Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Речь» Пятница, 8-го сентября 1917 г., № 211

Жертвы вечерние

(Из Воронежа)

    На станции Грязи, Юго-Восточной жел. дороги произошел второй жуткий случай. В первый раз с апреля озверевшей толпой солдат по провокаторскому навету какой-то скучавшей по крови бабы-беженки безнаказанно убит свящ. Богоявленский. Сейчас погиб предводитель дворянства Усманского уезда, Тамбовской губернии, гуманнейший, оказавший бесчисленной множество услуг местному крестьянству помещик князь Б.Л. Вяземский. 30 лет от роду.

    Убийство рисуется по сообщениям из Грязей так:

    Волостной комитет села, находящегося под имением Вяземского, неведомо за что арестовал князя. Для очистки совести была придумана причина: дескать, он воспротивился самочинному захвату его хлеба. По другой версии, арест произвели после того, как от князя вышло распоряжение убрать мост, связывающий село с имением. Удаление моста было сделано якобы, с целью разобщить село с имением и этим спасти экономию от крестьянского разгрома. Расследование еще не окончено и точная причина ареста не установлена. Доставленный на Грязи князь был помещен в комендантской комнате. На станции началось науськивание солдат. Одни галдели, что помещик собирался взорвать мост, другие же шли дальше и ревели, что князь сжег хлеб и убил трех крестьян. Толпа солдат и крестьян бросилась к коменданту и вырвала князя. Началась жуткая, не поддающаяся описанию расправа. Молившего о пощаде помещика били ногами, плясали на теле, били кирпичом по голове, выкололи глаза, вырвали куски мяса, колотили тупым орудием, били и отдыхали, били до тех пор, пока упоение кровью стихло и явилось «сердобольное желание» прикончить «старорежимца»; тогда прощупали сердце и проткнули его штыком.

    Кто же убитый? Достоверно сообщаю: добрейший, гуманнейший человек, чрезвычайно отзывчивый на крестьянские нужды. И эти крестьяне предали его и, может быть, принимали ближайшее участие в мученической смерти ни в чем неповинного помещика… В Воронеже получено сообщение, что супруга князя, урожденная графиня Шереметьева, находившаяся в период беременности, скончалась от потрясений. Это сообщение еще не подтверждено.

    Не менее жуткий случай произошел в г. Коротояке, Воронежской губернии. Здесь озверевшей толпой солдат, под аккомпанемент дикого завывания требовавших крови баб ни за то ни про что убит начальник милиции Полетика (?). Солдат 20 полка, служащий милиционером, Юдиков, получил от начальника милиции строгий выговор за то, что вмешивался в распоряжения начальства. Юдиков вышел на площадь и обратился к толпе с речью, в которой заявил, что начальник милиции – старорежимец – чуть не убил его из револьвера, ругая его, кричал на него. Произведя впечатление, Юдиков отправился в полк. В это время, Полетику арестовал комиссар и повел его в милицию. По дороге его перехватили солдаты. Бабы орали: «солдатики, голубчики, убейте его!» Конец простой: били и отдыхали, отдыхали и били. Убили. И, конечно, виновников не нашли. На соединенном заседании поискового и ротного комитетов, конечно, была вынесена резолюция, выражающая сожаление по поводу события, и пока все…

    Сам Воронеж живет на вулкане. Бывают случаи призывов к погрому магазинов. Так, 25 августа вечером, едва удалось предотвратить разгром магазина мануфактуры и все соединенные с разгромом насилия. Должно констатировать ради правды, что большевики в городе содействуют предотвращению разгромов.

    Е. Дольский


Трезвое слово

На конференции московский социалистов-революционеров С.Л. Маслов в своей речи сказал:

    «Я характеризую настоящее положение государства, как агонию. Показатель агонии – декларация 8 июля, а теперь такой же показатель – декрет о республике. Тогда декларация была объявлена после прорыва революционного фронта, а теперь – после корниловского прорыва. Это показатель, что ряды демократии дрогнули. Даже хуже этого. Страна переживает агонию во всех отраслях народного хозяйства. Говорит, пусть демократия возьмет управление в свои руки. А я спрашиваю вас: план ведения хозяйства, управления у нас есть? Хотя бы в продовольственном деле. Ведь, в центре его стояли лучшие силы, в полном смысле этого слова. А что они сделали? А вы лучше сделаете? Я утверждаю, никакая власть, а тем более социалистическая, с этим не справится. Мы жили тем, что половину товаров ввозили из-за границы и в мирное время, а теперь своя промышленность упала, и притом, масса продуктов поглощается армией; взять хотя бы железо: 90 процентов идет на армию, а 10-12 миллионов пудов на рынок. Половину хлопка нам привозили, откуда вы теперь возьмете те ткани. А увеличить производительность промышленности вы не можете по чисто техническим причинам. Взять власть в свои руки, вы разочаруете в себе массы. Далее оратор указывает на плачевной положение наших финансов. Станок не успевает печатать кредитных бумаг, нового станка вы не сделаете в России, а из-за границы социалистическому министерству не дадут; со стороны промышленников неизбежен саботаж. Правительство само не может создать или расширит предприятия, для этого у него нет денег. Улучшение экономической жизни социалистической властью – утопия.

    Страна накануне расчленение, гибели, нищеты, голода, и когда дело идет о существовании государства, вы спорите о том, или другом пункте программы. Ни одна группа, ни один класс вывести страну из бедственного положения не в силах. Спасение страны – дело всего народа. Наша задача теперь уже не в максимум или минимум программе, а в обеспечении условий для дальнейшей борьбы демократии за свою платформу, а эти условия таковы: закрепление свободы демократизации государственных форм и самостоятельность государства. Это необходимо для всего народа. Здесь и должна быть работа.

    Говорят, надо считаться с массами. Истина не решается большинством голосов.

    Мы должны держать светильник высоко, продолжает далее т. Маслов, - и не принижать его к земле, хотя бы это и не было понятно массам. Я не боюсь название правого, мы при царском режиме называли себя левыми, тем более нечего бояться теперь называть себя тем, что ты есть. Страна переживает грозный час, мы должны говорить истину, пусть это будет хоть и горькая истина».


Ещё статьи...

Категория: Центральные старинные газеты-> История 1917 года