Тамбовской губернии в 1898-1899 г.
(окончание, см. начало стр. 1-12.)— 28 —
«население живет вообще бедно"... Общее неблагосостояние жителей и крайняя бедность некоторых не позволяет им заниматься «такими пустяками», по их выражению, как чтение книжек. Заботы о средствах к жизни их всецело поглощают, поэтому книги некоторыми совершенно не берутся. На предложение взять книжку из библиотеки получались ответы: «нам не до книжек, когда есть нечего», или: «нет, когда в кармане пусто, то никакая книжка не поможет, что там не пиши, а писать то все можно» (С-ка, М. у.). В Ж-ской вол. К. у. осенью 1898 г. вследствие прекращения заработков крестьяне «не имели средств на покупку керосина, и жилые помещения совершенно не стали освещаться; с таким явлением совершенно прекратилась и деятельность библиотеки», пока не изменилось положение дела.
Есть местности, где взрослые, занятые торговлей или заводской работой, «за недостатком времени *) читать не могут» (с. Туровка К. у.). По наблюдению заведующей М-ской библиотекой (Б. у.) читатели из семей средней зажиточности, занимающиеся земледелием, читают гораздо более и сознательнее, чем торговцы. В Б.-М-ской библ. Сп. у. «занимающиеся садоводством брали пособия по садоводству, прочие - по пчеловодству и по сельскому хозяйству». «Плохое материальное обеспечение от земли, пишет заведующая библ. в с. К-е С. у., приучило здешнего крестьянина к постоянной заботе о насущном,
___________________
*) Особенно это чувствуется летом: «с Фоминой недели, говорится в отчете о Т-ской библ. Т. у., посетители библиотеки пропали и, не смотря на то, что я позволил приходить за книгами во всякое время, — из взрослых читателей почти нет; они говорят: «И взяли бы книгу, да читать теперь некогда, наработаешься, так не до чтения». Сиюля 10 августа записано 9 человек и те свободные от полевых работ.—В П. Сл—ой библ. читатели исчезли еще в марте по той же причине.
— 29 —
что иногда отражается и на выборе книг для чтения, напр.: «Что нам до чужих земель-то, дайте-ка лучше почитать о сибири, все хотим туда уходить, да боимся, как бы в корень не розориться». И действительно, приходится отметить неослабевающий спрос на книги о восточной, западной Сибири и Амуро-уссурийском крае. В библ. с. В-ой Б. у. «однажды в будни пришел запыхавшись парень соседней деревни и просил дать книжку «про Сибирь», потому что его «братенька хочет пойти туда с соседом. Сосед там уж живет, приехал проведать родных и привез крупную пшеницу. Правда ли, что там она такая, и что приволье хорошее?» Другой, прочитав «О западной сибири» и «Амуро-Уссурийский край» сказал, что в них все хорошо рассказано, и что без денег соваться нельзя».
В других случаях не замечено влияния на вкус к чтению и выбор книг со стороны экономических факторов и рода занятий. В этом виноваты и малое знакомство народа скнигой, и недоверие к ней в глухих местностях особенно. Иногда это недоверие сопровождается уверенностью в себе и в своих познаниях. — «Землицы-то у нас маловато, а то мы и без ученья всякое хозяйство сможем вести, а коли Бог-то прогневается, и ученые не помогут (с. К-а С. у.). Так смотрят на книгу люди взрослые и из них большею частью неграмотные. *) Об отношении к ней детей и подростков будет речь ниже.
___________________
*) Иногда книга попадает не туда, куда нужно: «хорошая книга, но не для нашего места, говорят в с. Устье Ел. у. о «Возделывании льна» где мы его сеем? У нас и за 100 верст нигде здесь не встретишь для чего же нам ее читать?»
— 30 —
7. Этнографический состав населения нашей губернии, как извество, весьма пестрый. Из инородцев преобладают представители урало-алтайских финнов, гл. обр., мордва (Эрзя, Мокша—в Спасск. у.), и татары. Мордва легче поддается культуре, приняла христианство, но сохранила еще много языческих обрядов, почему некоторые из читателей (мордвинов) заявляли желание почитать такую книжку, которая бы разъяснила им смысл и значение православных обрядов при совершении таинств.
