Петроград, среда, 6-го (19-го) сентября 1917 г. № 209(3951) РЕЧЬ
В этом номере шесть страниц.
Выборгская трагедия.
Мало-по-малу начинает выясняться картина кровавых событий, имевших место в Выборге, в связи с выступлением генерала Корнилова.
По рассказам очевидцев ход дела рисуется в следующем виде.
Выборг вместе с Кронштадтом, Гельсин…м и Свеаборгом давно были известны в качестве одного из гнезд самого разнузданного и анархического большевизма. Наиболее благоприятным материалом для пропаганды оказались местные крепостные полки. Полки эти никогда не бывали на фронте. При старом режиме они пополнялись обычно разными малонадежными элементами, в частности новобранцами из городской молодежи, физическое развитие которых было недостаточно для несения службы в трудной боевой обстановке. Среди офицерства много было эвакуированных.
О выборгских солдатах никак нельзя сказать, что они утомлены войной. Огромное большинство их никогда не бывало на фронте. Но, несомненно, они томились скукою крепостной жизни и были развращены хроническим бездельем так как строевые занятия почти не проводились со времени начала революции. Солдатские митинги процветали в Выборге. В местном гарнизонном комитете видную роль играли крайние элементы.
Высший командный состав *** корпуса с блестящим кавалерийским генералом Орановским во главе не сумел завоевать доверия этой темной и в то же время распропагандированной массы. Быть может, эта задача вообще была выше сил человеческих. Солдаты, привыкшие слышать от своих митинговых учителей о кознях и коварстве буржуазии, ко всякому офицеру относились с предвзятостью и подозрением и все призывы к классовой борьбе понимали буквально, как приглашение насильственно расправиться со своими начальниками.
Артиллеристы крепостной артиллерии более развитые , сознательные и дисциплинированные, нежели пехотинцы, представляли собою умеренное течение в гарнизоне. Некоторые артиллерийские офицеры руководили деятельностью местного совета. В спокойные времена им удавалось счастливо избегать эксцессов. Но в сущности их авторитет был призрачен. В критические моменты они не имели никакой власти над массой…
Таковы основные элементы выборгской трагедии.
Когда в штабе корпуса было получено известие о выступлении генерала Корнилова, командный состав немедленно заявил о своем полном подчинении Временному Правительству. Тем не менее, какое-то обстоятельство возбудило подозрение гарнизонного совета. В настоящее время трудно с уверенностью судить, что это за обстоятельство. Во всяком случае, дело касалось каких-то распоряжений частного характера. Ни о каком активном содействии планам ген. Корнилова не могло быть и речи, прежде всего потому, что ни настроение гарнизона, ни вся выборгская обстановка не позволили даже зародиться подобной мысли.
Тем не менее, гарнизонный комитет решил арестовать командира корпуса, коменданта и еще некоторых других лиц.
В штабе еще происходили занятия, когда в гостинице Бельведер (место расквартирования штаба) подъехал автомобиль с пленными гарнизонного комитета.
Несколько десятков солдат с ружьями сопровождали его. По-видимому, эти солдаты, в большинстве, присоединились по собственной инициативе и не были … комитетом.
Все арестованные не оказали никакого сопротивления. Взяты были командир корпуса, комендант, обер-квартирмейстер и старший военный цензор. Начальник штаба ген.-майор Б. П. Баженов, человек больной, был оставлен на свободе.
Сначала солдаты требовали, чтобы офицеры шли от штаба до гауптвахты пешком, но председатель комитета приказал вести их в автомобиле. У него в ту минуту еще достаточно авторитета, чтобы настоять на исполнении своего требования.
Однако, все изменилось, когда арестованных доставили на гауптвахту и туда прибыли новые партии солдат. Толпа отстранила членов комитета, ворвалась в помещение гауптвахты, вывела арестованных на … мост, находящийся между гауптвахтой и выборгским замком и, наколов несчастных штыками, выбросила тела их в море.
Характерно, что даже большевики были испуганы неистовством солдатской массы. Лидер местной большевистской фракции рабочий Акулов пытался вырвать генерала Орановского из рук убийц. Напрасно. Наихудшие хулиганские элементы среди солдат взяли верх и делали, что хотели.
