- Категория: Материалы газеты «Речь» 1917 г.
Четверг, 7-го сентября 1917 г. № 210 РЕЧЬ
Красная месса.
Самосуд в Выборге, самосуды в Гельсинфорсе и в Абе, самосуды на кораблях… Целый ряд бессмысленных, бессудных коротких расправ. Страшный и жадный безименный бог требует человеческих жертв и теплой дымящейся крови… И несчастные, темные люди с умервщленною совестью, почти насильственно приобщенные к изуверскому кровавому культу, повинуются трубному голосу страшного бога… Их наставляют быть участниками «красной мессы», инициированной умелыми руками своеобразных «жрецов» и «прелатов». Жреческая каста, как в глубокой древности, создает богов и привлекает <…>, но жреческое искусство упрощено и зиждется на безошибочном расчете. Слишком несложна религия, слишком примитивен ритуал красной мессы, чтобы <…> был нужен длительный путь <…> ученичества.
Не нужны им и стадии посвящения. Наука жрецов с волшебною легкостью воплощает кровожадного бога и в легковерных и в замкнутых душах… Нужно только погасить революционный энтузиазм… Ведь оно так часто теплятся где-то на дне души, под … крохотного огонька, имя которому – подозрительность или зависть. И, раздув безобидный огонек, уже… опоить сознание массы …, навязать ему мстительный бред и наконец, поставить… в народном храме. Кто они, эти жрецы, эти мрачные профессионалы анархии? В каких подпольях и пещерах, в каких сокровенных святилищах прячутся от дневного света? Чья рука разорвет завесу и покажет почтенную жреческую коллегию, а заодно и ту нехитрую механику, ту граммофонную пластинку, которая симулирует повелительный голос гневного божества?
На эти волнующие вопросы отвечает жизнь. Она неумолимо разбивает и отметает назойливую фантастику… Нет ни подполья, ни святилищ, ни таинственной завесы в воображаемом храме. Апостолы ненависти, откровенные поджигатели ходят средь нас без масок, иные с торжествующим видом и веселыми лицами. На их улице - праздник.
Надо обладать … «Новой жизни», чтобы пытаться облечь выборгских служителей красной мессы в судейские мантии. Но, кроме бесшабашной идеологии …, существует еще неизжитые иллюзии – пережитки старого революционного …. Как ни горько, а приходится сдать его в архив… Никаких расчетов на добродушие разбуженного зверя! Надо отрекаться от дорогостоящей роскоши оптимизма от сентиментального романса, от всякой лести по адресу тех, кто … на зов жрецов…
Затяжной бунт, как психологическое состояние, был вызван историческими условиями, но сейчас его питают искусственно… Тот же непозволительный опыт проделывают и над революцией. Ответственные вожди революционных групп хорошо понимают, что искусственное … для нее гибельно. Бедные вожди! Они хотели управлять событиями, а на деле обнаружили полную неспособность управлять людьми. Они по-видимому безвозвратно утрачивают свое влияние: их очень редко выслушивают и никогда не слушаются. А …красной мессы руководит кто-то, для них невидимый, недосягаемый, неуловимый. И всякого рода « полномочным органам» остается в горьком недоумении разводить руками или жалостно лепетать о нежелательных эксцессах. Но революциями и телеграммами такой беде не помочь. С их помощью можно еще кое-как образумить живых и нельзя воскресить мертвых.
До боли, до отчаяния жаль прекрасной легенды о бескровности русской революции. Кому-то нужно, чтобы люди, любящие революцию, брезгливо от нее отвернулись. Нет, ту революцию, которая отомкнула тюрьмы и провозгласила отмены казни, мы никогда не перестанем любить… Но та революция – воспоминания. Действительность – это гибель страны, затоптанной большевистским копытом. Это – оргия «сентябрьских убийств». Это – красная месса.
Д. Коковцов.
Анархия
17 августа в г. Корсуне, Симб. г., подстрекаемые прапорщиком Вишняковым солдаты расположенного там полка разоружили милицию, арестовали ее начальника. Город оказался всецело во власти Вишнякова. Губернскому комиссару пришлось обратиться к военному министру с просьбой о принятии срочных мер к аресту Вишнякова.
Ещё статьи...
Категория: Центральные старинные газеты-> История 1917 года