Газета «Мучкапские новости» № 4(7760), 14.01.1999 С. 4
(Окончание. Нач .на 3 стр.)
Отсчитывая время
Никакого возражения и претензий со стороны районного начальства на ее публикацию не поступило. Но прошло определенное время и статья эта, отправленная родственниками Брюхановым и Клапановым, с дополнительными приписками последних) поступила, в редакцию газеты «Сельская жизнь». (Оттуда ее адресовали Тамбовскому обкому партии, а он, в свою очередь, «для принятия мер» отфутболил в адрес нашего райкома КПСС. Итак, круг замкнулся, такова была тогда система. Теперь продолжим разговор после «и». Закончился, он в кабинете первого секретаря райкома КПСС.
Его «красноречие» пришлось испытать, и в другом случае, на этот раз в паре с инструкторам райкома КПСС Л. Л: Мальцевой. Дело было и августе. В самый разгар уборочных работ ежегодно начиналась отчетно-выборная кампании и партгруппах. Созданы они были где надо и где не надо. Толку от них не было никакого, существовали они лишь на бумаге, но такова была установка «сверху»—охватить партийным влиянием все участки производства. Там, где не было трех коммунистов, создавались партийно-комсомольские группы и не важно, что «комсомольцу» было уже за 28 лет.
И вот вместе с В. В. Мироновым, секретарем парткома колхоза «Ленинский путь», кстати, в то, время в руководители можно было пробиться только имея партбилет, представителем РК КПСС выехали на машине в поле. В тот день отчеты и выборы должны были пройти в семи партгруппах. Но ни в одной они не состоялись, хотя коммунисты до этого были предупреждены о дне, времени и месте проведения собраний. Люди предпочли поработать в поле, вместо того, чтобы тратить время попусту.
Так появилась критическая статья. Газета еще не дошла до рядового читателя, как автор и сотрудник райкома КПСС были приглашены «на ковер», в кабинет Г. С. Безгина, Сели «подсудимые» на два крайних стула, при входе в кабинет. Свой разговор «первый» начал с вопроса, обращаясь ко мне:
— Вы знаете, что районную газету читают в обкоме партии, судят по ней о нашей работе?
- Знаю, — ответил я, —но при чем здесь работа райкома?
— И тут он взорвался.
Как я завидовал потом Николаю Алексеевичу Щукину, когда он работал в редакции. За время своей работы заведующим отделом партийной жизни и заместителем редактора, он не написал и не опубликовал в районке ни одной критической статьи. Но я, наверное, был иной по складу и характеру.
В очередной раз я нарвался на первого секретари РК КПСС, когда на первой полосе газеты, с подтверждением В, П. Неудахин (тогда он работал председателем районного комитета народного контроля) была опубликована моя корреспонденция под названием «Когда второму урожаю не рады»... Написана она была по просьбе бывшего директора совхоза «России». В. Н. Машенкова и преследовала цель, помочь хозяйству с помощью газеты реализовать яблочный сок.
Суть дела заключалась в следующем. В совхозном саду был собран богатый урожай яблок. Реализовать их напрямую не представлялось возможным, поэтому приходилась перерабатывать плоды и сок для пищевой промышленности. Имеющиеся цистерны были заполнены им полностью. Из-за отсутствия емкостей яблоки гнили, а сок скисал и превращался в брагу. Не было дня, чтобы рабочие основательно не напивались..
После опубликования материала и звонка, «первого» ко мне в кабинет зашел редактор М. П. Уткин и начал разговор такими словами: «Знаешь ли ты поговорку: «Не было хлопот—купила баба порося». За ответом иди к Г. С. Безгину. Каким будет «ответ», я предвидел заранее: «На кого работаешь, на западную пропаганду?».
Как бы там ни было, а яблочный сок в течение недели был полностью реализовал внутри нашей и Саратовскоой областей.
Что бы было со мной дольше, если бы не вышло постановление ЦК КПСС «О состоянии критики и самокритики в Тамбовской областной партийной организации». После него меня не травили, а стали «натравливать» на тех, кто был не угоден районному партийному руководству. Тем но менее с выходом в свет уже упомянутого постановления работать стало легче, хотя любая моя критическая статья не могла «увидеть свет» без революции второго секретари или заведующего орготделом райкома КПСС.
В один из дней я снова попал в кабинет «первого». На сей раз не для проработки. Получил от него задание подготовить для газеты материал об опыте работы лучших комбайнеров района. Редактор специально для этого выделил автомобиль. В ту пору на весь район и область гремели имена комбайнеров В. Н. Борзова и И. Д. Чечнева из совхозов «Мучкапский» и «Краснозвездинский». В. И. Григорьевского из колхоза «Ленинское знамя». Потребовался целый день, чтобы встретиться и поговорить с каждым из них.
Когда, материал был отпечатан на машинке, понес его на просмотр первому секретарю, райкома КПСС. Прочитав, его. Г. С. Безгин дал «добро», сказав, что эту статью можно публиковать, в любом центральном издании. Потом вышла целая полоса в районной газете.