Вращаясь в среде русских по своим торговым делам, мужчины привыкают к русскому языку и могут свободно выражаться на нем, - женщины же и дети по-русски понимают плохо, так как в семьях и между собою все крестьяне (с. Кажлодка Сп. у. сплошь мордовское) ведут речь на своем мордовском языке.
Не менее разнообразен состав населения Тамбовской губ. и в религиозном отношении; в ней много сектантов. О них замечают 2-3 библиотекаря: «чтением книг из библиотеки из них никто не занимается, так как они исключительно читают священное писание и только иногда через школьников спрашивают некоторые из книг рел.-нравственного содержания как напр.: библейские рассказы, жизнь И. Христа и др.». В с. Н. С —ском на К. в. Б. у. молокане тоже редко пользуются книгами библиотеки; если они и приходят за книгами, то спрашивают преимущественно или географические или исторические. «В этих хоть малость есть правды», говорят они. Брать книги из беллетристики молокане считают за «великий конфуз» и к таким книгам вообще относятся пренебрежительно. Главная причина этого - влияние их наставников, которые смеются
– 31 –
«над всеми этими небылицами в лицах». Детям своим молокане книг брать не запрещают, кроме житий свв.; эти последние книги молоканами никогда не берутся. Хотя и редко, но случается, что повести и рассказы, которые берутся молоканскими детьми, иногда прочитываются и в их семействах.
Мордвины взрослые тоже преимущественно спрашивают «божественные» книги, «чтобы удовлетворить своему религиозному чувству и в то же время приобрести знание Св. Писания и др. религ. книг, чтобы показать себя человеком понимающим и начитанным, когда речь зайдет о решении религ.-нравственных вопросов, *) почему взрослые читают книги в одиночку, сосредоточенно, некоторые даже выписывают и заучивают наизусть целыя страницы из книг Св. Писания и творений Св. Отцов церкви... В светских же книгах они «не видят пользы для своей крестьянской жизни».
8. Других указаний для характеристики местности в отчетах не содержатся.
Отд. III. Как читает народ?
9. Ответы разнообразны. Нередко в одном и том же селе замечены группы читателей крестьян с различными взглядами на чтение. Несомненно однако (это отмечается очень многими отчетами и подтверждается цыфровыми данными *), что наибольший интерес к
___________________
*) иногда в среде православных спрос Сев. И Библию объясняется тем же или, напр., желанием «дать ответ молокану» (Н.-С-кая библ. Б. у.)
*) См. выше.
– 32 –
книге проявляют школьники или окончившие школу, мальчики в значительно большей степени, чем девочки. Взрослые женщины интерес к самостоятельному чтению проявляют редко. Это прежде всего объясняется крайне низким % грамотности среди них и затем взглядом на это дело в окружающей среде. В д. Мыс Доброй Надежды Ел. у. «читательницы, взрослые женщины, прочтя не более 5 книг, отказались брать еще, заявив, что над ними смеются». Женщины охотно являются слушательницами при общих чтениях и в этих случаях нередко обнаруживают очень большой интерес к читаемому (примеры ниже).
«Вообще, замечает библ. с. Трубетчины Лебед. у., у сельского чптателя чувство преобладает над разумом, не столько жажда знания, сколько желание в часы досуга, в часы свободные от физическаго труда, прочитать, прочувствовать какую-либо, напр., простенькую поучительиую проповедь, прочитать рассказ о жизни святого или простой рассказ из жизни обыкновенных людей... Крестьянин и даже некоторые повыше его (?) не допускают и мысли о вымысле. Читая рассказ: «Старик Никита и его три дочери» *), он относится к нему, как к действительному факту, сначала он недоволен гордым стариком, потом он сожалеет, очень сожалеет его, когда обидели его старшие дочери и, наконец, утешается тем, что у старика такая хорошая, обиженная им, третья дочь и такой хороший работник. «А работник-то лучше их всех был, заметил один крестьянин, возвращая эту книгу».
