Материал газеты «Мучкапские новости» № 29 (9136), 20 июля 2011 г.
В АКТИВЕ – ВОСЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Стоящее в зените солнце как бы плавило воздух, который зримо струился вверх, забирая из почвы и растущих растений большое количество влаги. Наш путь, а это было в полдень 15 июля, лежал в ООО «Земледелец», которое первым в районе приступило к жатве хлебов. Пробные прокосы на одном из полей пшеницы показали, что ее урожайность превышает 50 центнеров зерна с каждого гектара, а ее здесь 860 гектаров, или более половины всего зернового клина, подлежащего уборке. Правда, это поле не худшее в хозяйстве, поэтому комбайны ушли на участки, где самая низшая урожайность, чтобы побыстрее завершить там обмолот.
Вместе с главными специалистами управления сельского хозяйства администрации района Николаем Сергеевичем Колобовым и Сергеем Васильевичем Кулаевым направляемся на так называемый Цыганский бугор, где работают все три имеющихся в ООО комбайна – два «Полесье» и один «Дон-1500». Еще на подъезде к полю нам встретился груженый зерном КамАЗ с прицепом. Это водитель Александр Александрович Репин спешил доставить хлеб нового урожая на ток. Помимо него зерно от комбайнов на ЗИЛах отвозили Владимир Иванович и Сергей Иванович Нишуковы, а также Юрий Алексеевич Романов. Несмотря на то, что плечо перевозки зерна довольно большое, комбайны по вине водителей простоев не имеют ни минуты.
Подъехав к полю, где работали комбайны, увидели автоцистерну с водой. Здесь позаботились о том, чтобы не допустить, не дай Бог, возгорания техники, стерни или еще неубранной пшеницы. А вот к краю поля подошел комбайн «Полесье» и остановился. С мостика проворно спустился комбайнер и начал осматривать шкив, видимо с ним что-то случилось.
Знакомимся. Оказалось, что комбайн ведет Владимир Валентинович Ерохин По должности он заведующий мастерской, но вот уже 15 лет в период жатвы садится за штурвал «степного корабля» . Начинал с СК-5 «Нива», затем работал на «Дону-1500», теперь вот третий год на «Полесье». Его трудовые успехи на хлебной ниве впечатляющие: личный дневной рекорд превышает 1000 центнеров намолоченного зерна, годовой - свыше 2000 тонн. Нужно отметить и то, что ему приходилось за сезон дополнительно к зерну намолачивать более 1000 тонн семян подсолнечника.
- Урожай выращен хороший, - говорит, улыбаясь, Владимир Валентинович, – с этого поля, например, на круге получаем по 38 центнеров зерна. А ведь это поле не лучшее, посевы повреждены шведской мухой, с борьбой против которой запоздали.
<...>
После возвращения в Мучкапский в 1975 году волею судьбы мне некоторое время пришлось поработать в столярном цехе межколхозной строительной организации. Бригадиром тогда там был Иван Тимофеевич Чурилов – сорокачетырехлетний мужчина, среднего роста, не обделенный природой ни физической силой, ни умом, ни душевным расположением к людям. Сам, знающий до тонкостей столярное дело, он уже через пару месяцев сумел сделать и из меня довольно незаурядного столяра. Из учеников по его рекомендации меня перевели в столяры сразу с третьим разрядом вместо обычного второго. А еще через пару месяцев мне стали доверять мастерскую работу - делать разметку деталей при изготовлении рам, дверных полотен, оконных и дверных коробок и т. д.
Я старался оправдать доверие бригадира, стремился не допустить ни единой ошибки, чтобы изделия из-за моей разметки не ушли в брак. Иван Тимофеевич оценил мое старание, стал прислушиваться к моим советам, хотя имел производственный опыт, которому мог бы позавидовать любой. Но я успел «повариться» в производственном «котле», правда работал не с деревом, а металлом на Майкопском машиностроительном заводе. Причем там я был активным рационализатором, не раз поощрялся руководством завода. Было что рационализировать и в столярном производстве, тем более что столярка МСО в том году была переведена из старенького, можно сказать, сарая в просторное светлое производственное помещение, оснащенное самым современным на то время оборудованием. Вот и нужно было приноровиться как лучше организовать производственный цикл, чтобы оборудование использовалось высокоэффективно, а изделия производились только высокого качества. Тут уже пригодился мой опыт работы на заводе.
Так зародилась наша дружба, продолжающаяся до сих пор. А в то время ее можно было сравнить со сплавом молодости и опыта.
