Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

ВОЛЯ ТРУДА
№ 62. Четверг, 28 ноября 1918 г.

Страница 1

Сегодня в номере.
Условия подписки.
В тисках.
К продовольственному положению на Западе.
Восток и Запад.
Земельный вопрос за год революции. 

 

Сегодня в номере:

  Верховным трибуналом по делу левых с.-р. Попов приговорен к расстрелу, Спиридонова и Саблин - к году тюремного заключения.

  Германское правительство требует выдачи Вильгельма.

  В Палестине образовалось еврейское министерство.

  Состав Сербского кабинета Пашича.

  В Иркутске прибыло несколько эшелонов английских войск.

  Забастовка в Омске.

  Французские войска прошли Люксембург.

  Забастовка углекопов в Силезии.

  Повстанческое движение на юге. Слух об аресте Скоропадского.

  В Воронеже введено военное положение.

 


Условия подписки.

На 1 месяц ................ 10 р. 80 к.

На 3 месяца ............... 32 р. 40 к.

На 6 месяцев .............. 64 р. 80 к.

Адрес редакции:

Мамоновский, 12, кв.22.

 Прием в редакции ежедневно, кроме праздников, от 12 до 2 и от 5 до 7 ч. веч.

 Партийные объявления и извещения - см. страницу 4 - ую.

 Заведующий информационным отделом «Воли труда» принимает от 2 до 3 ч. дня.

Ночные телефоны: - 1-52-72 - 4-87-97.

 Адрес конторы:

Мамоновский пер., д. 12

Телефон 1-52-72.

 


  В тисках.

   Германская революция стиснута в заскорузлой, поросшей мохом, скорлупе ревизионистской догмы.

  Ее спутали по рукам и ногам, завязали глаза, рот, уши и заставили бормотать пустозвонную путаницу без содержания, о «великих», «демократических и социалистических задачах», выполнить которые предстоит рабочим и солдатским советам до Учредительного Собрания, под диктовку ливрейных лакеев международной буржуазии.

  Берлинский совет рабочих и солдатских депутатов выпустил воззвание к предстоящему на 16 декабря Всегерманскому съезду советов, в котором наметил его программу.

  Поставлены исключительно узко политические вопросы, разрешение которых должно привести к принятию временной конституции, конструированию временной власти - и дать возможность «прилично» дождаться Учредилки.

  Правительство больше всего на свете боится нарушения добрых буржуазных приличий, и один только намек на возможность социальной революции, связанной с ней экономической ломки, экспроприации буржуазных привилегий и капиталов и перехода власти в руки «некультурных», черных от копоти рабочих, которые займут дворцы и палаты бывших блестящих хозяев - одна мысль о такой возможности приводит в содрогание благообразную физиономию Шейдемана - Эберга - Гаазе.

  Поэтому ни звука, ни полслова в программе съезда советов не только о социальном перевороте, но ни о каких легализированных видоизменениях экономических взаимоотношений. Ибо понимают же Эберг - Гаазе, что достаточно поставить вопрос, чтоб встревожить мысль и получить, может, самые нежелательные ответы.

  В таком ненадежном месте, где, вероятно, далеко не меньшинство будит инакомыслящих, легкомысленно бросать такие вопросы.

  Вот дело другое - всеобщая, равная и тайная Учредилка, там можно создать свою теплую компанию, обеспечить за ней большинство и законодательным порядком закрепить буржуазную «приличную» республику с шуцманами и генералами, которые будут бдительно охранять ее от всяких революций. Поэтому самое лучшее убраться подальше от зарождающегося очага большевистской заразы - Берлина -  куда-нибудь в красивый Франкфурт на Майне и там тихо и мирно в Пальменгартене «закреплять» завоевания буржуазии ... то бишь, революции.