*) Переделка сюжета «Короля Лира» Шекспира.
— 33 —
Необходимо оговориться, что приведенные мысли особенно типичны для начинающего читателя. Привыкая к книге и развиваясь вместе с тем (что отмечают заведующие библиотеками в течение 3—5 лет), читатели уже берутся за нее в надежде пополнить и расширить свои знания, а не только удовлетворить чувству. Вот пример: С —ская школа Лип. у. работает уже больше 30 лет, и население вследствие этого, а также благодаря близости города, довольно развитое. «Всех читателей (81) (библиотеки, состоящей из 250 кн.), по характеру их отношений к чтению, можно разделить на три группы. Первая группа — самая большая — считала чтение лишь средством провести приятно, не скучая, долгий зимний вечер; смотрела на книги, как на забаву; при выборе книги полагались большею частью на рекомендацию других лиц, не предъявляя определеннаго требования. Читатели второй группы — исключительно мальчики —подростки и 4—5 чел. Взрослых — относились к чтению сознательнее; эти видели не развлечение в книгах, а желали через них приобрести какие либо сведения. Всегда приходили с готовым требованием: если встречали в книге что-нибудь непонятное, не стеснялись просить обяснений. Иным хотелось побольше прочесть про разные страны, о которых узнали в школе и из «Географии» Пуцыковича, про св. гору Афон и т. д. Один, давно уже вышедший из школы, спросил, есть ли книжка про Колумба, и прибавил, что об нем слышал от учителя и захотел возобновить свои знания... «Третью группу составляли мало знакомые с книгой и недавно записавшиеся в библиотеку; эти выбирали книгу по внешнему ее виду: какая покрасивее, побольше; надо прибавить, что их было лишь несколько человек.
— 34 —
Есть, наконец, крестьяне, которые читают исключительно книги из географического и научнаго отделов (с. П — ы Бор. у ).
10. Чтение в деревнях и селах происходит и в одиночку и сообща. В последнем случае составляется обыкновенно группа слушателей разных полов и возрастов, все больше безграмотных. «Весной и осенью, пишет один заведующий, когда читать можно и вне избы, — группы слушателей состоят только из взрослых мужчин»… Безграмотные слушатели, окружающие лектора «бывают так надоедливы, что не дадут, как следует, поесть и отдохнуть» (М. – П-кая библ. Сп. у.).
«Любовь к чтению и беседам, по наблюдению в д Т-ке Т. у. сильна, слушают с удовольствием чтение даже такого ученика, про которого выражаются, что он, прежде чем выговорить слово, поводит по нем пальцем, и которому его родная бабушка посоветовала в одно время палец послюнявить, чтобы он лучше скользил во книжке». Образуются постоянные группы слушателей. В с. В-не Темн. у. «один мужичек-солдат берет в библиотеке книги и зимними вечерами уходит к одинокому вдовцу в избу, где собирается иногда много мужиков, и там читает им, случается до самой полуночи». Но не слышно о существовании таких кружков среди грамотных женщин. *) На вопрос зав. библ. в с. В-ке Т. у., почему женщины не берут сами книги, слышались ответы: «а ты пойдешь за нас прясть-то. Мужикам только делов — лучше читать, чем
___________________
*) «В одной семье (с. С-кое Л. у.) всю зиму по вечерам две девочки читали по очереди книги, тогда как старшие работали в это время».
— 35 —
на полатях лежать. Если попадется хорошая книжка (под именем хорошей они разумеют смешную или вообще чувствительную), они от нас не утаят, и мы тогда часок-другой послушаем». «За книгами (в С-скую библ Л. у.) всегда приходит по несколько человек, а в воскресные дни прямо из церкви много заходят из любопытства, даже неграмотные. Нередко приходилось от последних слышать жалобы на свою неграмотность. Иногда их заинтересует какая либо-книжка, попросят рассказать, «что в ней написано», на что всегда охотно соглашался кто-нибудь из читавших. Этим обясняется, что о некоторых книгах знают весьма многие и не бравшие их в библиотеке.
