05.10.2013 Бегал, бегаю и буду бегать...(Из серии ретро. Клуб бега «УГОЛЕК»)
05.10.2013
Борис Машенков Бегал, бегаю и буду бегать
(Из серии ретро. Клуб бега «УГОЛЕК»)
13 ноября 1983 года к 8 часам вечера на стадион «Керамблоков» пришли несколько человек, включили прожектор, что располагался на крыше спортивного комплекса, и сделав небольшую разминку, пробежали по стадиону несколько кругов. Все они были в спортивных костюмах и кроссовках. Руководителем у них был сотрудник ВНИИЭИ Ульянов Юрий Михайлович. Потом по очереди определили вес каждого, пульс, и, записав все это в тетрадочку (дневник тренировок), все, оживленно беседуя друг с другом, разошлись по своим домам. Затея всем очень понравилась и все решили так встречаться три раза в неделю. Следующий раз все собрались 18 ноября, народу пришло раза в три больше, чем первый день. Так в городе Электроугли родился клуб любителей бега «УГОЛЕК» в честь градообразующего предприятия завода «ЭЛЕКТРОУГЛИ».
Выбрали правление: председатель КЛУБ «УГОЛЕК» - Ульянов Юрий Михайлович, он же и тренер, и лыжник, неоднократный участник соревнования по лыжам: «ЛЫЖНЯ РОССИИ»; казначей — Быстрова Анна Марковна, заместитель по идеологии — Машенков Борис Николаевич. Последний, к этому моменту, уже 3 года самостоятельно занимался бегом по выбранному себе маршруту, но вместе с коллективом, как-то, веселее.
Занятия проводились под четким медицинским контролем со стороны Балуевой Альбиной Григорьевной, Лазаревой Светланы Ивановны и Машенковой Ниной Николаевной — врачами и бегуньями Электроуглинской городской поликлиники. На тренировках у каждого измерялся вес до бега и после бега, артериальное давление, пульс и вся информация заносилась в индивидуальные дневники. Самой «секретной» информацией у всех был вес. Его боялись произносить вслух, стеснялись озвучивать, смущались...
Как-то раз я спросил у Альбины Григорьевны, - а что давление в процессе бега растет или падает? Меня это очень сильно волновало: я заметил закономерность — чем больше бежишь (продолжительнее), тем сильнее снижается давление. Я уже думал, что тонометр врет, купил другой, электронный — закономерность та же. Она мне ответила, что давление должно расти. Я кивнул головой и побежал «нарезать» круги на стадионе... После окончания бега Альбина Григорьевна подошла ко мне и сказала, что все время думала над моим вопросом и пришла к выводу, что была неправа — в процессе тренировок давление должно падать. Сосуды кровеносные расширяются, становятся гибкими, эластичными и давление, естественно, падает. Истина восторжествовала!
Тренировались мы везде, где можно было бегать и не мешать никому. Это и стадион «Керамблоков», городской парк, и набережная Каменского пруда, и дорога от Электроуглей до Марьино или Аксеново и обратно и в любую погоду. По принципу: «В хорошую погоду и дурак пробежит, а ты попробуй в дождь, да в снег, да в слякоть». На занятия по бегу приходило до 150 человек! Мы уже стали коллективно отмечать дни рождения, Новогодние и другие праздники! А в День основания клуба мы с транспарантом бежали по городу! На транспаранте надпись, например: «УРА! Нам 5 лет!» или «Баба, не будь дурой, занимайся физкультурой!», это мы уже позаимствовали у Владимира Владимировича Маяковского. Нам это нравилось Другим тоже. Например, когда мы на автобусе приехали на соревнования в Крылатское и развернули транспарант, то нас снимали на видеокамеру, а потом и показывали по центральному телевидению. А Ингу Машенкову, как самую юную участницу соревнований, (а ей было тогда 11 лет) снимали отдельно для видеохроники!
Чтобы не скучно было тренироваться и бегать я разработал шуточную клятву, которую принимали все вместе хором. Один читал клятву, а все повторяли вслух «КЛЯНУСЬ!»:
Клятва членов клуба
любителей оздоровительного бега «УГОЛЕК»
города Электроугли, Московской области.