  Так все это напоминает эпоху государственных совещаний, когда гг. Керенским и Милюковым нужно было прилично, без «мятежей» только дотянуть до Учредилки - и так существенней был вопрос о том, в слишком ли Красном Питере или в розоватой Москве созвать эти знаменитые «предпарламенты». Но воля к власти, к коренному изменению сверху донизу своей жизни, к свету, к освобождению труда - оказалась сильнее навязанных «приличных» форм, сломала их вместе с их изобретателями и построила свои социалистические, революционные и власть, и экономический быт, и все государство. Этим же кончается и все хитроумные планы мудрых Эдипов от Шейдемановщины. Эквилибристика мысли и духа, нажитая тактика - плохие друзья в революции; тех, кто к ним прибегает, ее дробящий молот, не щадит. Не мешало бы немецким жонглерам от революции вспомнить участь всех тех, кто в России пошел против социальной революции.

  Будем надеяться, что времени до 16 декабря будет достаточно, чтоб германский рабочий и солдат окончательно отрезвел, и его революционное достоинство подсказало бы ему ответ Вильсонам и Шейдеманам.


 

К продовольственному положению на Западе.

 V.

 Нейтральные страны.

   В названии нынешней войны мировой нет абсолютно никакого преувеличения. Процент населения невоюющих стран по отношению ко всему населению земного шара составляет всего единицу с небольшим. Воистину, кровавый потоп затопил всю нашу несчастную планету. Лишь небольшие клочки и полоски земли избежали этого потопа.

  И, тем не менее, судьба этих нейтральных стран немногим лучше стран воюющих. Правда, их миновала необходимость уплачивать ужасную дань крови, возложенную Молохом войны на другие народы. Но, как и <...> последних, в них народные массы были закланы на алтаре нужды и голода.

  На примере нейтральных  лучше всего видна взаимная связанность народов мира. Национально - государственное целое давно уже перестало быть самодовлеющей единицей. Каждый из народнохозяйственных организмов есть лишь часть некоего огромного целого, и, оторванный от этого целого, хиреют, и чахнет, теряет свою жизнеспособность.

  Мировая война не била непосредственно нейтральные страны. Она сделала иное. Она перерезала нити и связи, соединяющие их органически с мировым народнохозяйственным целым. Это привело к жестоким и экономическим и политическим потрясениям. Характерно, что революционные взрывы стали потрясать существующую государственность нейтральных раньше, нежели воюющих европейских стран.

  Первою взорвалась в воздух полуазиатская царская Россия. За ней последовало революционное движение, временно <...>, в Испании и Финляндии. Теперь революция охватила своим взрывом центрально европейские государства. И опять - таки на этот взрыв первыми откликаются нейтральные Швейцарии и Голландии.

  Объяснение этому явлению следует искать в том, что, благодаря оторванности от мирового рынка нейтральные экономически страдают не меньше воюющих стран. Это, во-первых. А во-вторых - революционному напору снизу не препятствуют никакие заботы о внешней опасности для общегосударственного целого, столь сильно проявившие себя за время войны в некоторых кругах демократии.

  О падении ввоза в нейтральные страны вполне ясно говорят следующие цифровые данные:

 

Ввоз пищевых продуктов в нейтральные страны

(относительные величины)

 

 

1913 г.

1915 г.

1916 г.

1917 г.

1918 г.

Испания 1)

100

-

70

56

33

Голландия 2)

100

68

50

20

-

Швейцария 3)

100

60

-

-

-

Швеция

-

-

100

37

-

 

  Пестрота этой таблички, вызвана недостаточностью данных в экономической литературе, очень мало уделявшей внимания нейтральным странам. Но и приведенное ясно и определенно говорит о прямо - таки чудовищном сокращении подвоза пищевых продуктов в воюющие страны.

  Испания получает треть нормального, Швеция, Швейцария и Голландия меньше трети. Несомненно, гораздо меньше получает Финляндия, в которую в 1917 г. из России было ввезено 3 милл. килогр. продовольственных и кормовых хлебов против нормальных 32 милл. килогр. в 1913 г., т.е. меньше одной десятой. 

