Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" № 117 (25539) 17.08.2010 ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Газета "Тамбовская жизнь" №  117 (25539) 17.08.2010

ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ 

Лично я убежден, что книга и сегодня остается основным источником знаний. Как долго шло человечество к созданию этого шедевра! На чем только не писали наши предки, чтобы донести до нас свои знания, мысли: на папирусе, на бересте, на глиняных дощечках... И все для того, чтобы мы заново не изобретали велосипед и не открывали америк.

Написать книгу нелегко. Непросто и пользоваться ею, читать, причем внимательно. Это требует от человека умственных и душевных усилий. Смотреть телевизор проще: сиди, попивай кофеек и «проглатывай» информацию, которую тебе «сливают». Запоминать ее не обязательно, поэтому и занятие сие необременительное, удобное для ребят да и взрослых тоже.

Более серьезный соперник книги - Интернет, но и он с ней не идет ни в какое сравнение по глубине восприятия и проникновения в душу и разум. С этим могут, пожалуй, сравниться лишь театр или кино, где действуют живые люди со своими мыслями и переживаниями.

Если говорить о роли чтения и книги в воспитании человека, то тут как нельзя кстати приходит на ум высказывание известного актера и кинорежиссера С. Говорухина о том, что из детей, не читающих книг, чаще вырастают преступники. Как ни печально, но телесериал «Школа» косвенно подтверждает это. Если раньше у девушек была мода ходить с томиком Тургенева или Надсона, то теперь они не расстаются с наушниками от плеера.

Чтение вырабатывает у человека привычку думать, анализировать, представлять мысленно различные картины и коллизии, сопереживать героям художественных произведений. Книга дает нам возможность развить свои способности, освоить профессию, сделать научное открытие. И для этого нужна самая малость: научиться читать и хотеть читать. Но, как показывает жизнь, сделать это оказывается нелегко.

И тут мы снова (в который раз!) упираемся в человеческий фактор. Во весь рост встает перед нами его величество Учитель. Если он мастер своего дела, влюблен в свою профессию и ребятишек, то легко научит детей читать и постоянно общаться с книгой, любить учебник, с которого начинаются знания, и далее уже другую необходимую литературу. Мне повезло, в моей жизни были такие учителя. Это учительница начальных классов Антонина Павловна Звонарева и учитель русского языка и литературы с 5-го по 7-й классы Клавдия Михайловна Суркова. К сожалению, ныне обе покойные (царство им небесное!).

Как первая учительница в далекие послевоенные годы приобщала нас к чтению? В конце каждой недели она называла лучшего ученика и в качестве поощрения разрешала ему выбрать из скромной - 50-60 детских книжек стопочки одну-две по вкусу. Таким образом, чтение превращалось в удовольствие, в подарок, в награду.

К. Суркова любила свой предмет до самозабвения, могла заниматься с нами до глубокой ночи. И, как мне помнится, никто нас не заставлял записываться в сельскую библиотеку, мы делали это осознанно, по своей воле.

Или такой пример уже из студенческой жизни. До сих пор в памяти звучит интонация одной фразы старенького профессора Киевского госуниверситета, преподавателя по курсу фольклора народов мира: «В русских народных сказках лиса хи-итрая, хи-итрая, а во-олк, а волк - тот всегда дурак!» И столько в ней было души, экспрессии, любви к своему предмету, что после стыдно было не пойти в библиотеку и не взять учебник по изучаемому курсу и всю рекомендуемую литературу. Спасибо вам, дорогие мои учителя и преподаватели, за такие минуты в моей жизни!

Что должно выходить на первый план в школе, где начинается дружба с книгой? Как я понимаю, не только навыки чтения, осмысление прочитанного, но и чувство самого языка. Порой читаешь написанное или слушаешь звучащую речь и диву даешься: насколько все неграмотно и неправильно. Вроде бы слова наши, русские, литературные, но поставленные не в том порядке или не в той тональности произнесенные звучат не по-русски. Вот тут и нужны хорошая книга, великий писатель. Они учат нас правильному русскому языку, его построению. Вот почему рекомендую Бунина, Тургенева, Куприна, Чехова, других мастеров стиля и техники языка как в прозе, так и в поэзии. Кстати, о проблемах языка нередко пишет и «Тамбовская жизнь». Припоминается материал Е. Лебедевой под заголовком «О языке - с любовью и тревогой». Эту тревогу разделяю не только я, но и многие другие читающие и пишущие.

Говорю об этом еще и потому, что в современных условиях многократно возрастает роль учителя в борьбе с пустопорожней, малограмотной болтовней с экрана и в радиоэфире. Именно педагог должен быть примером для своих учеников в общении с Интернетом и телевидением. Не отрицаю, что и родители поменьше должны сидеть у телеящика, а больше заниматься с ребенком, читать вместе любимые книжки. Но многие ли учителя сами читают, записаны в районные и сельские библиотеки? Увы, далеко не все. И это не их вина, а их беда. Порой они вместо чтения новинок вкалывают на огороде, в личном подсобном хозяйстве, чтобы иметь приработок.

К сожалению, жизнь пошла такая, что многое упирается в деньги, хотя библиотеки по-прежнему обслуживают посетителей бесплатно, однако стоимость книги значительно выросла. Доступность образования тоже нередко измеряется толщиной кошелька родителей. Вот почему уже в раннем возрасте дети рассуждают примерно так: а зачем, мол, учиться, зачем много читать? Если есть деньги, родители заплатят за университет, а нет, то и стараться ни к чему. Эта расхожая «истина» расхолаживает ребят, отнимает у них волю к достижению высокой цели. А ведь каждый из нас живущих должен стремиться к чему-то высокому. Без общения с книгой это пока никому не удавалось. В любом деле, в любой профессии вершины достигаются трудом и только трудом, обогащенным знаниями, почерпнутыми из главного источника - книги.

Я сейчас не рассматриваю роль библиотек и библиотекаря, а она тоже велика. Но еще большее значение имеет то обстоятельство, как государство в целом влияет на образование и культуру. Ведь не секрет, что культурный уровень падает и многие из нас не отличают Бабеля от Бебеля, а Эйзенштейна от Эйнштейна. Когда-то самая читающая страна в мире по выпуску книг ныне занимает уже далеко не первые места. В США на каждые сто тысяч жителей приходится от 15 до 20 книжных магазинов, в России - только 7, да и то в городах. В нашем районе нет ни одного книжного магазина, а книги или учебники можно купить лишь на рынке. Сегодня сокращается количество малокомплектных школ, это касается в первую очередь сельской местности. Вместе со школой теряем и учителей...

Тот факт, что культурный и образовательный уровень надо повышать, признают многие политики и государственные деятели. В своей статье «Россия, вперед!» президент Д. Медведев написал об экономике знаний, которая должна прийти на смену экономике сырьевой. Но знания сами по себе не придут. Их надо добывать, как добывают руду.

Заканчивая свои рассуждения о книге, повторюсь: чтение - нелегкий труд, но в то же время и какое это наслаждение! Начните читать - и вы в этом убедитесь сами.

Николай ВАСЮКОВ.

Гавриловский район.