Очерки и рассказы
Сочинен.
Фед. Вас Ливанова
ТОМ I.
Издание второе, вновь пересмотренное автором, исправленное и добавленное новыми очерками.
Санктпетербург
В ТИПОГРАФИИ Д-РА М. ХАНА, БОЛОТНАЯ Д. № 5.
1869
(отрывок, стр. 323 - 329)
— 323 —
<...>
V.
Преемники Уклеина и распространители Молоканства в Тамбовской губернии.- Семен Андреев Швецов.— Афанасий Никитин. — Гавриил Войкин. — Никифор Васильев. — Места населения Молоканского в XVIII по Тамбовской губернии. — Количество Тамбовских Молокан и Духоборцев в конце XVIII века.
Обратимся к тамбовским молоканам. Слушатели Уклеина и преемники его в деле распространения молоканства с жаром принимались за проповедание нового учения, убеждённые, что наконец люди нашли истинную стезю после долгого блуждения по непроходимым дебрям, и что теперь с каждым шагом они ближе подходили к истине... Дух народа вдруг почувствовал себя свободным от стеснявших его доселе форм гражданской и церковной жизни и стремительно ринулся к религиозным вопросам об отношении к Богу, к правительству, к церкви, к ближе нему и т. п., черпая разрешение всех этих вопросов исключительно из слова Божия—из Библии. Всякий, выучивший несколько текстов из Библии, стал считать себя вправе в свою очередь быть учителем других! С Библиею в руках начали ходить из двора в двор, из села в село, из деревни в деревню новообращенные, с энтузиазмом в груди, с посильным красноречием на устах, не боясь преследований и гонений. То было стремление народа к исканию библейской истины — рационализм крестьянский!.. Как велико и смело было это религиозное увлечение, мы можем судить по действиям крестьянина Швецова.
Услышавши проповедь Уклеина об основании церкви и жизни общественной по Библии, Швецов, с Библиею в руках, явился в базарный день села «Старого Сысоева» (Рыбного тож) среди
— 324 —
народа, стал ходить по базару взад и вперед, читал и толковал Библию и увлек толпу 78). Село «Рыбное» еще с 1755 г. было заражено молоканством 79) и семейство Швецовых было одно из первых, принявших учение Уклеина. Семен Андреев Швецов был первый энтузиаст в роде Швецовых. Отец Семена Семенова Швецова, бывшего до 1791 г. купцом моршанским, а с 1792 г. перечисленного, по указу тамбовской казенной палаты, в шацкое купечество 80), был основателем молоканства в роде Швецовых, которым суждено было играть столь значительную роль и деле распространения этой секты в Тамбовской губернии. По счастливым коммерческим оборотам, род Швецовых, неуклонно распространявший молоканство до 1836 г., так разбогател, что обладал недвижимым имуществом, мельницами и плотинами в 200,000 р.; одного хлеба на мельницах Швецовых перемалывалось до 25,000 четвертей в год; хлеба на винокуренные заводы и казну заготовлялось более 25,000 кулей 81). Семен Андреев Швецов, с энтузиазмом шел по стопам Уклеина, наравне с ним считая себя предназначенным для одной с ним цели. Он много трудился, в свою очередь, в деле распространения молоканства по Тамбовской губернии, так что после Уклеина это одно из тех лиц, которое имеет равное с Уклеиным значение в истории тамбовских молокан... Его большая память, ловкость и уменье нападать на слабую сторону православия, начитанность в Библии, разнообразие сведений, практичность воззрений и самоуверенность в словах давали ему право на успех в слушателях. Цитаты библейские из уст его лились как бы сами собою, но более всего в речи его кипело желание отыскать и высказать истину... Как богатый и торговый человек, он, по свойственной торговым людям практичности, тотчас же уцепился за капитал свой, как за средство для успеха молоканской пропаганды, и средство это было действительное! Род Швецовых
_________________
78) Рукоп. Іакова за № 3775.
79) Там же.
80) Там же.
81) Там же.
— 325 —
с того времени стал вместе и ходатаем пред правительством за молоканство. Швецов, разъезжая среди удивленной, взволованной и сочувствующей новому учению толпы, восклицал: «Мы отыскали истину. Бог будет нам помощником!» и народ отвечал ему: «учи нас, мы твои!» 82). Молокане рыбинские, по месту жительства Швецовых, и доселе еще в большом уважении у молокан тамбовских 83), как духоборцы горельские по месту жительства Побирохина.