Интересны впечатления, мнения и беседы по поводу прочитанного, «на все непонятное» (у библиот. в д. Т-ке Т. у.) требуются разъяснения; так кр. Бугров принес сдать книгу «Люди подземного мира», не дочитав ее по страху, какому подвергаются люди под землею, и все присутствующие обратились с просьбой ее прочитать, что и было исполнено. Много было заявлений недоверчнвости: «Кто был в середке земли? Как это узнали, что там огонь? Как сосчитать, измерить можно, что до солнышка 140 мил. верст? Кр. Афонин прямо назвал «ложным навождением» предложение врача Караваева оживить обмершего ребенка поочередным погружением в теплую и холодную воду. Он говорил: «здорового если так посадить из горячей воды в холодную, то значит уморить»! Кр. Гравин про ту же книгу говорил: «Или можно разрезать живот у живой женщины и рассмотреть, как лежит в ней плод?» По словам завед. библ. в с. С-ке Ш. у. и других «в дни выдачи книг
— 36 —
из библиотеки в училищное здание приходят читатели; всегда по нескольку человек вместе, и здесь-то среди них нередко приходится наблюдать совместное их обсуждение прочитанного и обмен мыслей; причем обмен мыслей большей частью вызывают книги бытового и нравственного содержания, напр.: «Добро зло укрощает», «Бабушка Марфа», «Четыре путеводителя доброй жизни», «Мироед», «Роковой клад», «Капитанская дочка», «Бесприютная», «Тарас Бульба» и др.
11. Несмотря на просьбы и даже приказания библиотекарей возвращать книги им для новой выдачи, читатели обмениваются между собой книгами, преимущественно любимыми, которые т. е. ускользают от регистрации. Напр., книга «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона обыкновенно после первой выдачи начинает странствовать, переходя из рук в руки. В результате иногда в библиотеку возвращается нечто, потерявшее облик книги, или одни крышки. — Умышленной утайки книг не замечается, но книги изредка пропадают. Причины последнего явления: небрежность в обращении с книгой, случайный недосмотр и др. *) Эти отрицательные явления не повсеместны и касаются не всех читателей «есть такие, которые по получении книги тотчас же связывают их в нарочно принесенные платки, а дома за ними тщательно надзирают, прячут в сундуки, на божничку и отнюдь не дают баловаться ими маленьким
___________________
*) Напр. «не видал (читатель), ребята из-под божнички вытащили, заспорили между собой и разорвали». Итак бывает «уехал на работу, ребята раскричались, баба дала им посмотреть книжку, они и изорвали»... Крестьянин чуть не плачет, просит простить, обещаясь в следующий раз быть осторожнее...
– 37 –
ребятишкам.» «Очень страдали книги, напечатанные на простой серой бумаге и с тонким переплетом. Последнее происходило просто от неумелости обращаться с вещами и от грязной обстановки. Некоторые говорили: «да уж я их лучше не буду брать, а то где же ее держать-то, все равно испачкаешь» (С-ская библ. М. у.) Неодинаковое обращение с книгами отражается, конечно, на состоянии библиотек. Некоторые из них после трех лет существования лишились многих читателей, потому что лучшие книги окончательно истрепались или пропали. Наоборот, библиотекарь в с. Г-ском К. у., напр., где число требований за последний год=1912, насчитывает «в течение трех лет истрепанных книг только пять.» Но это исключение, кажется. *) — Как помочь этому горю? немногие советуют взыскивать с крестьян стоимость испорченного. Другие указывают на непригодность этой меры: 1) читатели б. ч. несостоятельны, 2) они предпочтут отказаться от чтения лишь бы не платить. Обратиться к сельской администрации. Некоторые пробовали—и нередко получали ответы, что та не уполномочена содействовать библиотекарям. Наконец, пришлось услышать, что крестьяне «не возвратят за книгу, считая ее как бы своей собственностью, приобретенной на средства из общественных сумм» (К-цкая библ.). «Обращалась, пишет заведующая библ. в с. Р-е 8. у. к старшине, но собрали самую незначительную часть, самой идти к ним неудобно, да и толку не будет. Не возвращенные же книги страшно мучают меня, купить их на свои средства не в состоянии».
