Выставкина Олимпиада Никифоровна
30 апреля 2002, № 69-70. Газета "Орехово-Зуевская правда"
Галерея земляков
Ю. КОРНАКОВА.Инспектор ОГПС, лейтенант внутренней службы.
ЛЮБЛЮ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ
Этими словами начала рассказ о своей нелегкой работе в пожарной охране одна из лучших диспетчеров, сержант внутренней службы, ныне пенсионерка, Олимпиада Никифоровна Выставкина. Очень много интересного в беседе с ней я узнала о ее судьбе, работе пожарной охраны в военные и послевоенные годы, когда встретилась с этой доброй и милой женщиной.
- Олимпиада Никифоровна, как вы оказались на службе в пожарной охране?
- В 1940 году с семьей мы приехали в Орехово-Зуево из села Кулябовка Шапкинского района Тамбовской области. Мне было тогда 17 лет. Устроилась работать нянечкой в детский сад № 2, теперь там тубдиспансер. Потом началась война... Отработала 2 года, хотя детишек в садике было очень мало. Также ходила на занятия по медицинской службе. Были тогда курсы, назывались они "Роковские". После окончания получила свидетельство от комитета Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца. В госпиталь ходили, делали перевязки раненым, кормили их и ухаживали за ними. В 1943 году меня направили на службу в пожарную охрану.
- Какой была служба в те военные годы?
- Мужчин в карауле было очень мало, шла же война - все на фронте. Жили в общежитии на казарменном положении. Раз в 10 дней отпускали домой проведать близких. Спали на кушетках и у пожарной части стояли на посту с ружьем и в холод, и в дождь. В составе караула сама выезжала на пожары. Телефонов по городу было очень мало. Приходилось звонить в дверь любой квартиры и искать, где есть телефон, чтобы вызвать помощь для ликвидации пожара.
- А на пожарах вам, женщине, наверное, нелегко было, работа-то мужская?
- В те годы техника была совсем иная, машины открытые, на них стояли большие бочки с водой. "Катушки", то есть пожарные рукава, очень тяжелые, неподъемные. Каждый раз приходилось брать их и самой прокладывать рукавную линию. Это сейчас удобная и современная техника, пожарные рукава другие. А тогда было очень трудно работать. Но я не унывала и в пожарную разведку сама ходила. Помню, случился пожар на 2-й прядильной фабрике, кругом огонь и дым, под ногами вода. Все выполняют поставленные задачи. Начальник караула скомандовал "разведку", одному же нельзя идти, и мне кричит: "За мной!" Я сняла беретку с головы, смочила ее, закрыла лицо и пошла в дым вместе с ним, не испугалась даже.
- Олимпиада Никифоровна, а сколько в те годы было в городе пожарных команд?
- В Зуеве одна, и та женская. На улице Карла Либкнехта располагалась вторая городская пожарная команда, на Новой Стройке еще одна. Там, где сейчас ПЧ-106, у хлебозавода, расположилась пожарная команда, которая охраняла только фабрики. Была в городе "смотровая" будка в доме, где сейчас магазин "Марина". Теперь, конечно, дома того уже нет. Через чердак мы лазили туда на двухчасовое сменное дежурство. Там стоял телефон, чтобы сообщать о пожаре и вызывать на помощь подкрепление.
- А как вы встретили День Победы?
- Когда сообщили, что закончилась война, мы все находились в своей части. Где сейчас текстильный техникум, была 79-я казарма, около нее на площадке устроили праздник. Под гармошку пели, танцевали - всеобщая радость же была. А после фронта к нам в пожарные команды стали приходить демобилизованные мужчины, в основном пожилые - молодые-то еще продолжали служить в армии. Все какая-никая, а подмога.
- А что еще можете рассказать о своей службе?
- Женщины, что служили в командах, для пожарных стирали белье пенообразователем, предназначенным для тушения: с мылом было трудно. А белье очень грязное после пожаров становилось и тяжело отстирывалось, другого же, чем можно постирать, не было. Когда ходили в баню, порой приходилось даже голову мыть пенообразователем. Правда, потом волосы выпадали, оставаясь на руках. (Неожиданно для меня она при этом улыбнулась - видимо, и такое воспоминание о молодости приятно).