Иван Тимофеевич Чурилов в моей судьбе сыграл важнейшую роль. После моего приезда в Мучкапский первый секретарь райкома КПСС Геннадий Сергеевич Безгин попытался направить меня на работу секретарем парткома в совхоз «Мучкапский» или корреспондентом в районную газету «Заветы Ленина». Основанием для этого послужили рекомендации Майкопского горкома партии и мои материалы, опубликованные в газетах Краснодарского края и Адыгейской автономной области. Несмотря на мой категорический отказ, эти попытки повторялись и тогда, когда я уже работал в МСО, где вскоре меня избрали секретарем первичной комсомольской организации. А после моего выступления на районной отчетно-выборной комсомольской конференции, где я был избран в состав райкома ВЛКСМ и утвержден председателем районного «Комсомольского прожектора», вопрос был поставлен ребром: или я иду работать в газету, или буду исключен из партии за нарушение партийной дисциплины. Вот тут-то вмешался в мою судьбу И. Т. Чурилов. Понимая в силу своего жизненного опыта, что исключение из рядов КПСС лишает человека какой-либо перспективы дальнейшего роста, он сказал мне: «Чего боишься? Не боги горшки обжигают! Ну не получится стать хорошим журналистом, всегда можешь вернуться к нам в столярку. Примем, ведь ты же не изменяешь нашей профессии, а тебя направляют туда, где ты можешь принести больше пользы…» И вот по его совету уже тридцать шестой год работаю журналистом.
… Жизнь никогда не баловала Ивана Тимофеевича Чурилова, хотя он заявляет, что если бы и была возможность что-либо изменить в прожитом, он никогда бы не согласился на это, кроме, конечно, безвременной смерти жены и сына. А в остальном все 80 лет своей жизни он заносит в свой актив, и не прочь прибавить к нему еще немало лет…
Родился И. Т. Чурилов в селе Чащино в 1931 году 12 июня, в день когда сейчас мы празднуем День России. Был третьим по счету ребенком из четырех детей, имеющихся в семье. Жили не богато, но и не бедно, в собственном доме. Отец Тимофей Митрофанович был сапожником, имел постоянный доход. Мать Анастасия Акимовна трудилась в колхозе «Правда» на различных работах. Хватало средств поесть-попить, одеться-обуться…
Положение резко изменилось во время Великой Отечественной войны. В июне 1943 года отец был отправлен на фронт, а уже в декабре этого же года на него пришла похоронка. И пришлось матери одной поднимать четырех детишек. Годы войны и последующей разрухи подкосили материальное благополучие семьи. Пришлось пожить и в голоде, и в холоде. А Иван, окончив всего лишь местную начальную школу, подался в пастухи, пас колхозных коров, их было девять, а также скот жителей села.
В то время начало развиваться фабрично-заводское обучение, где учащихся содержало государство. Мечтал хоть раз наесться вдосталь хлеба, Иван и еще 6 его друзей в 1948 году обратились в сельсовет с просьбой направить их в ФЗО. И уже вскоре они учились в Кемеровском ФЗО на столяра. Учеба давалась юноше легко, а через три месяца по ее окончании ему присвоили сразу четвертый (!!!) разряд из пяти имеющихся. Случай не бывалый! Молодому специалисту предложили остаться работать в столярном цеху, где он и изучал специальность. Здесь он трудился три года, до призыва на срочную службу.
Служил И. Т. Чурилов в ГДР. После окончания школы младших командиров, получил звание младшего сержанта, был зачислен в мотострелковый полк командиром отделения. Здесь и прослужил до демобилизации.
Вернувшись после службы домой, Иван Тимофеевич не остался в родном селе, где в колхозе нужно было работать за «палочки», а подался в Тамбов, где устроился плотником в Горремстрой. Через год, приехав в отпуск и увидев, в какой нищете живет семья, решил помочь ей и пошел подработать за время отдыха в Мучкапский стройучасток столяром, да так и остался там на постоянную работу. А потом познакомился с Марией из соседнего села Коростелево, на которой женился и привел ее домой. Родился сын Сергей, затем дочь Нина. Так и остался на малой родине.
С ликвидацией района стройучасток также был расформирован. Иван Тимофеевич перешел работать в райпотребсоюз плотником. А с восстановлением Мучкапского района в 1963 году стал трудиться столяром в межколхозной строительной организации. Практически сразу же его назначили бригадиром. Появился нормальный заработок. Иван Тимофеевич срубил для семьи новый дом в Коростелево, а чуть погодя перевез его в Мучкапский.
Трудился И. Т. Чурилов с полной отдачей сил. Об этом говорят орден Трудовой Славы III степени, медали, многочисленные знаки победителя социалистического соревнования за различные годы, Почетные грамоты, Благодарственные письма и денежные премии. Его имя неоднократно заносилось на Доску почета района и МСО.
Когда распалось РАСО (бывшее МСО) Иван Тимофеевич последним покинул свое рабочее место в столярке. Уже будучи на пенсии, еще два с половиной года отработал столяром в СПТУ.
Жена Мария Васильевна рано ушла из жизни, но Иван Тимофеевич больше не женился. Жил в своем доме с семьей сына Сергея. Но и сын в 2005 году в возрасте 48 лет внезапно скончался. Так И. Т. Чурилов остался в доме один. Сейчас на зиму он уезжает к дочери Нине, которая проживает в Подмосковье, нянчится с внучками. Кстати, всего их у него четверо. Но весной спешит в родной дом…
12 июня Иван Тимофеевич Чурилов отметил 80-летний юбилей, на который поздравить его собрались все родственники и друзья. Я также присоединяюсь к этим поздравлениям и желаю юбиляру крепкого здоровья и многих лет жизни.
В. НЕУДАХИН,
член Союза
журналистов России.
На снимке:
И. Т. Чурилов.
Фото из семейного
архива.