В восьмидесятых годах, в качестве проповедника, распространителя и наставника молоканского, действовал, вместе с Швецовым, и некто Афанасий Никитин, удельный крестьянин Спасского уезда села «Исад» 84). Он был грамотный человек, умел писать, часто читал Библию и желая, по его собственному выражению 85), познать более закон Божий и отыскать настоящую истину, поступил в молоканство. Проповедь его имела всюду успех, так что он в один раз обратил однажды 53 души мужского и женского пола 86). Сущность проповеди его была следующая: в церковь не ходить, а отправлять моление в избах; церкви и образов не почитать, церковных треб у духовенства не исправлять, а за совершением треб, как наприм. наречения имен младенцам, венчания, погребения и т. п. обращаться к наставникам из народа 87). У Никитина была жена, Екатерина Лукьянова, которую 87) муж обратил в молоканскую секту. Дети же ея, Ирина, Авдотья и Лукьян научены молоканству тоже своим отцом. Афанасий Никитин склонил к молоканству и брата своего Ивана Никитина 89); просившего впрочем в 1824 г.
_________________
82) Там же.
83) Рукоп. Іак. за № 3775.
84) Село «Исады» стоит при р. Оке, к северо-востоку от города Спасска, среди сел: Старая Рязань, Муратово и др.
85) Рукоп. пр. Іакова за № 3775.
86) Там же.
87) Показан. Никитина на допросе.
88) Показан. Лукьяновой.
89) Рукоп. Іакова за № 3775.
— 326 —
присоединить его по чину снова к православию; склонил он также значительное число удельных крестьян исадских и вообще насадил молоканство по спасскому уезду. В 1824 году, по определению комитета министров, он был предан суду и во время суда умер в 1825 г. в глубокой старости 90).
В тех же восьмидесятых годах разъезжал по моршанскому, шацкому и спасскому уездам для проповедования и распространения молоканства некто Гавриил Войкин 91). Личность Войкина замечательна и в том отношении, что он не был оседлый пропагандист и не держался крепко за одну тамбовскую губернию, но ездил постоянно и по другим соседним губерниям, проповедуя молоканство. Как человек бывалый, бойкий и юркий, Войкин имел всюду и везде несомненный успех. Св. Синод, признавая за Войкиным значение ересиарха, поручил тамбовскому епископу Феофилу самому увещевать его 91), но Войкин был не из числа тех, которые решились бы тратить время на полемику с духовенством, угрожавшую, в случае упорства, пожалуй, и наказанием. Он немедленно же скрылся в соседние губернии для продолжения своего проповедничества, и дело о нем тем в тамбовской консистории и кончилось 93).
Из распространителей и проповедников молоканства в Тамбовской губернии с восьмидесятых годов известен также некто Никифор Васильев, удельный крестьянин спасского уезда села «Дмитриева Усада», возвестивший, между прочим, молоканство известному уже нам Афонасию Никитину 94). Он вместе с Никитиным был предан суду в 1824 году и приговорен уголовною палатою к наказанию при полиции 20 ударами плетьми и только во внимание преклонных лет (ему было тогда 62 года), вследствие ходатайства министра внутренних дел и Св. Синода,…
_________________
90) Там же.
91) Историко-статист. описан. Тамбов. епархии Г. Хитрова, 1861 г. стр. 26.
92) Указ Синода в Тамбов. консисторию 1790 г. 30 янв.
93) Сочинение Г. Хитрова, стр. 26 в описании Тамб. эпархии.
94) Рукоп. Іакова 3775.
— 327 —
по воле государя императора отправлен в монастырь на покаяние 95).
На этом же поприще, вместе с Никифором Васильевым, подвизались Михаил Володин, Конон и Федор Лысые и др. Вообще преемники Уклеина в деле распространения молоканства по Тамбовской губернии действовали с успехом на всех пунктах населения губернии. В селах Горелом, Жидоловке, Лысых-Горах и Рассказове молоканство насаждено уже было ещё в первой половине XVIII столетия и подвергалось преследованию 1766 году 96); в селе «Рыбном» из семейства Швецова оно перешло 1755 года в семейство крестьянина того же села Гришенникова 97), потом скоро распространилось по всему селу; в селе «Алгасове» в конце 50 годов ХѴІІІ столетия оно существовало уже в семействе крестьянина Трофима Букреева 98), а к концу ХѴIIІ столетия молоканство было в самом городе Тамбове и между прочим в семействе мещанина Гавриила Матвеева Гончарова 99). К концу ХѴIII столетия молоканство было в следующих местностях Тамбовской губернии: Тамбовского уезда в селе «Сретенском» (Серебряково тоже), 100) в семействах крестьян графа Шереметьева 101), Михаила Петрова Челикина, Якова Алексеева Желтова, Михаила Алексеева Черенина, Афанасия Сергеева Сомова и Степана Яковлева Соловь-
_________________
95) В журнале Комитета министров Государь Император собственноручно написал: Васильева отдать в монастырь на покаяние. Засед. Комит. министров 2 нояб. 1826 г.