___________________
*) Некоторые книги, по словам библиотекарей, побывали лишь у них самих в руках. В одной библиотеке из 480 книг читается лишь 198.
– 38 –
12. Рекомендация книг интлегентным лицом (в данном случае г.г. заведующими) часто практикуется; по сообщению библиотекарей к ней прислушиваются, и на вкус библиотекаря многие полагаются. Но едва ли не большее значение в глазах читателей имеет рекомендация книги другим читателем. На рекомендацию заведующего можно услышать такое возражение. «Вам-то она, может быть и хороша, но для нас, наверно, не будет понятна, а вот он (указывает на кого-нибудь из своей братьи) если хвалит, то я уж знаю, что и мне понравится, потому что мы с ним одного поля ягоды и одинаково учены» (с. В-ка Т. у.).
Отд. IV. Что читает народ.
13. Как общее явление, приходится отметить преобладающий спрос на жития св. Реже спрашивается Евангелие (м. б., потому, что оно имеется дома у многих грамотных). Библия (по-видимому, предпочитаются отрывки и пересказы из нее, напр. «Библейские рассказы» Ярославской [1]). Поучения и проповеди спрашиваются тоже часто, но далеко не все (см. выше), а избранные места из творений св. отцов почти не читаются (см. выше). Книги на русском яз. предпочитаются большинством.
14. См. выше цифровые данные. - Из отчетов видно,
___________________
*) Напр. на вопрос заведующей в с. С —ке М. у., почему читателю понравились «Библейские рассказы» и знал ли он раньше излагаемые там факты, ответили: «я уже все знал из Библии, я ее всю прочитал, да некоторыя места плохо понимаю, а здесь все сказано ясно». Наоборот «О Жизни Спасителя» Пуцыковича он заметил, что «эта книжка хуже, потому что в ней все взято из Енангелия, а оно и так понятно».
— 39 —
что книги духовного содержания предпочитаются взрослыми, и из них особенно женщинами и спрос на них усиливается во время постов, говенья и разных бедствий (голода, безработицы). По словам нескольких библиотекарей «в первый год существования библиотеки, требовались больше книги божественные», «а в настоящее время книги духовного содержания предпочитаются только в посты». Есть и такие библиотеки, где «светские книги, безусловно, предпочитаются всеми возрастами, за исключением единичных случаев предпочтения духовных книг взрослыми. Спрос на книги духовного содержания постами повышается, но подростки берут их, только уступая требованию старших» (с. Н.-Н—ское К. у.). В М—ской библ. Б. у. «наблюдается следующее явление: читатели, не учившиеся в школе, берут книги исключительно религиозные, а учившиеся читают по всем отделам». Это не единственное наблюдение.
15. «К чтению сказок и басен взрослые читатели относятся, как к забаве». Это, кажется, общее мнение. Под масляницу приходят и заявляют: «теперь наступает время веселое - дай-ка нам какую-нибудь сказку почуднее, чтобы животы от смеха заболели, а дельные-то книги пока отложим до поста» (с. Вор -ка Т. у.). Местами взрослые сказок не читают «правды в них ни на волос нет»; («это для ребят!»), дети же ими увлекаются повсеместно. Сказки Пушкина и Жуковского выделяются, повидимому, лишь хорошо грамотными.
16. В Тамбовской губ. былин не сохранилось, лишь кое-где они оставили след, перейдя в сказки. Тем не
— 40 —
менее на былины и пересказы их спрос есть. *) В библ. с. С—ки Ш. у. есть пересказ былины «Илья Муромец: «одни считают ее за быль, смешанную с фантазией, другие —за сплошную выдумку, читают же ее охотно». Рассказанное в былинах вполне возможно было «в старину.» Это наблюдение отвечает выводам об отношении народа к его поэзии, которое мы находим у специалистов по фольклору.
