Заметка к истории города Тамбова
Заметка к истории города Тамбова.
В любопытной статье графа Е.А. Салиаса «Поэт-Державин, правитель наместничества (1785 - 1788)», помещенный в Сентябрьской и Октябрьской книжках «Русского Вестника» за 1876 год, находится, между прочим, переписка Г.Р. Державина, Тамбовского губернатора, с преосвященным Тихоном, Епископом Воронежским, по поводу усиления средств Тамбовского Приказа Общественного Призрения. Автор статьи посвящает особую главу (XV) этой переписки, где приводит увещание преосвященного Тихона к своей пастве, возбуждающее последнюю к пожертвованиям в пользу Приказа, и письмо этого епископа к Державину, замечательное, по словам графа Салиаса, «внешним своим видом, легким и необыкновенно-красивым почерком, с замечательным соблюдением орфографии». Граф Е.А. Салиас полагает, что эти два документа принадлежащих перу святителя Тихона, мощи которого покоятся в Задонском монастыре; но такое предположение ошибочно. Святитель Тихон умер перед этим за три года, а в это время (в 1786 г.) епископом Воронежским хотя и был тоже Тихон, но уже другой, или точнее - третий (в Воронеже, с 1763 по 1788 г., были, один за другим, три Тихона), - Тихон Малинин, из префектов Славяно-Греко-Латинской Академии, стало-быть человек образованный (см. Списки архиереев Юрия Толстого, стр. 14, 16 и 18). Поэтому нечего удивляться, что он писал литературно, красивым почерком и на изящной бумаге. Св. Тихон Задонский (Соколов), известный и плодовитый писатель своего времени, писал также совершенно литературно, хотя и не столь красивым почерком и не на золотообрезной бумаге *).
Неоспоримо, что в Державинское время Тамбов был таким, каким его представляет граф Салиас, и что Козлов и Моршанск были гораздо его лучше; но автор ошибается, полагая, что этот город «был только что создан (гл. VIII)» и возведен в сан губернского совершенно случайно, с административной целью (гл. XII). Тамбов и Козлов возникли одновременно, при Михаиле Федоровиче (1636 г.), и с той же целью, как ранее их построенные Воронеж, Валуйки, Старый Оскол, Белгород и другие города и городки, возникнувшие в конце XVI столетия, при Федоре Иоановиче, для защиты тогдашних наших юго-восточных пределов от Татарских (Крымских и Ногайских) набегов. При Федоре Алексеевиче, в 1682 г., мы видим в Тамбове уже епископскую кафедру, образовавшуюся одновременно (и даже несколько ранее) Воронежской. При первом разделении России на губернии, Тамбов был причислен (1708 г.) к Азовской губернии, а с 1719 г. был провинциальным городом оной. В это время он был, конечно, хуже Воронежа, но едва ли чем уступал Козлову и другим южным, степным городам. И хотя с половины XVIII столетия, надобно думать, значение его упало, но все же он создан не Екатериною II «с административной целью» из какого-нибудь села, а при образовании губерний уже существовал почти полтораста лет и почти сто лет был епархиальным городом. Достоин ли был Тамбов или нет названия губернского города, это иной вопрос; но Екатерина, назначив его губернским городом, сделала меньше одной исторической несправедливостью: после Шацка, Тамбов был самый старинный город в губернии, а притом епархиальный.
В любопытной статье графа Салиаса мы нашли еще одну обмолвку (гл. XVIII, стр.609): в Державинское время становых приставов еще не было.
М. Де-Пуле.
Тамбов, 5-го Декабря 1876г.
*) Как видно по снимкам его почерка, в новом превосходном издании его сочинений, М. 1875. П.Б.
Русский Архив. Издаваемый Петром Бартеневым. Книга 1. Выпуски 1877 г. М. Типография Лебедева. 1877г.