Расправившись с чинами штаба, солдаты сделали на мосту заставу и в течение нескольких часов сбрасывали в воду всех офицеров, проходивших мимо. В том числе был один, которого сбросили с моста вместе с его женой. Той же участи не избег полковник, только-что приехавший в отпуск и не имевший никакого отношения к выборгским делам.
Убийства продолжались и ночью. Два офицера погибли у себя на квартирах. Общее число жертв не может быть установлено, так как многие покинули город, избегая смерти.
В течение этой выборгской резни не было сделано ни одной попытки прекратить ее какими-либо средствами, кроме красноречивых воззваний. Члены комитета были терроризованы не менее офицеров и ничего не решались предпринять. Высшие военные власти в Петрограде, несмотря на формальное обещание прислать помощь, бездействовали.
Легко вообразить атмосферу, которая установилась теперь в Выборге. Корпусом командует капитан, избранный солдатами и утвержденный А. Ф. Керенским. Он, однако, столь же бессилен, как гарнизонный комитет. Убийцы разгуливают на свободе и похваляются, что работа их еще не кончена. У них якобы имеется список, в который включено до 60 имен офицеров, еще подлежащих истреблению.
На днях в город прибыли представители комитета северного фронта, производящие расследование. Но судебная власть, в частности местный корпусный суд, компетенции которого должно подлежать все это ужасное дело, до сих пор бездействовал. Существует предположение, что вся эта ужасная история будет затушена, и виновные не только не понесут никакого наказания, но даже останутся в своих частях, как остались в свое время на кораблях палачи адмирала … Нежелание раздражать солдатскую массу и страх перед призраком контрреволюции благоприятствуют такому разрешению вопроса. Но каков будет дух войск после только-что произведенной кровавой бани и как сложатся в будущем отношении между офицерами и солдатами, легко поймет сам читатель.
Во время всех этих событий в……….
Александрийские гусары извещают о смерти своего незабвенного товарища
ПОРУЧИКА
Алексея Евгеньевича Леонтьева,
павшего в бою 27-го августа.
|
7-го сентября в годовой день кончины убитого в бою капитана Гв. Преображенского полка
Юрия Ивановича Холодовского
в Преображенском моей Гвардии соборе будет отслужена литургия и панихида. Начало в 10 ½ час.
|
В четверг, 7 сентября в 12 ч. утра в 40-й день кончины
Евгении Ивановны Макеевой
будет отслужена заупок. литургия в Александро-Невской Лавре в Никольской церкви.
|
Жена и родные с глубокой скорбью <…> о кончине незабвенного и горячо любимого доктора
Георгия Дмитриевича Глазунова (Шульц).
Панихида 6-го сентября, в <…> ч. Дня и 7 ½ ч. Веч., в часовне Военно-Клинич. Госпиталя (Нижегородская, 37а). Вынос оттуда же 7-го сент. В 9 ч. 15 м. на <…> кладбище.
|
О кончине дорогой
Веры Викторовны ЕРНШТЕДТ
извещают мать, брат и сестры. Вынос тела 8-го сентября, в 11 ч. Утра из часовни Кауфманской общины (Фоктьева, 145) на лютер. – немецкое кладбище.
|
30 августа в действующей армии скончалась сестра милосердия
Елена Дмитриевна (Ляля)
Фус.
<…> тела с Николаевского вокзала, <…>, для погребения на Смол<…> кладбище состоится в четверг 7-го сентября, в 9 час. утра, начало литургии в 11 часов.
|
Генерал от инфатерии
Дмитрий Петрович Зуев
<…>
|
5-го сентября с. г. <…> скончалась
Александра Федоровна Кунцман,
о чем извещает сын покойной. Улица Жуковского, д. № 7.
|
После тяжких страданий волею Божею скончался Бухгалтер Д<…>р. банка
Михаил Александрович Алексеев,
о чем извещают жена, дети и братья его. Паних. в Боткинских бар. 7 час. веч., вынос 9 ч. Утра в четверг, отпевание на Волковом кладбище.
|
Ещё статьи...
Категория: Центральные старинные газеты-> История 1917 года