Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Братские речи" № 107 от 09.08.1917. Стр. 3

БРАТСКИЕ РЕЧИ № 107  Стр. 3.
Среда, 9 августа, 1917 г.
К Предстоящему Церковному Собору.

(начало статьи на стр. 2)

...иных членов Церкви, неодинаковое отношение их к обрядам церковным, к постам и проч. – словом, как точно плесень какая, накоплялась годами неизбежные вредные явления застоя церковной жизни. Появились как бы язвы и наросты на теле церковном. А исхода не было. Видели и видят все лучшие церковные люди (а о других уже и не говорим) и смущаются. Неминуемые компромиссы в жизни, непримиримые нравственные коллизиции тяготят их совесть. Неопределенность и беспомощность положения иных сторон церковной жизни томит дух. Слышны искренние скорбные голоса: «Необходим просвет духовный!», «Необходимо обновление церковное!», «Нужен пластырь на язвы церковные!», «Церковь в параличе!..». Но таким просветом и обновителем застоявшегося строя Церкви, несущим и пластырь целебный на язвы её, может быть только один Собор Церковный, правильно созванный, который в церковной жизни почти то же, что в общегражданской жизни Учредительное Собрание.
    Этого-то вот благодетельного Собора Церковного так страстно и долго и ждали наши добрые предки, а современные верующие люди с радостью и светлыми надеждами теперь встречают.
    Мы же с вами, приходские избранники, кроме того, в первой инстанции уже выбрали и призвали к подготовительной избирательной работе к этому Собору.
    На нас лежит святой ответственный долг – выбрать из среды своей пятерых лучших людей представителями в последнее избирательное собрание, – епархиальное, для непосредственного избрания уже самих членов. Отнесемся же к своему долгу со всяким вниманием и добросовестностью. К чистому, святому делу и приступать нужно с чистыми руками и чистою совестью.
    Отрясем же всякий прах от сердец и мыслей наших: отринем легкомыслие, небрежность, человекоугодничество, а тем более, какие-либо атеистические расчеты и соображения и изберем мужей благоговейных, преданных Церкви, знающих и понимающих её нужды, имеющих добрую, не «сожженную» совесть, людей богобоязненных. Помните твердо: кого мы избираем и куда избранников своих посылаем? Ведь, избранные нами люди могут быть избраны в члены Церковного Собора, а на Соборе, при решении дел церковных, они, по примеру Апостольского Собора, должны будут всякий раз, решая и постановляя, говорить и думать: «(тако) изволися бо святому Духу и нам» (Деян. 15, 28). Насколько же безупречны должны быть избранники наши, чтобы могли они со спокойною совестью, без внутреннего противоречия и фальши сказать такие дерзновенные слова?
    Будьте же внимательны, осмотрительны и строго разборчивы в своих выборах!
    Выражаясь приточно, образно, – мы с вами избраны и поставлены как бы у дверей брачного чертога Христова и обязаны зорко следить и строго блюсти, дабы не проник кто в этот чертог не в брачном одеянии и тем не омрачил бы ожидаемого пира нашей веры.
    Мы призваны к делу святому, Господнему, не забудем же грозных слов пророка: „проклят человек, творящий дело Господне с небрежением" (Иер. 48. 10).
Благочинный свящ. Евгений Разсказовский.
Русский или славянский язык в богослужении?

(начало статьи на стр. 2)

чинми... аллилуия» (вдобавок слышится явственно: дори, носи, мачинми)...

    Конечно, я не отрицаю того, что и этими малопонятными песнопениями цель достигается – привести молящегося в покаянное, умилительное и вообще благоговейное настроение (можно бы еще указать на песнопение; «Благообразный Иосиф», «Се жених грядет» и др.). Важны тут и самые напевы. Умилительные напевы вместе с благозвучными словами, со словами о спасении, хотя и не совсем понятными, и производят в молящемся это настроение... Чего же еще?.. От добра добра не ищут... Зачем делать такую ломку – вводить русский язык в богослужение... Если бы славянский язык совсем был нам непонятен, на подобие напр. греческого, тогда другое бы дело... Сама жизнь давно бы вынесла обвинительный приговор, и язык давно бы был заменен русским.