17. О впечатлении, производимом на сельских читателей, лирической поэзией, данных мало. **) Как и следовало ожидать, больше интересует их эпос. Дети увлекаются, напр. «Коньком Горбунком» до того, что учат его наизусть. «Вне школы стихотворения читаются неохотно, кроме стихотнорений Пушкина и Лермонтова, из которых некоторые даже заучиваются наизусть, в особенности если в содержание их входит описание деревни или боевой характер какого-либо героя» (с. Б— ское К. у.). Но чаще, кажется, о стих. Пушкина, (особенно лирических) и друг. поэтов приходится слышать: «в них ни правды, ни забавы—неи ничего, кроме того, очень непонятны, да там и понимать-то нечего, от того мы и не понимаем». ***) Удивляться подобным
_____________________________________
*) В М-ской библ. Б. у. «редкий читатель, придя в школу, не просит былины; перечитывают их по нескольку раз.»
*) « Особенно нравятся те стихотворения, в которых рисуются картины природы и народной жизни, как напр. стих. Кольцова» (с С—ка III. у.) «Песни и стих. элегического содержания мало берутся или возвращаютси не прочитанными» (с. О-ка М. у.).
**) О самых писателях (не только поэтах) иногда заводят речь неграмотные. «Однажды меня (библ. с. К—ва М. у.) спросил негр. крест.: «а что наш Федор у тя брал книжку про книг-списателей да читал... что за оказия—отчего они не долговечны, а?».
— 41 —
отзывам не приходится; лирика Пушкина и большинство др. поэтов в крестьянской среде доступно в селе лишь немногим начитанным самоучкам или хорошо подготовленным школой.
18. Как отмечено было в отчетах за предыдущие годы, приходится отметить и теперь недостаток интереса к драматическим произведениям. Причины этого: неуменье разобраться в диалогах, ремарках, трудность запоминания имен действующих лиц, иногда стихотворная форма. Только хорошим чтецам под силу справиться с этими препятствиями. Зато, после предварительного чтения вслух умелым человеком, на пьесу спрос возрастает (см. отчет за 1896/7 год, стр. 35 и след.).
10. Фамилии авторов запоминаются в редких случаях; народ предпочитает называть книгу, указывая на ее содержание, напр. «О том, как ангел в гостях у сапожника был», «Как два старика в Иерусалим ходили». В библиотеках работающих не первый год, читатели привыкают спрашивать Крылова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого, Григоровича, редко Достоевского. «Кончившие курс, в образцовом училище, пишет заведующий С-вской библ. Е. у.,читают и Лермонтова, и Пушкина. Особенной любовью пользуется «Герой нашего времони», «Капитанская дочка», Повести Белкина; «Кавказский пленник» Л. Толстого читается нарасхват. Из повестей Тургенева больше всего им нравятся «Муму», «Постоялый двор» и др. Григоровича берут сравнительно меньше. Многие берут стих. Никитина... Почти все читают Гоголя. Особенно нравятся «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Ревизор», «Женитьба». Эти же книги являются любимыми
— 42 —
во многих библиотеках. «Читать вслух сочинения Гоголя говорят большинство читателей, почти невозможно, потому что в них весьма часто встречается слово «Черт». Гоголя любят читать за то, что у него много смешного и страшного. Про «Вия», «Пропавшую грамоту» говорят: «хороша страсть как; когда я ее читал, то у меня волосы дыбом встали» (сл. X-ка М. у.). В М-ской библ. Б. у. «прочитав «Вечера на хуторе близь Диканьки», читатели спрашивают: «правда это или нет»? Видимо им без объяснения непонятно, что это фантастический элемент. Чаще же, повидимому, как в с. О-ке Ш. у., читатели «считают за выдумку фантастический элемент в пов. Гоголя, читают же повести с таким элементом охотно, принимая такое чтение «за забаву». Общей характеристики авторов не получается. По наблюдению в С-ской М. у. библ., «мистический элемент в сочинениях Толстого и Достоевскаго не нравится....»
