История.2000.Издательское дело в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века.
Елена Стрыгина
Издательское дело в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века
Экономический и общественный подъем, связанный с реформами 60-70-х годов XIX в., явился важной причиной бурного развития частной инициативы в типографском деле в провинции: если в дореформенный период в провинциальной России было основано 38 частных типографий и литографий в 24 городах, то уже в 1870 г. почти в каждой губернии работали по 7-10 частных заведений. Тамбовский край по этому показателю почти на два десятилетия отставал от большинства "губерний Центральной России, где рост типографско-литографического производства пришелся на 60-70-е годы. В Тамбовской губернии эта тенденция проявилась только в 80-90-е годы (одновременно с Сибирью). Так, если в 60-е годы в Тамбовском крае была открыта одна частная типография, то в 70-е - 4, в 80-е - 9, в 90-е годы - 12 частных заведений [1].5, лл.202-204.
Неравномерность развития издательского дела в провинциальной России была связана, в частности, с различной степенью вовлеченности отдельных территорий в капиталистические преобразования, к тому же возрастание экономической роли одних районов влекло за собой потерю прежнего значения другими. Участь последних отчасти постигла и Тамбовскую губернию, сельскохозяйственную, слабо развитую в экономическом плане.
В 1861 г. в губернии существовало 2 типографии, в 1878 г. - 6, что соответствовало среднему показателю роста полиграфических предприятий в провинции. Одна из возникших в это время типографий принадлежала губернскому земству (1868 г.), а из четырех частных и до начала XX в. просуществовала только тамбовская скоропечатня И.Е.Попова (в 1881 г. она перешла к Е.И.Поповой, дочери прежнего владельца), три другие типографии - К.Закржевского, Маркова и К° и Киселева - функционировали недолго, что было характерно для тех лет. Проработав два-три года, типографии, как правило, закрывались из-за экономических затруднений: они не выдерживали конкуренции с губернской типографией, которая, пользуясь поддержкой начальства, всегда имела заказы казенных учреждений. [2].
Большинство частных полиграфических предприятий, возникших в конце XIX - начале XX в., выполняли прибыльные акцидентные работы, обслуживали промышленные, торговые, банковские и другие заведения. «Тамбовские губернские ведомости» писали в 1881 г. о том, что «доселе еще в нашем крае нет ни одной типографии, которая работала бы исключительно в интересах литературно-научных» [3]. Об этом говорит и тот факт, что в 1885 г. при тамбовской типографии не было собственного переплетного заведения: когда было нужно изготовить заказ с брошюровкой или обложкой, издатели обращались к местным переплетчикам.
К началу XX в. в Тамбовской губернии была открыта 31 типография (включая «однодневки», работавшие год или чуть больше), не считая переплетчиков, которые, имея шрифты для тиснения на корешках названий книг, подпольно принимали заказы на акцидентные работы. Владельцами типографий были в основном мещане, купцы, чиновники, реже - дворяне и крестьяне. Полиграфические заведения имелись во всех двенадцати уездных городах: в Тамбове - 8, Козлове - 5, Моршанске - 4, Борисоглебске и Кирсанове - по две,. Елатъме, Лебедяни, Липецке, Спасске, Усмани, Шацке - по одной типографии [4].
Самым крупным полиграфическим заведением (число работников от 100 до 115 человек) была типография губернского земства, оборудованная в основном скоропечатными машинами. Она выполняла заказы земских управ, печатала бланки, отчеты, конторские книги, кроме того принимала частные заказы. Типография помещалась в неприспособленном помещении. Заведовал ею могилевский крестьянин П.С.Чугунов, служивший ранее в типографиях Москвы. Чиновник, ревизовавший земскую типографию в 1902 г., отмечал небрежное отношение рабочих к шрифтам; при наборе их роняли на пол, а затем выметали вместе с мусором [5].
Продолжала работать типография губернского правления - старейшее полиграфическое заведение (53 работника). К концу XIX в. она была оснащена современным оборудованием. В типографии имелся достаточно разнообразный набор шрифтов различных кеглей и начертаний, включая французский, греческий и славянский. Пользуясь привилегированным положением казенного учреждения (правительственные субсидии, освобождение от многих налогов и пошлин, бесплатное пользование помещением и др.), типография часто исполняла заказы «с большею исправностью и нередко при меньшем вознаграждении», нежели частные или земская типография, которая (как и повсеместно) «велась на коммерческих началах». В результате типография губернского правления имела возможность «являться на помощь своими средствами и работать там, где особенно в этом нуждаются», например она бесплатно печатала все издания Тамбовской ученой архивной комиссии [6].