По поводу ударников, стахановцев, других передовиков в редакции не было единого мнения. Например, М. И. Уткин утверждал, что герои не рождаются. Их делают. В чем пришлось, убедиться во время журналистских командировок, наблюдая, как за «героями» жатвы закрепили по десять, транспортных, единиц, которые простаивали в, ожидании очереди. А в это. же время их товарищи по работе «голосовали» деревянной лопатой, подавая знак, бункеры комбайнов заполнены зерном. Были и случаи приписок зерна, намолоченного другими комбайнерами «передовикам». А между самими «героями» жатвы было больше нездоровой зависти к друг к другу, чем соперничества. Помню, с каким неудовольствием воспринял В. Н. Борзов награждение его орденом Ленина, а его коллегу И. Д. Чечнева – автомобилем «Москвич».
С тех пор минуло немало лет, как бы трудно ни приходилось в редакции, о работе в ней остались самые лучшие воспоминания. Сотрудники редакции жили дружно. Коллективно отмечали большие праздники. Выезжали на лоно природы, организовывали экскурсии. Семьями провожали и встречали новогодние праздники. Каждый, кто напрямую соприкасался с районной, всю жизнь останется благодарен ее бывшему редактору Михаилу Ивановичу Уткину — человеку принципиальному, требовательному, открытому и честному.
31 августа 1979 года мы поменялись местами с В. М. Репиным. Я был утвержден инструктором орготдела райкома КПСС, а он —заместителем редактора, а потом и возглавил редакционный коллектив.
С того периода прошло много времени. Большие изменения произошли в редакции и особенно в типографии. Ручной труд наборщиц заменили полностью линотипы, пишущая братия обеспечена транспортом. Несмотря на сложное экономическое положение в стране и районе, сотрудники редакции и типографии своевременно получают зарплату, не задерживается тираж районки.
И последнее. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех, кто причастен и в прошлом и настоящем времени к газете, с праздником—Днем российской печати, пожелать крепкого здоровья и новых творческих успехов в работе.
А. ПОПОВ
Автор статьи приносит заранее свои извинения за допущенные отдельные неточности. Прошли целые десятилетия, а время, как известно, дает о себе знать.
1998 ГОД: РОЖДАЛИСЬ, ЖИЛИ, ЛЮБИЛИ…
ПРОЛЕТЕЛ еще один год, все ближе конец такого щедрого на события 20 века. Чего только не случилось за это время, каких только потрясений не испытали люди. Но, тем не менее, жизнь продолжается. Мы по-прежнему рождаемся и умираем, любим и ненавидим, в общем, живем.
В прошедшем году, в нашем районе родились 128 малышей. Но, несмотря на столь радостную цифру, прослеживается тревожная тенденция к сокращению рождаемости. Так, в 1997 году в районе на свет появились 148 детей. В 1996 году было зарегистрировано 168 рождений. Вот такие факты. Что же мешает мучкапцам испытывать радость отцовства и материнства? Ответ, в общем-то, известен всем. Работники ЗАГСа в беседах с молодыми парами слышали в ответ на этот вопрос одно и то же: людей пугает отсутствие стабильности – и экономической, и политической, материальные трудности, проблемы с получением образования, упадок в здравоохранении и тому подобное, чем так богато наше время.
Выясняется также, что рождаются, в основном, «нечаянные» дети. Заранее запланированных рождений очень мало.
В 1998 году девочки уступили мальчикам. Их родилось 59, то есть на 9 меньше, чем представителей сильного пола.
Среди женских имен, даваемых малышкам при рождении, пальму первенства уже третий год держит имя Анастасия. Чуть меньше у нас появилось Екатерин. В сельской местности популярно имя Яна. У мальчиков в этом вопросе больше демократичности, но все же из широкого выбора имен родители чаще предпочитали имена Дима и Никита.
В селах района своим рождением порадовали родителей 77 детишек, в райцентре – 51 малыш.
Относительная стабильность отмечается в заключении брака. За три прошедших года цифры почти не меняются. В 1996 году у нас образовались 99 молодых семей, в 1997— также 99, в 1998 году 95 пар молодоженов посетили ЗАГС. Из 95 созданных в 1998 году пар — 64 были молодыми. В 7 парах жених или невеста вступили в супружеские отношения, не достигнув 18 лет.
Райцентр лидирует по количеству заключаемых браков. В минувшем году в Мучкапе официально вступила в брак 51 пара молодоженов. На селе же лишь 44 пары.
А вот количество разводов растет. В 1998 году их число увеличилось на 11 процентов. Расторгнуть брачные узы решили 48 супружеские пары.
Из них по решению суда развелись 34 пары. По обоюдному согласию развелись 11 пар. Беседы, проведенные с рассорившимися супругами, позволили сохранить 3 брака. Пары решили предпринять еще одну попытку нормализовать семейную жизнь.
Работниками ЗАГСа в истекшем году было составлено 12 записей актов об установлении отцовства и 2— об усыновлении (удочерении).
В 1998 году 435 жителей Мучкапского района покинули этот мир. Из них 160 проживали в райцентре, 275—в селах. В 1993 году— было зарегистрировано 414 смертей, в 1997 — 441. Для нашего небольшого района это много. Ведь в Мучкапском районе проживает лишь 20100 человек. В 1998 году умерло 2,16 процента населения. В рабочем поселке— 1,83 процента, на селе 2,41 процента. Основной причиной смертности были сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.
А. ЖАЛНИН.
Редактор В. М. РЕПИН