20. Мнение, что крестьяне любят читать «что по-смешнее и что пострашнее» справедливо (как это и видно из выше изложенного) преимущественно относительно молодых читателей.*) Заведующий сельской библ. Ш. у. полагает, что страшное «увлекает читателей картинностью и яркостью в своем изложении и, хотя подходит к народной фантазии, засоренной еще разными предрассудками, но не удовлетворяет читателей и интересовать их долго едва ли может; у народа преобладает вообще серьезный взгляд на чтение, на книгу он смотрит, как на вещь, из которой можно научитьея многому
хорошему; при том вера во все сверхъестественное у народа заметно утрачивается. Сами крестьяне очень редко спрашивают книги с таким содержанием, некоторые же и совсем от них отказываются. Срв. еще данным по вопр. 9.
21. К книгам, в которых изображается близко знакомая крестьянам среда, они относятся не всюду и не всегда одинаково. Одни говорят, «что такие истории они хорошо знают и из собственной жизни, и выбирают «те бытовые книги, в которых описывается среда, им незнакомая; *)» другие охотно читают «Переселенцы», «Антон горемыка», «Рыбаки» и др. произведения из народной жизни, горюют над участью выведенных лиц и сопоставляют с своей жизнью. «Описание барской и аристократической жизни читателям из народа, повидимому, тоже не нравится. Так книжка, «Сережа Бор-Раменский» бралась мало, и о ней говорили: «нам такой не надо, это к нам не подходит». Книги переводные нравятся меньше оригинальных.
22. К произведениям писателей прошлого столетия, как это видно из цифр о читаемости и заявлений библиотекарей, отношение отрицательное. Они, по словам библ. в с. С-с М. у. «возбуждали апатию в читателях и совершенно не нравились им своим языком. Так, напр., «Душенька» Богдановича не была никем прочитана до конца, и о ней отзывались: «ее читать то голова заболит». Такое же отношение встречаем и к произв.
— 44 —
древне-русской словесности: не читают ни летописи Нестора, ни слова о полку Игореве.
23. Художественные красоты произведения, вероятно, чувствуются, но до оценки их читатели не возвышаются. Кажется, выше всего ставится читателями простота изложения.
24. В некоторых библиотеках к специально-нравоучительным рассказам отношение доверчивое, в других их не читают.
25. Что именно нравится в книге, читатели по большей части не могут выразиться, а о том, какие нравятся книги, можно судить по вышеприведенным цифрам читаемости книг.
26. Из исторических книг, как это видно по цифровым данным и заявлениям библиотекарей, наибольшим спросом пользуются историческия повести, рассказы, учебники, написанные простым и живым языком. Войны, военные приключения, подвиги интересуют многих, особенно бывших солдат. Культурные события (изложение их в книгах, допущенных в библиотеки б. ч. сухое и часто мало доступное пониманию простолюдина) находят меньше сочувствия. Биографии читаются редко. Между чисто историческими фактами и опоэтизированными разницы обыкновенно не заключают, считая исторические повести за сплошную быль.
27. Повидимому, описание быта дикарей интересует чтателей больше, чем изображение культурной жизни.
28. Книги по естествознанию сравнительно редко читаются (см. цифровые данные).
29. Тоже относится к книгам по прикладным знаниям. «В крестьянах замечается, по словам
— 45 —
библиот. с. К—ва, что книга по какой-нибудь отрасли сельского хозяйства тогда только начинает иметь для него интерес, когда он сделал уже начин практически. Значит, книга для крестьянина служит не толчком для нововведения, а для проверки сделанного опыта и улучшения существующего». Эти мысли подтверждются и другими наблюдателями (срв. данные в п. 6).
