Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Морев Валентин Яковлевич

Морев Валентин Яковлевич

Валентин Яковлевич Морев – наш земляк, уроженец села Шапкино, жизнь которого, к сожалению, прервалась в ноябре 2009 года. Немного не дожил он до своего 60-летнего юбилея. О таких людях говорят «настоящий патриот своей малой родины».

Родился он первенцем в семье Якова Ивановича и Прасковьи Михайловны Моревых – тружеников местного колхоза. Ему было всего 1 год и 4 месяца, когда умерла его мать. Нелегко пришлось им двоим с отцом в те голодные и холодные послевоенные годы. Потом отец привел в дом новую хозяйку – Лидию Михайловну. «Язык не поворачивается называть ее мачехой» - признавался сам Валентин Яковлевич, - она меня любила и лелеяла, как родного сына. Любил ее и я». Их уже давно нет в живых, но В. Я. Морев запомнил их всегда в делах: колхозных и домашних. С тех пор и проникся чувством благодарности и любви к сельскому труду.

Сам же Валентин Яковлевич оказался оторванным от деревни. В Борисоглебске, сразу после школы, получил специальность линейного монтера. Затем Свердловск, строительно-монтажное управление. Отслужил на Тихоокеанском флоте. Снова работа в Свердловске, сначала на внутригородских линиях связи, а затем занялся монтажом новых телефонных станций. 

 За 9 лет побывал на монтаже станций в Перми, Уфе, Нижнем Тагиле, Астрахани, других городах. Пришлось полгода монтировать станции в воинских частях, воевавших в Афганистане: Кабуле, Гурфузе… Одновременно закончил Астраханский техникум связи. 

С 1985 года - прораб в Волгоградском СМУ «Союзтелефонстрой». И вновь разъезды по Северо-Кавказскому региону. Дослужился до главного инженера строительно-монтажного управления. Казалось бы, жизнь спокойно дотечет до ухода на заслуженный отдых.

Но случилось иначе. Заболело сердце, ему сделали операцию и в 2006 году. В. Я. Морев стал инвалидом II группы. Вот тогда-то и зачастил он в Шапкино, где впоследствии и нашел свой вечный приют. А за могилой присматривают не только родные, но и местные казаки.

В 2008 году В. Я. Морев, приехав в Шапкино, заметил, что парк в селе преобразился в лучшую сторону: выпилено много старых деревьев, убраны бурьян и вездесущий мусор. Заметил и то, что на общем благоприятном фоне резко выделялся обшарпанный памятник жертвам гражданской войны. Спросил у председателя сельсовета А. В. Будаева, почему не довели дело до логического завершения. Ответ один: «Денег нет». Тогда Валентин Яковлевич впервые вложил свои 25 тысяч рублей на ремонт памятника и установку скамеек в парке.   После этого В. Я. Морев стал еще больше интересоваться жизнью села. С каждым разом возрастала и его лепта в общее дело. Видя усилия шапкинцев на реконструкции мемориала воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, а на плитках выбито 1434 имени, Валентин Яковлевич завез плитку и бордюрный камень для строительства дорожки, затратив на это 70 тысяч рублей. Еще 100 тысяч рублей внес на строительство колокольни на ныне существующей церкви. Готова уже смета на строительство, которая находится на рассмотрении в епархии, закуплены стройматериалы.

Пришлось по душе Валентину Яковлевичу и возрождение на селе казачества. Он приобрел 10 комплектов обмундирования для казаков, подарил шашку станичному атаману Николаю Васильевичу Филатову. Большие средства выделил на проведение конноспортивного праздника на местном ипподроме в 2009 году. А к такому же событию в 2010 году решил сделать ограждение вокруг ипподрома, построить двухъярусные трибуны, помещения для участников скачек, стойла для лошадей. Часть стройматериалов уже успел завезти из Волгограда.

А как отнеслась к меценатству его семья? Вот что она сказала его жена Нина Ивановна: «Валентин Яковлевич честно заработал деньги, и его было право тратить, как он этого хочет. Более того, и я, и дочь Галина и 13-летняя внучка Алина всегда его поддерживали. Ведь добрые дела угодны не только людям, но и Богу. И память людская будет лучшим памятником моему мужу…»

Планировал В. Я. Морев переоборудовать святой колодец, построить около него хорошую купальню, а со временем – настоящую церковь. Но его мечтам не довелось сбыться, отказало больное сердце. Полет его кипучей жизни оказался прерванным на самой стремнине. Пусть земля ему будет пухом! Причем земля родная, шапкинская, где он был похоронен, хотя и умер в Волгограде.

(из материала В. Неудахина, специального корреспондента газеты «Мучкапские новости»)