    Да, вот это-то обстоятельство и тормозит дело: все-таки славянский язык наполовину, или даже более, понятен нам... А то, что не понятно, то восполняется обыкновенно нами самими. Мы молимся своими мыслями, своими словами, вставляя, или приставляя их к славянским молитвам и песнопениям. Иначе эти последние не доходили бы до глубины нашей души, а скользили бы по поверхности её... Вот почему мы так долго и мирились со славянским языком в богослужении. Только мирились. Это слово, это понятие, может быть, и не сознается ясно простым народом, но это именно так.

    Ясно он это осознает только тогда, когда ему придется побывать на другом молении, совершаемом на русском языке, напр. на баптистском. Там сначала прочитывается четверостишие, или восьмистишие, а потом поется. И когда читается, и когда поется стихотворение, оно бывает так понятно уму и сердцу русского человека... Нужды нет, что это моление полно лицемерия. Простой человек не заметит этого. Он только подумает: «Все как ясно, разборчиво и понятно... а у нас?».

    А ведь баптисты теперь совершают свои примерные моления с проповедями везде, и в зданиях театров, и в общественных садах. Другой сроду бы не пошел по собственному побуждению к ним на моление, а тут идет, потому что к нему идут навстречу...

    (Окончание следует).


Церковные вести
    3 августа отбыли в Москву на все время заседания церковного собора члены синода. Обер-прокурор синода А. И. Карташев прибудет в Москву к началу заседаний собора, открытие которого назначено на 15 августа. Откроет собор первоиерарх русской церкви первоприсутствующий в Синоде митрополит киевский Владимир. Председательствовать же на соборе будет кто-нибудь из избранных нарочито для сего архиереев. Всего будет 102 архиерея.
   
Местная хроника.
    Панихиды по протоиерее С. Д. Бельском. В понедельник 7 августа, в двадцатый день по кончине протоиерея С. Д. Бельского, были отслужены заупокойные литургии по почившем в Богородичной церкви и в храме при министерской мужской гимназии. Помолиться о покойном о. протоиерее сочли своим долгом многие почитатели его. В городе во всех кругах приходится слышать искреннее сожаление по поводу кончины о. Сергия. В особенную заслугу ставится ему благоговейное, невольно располагавшее к молитве, служение молебнов пред Чудотворной Тамбовской Иконой Божией Матери, когда Святыня посещала дома по желанию благочестивых жителей. В таких случаях почивший о. протоиерей не делал никакого различия между богатым и бедным и в убогой хижине бедняка служил молебствие также торжественно, как и в палатах богатого. Ласковое, назидательное слово было готово у о. Сергия всегда и для всех.
    Мир его праху и вечная память!
    Губернский земельный съезд. 7-го августа в Тамбове, в бывшем губернаторском доме, под председательством Н. Н. Бобынина, открыт губернский земельный съезд. Присутствуют: члены губернского земельного комитета и представители уездных земельных комитетов. Нет представителя только от одного Темниковского уезда.
    7 и 8 августа были выслушаны: отчет губернской земской управы и доклады представителей уездов. От сделанных сообщений общее впечатление такое: земельная организация в лице губернского уездных и волостных комитетов поставлена пока не достаточно твердо и деятельность её только что налаживается. Отмечается недостаток в селах культурных работников.
    Съезду предстоит заслушать ряд докладов, в их числе: об общем направлении и плане работ земельных комитетов, о плане практических мероприятий по охране лесов, посевов, лугов, с.-х инвентаря и проч., по развитию сельского хозяйства, по урегулированию дальнейшего распределения земли, по предупреждению спекуляций с землею и её захватного расхищения и о подготовительных статистических работах для Учредительного Собрания.
    Съезд продлится не менее трех дней.
    В учебном мире. В Тамбовской мужской гимназии предполагалось с предстоящего учебного года принимать в 5-й класс окончивших высшие начальные училища, не требуя знания языков. Министерство народного просвещения не нашло возможным разрешить такой прием, так как это явилось бы отступлением от установленной программы.
    Окончательно выяснился вопрос о помещении для 8-классной частной женской гимназии С. М. Бондарской. Гимназии отводится здание реального училища. Занятия будут вестись во вторую смену.
    Продовольственный вопрос. В Тамбове городская продовольственная управа, с целью урегулирования распределения между населением равномерно по возможности всех главнейших продуктов продовольствия, предполагает карточную систему, т. е. отпуск продуктов по чекам, ввести, не только для раздачи хлеба, муки, сахара и керосина, но и для отпуска чая, масла, соли, круп и т.д. По чекам решено отпускать и дрова.
    Чай. Помимо 5000 фун. чая, высылаемых по заказу губернской продовольственной управы, фирмою Высоцкого, ожидается к получению 3000 фун. чая от фирмы «К. С. Попова», последний заказ сделал городской продовольственной управой. В ближайшие дни, словом, чайный кризис в Тамбове должен разрешится.
    Заем свободы. Служащими правительственной телефонной станции в Тамбове по коллективной подписке приобретено облигаций займа свободы на сумму 4100 руб.
    Ярмарка. Городскою управою выпущено объявление, извещающее, что в Тамбове 1-го сентября, одновременно с конскою ярмаркою, устраивается в первый раз ярмарка мясного скота. Сбор в доход города установлен в следующем размере: с лошадей – по 3 руб., крупного рогатого скота – 35 коп., яловых – 25 коп., выростков – 20 коп., свиней – 40 коп. и овец – 10 коп. с головы.
    Нужды образования. С предстоящего учебного года в Тамбовском уезде земством вводится инструктирование учащих по вопросам учебно-воспитательного характера. С этою целью уезд будет разбит на четыре участка, каждым из которых будет заведовать особое лицо с обязанностями инструктора. Для замещения этих должностей земство подыскивает уже кандидатов.
   