  Естественным результатом этого сокращения подвоза являются: голод, дороговизна и народное возмущение.

  Как и в воюющих странах, государство пытается вмешаться в этот процесс. Государственная нормировка сперва цен, а затем и потребления становятся в этих мирных странах такою же необходимостью, как и в странах, находящихся под ружьем. Почти одновременно с введением твердых цен в России и первыми шагами в этом направлении Англии, устанавливаются в 1916 г. твердые цены на хлеб в Швеции и Швейцарии. Вслед за таксацией цен пришлось перейти и к более или менее полной нормировке потребления, к введению карточной системы. Недельный паек составил в последнее время:

 

 

хлеба

масла

Мяса

Швеция

4 ф.

-

-

Финляндия

2 ½ ф.

1 ½ ф.

1 ½ ф.

Швейцария

3 ½ ф.

1/16 ф.

-

 

Как видно из приведенного, это такой же голодный паек, как и в воюющих странах.

  А об руку с голодом шествует дороговизна.

  К концу 1916 г. В Швейцарии вздорожание предметов первой необходимости произошло на половину; 5) по данным Датского Статистического бюро к этому времени стоимость жизненных продуктов повысилась в Дании более чем на половину, в Норвегии и Швеции на три четверти, в Голландии 6)  более чем, наполовину.

 

  Дороговизна, таким образом, несколько ниже не только германской, но и английской. Однако это несколько более благоприятное положение идет на пользу вовсе не народной трудовой массе, а ее противникам, о сколько - нибудь серьезном повышении заработной платы нигде в литературе упоминаний нет. Вместе с тем положение фабричного рабочего по отношению к предпринимателю менее благоприятно, чем в странах воюющих, ибо последнему не приходится считаться со столь острым отсутствием рабочих рук. Наряду с этим приходится отметить симптомы, заставляющие предполагать прямое усиление безработицы. Такими симптомами являются отсутствие сырья и резкое сокращение вывоза фабрикатов.

  Таким образом, несмотря на более слабое, чем в воюющих странах, усиление дороговизны, рабочая масса, благодаря совершенно недостаточно повышенной оплате труда и, по всей вероятности, усилившейся безработице, находится ничуть не в лучшем положении, нежели ее товарищи в странах, обагренных кровью кошмарной войны.

  Голод, дороговизна и безработица гонят под знамена революции даже самых отсталых и ленивых мыслью среди пролетариев нейтральных стран.

 Вл. А.

 __________________

1)       По данным «Экон. Жизни» № 2 Для 1918 бралось сравнение с соответств. полугодиями.

2)        По данным «Экон. Жизни» № 15. Взяты 4 хлебные группы.

3)       По данн. «Вести. Фин.» за 1916, № 27.

4)       По данн. «Прод. Дела» № 24; 4 хлебн. группы.

5)       Вести. Нар. Комис. Торг. и Пром. № 3 - 4.

6)       Вести. Фин. Пром. и Торг. 1917 г. № 41.

 


  Восток и Запад.

   Наряду с прочими политическими задачами, выдвигаемыми историей, проблемы Востока, наконец, получают свое право на существование и разрешение. Это естественно и неизбежно. Ширящаяся волна революционного движения и углубление ее социального содержания не могут обойти молчанием тот факт, что империалистическая политика капиталистических государств, ее могущество и размах в весьма значительной степени основаны на эксплуатации и политическом угнетении и бесправии цветной расы, в частности, народов Востока. Поскольку трудящиеся массы Запада поставили своей задачей свержение мирового империализма в процессе социальной революции и классовой борьбы, они должны признать, что одним из важнейших средств борьбы восставших трудящихся масс против захватнической политики всех буржуазно-капиталистических держав является оторвание последних от питающих их колоний. Из этого, выдвинутого на первом публичном заседании инициативной группы «Союза Освобождения Востока» тов. Кражиным, положения необходимо сделать соответствующие выводы. Во всяком случае, проблемы Востока, доселе отодвинутые на задней план, требуют внимательного изучения, а также всестороннего освещения. В частности, советская Россия, стоящая на грани между Востоком и Западом, и в особенности, сейчас, когда союзный империалистический трест предполагает двинуть против нее колониальную армию, - должна обратить самое серьезное внимание на «восточный вопрос». Не подлежит сомнению, что если революция на Западе, при наличности там левых социалистических течений, раньше или позже будет развиваться, согласно лозунгам советского народовластия и социалистического общественного строя, то на Востоке эту предпосылку необходимо еще создать, не меньшей мере, развить в массовое движение.

