Газета "Тамбовская жизнь" № 82 (25504) 12.06.2010 ПОЧЕМУ ТАМБОВ НЕ НАЗВАЛИ СТУДЕНЕЦКОМ?
Газета "Тамбовская жизнь" № 82 (25504) 12.06.2010
ПОЧЕМУ ТАМБОВ НЕ НАЗВАЛИ СТУДЕНЕЦКОМ?
О СООТНОШЕНИИ ПОЛЬЗЫ И КРАСОТЫ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ГОРОДОВ
Древний «Тамбовский летописец» сообщает: «Обложен город Тамбов на реке Цне, на левой стороне, в устье речки Студенца, апреля в 17 день, в самый день Живоносного Христа Воскресения, …а именовать тот… город Тамбов по речке Тамбову, а та речка Тамбов от того новопостроенного города вверх по речке Цне вёрст за десять…»
Города по традиции возводили у слияния рек, на высоком мысу, что помогало оборонять их от неприятеля. Так, согласно царскому указу город-крепость Тамбов должны были построить при впадении одноимённой речки Тамбов в реку Липовицу. Из-за своего низинного положения и болотистого характера этот участок не понравился воеводе Р. Ф. Боборыкину, назначенному руководить строительством, поэтому крепость в 1636 году возвели на более удобном месте — в устье Студенца, впадавшего в Цну. При таком положении дел новый город должен был бы называться Студенецком или, в крайнем случае, Цнинском, однако в XVII веке русское государство уже столь бюрократизировалось, что изменить название, утверждённое ранее в документах, видимо, было сложно. Таким образом, выбрать более удобное и красивое место для возведения города-крепости воевода мог, а переименовать в Студенецк, что прямо соответствовало древнерусской традиции, у него не было возможности.
Исследования последних десятилетий показали, что в XVII веке при строительстве городов применялся профессиональный подход с разработкой планов, чертежей и «росписей». Планируя, опирались на типовые образцы Разрядного приказа, из которых извлекали опыт, относящийся не только к практической, но и к художественной стороне дела.
В книге «Градостроительство Московского государства XVI—XVII веков» (М., 1994) говорится: «Выбор места.., помимо оборонных и прочих практических соображений, определялся красотой вида окружающей местности… Эстетическое изначально присутствовало в любых действиях, связанных с построением города… Художественный замысел… воплощал и… религиозно-символические представления об идеальном «граде» как образе божественного мироздания… с иерархическим порядком всех находящихся в нём зданий».
С освобождением науки от идеологической цензуры появилась возможность рассматривать вопросы строительства крепостей с культурологической точки зрения и через воссоздание религиозно-символического образа. Так, М. Кудрявцев в книге «Москва — Третий Рим» (М., 1994) утверждает, что строители XVII века обладали ансамблевым мышлением и воспринимали город как произведение искусства. Поскольку мировоззрение той эпохи было религиозным, то все творения человеческих рук — дома, храмы, укрепления — воспринимались в двух планах: реальном и религиозно-символическом.
Если научно доказано, что города XVII века строились с учётом не только пользы, но и красоты, то нет оснований отказывать в этом качестве Тамбову. Из 27 городов Белгородской черты он являлся третьим по величине и был построен по типу «мысовых» крепостей (расположен на мысу при слиянии рек), для которых характерно единство с природой.
Основатели Тамбова не только чувствовали красоту окружающего пространства, но и наделяли её высшим смыслом. Не случайно крепость заложили в день главного православного праздника Воскресения Христова (Пасхи), утверждая таким образом её главную роль в «воскресении» края, в переходе от языческого «варварства» так называемого Дикого поля к христианской жизни и государственному порядку. Посвящение соборной церкви Преображению тоже свидетельствовало о миссионерской роли города, призванного материально и духовно преображать земли. Большое значение в старину имела числовая символика. Например, стены тамбовского кремля с 12 башнями окружали кафедральный собор, словно 12 апостолов.
О соединении практического и символического начал можно судить по сохранившимся описаниям Тамбова 1659 и 1662 годов, а также чертежу начала XVIII века. Ориентация города по сторонам света, безусловно, была продиктована рельефом местности. Однако такое расположение, кроме пользы, давало возможность создать образную концепцию государственности. Поскольку все важнейшие постройки располагались на оси «запад—восток», то возникала смысловая линия: будто бы сама царственная «рука» Москвы обращалась на Восток и преображала его. При этом Московская башня, которая стояла на оси, соединявшей Преображенский собор и Знаменскую церковь, была одной из доминант Тамбова (ныне близ этого места установлен памятный знак с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы). Высота башни (51 метр) определялась практическими потребностями, но вместе с тем она могла быть и художественным символом — своего рода олицетворением «ока» Москвы в Диком поле.
В возведении зданий большое внимание на Руси уделялось соотношению основного объёма и деталей. Поиску идеальных пропорций способствовала система мер, происходившая от частей человеческого тела (рост, сажени, локти и т. д.), которая обладала качествами, утраченными с введением метрических мер, — соразмерностью человеку и удобностью конструирования искусственной среды обитания. Нахождению пропорций также помогал главный в то время строительный материал — дерево. Длина и толщина брёвен задавали размеры и форму членений построек.
Человек начала XXI века отдалился от законов красоты и природы. На примере современных городов трудно говорить об ансамблевом мышлении, сознательном наделении ландшафта города каким-то смыслом, зрелом понимании пространства. Однако в городской среде ещё сохраняются уникальные островки деревянного зодчества, которые свидетельствуют о былом ладе, мере, рукотворности, но и они рискуют быть уничтоженными цивилизацией, стремящейся к стандарту промышленного производства. И тогда у наших потомков останется лишь память о том, что конец апреля — это время рождения города Тамбова, 375-летие которого будет отмечаться в 2011 году.
Марина КЛИМКОВА.
Интересный материал от авторов сайта:
В марте - мае 1936 г. парторганизации города Тамбова вышли на Горком ВКП (б) с ходатайством о переименовании города Тамбова в город имени Тухачевского - Тухачевск. ( ГАСПИТО, ф. П-735, оп.1, д.402, л.28-37). Это мероприятие явно было организовано "сверху". Но в мае 1936 года в Москве обострилась борьба двух группировок: Ворошилова и Тухачевского. И можно предположить, что именно этот факт заставил московские власти отложить решение по данным ходатайствам, а затем (после мая 1937 года, когда был арестован Тухачевский) совсем закрыть этот вопрос.