Я, гражданин города Электроугли и его окрестностей, вступая в клуб любителей оздоровительного бега «УГОЛЕК» города Электроугли, Клянусь:
1. Регулярно, не менее трех раз в неделю, посещать его занятия, пробегать за тренировку не менее 2 километров, делать приседаний не менее числа месяца, движений типа хула-хуп не менее 50, отжиманий не менее 5, и пусть, в противном случае у меня начнут постоянно болеть ноги, руки и тело! КЛЯНУСЬ!
2. По утрам, хотя бы мысленно, делать гимнастику, не забывая при этом вращать голову то в одну, то в другую сторону, чтобы голова не отвалилась!
КЛЯНУСЬ!
3. Перед тренировкой говорить о маршруте бега своим близким, чтобы не бегали искать туда, не зная куда и не находили того, не зная кого! КЛЯНУСЬ!
4. Принимать активное участие во всех спортивных мероприятиях клуба. Если я не приму участие хотя бы в одном из них — пусть меня покарает общество — не дав причитающийся мне в пробеге значок (медаль, грамоту, диплом и т. д.).
5. Вносить в «Уголек» юмор, шутки, задор, бодрость, оптимизм и способствовать разгоранию в «Угольке» большого ОГОНЬКА! КЛЯНУСЬ!
6. Пропагандировать среди друзей и близких здоровый образ жизни, следуя по принципу — идешь на тренировку — прихвати друга! КЛЯНУСЬ!
7. Практиковать в беге семейные традиции — бежишь сам, а за тобой семья! КЛЯНУСЬ!
8. Убегать от болезней и жить по принципу — не болеешь сам — не зарази ближнего! КЛЯНУСЬ!
9. Заниматься закаливанием, русским закал-бегом — бегать круглый год в трусах и майке! КЛЯНУСЬ!
10. Всегда быть здоровым при любых обстоятельствах, избегать врачей и привлекать их к бегу для систематического медосмотра! КЛЯНУСЬ!
И, если я нарушу мою торжественную
клятву, то приду в клуб с повинной! КЛЯНУСЬ!
КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!
Был и курьезный случай. Один раз, во время чтения клятвы, одна из бегуний заупрямилась — не буду принимать пункт клятвы «... круглый год бегать в трусах и майке...», я мол, человек серьезный, и за свои слова отвечаю. Я ей ответил, что без трусов и майки бегать холодно и вы будете привлекать всеобщее внимание, а сверху трусов и майки можно одевать все, что вам хочется, - она с хохотом произнесла: «КЛЯНУСЬ».
Быстрова Анна Марковна и Новикович Валентина Владимировна всю зиму катались на лыжах и ездили на них по торс обнаженными и, при этом, хорошо загорали.
Во время соревнований мы встречались и фотографировались со знаменитыми людьми того периода времени: Котляровым Михаилом Михайловичем, Дмитрием и Матвеем Шпаро. Матвей в тот момент был совсем маленьким мальчиком. А Дмитрий — уже ходил с экспедицией на Северный Полюс на лыжах и истер их очень здорово. Я во время пресс-конференции спросил у Дмитрия Шпаро, а что было самым неприятным во время похода. Он ответил — это когда спали в палатке и сосед «отбивал зубами чечетку» - уснуть было тяжело. Снаружи палатки было 44 градуса мороза, а внутри нее 40-42 мороза.
Отмечали с клубом Новогодние праздники, ездили на соревнования в Королев, Гжель, Лужники и т. д. Выпускали фотогазеты, в которых были и шаржи на всех членов «УГОЛЬКА». В частности, на нас с Борисом Ивановым были такие строки: «Друзья, посмотрим через год, кто эту цель (42 км 195 м) быстрей возьмет». Первый свой марафон, а это был ММММ-87, мы бежали с ним вместе, вдвоем, и контролировали по секундомеру свою скорость, так как сильно боялись, как бы с нами что-нибудь не случилось. Пробежали, получили удовольствие от бега. А я «заболел» марафонской болезнью и стал их регулярно преодолевать и бывать еще и в призерах по своей возрастной группе. После совместного с Борисом Ивановым марафона, я его больше не встречал по жизни. У самого пока 165 марафонов на счету. В клуб постепенно перестали ходить все, и я «отдуваюсь», - бегаю за всех, и с любовью и грустью вспоминаю этот прекрасный период свой жизни.
Борис Машенков, Ваш покорный слуга.