Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Братские речи" № 108 от 10.08.1917. Стр. 3.

Газета "Братские речи" № 108 от 10.08.1917. Стр. 3.
 
    За счастье Родины!
 
    Тяжёлые, мрачные тучи всё более и более сгущаются на горизонте русской жизни… Россию окутывает какая-то беспросветная тьма.
    Немецкие агенты и русские изменники всё усиливают свою преступную агитацию, разлившуюся широко вокруг по лицу Русской земли. В деревнях возбуждаются народные страсти, идёт призыв к самочинству, к засилью, к святотатству, к оскорблению лучших народных чувств.
    Повсюду царят произвол, насилие, грабежи… Яды разложения деморализуют и армию: многие из наших солдат отказываются защищать свою родину… Войска в беспорядке отступают пред более слабым неприятелем, бросая оружие и сдаваясь в плен. Неприятель идёт вперёд, внося кругом смерть и разрушение. Злой рок тяготеет над нашей бедной страной.
    В бурном пламене развивающейся общей русской разрухи косятся грозные призраки, предвещающие гибель дорогой свободы, того светлого будущего, за которое погибли лучшие и преданнейшие сыны родины. 
    В грязных волнах накипи начинают тонуть светлые надежды и чем дальше, тем всё ближе и страшнее становятся призраки безумной анархии или ужасы беспощадной реакции.
    Разве – ужас?! И в какой стране ещё может быть что-либо подобное. Что же это такое? Неужели же омытая кровью миллионов молодых цветущих жизней дорогих нам людей – погибших на поле брани и кровью борцов за свободу – наша родная страна дойдёт до полного разложения?
    Тогда зачем же столько жертв? Зачем пролито столько крови?.. Зачем потрачено столько сил и энергии?
    Неужели для того, чтобы снова тёмные силы забрали в свои грязные руки всё чистое, светлое, дорогое нашей родины? Неужели для того, чтобы отдать себя в руки Вильгельма, того самого кайзера, который стремится всячески завладеть Россией, сокрушить её славу и могущество и надолго оставить подавленной и тёмной?!
    О, нет, нет! Тогда не смыть России своего позора, который тёмным пятном ляжет на страницы русской истории и на совести русского народа.
    Тщетно предупреждали нас об опасности лучшие сыны родины, тщетно звали к объединению всех разнородных политических партий в одну партию – партию «спасения России». Голос их оставался «голосом вопиющего в пустыне».
    Мы по-прежнему катимся по наклонной плоскости к мрачной бездне окончательной разрухи.
    И…, о Боже, избавь, - бездна поглотит нас…
    Милая, родная, русская страна! Поруганная, окровавленная она с укором и мольбой обращает свой, полный глубокой печали, взор на нас и говорит: «образумьтесь, остановитесь… будьте не разбойниками–пасынками, а истинно-любящими сынами своей родины, не разрушителями её, а созидателями её блага и счастья…
    Неужели нас не тревожит, не волнует этот мучительный зов, эта скорбь нашей матери-родины?!
    – Эй, вы, русские люди, все, кто ещё любит свою Россию, кто не изверился в ней, проснитесь же, поймите, что гибнет она, и встаньте на её защиту!
    Духовенство! Вы, вы – совесть страны, великая нравственная сила. Довольно молчать!.. Поднимите свой громкий, честный голос в защиту страны… Воскресите в своей душе великие образы русских патриотов, спасителей отечества в тяжкие годины, - образы, преп. Сергия, Авраамия Палицина, Святителя Гермогена и другие. Зажигайте в сердцах тот пламень веры и любви к родине и то мужественное воодушевление, которые спасли Россию в годины великих бедствий.
    Граждане, материальными средствами, трудом и моральной поддержкой спасайте страну… Немедля ни мгновения, все поголовно поднимайтесь на защиту родины. Будьте Минины и Пожарские!
    «… Спокойное счастье преступно и ложно.
    Раз всюду, кругом безотрадно-темно…».
    Товарищи-воины! Сомкните крепче в своей руке меч и двиньтесь вперёд на врага. Помните, победой закончится эта жестокая кровопролитная бойня, победой обеспечим мы мир, благоденствие для нашей родины.
    Вспомним и последуем примеру тех наших братьев-воинов, что не трусливо бежали с поля битвы, забыв чувство долга и любви к родине, а погибли на поле брани, исполнив великую заповедь Христа «больше сея любви никто имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV 13).
    … Жизнь, свободу,
    Все блага лучшие земли
    Они любимому народу
    С любовью в жертву принесли.
    Они погибли, веря страстно,
    Что мы пойдём по их стопам
    И не дадим пропасть напрасно,
    Их жертвам, ранам и скорбям (П.Я.)
    Боже помоги нам! Спаси нашу родину
    Так хочется молиться в эти тяжёлые скорбные минуты…
    Дай Бог, чтобы рассеялся весь ужас, витающий, как грозный призрак над нашей многострадальной страной.
    Не раз Россия переживала великие бедствия, страшные разрухи и всегда выходила победительницей.
    В памяти встают мрачные картины татарского ига, польского засилья, турецких зверств, отечественной войны и прочего. Всё это преодолела Россия. Не погиб в рабстве русский народ. Разве он не сбросил с себя позорные оковы многовекового татарского рабства и не восстал могучим, единым цельным? Разве он не очистил свою страну от польских засильников и угнетателей? Разве он не сломил могучую гордую хищную силу Наполеона? Всё, всё это пережил и преодолел Русский народ. Неужели же и настоящее великое бедствие – войну и внутреннюю разруху Россия не вынесет на своих плечах и не выйдет победительницей?
    Как хочется верить!
    Хочется, чтобы светлые свободы, слава и честь России не погибли в мрачной бездне морального и физического разложения, но засветились бы ярким огоньком и вывели бы молодую, обновлённую Россию на светлый и широкий простор свободной культурно-просветительной и сознательно-разумной жизни.
    Дай же, Боже, нашей родной земле
    «Мудрых вождей и великих,
    Чтобы не слыхали родные поля
    Криков проклятия диких,
    Чтобы не лилась неповинная кровь,
    Слёз неутешных не лилось, -
    Чтобы навеки святая любовь
    В наших сердцах воцарилась».
    Сие буди, буди!!!
    Василий Виноградов.
    Город Липецк.
   