Самая крупная частная типография Н.И.Бердоносова и Ф.Я.Пригорина брала свое начало от тамбовской типо-литографии Мукосеева, возникшей около 1881 г. До 1902 г. заведение по документам значилось как типография. Очевидно, у Бердоносова и Пригорина на начальном этапе их издательской деятельности не было средств на приобретение у Мукосеева всего оборудования типо-литографии, и маловероятно, что они нуждались в литографическом станке, который был в то время необходим для акцидентных работ. Новые владельцы смогли организовать дело столь рентабельно, что вскоре их типография превратилась в достаточно крупное для провинции (в 1902 г. - 51 рабочий, включая учеников), прекрасно организованное заведение, занимавшее две подвальных, но довольно больших и чистых комнаты. В 1903 г. типография была переведена из арендуемого помещения в собственный дом Бердоносова. Управлял заведением Пригорин, чем отчасти объяснялись четкая организация работы, образцовый порядок в шрифтовом хозяйстве; около каждой кассы стоял ящик для сбора испорченного шрифта, который затем отправлялся в Москву для обмена и исправления. В 1902 г. в Москве была приобретена литографская скоропечатная машина, и заведение получило статус типо-литографии. С 1913 г. Пригорин перестал быть ее совладельцем и она функционировала под названием «Бердоносов и С-н». К этому времени Бердоносов являлся хозяином книжного и писчебумажного магазина и переплетного заведения [7].
В Козлове в начале XX в. было 5 частных типографий. Правда, два первых заведения, основанные в конце 80-х - начале 90-х годов, вскоре закрылись, а последнее - типография Г.Г.Валединского - влачило жалкое существование до тех пор, пока не было арендовано на шесть лет (с 1896 г. по 1902 г.) братьями Веллер (провизор Г.Р.Веллер и инженер-технолог Л.Р.Веллер) - редакторами-издателями газеты «Козловский листок». Первой рентабельной типографией в Козлове было заведение купца Д.З.Колманка, открытое в сентябре 1896 г. Вскоре оно представляло собой паровую типо-литографию (40 работников), оснащенную двумя типографскими скоропечатными машинами и другим современным оборудованием. Именно Колманку, одному из первых тамбовских типографов, пришла идея объединить капитал с другими издателями и усилить свое предприятие. Образование паевых товариществ было в начале XX в. одним из распространенных способов выживания в условиях конкуренции, поскольку их учредители выходили, как правило, из среды мелких предпринимателей. 24 апреля 1902 г. Колманок подал губернатору заявление о желании принять в дело в качестве равноправных компаньонов братьев Веллер. Однако типографы хотели содержать заведение под общей ответственностью в равных долях без нотариального договора о правах товарищества, что несколько нарушало общие правила, и губернатор им отказал. Типографы пожаловались в Сенат и в конце 1904 г. получили дозволение содержать в Козлове типографию на началах товарищества [8].
В 1902 г. в губернии практически одновременно появились еще два товарищества, которые специализировались на издательской деятельности: в Борисоглебске - типо-литография торгового дома «Товарищество типо-литографского дела» и в Козлове - типо-литография «Товарищества и К° «Козловской газеты». В Борисоглебске дело основали М.Е.Юрьев, братья Д.Г. и Н.Г.Дьячковы и А.В.Безобразов, в 1903 г. к ним присоединился В.П.Орлов, владевший с декабря 1885 г. городской типографией. Он решил, что ему выгоднее присоединиться к товариществу, нежели конкурировать с ним. Однако товарищество по разным причинам, одной из которых являлась причастность некоторых компаньонов к нелегальным организациям, просуществовало недолго: в 1906 г. паровая типолитография перешла во владение А.В.Безобразова. Козловское товарищество, организованное редактором-издателем «Козловской газеты» П.П.Падучевым, располагавшее достаточно большой (21 человек) и хорошо оснащенной типо-литографией, также просуществовало недолго. Уже в 1906 г. -типография находилась во владении дочери редактора газеты Е.П.Падучевой [9].
В Моршанске первая типография была основана в 1880 г. мещанином М.Я.Прокофьевым, вскоре при ней были открыты переплетное и линевальное заведения и книжный магазин. Подобной концентрации издательского дела и книгораспространения не было в то время даже в губернском городе. Около 1893 г. в Моршанске возникла типография Геллера, но вскоре она закрылась, не выдержав конкуренции. В 1896 г. типолитографию открыл В.И.Холуянов, который, вслед за Прокофьевым, создал при ней переплетное и линевальное заведения и небольшой книжный магазин [10].
Таким образом, в Тамбовской губернии к началу XX в. частные типографии постепенно набирали силу и оттесняли на второй план казенные полиграфические заведения.