Один раз травму получила. Когда приезжали в часть после пожара, под бочки с водой надо было ставить специальные столбушки, чтобы она не скатилась с машины. Я стала подставлять их, бочка мне и придавила палец на руке. С того случая он у меня кривой навсегда остался.
Участвовала в соревнованиях среди пожарных команд и занимала первые места по вязанию спасательного кресла и закрепляющего узла. Самой иногда приходилось и по лестнице пожарной подниматься. Молодая была, смелая.
- А какой-нибудь случай интересный, особо вам запомнившийся, можете рассказать?
- Идет мое дежурство, не переставая звонит телефон, но не по поводу пожаров, а хулиганит детвора. И так долго дети хулиганили, что я не выдержала, когда в очередной раз зазвонил телефон. Поднимаю трубку и говорю: "Гробовая" вместо "01", а на конце провода, оказывается, мой начальник, и так сердито мне сказал: "Рядовой Кулаева (это моя девичья фамилия), какая еще гробовая"? После на построении при всем карауле очень отругал. Правда, потом все смеялись.
Много начальников пожарной охраны сменилось за мою службу. Много диспетчеров я стажировала, среди них О. Н. Мартынова, О. Г. Комиссарова и другие. За все время в пожарной охране я и диспетчером была, и старшим диспетчером, и секретарем-машинисткой, и кассиром.
- Олимпиада Никифоровна, а как раньше праздновали День пожарной охраны?
- За всю мою сорокалетнюю службу мы всегда отмечали его 17 апреля. Почему сейчас этот праздник перенесли на 30 апреля - не знаю. А вообще отмечали его всегда хорошо. Сами участвовали в самодеятельности. Собирались вместе, накрывали праздничный стол и устраивали всеобщее веселье.
- А какие награды, грамоты или благодарности вы имеете?
- Благодарностей и грамот было много. Раньше премией награждали по 5 рублей за выполнение служебного долга - это по тем временам было немало. Ценные подарки дарили. За ликвидацию пожара на "ЛиАЗе", когда тушили краски, подарили пылесос. Помню, в Егорьевске произошел пожар. Диспетчер запрашивала помощь близлежащих районов, но никто на связь выйти не смог. По рации я их только услышала, прислала наши пожарные машины. За это меня наградили самоваром.
Поскромничала Олимпиада Никифоровна. У нее не только грамоты и медали, есть и почетные знаки: "50 лет Победы в Великой Отечественной войне", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", "За 10 лет безупречной службы", "За долголетний добросовестный труд". С 1968 по 1983 год в ее трудовой книжке около десяти записей о благодарностях за умелые и энергичные действия при тушении пожара, за мужество и высокое профессиональное мастерство, добросовестное выполнение служебного долга и многое другое.
- Олимпиада Никифоровна, как сейчас проходит ваша жизнь?
- Пенсия у меня небольшая, но на жизнь скромную хватает. Есть внучка Юлия, правнук Кирилл семи лет - интересуется пожарной службой. С мужем имеем дачу, по весне рассаду сажаем. Дача - очень хорошая подмога в жизни. Только здоровье в последнее время пошаливает. Может, последний раз в пожарную охрану на юбилей приду. В 2003 году ведь мне уже 80 лет будет. Но, несмотря на то, что всю молодость и свою жизнь я посвятила пожарной службе, если надо будет - даже сейчас сяду за пульт и не испугаюсь. Люблю я пожарную охрану! Когда вижу, что едет пожарная машина, в душе моей такая радость и теплота.
Да, действительно, пожарную службу надо любить так, как всю свою жизнь ценит и любит ее Олимпиада Никифоровна, которая прошла долгий и замечательный путь, не жалея себя и отдавая все силы любимому делу. И пусть на День пожарной охраны 30 апреля всегда будут собираться все ветераны противопожарной службы Орехово-Зуевского района. Всем вам здоровья и долгих лет жизни!
Фото из семейного альбома.
30.04.2002
|