    Епархиальная хроника.
 
    Увольнение за штат. Священник села Алаторки Кирсановского уезда, Семён Антонов уволен 4-го августа за штат с причислением его, согласно прошению, к церкви села Кательни, Елатомского уезда, сверх штата.
    Новое благочиние. Благочинный 6-го Козловского округа, протоирей Гавриил Соколов представил при рапорте своём акт следующего содержания:
    «1917 года мая 26 дня. Священно-церковно-служители и выборные от мирян приходов сёл Турмасова, Изосимова, Круглого, Епанчина, Лежайки, Никольского, Глазка, Гололобовки и Еремеева, в числе 11 штатов высказали желание отделиться от 6-го благочиннического Козловского округа и составить свой отдельный округ благочиннический, в виду невозможности тесной соорганизованности по церковным вопросам округа по дальности расстояния от центра 6-го благочиннического округа села Старого Юрьева (следуют подписи духовенства и представителей от прихожан.
    Означенный акт сдан Его Преосвященством 6-го августа «на рассмотрение консистории».
    Организация приходского совета. Благочинный 3-го Козловского округа священник А. Писарев представил Его Преосвященству при рапорте приговор прихожан села Мордовки, вверенного ему округа об избрании членами приходского совета следующих лиц: граждан – села Мордовки Михаила Егорова Санаталова, того же села Андрея Степанова Соловьёва, того же села Петра Прокопиева Далмацких, гражданина села Большой Знаменки Петра Игнатова Бессонова, гражданина деревни Григорьевки Лукьяна Филиппова Панова и гражданина той же деревни Фомы Егорова Панфёрова.
    На рапорте благочинного Преосвященнейшим Епископом Зиновием 6 августа положена следующая резолюция: «Призываю Божие благословение на начало трудов приходского совета по устроению приходской жизни. Е. Зиновий.
    Приходский совет. От священника села Серпового, Моршанского уезда, Фёдора Звонорёва поступил к Его Преосвященству рапорт следующего содержания:
    «В приходе Воскресенской церкви села Серпового, 2-го Моршанского округа 23 июля сего года состоялось приходское собрание, на котором были избраны члены приходского совета.
    В состав его вошли, кроме священника Звонарёва, священника Алексея Богоявленского, дьякона И. Любомудрова, псаломщика – С. Студенецкого и церковного старосты Ф.П. Шашкова, следующие граждане села Серпового: 1. Н.П. Коротаев, 2. В.Г. Попов, 3. С.И. Коротаев, 4. Г.И. Коротаев, 5. И.Н. Жирков, 6. Г.О. Суровикин, 7. О.Д. Рубцев, 8. Н.И. Коротаев, 9. М.Я. Коротаев, 10. Ф.К. Клоков, 11. Ф.Т. Коротаев, 12. Василий Е. Харин, кроме сего были избраны заместители их: 1. Н.А. Глухов, 2. О.Е. Колесников, 3. А.Ц. Новиков и 4. И.К. Жуков.
    Собрание выразило желание, чтобы председатель был избран самими членами приходского совета из числа членов. На собрании 1-го августа председателем был избран священник Фёдор Звонарёв, товарищем председателя - гражданин Григорий Суровкин, дело производителем - псаломщик С. Студенецкий.
    Прошу Вас, Ваше Преосвященство, утвердить означенный состав приходского совета при Воскресенской церкви села Серпового, и благословить его предстоящую работу на пользу Церкви и родины.
    1917 год августа 2 дня.
    На сём рапорте Его Преосвященством 6 августа положена следующая резолюция: «Бог да благословит избранный приходский совет и поможет ему в деле устроения приходской жизни в духе Христовом Е. Зиновий».
    Приходский совет. Прихожане вознесенской церкви села Паревки, Кирсановского уезда, на общем собрании 23 июля избрали членами приходского совета следующих лиц: Степана Михайловича Нагородова, Тимофея Владимировича Старкова, Евгения Павловича Розанова, Михаила Тимофеевича Артёмова. Савелия Александровича Мишукова, Ивана Филиппова Старкова, Павла Иванова Егорова, Владимира Иванова Старкова, Михаила Никифорова Гридчина, Петра Дмитриевича Сотникова и Николая Васильева Ледовских, из них председателем совета Степана Нагородова, казначеем Тимофея Старкова делопроизводителем священника Павла Базилева кандидатами – к ним Сергея Ерастова Мещерякова и Косьмы Стефанова Стародубцева.
    Представляя при рапорте акт об избрании, священник Михаил Успенский просит Его Преосвященство утвердить избранных лиц и благословить их на предстоящую деятельность.
    На означенном рапорте Его Преосвященством 6 августа дана резолюция: «Бог да благословит избранных членов приходского совета на предстоящие труды по устроению приходской жизни Е. Зиновий».
   
