Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Четверг, 14-го (27-го) сентября 1917 г., № 216(3958) РЕЧЬ

    Анархия

    Тамбов, 12 сентября. – На базаре толпой разгромлены лавки. Созвано экстренной заседание возобновленного свою деятельность комитета спасения революции. (ПТА)

    Тамбов, 13 сентября. – Разгром лавок продолжается. Вытребованы войска. (ПТА)

    Тамбов, 13 сентября. В Козловском уезде убит бывший председатель козловской земской управы Давыдов.

    На станции Никифоровка подверглись разгрому английская свинобойня. (ПТА)

    Тамбов, 13 сентября. – Получены сведения о происходящих беспорядках в Козлове. (ПТА)

    Тамбов, 13 сентября. – В виду происходящих в Козловском уезде беспорядков для предупреждения возникновения их в других уездах, совещанием Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов губернского земельного комитета при участии комиссара и прокурора, признано необходимым все частновладельческие имения взять на учет местных волостных земельных и продовольственных комитетов с возложением на них ответственности за целость имений. В этом смысле выпускается воззвание к населению. (ПТА)

    Тамбов, 13 сентября. – В Козловском уезде – беспорядки, принявшие стихийный характер. Сожжено и разгромлено свыше 20 имений. Происшедшее приписывается агитации темных сил (ПТА).

    Тамбов, 13 сентября. – Во время беспорядков, продолжавшихся весь день, разграблены многие магазины. Убытки исчисляются сотнями тысяч. К вечеру наступило успокоение. Весь базар оцеплен войсками. (ПТА).


Петроград, 14 сентября

    Итак, новейшее средство спасения России сегодня будет пущено в ход. Сегодня открывается демократическое совещание. Оно собирается в обстановке исключено тяжелой. Медовый месяц революции уже давно кончился. Месяца три-четыре уже, как все наперерыв повторяют, что родина на краю гибели, что бьет двенадцатый час, что мы уже свалились в пропасть. И за всем тем все согласны в том, что такого критического момента родина еще не переживала, что сейчас все стоит на карте. И международное, и внутреннее положение осложнилось до крайности, не понятно, как еще кое-что держится, но несомненно, что держится только силой инерции. Всеобщее недовольство разлилось по стране широким истоком, и об этом недовольстве пишут и говорят все. Шесть месяцев революционного напряжения страшно утомили обывателя, и в связи с реализованными революцией материальными достижениями появились усталость, безразличие, принимающие самые опасные формы. Стыдно читать сообщения газет, что свободные граждане республиканской России не пугаются и прихода немца. Хуже, мол, не будет!

    На этом фоне мрачной безнадежности большевики одерживают свои легкие победы. Они не стесняются никакими средствами, они возбуждают самые низменные инстинкты, они пользуются малосознательными элементами. Это удостоверяют их же товарищи, представители той же «революционной демократии». И им же, большевикам, в угоду созываются демократической совещание, чтобы авторитетом всей демократии парализовать безумные выступления большевиков, которых, по признанию Троцкого, нисколько не пугает и призрак Наполеона.

    Чего же ждать от демократического совещания? Что показывает его барометр? Говорят, что неделю тому назад наиболее видные представители революционной демократии впали в полной отчаяние, не сомневаясь, что верх возьмут большевики. А в последние дни, под влиянием идущих из провинции известий об отношении к большевистским замыслам окрепли расчеты на то, что демократической совещание выскажется за принцип коалиции, вокруг которого уже накопились горы слов и комментариев и который каждый понимает по своему.

    Какое бы, однако, решение совещание ни вынесло, едва ли есть хоть один человек, кто бы думал, что то или иное решение может оказать какое бы то ни было влияние на безотрадное положение родины.

    Но, как уже сказано, оно ведь и созывается не с этой целью, а для борьбы с большевиками. Следовательно, с этой точки зрения только и нужно рассматривать значение того или иного решения совещания. Стоит лишь на минуту вдуматься в создавшееся положение, чтобы признать, что формальная победа большевиков, т.е. принятие однородности Правительства, была бы, в сущности, их поражением. Найдется еще один «патриот», который пожертвует из своих скромных, с таким трудом нажитых 100 р. на алтарь большевизма, но существо от этого не изменится. Ибо Ленин же пояснил, что под однородным правительством большевизм понимает правительство из меньшевиков и мелкой буржуазии (т.е. эсеров). Но они-то ведь против этого и следовательно, пришлось бы установить, вместе с тем министерскую повинность, иначе предпарламент, который при победе большевиков был бы учрежден, остался бы без объекта, на котором он мог бы проявить свои государственные способности.

    Напротив, в случае поражения, в случае признания принципа коалиции большевики будут шумно торжествовать победу. Как и почему? Да потому что… послушайте вот как неосторожно проговорился на съезде кооперативов какой-то Маршев: «Если, говорит он, вы захотите ввести в состав Правительства кадетов, вы добьетесь того, что оттолкнете от демократии революционную партию большевиков, и тогда они станут мстить, мстить жестоко».

    Это говорит какой-то Маршев. Но сам Ленин разве не выступает так, что «Дело Народа» вынуждено вспоминать о днях 3-5 июля, которые как будто снова подготавливаются. Но […] еще почти ? месяц назад и вспомнить, что было во время съезда Советов р. и с. депутатов. То собрание для большевиков было безгранично авторитетнее нынешнего, то был «полномочный орган р. демократии». Но когда выяснилось, что съезд не идет по линии большевиков, разве они за спиной у этого полномочного органа не сорганизовали вооруженного восстания, совершенно случайно раскрытого накануне? И не странно ли, что и сейчас уже появляются какие-то таинственные автомобили с надписью: «смерть буржуям» и «Раб. Газета» предупреждает, что какие-то темные силы зовут рабочих на улицу.

    Есть, правда, одно препятствие для вооруженного выступления, поскольку оно будет совершено для захвата власти. Препятствие это непобедимо, ибо захватывать нечего, никто за власть не держится, приходите и берите голыми руками. А вот голыми-то руками они брать не хотят и не думают. Придется поэтому искать других поводов мстительности. Для этого, очевидно, и выбираются делегатами Ленин и Зиновьев, появление которых не может не вызвать недоразумений. Да и мало ли других поводов для мстительности можно найти при искреннем желании.

    Но какие бы результаты ни дало демократическое совещание, самый созыв его есть уже торжество большевиков. Социалистическая печать ясно понимает, что единственная плодотворная борьба с большевиками – их изоляция. И сами большевики пуще всего этого боятся и своей победой в Совете они, напр., вовсе не хотели воспользоваться, чтобы меньшевистский президиум заменить большевистским. Они только хотят пополнить президиум, чтобы говорить от лица всей революционной демократии. Поэтому в демократическом совещании они будут плавать как рыба в воде, в особенности, если, по бывших до сих пор примерам, их противники пойдут на уступки, будут искать компромиссов. Вот уже сегодня «Нов.Жизнь» торжествует, что эсеры подпали под влияние большевизма. В этом-то и заключается опасности демократического совещания, этого-то большевики от него и добиваются.


Ещё статьи...

Категория: Центральные старинные газеты-> История 1917 года