  Уже сейчас, после победы союзного империалистического треста, в особенности Англии, среди народов Востока начинают раздаваться голоса, что дело революции и дело изгнания иноземных властей из родной страны проиграно. Быть может, что в этом вопросе, кроме прочих факторов, как, напр., отсутствие массовых организаций и классовой солидарности трудящихся, сыграл известную роль некоторый чисто - психологический факт - робость и преклонение перед «всесильным» победителем, каковым в настоящее время в глазах восточных народов является Англия. Несомненно, вражда восточных народов к иноземным поработителям велика и рано или поздно выльется в открытое широкое восстание. Но известная неуверенность в собственных силах, отсутствие ярко выраженной психологии революционного борца, не идущего на капитуляцию и сделку со своими целями не при каких условиях, не подлежит сомнению. В меморандуме индийской делегации есть определенное указание, что все общины Индии подняли бы знамя восстания при уверенности в его успешности. Но как предсказать. Тут необходимо дерзание. Принимая во внимание, отмеченное нами преклонение, некоторое смирение и робость перед победителем, а таковым в настоящее время является в глазах народов Востока Англия, Япония, Франция и Америка, нельзя не признать, что революционная пропаганда к активному выступлению восточных народов, хотя бы только под флагом национального самоопределения национальной независимости, наткнется и по другим причинам на некоторые затруднения.

  Из всего вышесказанного можно сделать вывод о необходимости черной чисто - организационной, подпольной работы среди народов Востока и установления контакта с существующими революционными организациями, при непременном условии тщательного изучения и учета всех социальных, экономических и политических факторов, неизменно действующих в жизни народов Востока. Открывается широкое поле революционной пропаганды и действия для активных работников Российской Советской Республики при непременном участии в этой работе представителей трудящегося и эксплуатируемого империалистическими державами Востока, и это тем более необходимо, что сделано в этом деле крайне мало, по сравнению с нашей пропагандой на Западе. Нельзя говорить о мировой революции, пока капитал держит в рабстве цветную расу и многомиллионные народы Востока.

 Diseus.

 


  Земельный вопрос за год революции.

 VII.

   К решению земельного вопроса нельзя подходить только как к вопросу обобществления земли, обобществлению труда на земле и уравнительного распределения продуктов, произведенных трудовыми хозяйствами, артелями и коммунами. Самоосуществление этой программы ставит вопрос о классовой - политике в деревне.

  Это - вопрос об установлении трудовой власти на местах, о преодолении сопротивления, оказываемого мероприятиям советской власти сельской буржуазией - о борьбе с землевладельческим, промышленным, торговым и ростовщическим капиталом, о олицетворяемым чаще всего сельским кулаком, крупным поставщиком, торгашом и спекулянтом.

  В первый период октябрьской революции пионером в области расслоении деревни явилась партия левых эсеров. Ей удалось расколоть крестьянство на съездах и, прежде всего, на ноябрьском чрезвычайном, а потом и на других крестьянских съездах, привести трудовое крестьянство 15 - го ноября в Смольный. На местах работа по расслоению деревни шла через крестьянскую секцию В. Ц. И. К., во главе которой стояла Мария Спиридонова.

  Но затем партия увлеклась «политикой» и отошла от лежащих на ней социальных задач, осуществлением которых партия левых с.р. только и могла сыграть свою... (Продолжение на 2 стр. -  прим. авт. сайта)