галерее самого… Виктора Митрофановича Кузубова, куда он и пригласил дочь художника Татьяну Ивановну вместе с внучкой Юлией и ее мужем Андреем. Пригласил, чтобы они вновь прикоснулись здесь к творчеству родного им человека — мастера кисти, члена Союза художников СССР Ивана Мишина. При этом сам Кузубов был в роли экскурсовода по залам... впрочем, точнее сказать, по домашним комнатам, увешанным картинами — пейзажами, натюрмортами, портретами, этюдами, жанровыми полотнами…

Но речь в первую очередь шла о работах Ивана Григорьевича, которые в галерее представлены большой экспозицией. Здесь автопортреты и портреты, картины, посвященные периоду гражданской войны и освоению целины, этюды с Братской ГЭС, где Мишин был в трехмесячной творческой командировке по рекомендации самого Николая Жукова, народного художника СССР. Тот был внимателен к творчеству земляка и хорошо его знал…

А в соседнем «зале» одна из последних работ Ивана Григорьевича — «Розы летом. 2000 г.» Через год Мишина не станет.

Виктор Митрофанович подробно рассказывал об истории картин живописца, о встречах и беседах с мастером, которого хорошо знал на протяжении многих лет — «он относился ко мне по-отечески».

Растроганная этим экскурсом, Татьяна Ивановна делилась своими воспоминаниями об отце и его друзьях-художниках — выпускниках Елецкого художественного училища, которое действовало в городе до 1957 года.

По его окончании Иван Мишин, как один из самых способных учеников, был оставлен здесь для преподавания. А после закрытия училища работал в Елецких мастерских Липецкого художественного фонда.

О его мастерстве и профессионализме в живописи говорит такой факт — четырежды Иван Григорьевич награждался почетными грамотами Правления Союза советских художников как один из лучших живописцев Липецкой области.

— А к педагогике ему все же пришлось вернуться, — вспоминает Татьяна Ивановна. — С 1993 года и вплоть до своей кончины он был преподавателем рисунка в художественном отделении Елецкого училища искусств имени Хренникова…

Татьяна Ивановна вспоминала друзей отца по творческому цеху — «то было настоящее братство», а Виктор Кузубов в ходе своей экскурсии показывал их картины, которые в этой галерее, объединенные в одно художественное целое, олицетворяли то самое братство выпускников Елецкого училища. В числе этих работ — многие пейзажные этюды с коллективных пленэров на Плющани, что в Краснинском районе.
<...>

 "Липецкая газета", 25.04.2013.  http://lg.lpgzt.ru/aticle/30425.htm