Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Коммуна" №  21(2760) от 27.01.1929 с. 3. СТАТЬЯ 28, КАК ОНА ЕСТЬ.


gazety kommuna 1929 21 3Вл. Василевский    СТАТЬЯ 28, КАК ОНА ЕСТЬ.


    Статьи 28-я в законе о едином сельскохозяйственном налоге явилась конкретным воплощением решений XV-го партийного съезда по вопросу о дальнейшем усилении наступления на кулачество.
    Эта статья введена в закон с целью облагать в особом, так называемом индивидуальном порядке, хозяйства, выделяющиеся из общей массы крестьянских хозяйств своей зажиточностью и нетрудовым характером своих доходов — в первую очередь и главным образом такие эксплоататорские хозяйства, доходы которых не улавливаются фискальными органами при проведении обложения в общеустановленном порядке.
    В настоящее время необходимо подвести главнейшие итоги применения этой статьи в условиях ЦЧО.
    Первый и основной вопрос — в какой степени статья 28-я охватила кулацкие хозяйства на село.
    Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос нельзя, ибо точного учета эксплоататорских хозяйств на селе нет, да и пожалуй быть не может. Но на основе некоторых исследований материалов по динамической переписи и ряду других косвенных данных можно предполагать, что процент кулацких хозяйств в нашей области находится вокруг цифры 3.
    К обложению по сельхозналогу в индивидуальном порядке первоначально было привлечено 1,5 проц. всех хозяйств, при чем о этом проценте оказалось значительное число трудовых середняцких хозяйств — зачастую хозяйств передовых, культурных. Пришлось провести полный пересмотр хозяйств, привлеченных к обложению по 28 статье, с тем, чтобы выправить допущенные ошибки и исключить из обложения в индивидуальном порядке трудовые хозяйства. В результате проведенного пересмотра в статье 28-й оста лось лишь 0,6 Проц. всего числа хозяйств.
    Что кулак остался невыделенным, с особой отчетливостью свидетельствуют также данные о числе хозяйств, привлеченных к обложению по 28 статье, по отдельным округам и особенно районам. В Льговском, например, округе, в индивидуальном порядке обложено всего лишь 0.1 проц., в Белгородском округе — 0,3 проц. все ХОЗЯЙСТВ. В Тамбовском округе по 23 статье, по отдельным округам и хозяйств, но при этом по ряду районов процент кулацких хозяйств составляет еще менее заметную величину, что абсолютно не имеет никакого объективного обоснования — по Бондарскому району 5 хозяйств или менее 0,03 проц., по Мучканскому району 9 хозяйств, по Ржаксинскому и Пересыпкинскому районам 20 хозяйств и т. д.
    Второй вопрос - какой тип кулацких хозяйств подпал под обложение по 28 статье?
    На основе имеющихся материалов видно, что под действие ст. 28-й попали, главным образом, такие хозяйства, которые находятся у нас прямо на виду, имеют так сказать, узаконенный нетрудовой ярлык. По статье 28-й обложены легальные торговцы, служители религиозного культа и владельцы промышленных и полупромышленных предприятий. Кулацких хозяйств, занятых в сельскохозяйственном производстве, имеющих крупные доходы от сельского хозяйства, эксплоатирующих систематически чужой труд, выгодно использующих затруднения на хлебном рынке и сбывающих хлеб по повышенным ценам, ссуживающих на «дружеских» условиях хлебом до новины бедняков, занимающихся ростовщительством т. д., почти абсолютно не выявлено. Такой подлинный кулак, умело замаскировавшийся, остался не охваченным 28 статьей.
    Отсюда надо сделать второй основной вывод, что в числе хозяйств, обложенных по 28 статье, крайне слабо представлен тот тип кулацких хозяйств, на который делался упор, т. е. хозяйств, доходы которых замаскированы и не улавливаются при обложении в общеустановленном порядке.
    Каковы фискальные результаты ст. 28-и, в какой мере налог переложен на плечи этих хозяйств?
    На этот вопрос ясный ответ дают следующие данные: 0,6 проц. всего числа хозяйств уплачивают 10 проц. всей суммы налога, окончательно продъявленной к платежу. Но при резко выраженной в общей прогрессивности в обложении верхушки нельзя не отметить, что в отдельных округах и особенно районах доля участия в общей сумме налога хозяйств, обложенных по 28-й ст., относительно не велика и самые абсолютные размеры налога в общем и целом низки. Например, в Сампурском районе, Тамбовского округа, на 114 хозяйств, обложенных по 28-й статье, 40 хозяйств платят налог менее 100 рублей, при чем пять хозяйств платят индивидуальный налог в сумме до 20 рублей, пять хозяйств в сумме от 20 до 80 руб., т. е. это лишний раз подтверждает, что есть индивидуально обложенные, которые отнюдь не являются головкой кулачества.
    В чем корень основных недочетов в практике проведения индивидуального обложения?
    Нам думается, что ни в коем случае нельзя обойти молчанием тот факт, что инструкционные указания наркомфина Союза ССР о порядке применения индивидуального обложения не были разработаны достаточно четко, но внесли сразу необходимой ясности в сущности вопроса и вызвали в силу этого недопонимание и в отдельных случаях и неправильное толкование закона на местах.
    Не замазывая, однако, этого недочета в области директивной работы, надо с еще большей твердостью отметить, что низовой советский аппарат — в первую очередь и главным образом сельсоветы — зачастую оказался не на высоте своего положения, не потрудился выявить кулака, и подчас даже сам его скрывал. Бесчисленный ряд примеров подтверждает, что сельские советы зачастую оказывались недостаточно устойчивыми при отборе хозяйств для обложения по 28-й статье и попадали под влияние кулацкой верхушки.
    В других же случаях сельсоветы проявили полнейшую политическую безграмотность и в своем наивном простачестве, порой граничащем с недомыслием, скатывались к явно нелепым решениям, а необходимой и своевременной деловой поддержки им оказано не было,
    В полях четкого выполнения директивы ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) по вопросу о проведении индивидуального обложения необходимо, во-первых, исчерпывающе разработать инструкцию о порядке применения индивидуального обложения. Но это еще будет только одним из звеньев в будущей системе тех мероприятий, при помощи которых должно быть обеспечено правильное проведение индивидуального обложения.
    Центр тяжести безусловно упирается в социальный состав сельских советов, в их классовое чутье, в уменье, применительно к местным условиям, разумно, а не слепо ИСПОЛНИТЬ советские законы.
    Вышестоящие органы должны заблаговременно тщательно проанализировать итоги проделанной работы и на конкретных примерах ознакомить сельские советы с промахами в работе по индивидуальному обложению и дать конкретные указания к изжитию их в дальнейшем.
    И наконец — сельские советы должны в повседневной работе вести наблюдение за верхушкой деревни, постепенно накапливая материал, который бы послужил основанием к обложению хозяйств в индивидуальном порядке.
    При наличии этих условий директива ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) будет выполнена правильно и ошибки, имевшие место в этом году, будут изжиты.