Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Начало церковной жизни в селе Шапкино

  За последние десятилетия многое было разрушено, потеряны многие идеалы и забыты поучительные страницы нашей истории, истории наших предков и их славных дел. Люди перестали уважать свое прошлое и попрали духовные основы своей жизни. От этого и многие беды. Разруха не только вокруг, но и в головах. В наше время люди находятся в атмосфере духовной опустошенности, в условиях разрушения традиционных для России и населяющих ее народов нравственных ценностей. Лишенные религиозного образования и воспитания, они впитывают в себя многие негативные явления современной жизни. Многие люди привыкли действовать без оглядки на совесть, «брать от жизни все» без разбора. Быть может, данная корреспонденция об изначальной церковной жизни и истории постройки церкви Архангела Михаила в селе Шапкино поможет на примере славных дел предков дать больше нравственных сил в наше трудное время.

1. О первых людях  села Шапкино

В начале 18 века неспокойно было на землях рек Вороны и Хопра. Это была юго восточная граница государства Российского. Для освоения этих земель и защиты от набегов крымских и ногайских татар в 1698 году был основан город-крепость Борисоглебск. В 17 веке многие «вольные» казаки вступили в уже существовавшие к тому времени корпорации служилых людей «по прибору», ведь там они получали постоянное жалованье деньгами, продуктами и земельными наделами. В пограничных городах размещались преимущественно служилые казаки, которые селились в особых казачьих слободах. «Прибираемые» для службы казаки получали название того города, где были поселены, с определением характера службы (станичной, полковой, городовой). Внутренняя организация служилых казаков была такой же, как у городовых стрельцов. Они делились на сотни, полусотни и десятки. Также служилыми людьми по прибору были помимо казаков: стрельцы, дети боярские, пушкари, солдаты, рейтары, копейщики, драгуны. По практике от города-крепости появлялись поселения не далее пятнадцати верст и только позже сторожа и станицы уходили до сорока – шестидесяти верст. 

  В начале 18 века крымские и ногайские татары совершали грабительские набеги на Борисоглебский край, уводили в плен, в рабство мужчин, женщин, детей, угоняли скот, разрушали жилища, топтали поля. Основную часть населения края составляли тогда мелкие служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари, поселенные драгуны, солдаты, рейтары, дети боярские. Это были одновременно и воины, и земледельцы. Для защиты от татарских набегов они строили земляные и деревянные укрепления, отражали нападения татар. Они же начали распахивать целинные земли. 

  И вот в это время наши предки обосновались на месте села Шапкино. Первое упоминание о нем было за 1710 год и называлось село Шапкино в то время – деревня Исапова станичной службы. И было в ней тогда станичниковых 23 двора. 

  Помимо охраны окружающих земель, жители несли еще и другие общегосударственные и местные повинности, требовавшие затрат человеческого труда, тягловой силы, сельскохозяйственных продуктов и денежных средств. Они обязаны были за свой счет содержать ландмилицию – особый род полурегулярных войск, учрежденных в 1713 году для охраны южной границы. 

  Трудно и опасно было жить нашим предкам. И не всем поселенцам пришлось это по душе. Но те, кто оставались, были сильны духом и верой. И, недаром, с первых же дней была у них построена часовня Архангела Михаила. Нашему рациональному сознанию трудно понять, почему первым делом, на любом новом месте, казаки строили часовню или храм. А ведь наши предки-казаки свое духовное и нравственное начало находили в Православии. Они были очень набожные люди. За родную землю, за правое дело, за Православие казаки шли в бой с крестным знамением. Самыми большими ценностями для казаков были: Вера, Родина, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были основаны жизненные принципы образа жизни наших предков. Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь - Отечеству, Честь - никому. Поэтому, переселяясь на новые места, казаки сразу же строили сторожевую вышку, предупреждающую жителей о вражеских набегах и, наряду с временными землянками и шалашами, хотя бы небольшую, но часовню. 

  И недаром предки жителей Шапкино назвали часовню именем Архангела Михаила - архистратига (по-гречески - верховный военачальник). Он полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копьем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. Таковыми и хотели быть наши предки, основавшие село Шапкино. Таковыми и должны быть мы, их потомки.

  А вот слова молитвы, с которыми наши предки обращались к Архангелу Михаилу, свершая свои ратные и трудовые дела и подвиги:

  «О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным и избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избави нас навсегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.»

2. О построении церкви Архангела Михаила  в селе Шапкино

К 1723 году жизнь в селе Шапкино устоялась. Уже несколько лет не было набегов крымских и ногайских татар. И в январе 1723 года жители села решили строить в селе церковь. И от имени пятидесятника села Шапкино Леонтия Гавриловича Черникова была написана челобитная:

  «Всепресветлейший державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечества, государь всемилостивейший.

  В прошлом, государь, по твоему императорскому величества указу поселено вышеозначенное село Шапкино на речке Исапе дворов семьдесят и больши. А в том селе церкви Божи нет и от города Борисоглебска и от другие села в дальном расстоянии верстах в шестидесяти и больши и многия того села жители помирают без покояния и без причащения и родитеницы лежат без молитв. Многое время и ныне мы, того села жители, обещали в том селе построить внове церковь Божию во имя Архистратига Михаила и к той церкви обещали ис своих дач попу с причетником пашенной земли и своих дач обещали петнадцать четвертей в поли, а в двух потому ж, сенных покосов петнадцать копен.

  Всемилостивейший государь, просим вашего императорского величества: вели, государь, в том селе Шапкине построить внове церковь во имя Архистратига Михаила и о строении оной церкви дать свой императорского величества указ.

  Вашего величества нижайшие рабы Борисоглебского уезду села Шапкина пятидесятник Леонтей Гаврилов сын Черников и слободы жители. 1723 году генваря в день, а челобитную писал Борисоглебского уезду корочанской слободы поп Василей Сафонов по прошению того села жителей и к сей челобитной борисоглебской подьячей Иван Савелов вместо пятидесятника Леона Черникова и всех той слободы жителей по их прошению руку приложил.»

  И 11 января 1723 года (все даты здесь и далее по старому стилю) эта челобитная была подана. А в июне 1723 года в дополнение к этой челобитной расспросили попа села Шапкино Якова Данилова и записали:

  «Июня 19 числа 723 году против вышеозначенноя пометы Борисоглебского уезду села Шапкина поп Яков Данилов по св(я)щенству сказал: как по его императорского величества указу то челобитье вышеозначенных просителей во оном селе Шапкине ц(е)рковь Б(о)жию во имя Архангела Михаила повелено будет построить и на то строение лес будут готовить из своих лесных угодей и строить будут вышеозначенные челобитчики своими люд(ь)ми и как состроена оная церковь и ко осв(я)щению изготовлена будет и в той ц(е)ркви для с(вя)щеннослужения свечи и ладан и протчее, что к тому служению потребное отправлять будут оные ж просители… и они св(я)щеннослужителям при оной ц(е)ркви пропитания им будут и вышеписанноя поступноя пашенноя земли и от сенных покосов и от приходцких дворов и н(ы)не-де сверх оного челобития в том же селе вновь еще поселяне из разных уездов рейтары и копейщики пятнадцать дворов да к той же-де ц(е)ркви в приходе будут вотчины дворянина Степана Антипова сына Запалотного д(е)р(е)вня Запалотная, которую он поселил после того ж челобит(ь)я, а в ней двое помещиковых да кр(е)ст(ь)янских девять дворов. Итого после вышеозначенного челобит(ь)я поселено двадцать пять дворов. Всего у оноя Ц(е)ркви в приходе будет девяноста восемь дворов. К сей скаски поп Иаков руку приложил».

 Из последнего документа можно утверждать, что деревня Заполотная основана между 11 января и 19 июня 1723 года. 

  30 июня 1723 года по указу его императорскаго величества и по благословению святейшего правительствующего Синода советник преосвященный Леонид, архиепископ Василий с товарищами, заслушав вышепоказанные челобитья решили послать указ «старосте поповскому борисоглебскому попу Ивану Ксенофонтову велеть ему про вышеписанное село Шапкино розыскать окол(ь)ными люд(ь)ми, скол(ь)ко в том селе имеетца наличных помещиковых дворов и кто в них живет, также скол(ь)ко и кр(е)ст(ь)янских и чьих помещиков порознь и в каком растоянии то село от других сел имеетца и тот розыск за руками прислать в синодальной казенной приказ».

  9 сентября 1724 года староста поповской соборной поп Иван Ксенофонтов прислал ответ в синадальный казенный приказ. И в ответе писал: «в село Богану и в село Карай ездил и призвав оных сел жителей допрашивал о вышеписанном селе Шапкине и те-де жители подали за своими руками, а кроме оных сел в близости от оного села Шапкина иных сел нет (примечание автора: села Коростелево и Чащино находились в Тамбовском уезде) а от города-де Борисоглебска то село Шапкино в 50 верстах. А в присланных в двух скасках Борисоглебского уезду села Богоны пятидесятников Петра Соколова да села Карай Осипа Рогачева и оных сел жителей 9 ч(е)л(о)в(е)к с товарищи, которые сказали по Евангелию Заповеди Господня вправду написано. В Борисоглебском уезде в селе Шапкине наличных живущих порознь 83 двора. А росстоянием –де то село Шапкино до села Богоны в 45 верстах. До села Карай в 40 верстах».

  4 марта 1725 года синодальный казенный приказ принял решение благословить и послать выписки из этого дела в Санкт-Петербург в Святейший Синод с придоношением. Но что-то в селе Шапкино в это время происходило, что на этом решении стоит пометка: «И по силе оного приговору экстракта не учинено и в Санкт-Петербурх придоношении не послано для того, что помянутой проситель Черников за делом марта с 4 725 году сентября по 12 число сего 727 года не ходил и в Синодальном казенном приказе не являлся».

  И вот в сентябре 1727 года новый пятидесятник села Шапкино Василий Григорьевич Сапрыкин пишет челобитную:

  «Всеми(ло)стивейший г(о)с(у)д(а)рь, просим в(а)шего императорского величества: вели, г(о)с(у)д(а)рь, по бл(а)женные и вечно достойные памяти его императорского величества указу по прежнему и по сему нашему прошениям во оном нашем селе Шапкине о строении вновь ц(е)рквы Б(о)жией во имя архангела Михаила дать нам бл(а)гословенную грамоту. В(а)шего императорского величества нижайший раб того ж села Шапкина пятидесятник Василей Григор(ь)ев сын Сапрыкин 1727 году, сентября в день, а челобитную писал города Борисоглебска соборной дьячек Афонасей Селиверстов, к поданию нодлежит в Синодал(ь)ной козенной приказ. К сей челабитнай села Шапкина пятидесятник Василей Сапрыкин руку прилажил». 

  В деле есть также запись, что проситель пятидесятник Василий Сапрыкин сказал сверх челобитной, что «в вышеписанном селе Шапкине вновь еще поселились из разных уездов рейтары и копейщики двадцать семь дворов. Итого к тоя ц(е)ркви н(ы)не налицо приходских рейтарских, и копейщиков, и станишников новопоселенные сто десять дворов».

  С января 1723 по сентябрь 1727 года длилась процедура получения разрешения о строительстве церкви. Бюрократия и бумажная волокита были и тогда, и сейчас. Главное - желание. А ведь церковь строить жителям Шапкино предстояло на свои деньги и своими руками. 

  27 сентября 1727 года Духовная Династерия, заслушав выписки, приговорила: «построить в том селе Шапкине на угодном к ц(е)рк(о)вному строению месте ц(е)рковь во имя Архистратига Михаила… с н(ы)нешняго 727 года и тое ц(е)рковь внесть в окладные кн (и)ги и как оная ц(е)рковь построена и ко осв(я)щению совсем изготовлена будет и осв(я)щении той ц(е)ркви и о антиминсе и кому св(я)тить также в той ц(е)ркви для св(я)щеннослужения о св(я)щеннике бить челом…. и о том о всем к вышеоупомяненному города Борисоглебска старосте поповскому борисоглебскому попу Ивану Ксенофонтову послать указ». 

  И такой указ, подписанный синодальным казначеем иеромонахом Филаретом да секретарем Иваном Орловым за справкою канцеляриста Гаврилы Топильского «сентября 29 дня 1727 года для отдачи города ж Борисоглебска старосте поповскому соборному попу Ивану Ксенофонтову того ж города Борисоглебска соборной дьячек Афонасей Селиверстов взял и росписался».

  Прошло несколько лет, и 27 января 1736 села Шапкино сотский Игнат Ульянович Пяшухин, пятидесятник Игнат Герасимович Пишулин, десятники Епифан Гаврилович Кузовкин и Дементий Иванович Колобов, однодворец Михайла Афанасьевич Рощупкин «и все того села обыватели» дали письмо архангельского приходу попу Даниле Игнатьеву, которое он вместе со своим прошением подал 19 февраля 1736 года:

  «Всепресветлейшая державнейшая великая г(о)с(у)д(а)р(ы)ня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская.

  В прошлом 727 году было н(а)ше нижайшее прошение в Москве в Синодал(ь)ном казенном приказе об строении вновь ц(е)ркви Б(о)жией во имя Архистратига Михаила и потому н(а)шему прошению указ: в селе Шапкине по данному указу ц(е)рковь Б(о)жия построена и н(ы)не ко осв(я)щению в готовности; с того 727 году данные д(е)н(ь)ги платятца без доимки, а священнику мы в приходе пашенной ц(е)рк(о)вной земли отвели пятнатцать четвертей в поле, а в двух потому ж, сена на год коситца по пятнадцать копен. Також де на погосте под кладбище на строение под ц(е)рковь Б(о)жию и попу с причетники под усад(ь)бы уступили земли ж по сороку сажень на все четыре стороны. О сем пред(ъ)являем при сем н(а)шем прошении крепостных дел запись. 

  Всем(и)л(о)стивейшая г(о)с(у)д(а)р(ы)ня, императрица, просим В(а)шего императорского величества: да повелит державство в(а)ше нижайшее прошение принять в Синод(а)льном Казенном приказе и об осв(я)щении вышеписанной ц(е)ркви Б(о)жией дать в(а)ш императорского величества указ города Борисоглебска д(у)х(о)вных дел управителю соборному попу Ивану Ксенофонтову и антиминс выдать.

  В(а)шего императорского величества нижайший б(о)гомолец Борисоглебского уезду вышеписанного села Шапкина ц(е)ркви архистратига Михаила, св(я)щенник Данило Игнатьев февраля дня 1736 году. К поданию надлежит в Синодальном казенном приказе.  

  Прошение писал Синодал(ь)ного дворцового приказу площадной под(ь)ячей Петр Попов. К сему прошению архангел(ь)ский поп Данила Игнатьев руку приложил.»

  На основании данного прошения был дан указ:

  «Указ ея императорского величества самодержицы всероссийской из синодал(ь)ного казенного приказу города Борисоглебска соборному попу Ивану Ксенофонтову сего февраля 27 дня по ея императорского величества указу и по благословению Св(я)тейшего правител(ь)ствующаго Синода а по подписанию великие преосв(я)щенного Вениамина еп(и)ск(о)па Коломенского и Коширского по челобит(ь)ю Борисоглебского уезду села Шапкина церкви Архангела Михаила попа Данилы Игнатьева об осв(я)щении оной архангельской церкви велено оную архангел(ь)скую церк(о)вь, ежели построена и ко осв(я)щению совсем в готовности, освятить тебе, попу Ксенофонтову, по новоисправленному требнику, как правила… на выдан(ь)е из Синодал(ь)ного осв(я)щенного антиминса, чего ради оной антиминс из Синодал(ь)ного делу взять попу, а не просто людем, и о том к тебе, соборному попу Ксенофонтову, послать указ (о чом сей и посылаетца) Города Борисоглебска соборному попу Ивану Ксенофонтову о вышеписанном всем посему ея императорского величества указ.

  Февраля 27 дня 1736 году».

  Таков был указ по вышеобъявленной церкви Архангела Михаила, который поп Данила Игнатьев взял и росписался.

3. Архивные источники начала церковной жизни села Шапкино

  - Российский государственный архив древних актов. Ф.235. Патриарший казенный приказ. Д. 840. О построении церкви в с. Шапкине на реке Исапы Борисоглебского уезда. На 20 л. 1723.

  - Российский государственный архив древних актов. Ф. 235. Патриарший казенный приказ. Оп.1. Д. 2842.Об освящении церкви Борисоглебского уезда в селе Шапкине. На 5 лл. 1736.

  -Российский государственный архив древних актов. Ф. 350 «Ландратские книги и сказки». Ландратская книга 1716 года, Борисоглебского уезда.

 С. Н. ВИТЮТИН.

г. Москва, апрель 2009.