Мысли деревенского обывателя.
    «Оптимисты и пессимисты».
    Взгляды наших деревенских обывателей на текущую войну до крайности разнообразны, но при всем этом разнообразии заметно выделяются две партии: оптимисты и пессимисты. Первая партия состоит из немногих мужчин и из большинства молодых женщин; вторая – исключительно лишь из стариков и старух. Первая почти безусловно верит в нашу победу над врагом, хотя и выражает довольно часто жалобы на неудобства порожденные войной; вторая, наоборот, не только высказывает сомнения в благополучном исходе для нас войны, но и прямо предается отчаянию, проклиная беспощадно виновников её и не считаясь совершенно с целью её. В этой партии, кажется, не заметишь никаких следов патриотизма: представители её проникнуты одним желанием: видеть конец войны; а как кончится она – это совсем до них не касается.
    В противоположность пессимистам, оптимисты все патриоты. Они говорят и желают говорить только о наших победах. Несмотря на тяготы, порожденные событиями и текущего времени, они всегда высматривают жизнерадостно и высматривают так иногда даже и сквозь слезы. Перед нами вдова убитого на войне солдата. На первый, взгляд, вы не заметите на ней никакой печати вдовства. Она, кажется, сразу примирилась со своею участью; если (она) эта женщина не в состоянии взвесить вполне величия подвига, подъятого её мужем, умом своим, то она постигает его сердцем; она уверена, что муж её умер, совершив что-то великое, хотя и непостижимое для неё. С такою мыслью вдова принимается за хозяйство, отбросив в сторону бесполезные охи и вздохи – эти исчадия безделья.
    Заметно, что с течением времени партия оптимистов увеличивается, а другая, противоположная ей, значительно сокращается.
Н. Ларин.
   
Тяжело слышать.
    Истины слова «в мире будете скорбны». В нынешние дни от скорбей нет и минуты облегчения. Наоборот каждая новая минута родит еще большую скорбь.
    Таковым новым ударом и без того истерзанному сердцу пришло сообщение газеты «Раннее Утро» (от 26 июля № 169) – еп. Никон слагает сан. Газета передает случай из жизни отдельного лица. В сообщении не говорится ни о громе, ни о крови, ни о ножах. Но этот, по-видимому, мирного характера случай бьет по сердцу страшнее ножа, глушит сильнее грома, пугает больше, чем кровь.
    Газета передает заявление еп. Никона, который говорит: «Первого августа снимаю с себя сан и монашество... Навсегда ухожу из этого загрязненного ведомства». Гордыня, укор, брезгливость слышатся в этих словах. Грешно судить бывшего святителя, но, кажется, гораздо грешней играть, чтобы сильней ранить больное тоскующее сердце. Из слов еп. Никона видно – он уходит потому, что ведомство, вернее люди, служащие в этом ведомстве, загрязнены. Сердце его покойно в нарушении обетов монашества, таинства священства. Так легко может поступить лишь такое сердце, которое легко и принимало. У кого в сердце Христос, а в воле закон Его, те, кажется, ради величия имени Божия шли на страдания и смерть. Еп. Никон снимает...