    Местная хроника.
 
    Заседание городской думы.
    8 августа в состоявшемся заседании новой городской думы происходили выборы состава городской думы. Кандидаты проводились по списку партии социалистов – революционеров. Гласные из партий народной свободы и социал-демократов от участия в выборах уклонились.
    Избраны: на должность городского головы – бывший воспитанник Тамбовской духовный семинарии, обучавшийся затем в духовной академии, А.Н. Алешковский, состоявший за последнее время учителем в Козловском уезде, заместителем городского головы – В.А. Андреев и членами городской управы – П.Д. Пономарёв, Г.Д. Каценельсон, Н.А. Анохин, Н.Г. Булатов и Э.Е. Кондырева.
    Из старого состава управы осталась только Кондырева.
    Содержание назначено: городскому голове 5000 рублей, заместителю и членам – по 4200 рублей, в год.
    Представителем городской думы избран К.Н. Шатов, заместителем его – В.И. Вышеславцев.
    Выборы на должность городского секретаря отложены до следующего собрания.
    Саровское волостное земство.
    Губернским комиссаром отвечено настоятелю Саровской пустыни на ходатайство его об образовании в Сарове особого волостного земства, что ходатайство это не может быть удовлетворено, так как это противоречит закону о волостном земском управлении.
    Дрова. Городской управой приостановлен приём, заявленный об отпуске дров городской заготовки в размере ¼ куб. сажен на каждую печь. Вызвано это приостановление тем, что граждане, беря на себя доставку дров из леса, вдвое подняли цену на извоз против той цены, какую установила городская управа.
    Теперь предполагается отпуск дров установить с городской доставкой.
    Уездный совет крестьянских депутатов. Организуется тамбовский уездный совет крестьянских депутатов. 8 августа, вечером, по этому вопросу, в зале губернской земской управы, состоялось учредительное собрание.
    Лебедянский православно-христианский внепартийный союз общественного единения.
 
    Общая цель союза – применение в жизненной практике предписаний часто забываемого христианами евангельского закона.
    В частности, теперь, при полном переустройстве всех государственной и общественной жизни, союз, в согласии с декларацией 1-го Всероссийского в городе Москве пастырско-мирянского съезда (в июне сего года), объявляет, что он: