Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Дорогобед Наталья Федоровна

Из воспоминаний Н.Ф. Дорогобед 22 июня 2000 г.

Я отношусь к тому поколению женщин - теперь бабушек и прабабушек, которые весной далекого 1942 г. пошли добровольно по комсомольской путевке служить в ряды Красной Армии. В то время как раз был призыв Ленинского комитета комсомола и комитета обороны о призыве женщин в армию.


Я окончила десятилетку с отличием и, конечно, мне очень хотелось продолжить учебу, но что поделать. Когда всех мальчиков с нашего класса забрали, наступила и наша очередь помогать Родине. Мы пошли в военкомат. Нам в военкомате сказали: «Вы будете учиться. Учеба будет продолжена».
Действительно, служа в 733-м [ЗАП], мы на протяжении всех трех лет с лишним учились. Почему учились? Этот полк имел много военных специальностей. Эти специальности занимали ребята. А когда мы пришли им на смену здесь в Тамбове, нас распределили по подразделениям и поставили на места ребят. В Котовске был учебный пункт, и в течение очень недолгого времени мы очень напряженно учились. Каждый пошел на свое место.
Я пришла в отделение разведки. У нас был командир отделения разведки 30-35 лет, и тут же его взяли [на фронт] - взяли так же, как и других ребят и мужчин. А мне дали это отделение разведки из пяти девочек. Был один мальчик, но по болезни его сразу госпитализировали. Мне было страшно принять отделение разведки. Это ответственная задача. Разведка эта не та, что идти за «языком». Это разведка неба.
Здесь в Тамбове немцы сильной бомбардировке подвергали Тамбов (ведь фронт близко). По 30-40 налетов было в ночное время. И мы, девчонки, вчерашние школьницы, старались как-то приобщить себя к военному делу. По тревоге быстро собраться и каждому занять свои места. А днем нас учили совершенствоваться каждому в своей профессии: были и дальномерщицы, и прибористы, и связисты, и пулеметчицы, и прожектористы. Все работы должны были выполнять девчонки. Мы занимались в свободное время, [изучали также] боевой и строевой уставы.
Мы очень старались так выполнять обязанности, чтобы не было замечаний. Если кому какое замечание - то в слезы.
Вечером или в выходной хотелось убежать. Но каждый этот побег был чреват: давали наряды вне очереди на картошку или хуже того - на гауптвахту. Но такие случаи были очень и очень редко (это такие смелые, отважные девчонки: «Я пойду, и мне ничего не будет»).
Но потом наш полк шел по всем горячим точкам. Здесь в - Котовске, в Кочетовке - мы теряли своих друзей, потому что очень сильные были бомбежки. С уходом немецких войск на запад двигались и мы. Летом 1943 г. мы переехали в Брянск. Брянск был разрушен. Только видели: летят пули, осколки, тут горит, там горит. Было очень страшно.
При переезде нам приходилось выполнять все мужские работы. Мы копали землянки, устанавливали приборы, связисты таскали огромные-огромные катушки связи - устанавливали связь. Так что нам было очень тяжело. Мы старались справляться с этой тяжестью.
После Брянска мы уже в феврале 1945 г. переехали в польский город Познань. Он был еще не освобожденным. Мы проезжали мимо полей, усыпанных трупами, накрытыми простынями. Было очень страшно. Мы переезжали на машинах (разведка, связь шли в первой колонне).
Останавливались в польских больших частных домах. Мы находились в двухэтажном доме, а наше взводоуправление и наблюдательный пункт находились в трех километрах от того места, где мы жили. А мне приходилось через каждые три часа менять смену - разведчика. Приходилось ночью одного сменять, другого с поста брать. Конечно, мы были вооружены карабинами. И вот, когда идешь, здесь тротуар вроде, а там поле, усыпанное трупами. Шевельнется кустик - кажется, за нами бегут мертвецы. Вот такие ужасы мы переживали. Но пережили...
В апреле 1945 г. мы поехали в немецкий город Кюстрин. Принимали участие в Берлинской операции. Там была особая бдительность - много диверсий, было особенно страшно. Как встретили День Победы? Я была во взводоуправлении. Мы находились в болотистых местах. Кругом болота, сырость. Многие болели малярией. Ложимся - кладем на себя шинели и все на свете, все равно трясет.
И вдруг разведчица кричит: «Победа! Победа!». Как все встряхнулись, встали и после этого мы сразу стали все здоровые. [...]*. ГАСПИТО. Ф. Р-9277. Оп. 1. Ед. уч. 572. Ед. хр. 1. Фонозапись.
____________________________________
Опущены воспоминания о послевоенных встречах с однополчанами и о значении военно-патриотической работы среди молодежи.


Дорогобед (до замужества Мишина) Наталья Федоровна (р. 1922). Родилась в с. Мучкап Борисоглебского у. Тамбовской губ. Из крестьян. Окончила СШ. Работала библиотекарем Мучкапской СШ. В апреле 1942 мобилизована в КА и направлена в 733-й ЗАП. В составе этого полка принимала участие в боевых действиях на Брянском, Центральном, Западном, Северном фронтах, ком. отделения разведки, сержант.
Член ВКП(б) с 1944. В 1945-1946 обучалась в Московском юрид. ин-те. В 1946-1953 администратор, машинистка, зав. делопроизводством управления Московского центр. аэропорта «Внуково». В 1953-1958 не работала. С 1958 проживала в г. Тамбов. Работала администратором гостиницы «Тамбов», дир. гостиницы «Колос», зам. дир. объединенного гостиничного хоз-ва, дир. банно-прачечного комбината, инженером управления горкомхоза. В 1965 заочно окончила Тамбовский с/х техникум. С 1977 на пенсии. Награждена орденом Отечественной войны 2-й ст., медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». (ГАСПИТО. Ф. П-735. Оп. 43. Д. 28. Л. 27).