96) Историко-статист. опис. Тамб. епар. Г. Хитрова, 1861 г., стр. 24.
97) Рукоп. Іакова за № 3775.
98) Там же.
99) Там же.
100) Село «Сретенское» лежало на юг от г. Тамбова, близ большой дороги на Воронеж. На специальной карте Шуберта 1853 г. оно помещено среди сел: Дальней-Липовки, Богословского-Посада и др.
101) Есть мнение, что Молоканство не находило до XVIII в. приюта в помещичьих имениях, а лишь у казенных и удельных крестьян. Насколько несостоятельно это мнение, мы видим из настоящего случая.
— 328 —
ева и друг. 102); того же села в семействах крестьян помещицы Постниковой, Якова Петрова Мухортина, Герасима Денисова Сучкина и друг. 103); Борисоглебского уезда села Бурнака 104) в семействе крестьянина-однодворца Мартина Кузьмина Попова, который принес сюда молоканство из села Разсказова 105) и в других семействах того же уезда, в селе Жихаревке 106) в семействе Кузьмы Иванова Попова, принесшего сюда молоканство из села «Разсказова», где занимался работою 107); в селе Сокольниках, вотчине генерала от кавалерии Кологривова в семействах: Прасковьи Бычковой, Агафьи Ждановой и друг. 108); Тамбовского уезда в селе Черлянах 109) в семействах однодворцев Сергея и Фрола Рыбкиных и друг. 110); в селе Крюкове 111) Моршанского уезда 112) и других мест.
Всех молокан н конце XVIII и начале XIX столетия со-
_________________
102) Рукоп. Іакова № 3775.
103) Там же.
104) Село «Бурнак» находится на северо-западе от г. Борисоглебска между двумя трактами из Борисоглебска на Воронеж и из Тамбова в Новохоперск; на спец. карте Шуберта 1853 г. оно помещается при р. Сиволе и Бурначке среди сел: Ендова, Александровки, Шикманского, Русанова, Елани и др.
105) Рукоп. Іакова за № 3775.
106) Село «Жихаревка» лежит к северу от г. Борисоглебска. На спец. карте Шуберта 1853 г. оно помещено между селами: Кулябовки, Шапкина, Заполатова и др.
107) Рукоп. Іакова за № 3775.
108) Там же.
109) Село «Черляне» лежит немного выше села «Горелого», между рекою Цною и большою дорогою на Шацк. На специальной карте Шуберта 1853 г. оно показано среди деревень: Дубки, Черляновой, Голынки, Поповки и др.
110) Рукоп. Іакова за № 3775.
111) Село «Крюково» на юге от Моршанска и близ этого города, на большом тракте в г. Тамбов. На специальной карте Шуберта 1853 г. оно обозначено среди сел: Савольна, Питерское, Плоская Дуброва и др.
112) Рукоп. Іакова за № 3775.
— 329 —
стояло в Тамбовской губернии по спискам, доставленным тамбовскому губернатору, мужского пола: купцов 10, мещан 23, однодворцев 719, удельных крестьян 116, помещичьих 108, а всего 976 душ; женского пола: из купечества 13, мещанства 11, однодворцев 795, удельных 138 и помещичьих 110, а всего 1067 душ; обоего же пола 2043 души 113). Нет сомнения, что в этом числе значились и духоборцы, которых правительство и духовенство в это время еще не различали и во всех бумагах молокан и духоборцев сливали под одним названием «молокан». Поэтому мы настоящими цифрами определяем количество молокан и духоборцев вместе, — но тем не менее не можем не подивиться такому огромному развитию молоканства и духоборчества в XVIII веке по одной только губернии. Каково же количество тех и других было тогда по всей России?..
<...>
_________________
113) Там же, Правит. свед. о Молоканах.