30. Периодические издания получаются в немногих библиотеках. Из них «Ниву» любят из- за картинок, «Вокруг света» — за страшные рассказы и картинки, про «Досуг и Дело» в с. Т-е Леб. у. говорят, что это «самый пригодный для крестьян журнал; его с удовольствием читают и юноши, и взрослые, и старики; там же журнал «Деревня» не пользовался успехом между крестьянами, но разночинцы — хозяева-землевладельцы читали охотно. В М-ской б. Б. у. «Кормчий», «Детское чтение» (особенно нравилось), «Вокруг света», «Сельский вестник», «читальни нар. школы» и Тамб. губ. ведомости «читались с большим интересом». В М.-П-ской б. С. у. «Биржевые ведомости» спрашивались за полгода 380 раз, а «Тамб. Ведомости» - 133 раз. В Х-скойМ. у. библиотеке «получается журнал» «Плодоводство», но никем не читается, так как читатели, имеющие сады довольны и тем знанием, какое они приобрели практическим путем».
31. Г.г. библиотекари обещают доставить в ближайшем будущем биографии и автобиографии выдающихся самоучек. Пока имеется одни биогр. крест. М. из с. Б. М- а, доставленная Б-вым, и 2 характеристики.
32. Из только что названной местности сообщают
Хотелось бы думать, вместе с заведующим в с. С-ке Ш. у., «что народная библиотека служит прекрасным и вернейшим средством для внешкольного народного образования, прекрасной помощницей школьному делу, служит отличным средством для сближения учителя с народом, почему пополнение библиотеки книгами было бы очень желательнло…» Последнее желание высказывается чуть ли не в половине всех отчетов. Уменьшение числа читателей часто зависит только от этого.
Указания относительно книг, которыми желательно пополнить библиотеку, даются весьма немногими (менее 10%) библиотекарями. К сожалению, они не обясняют, чем руководились при составлении списка требований (вкусами читателей, собственными мнениями или данными друг. библиотек).
Часть отчетов содержит сведения о том, какие книги желательны, спрашивались, но не имелись в
— 47 —
библиотеках. Эти требования очень разнообразны, и полный список их мы не приводим (см. стр. 114—118, отч. за 1897/8 г), т. к. большинство заявлений были единичными и по ним судить о вкусах многих рискованно. Укажем лишь книги, которые признаются желательными читателями не менее, чем в 3 библиотеках.
I. отд. Евангелие, Толковое Евангелие, Библия (11), Жизнь И. Христа на земле, Жизнь Б. Матери («полные»), Жития свв. («поподробнее»); из них: св. Николая чудотворца, влкм. Георгия, св. Марии Египетской, влкм. Пантелеймона (4), св. Алексея, челов. Божия. Ад и рай. Акафисты. Училище благочестия. О загробной жизни. О кончине мира. Об антихристе. Как живут наши умершие и др.
II. отд. История Госуд. Российского. Карамзина. Полная история России. Иловайский. Русская и всеобщая история, Виноградов. Всеобщая история. (Едва ли можно думать, что перечисленные историч. сочинения требуются простолюдинами. Откуда им м. быть известен, напр., курс Виноградова?). «Полное царствование Иоанна Грозного». «Побольше книжку про войну» (часто), особенно турецкую 1877—78 г.г. и кавказскую. Про Суворова, Кутузова, Скобелева и др. полководцев. Про царей, «собенно Петра В., Александра II и др. Про Пугачева, Ермака, Стеньку Разина (2).
III отд. О западной и восточной Сибири (свыше 5 р. ). Амуро-уссурийский край (тоже). География (чаще Пуцыковича). Очерки из жизни армян (1).
IV отд. Потерянный и возвращенный рай (требуется, кажется, всюду, где имеется в библ. За экземпляр
— 48 —
предлагают иногда больше его номинальной стоимости, перечитывают по 3 раза.(В библ. при ІІ окр. уч. Леб. у. спрашивалось 86 раз). Книжки Л. Толстого для народа. Капитанская дочка, Пушкина. Юрий Милославский, Загоскина. Рассказы Гоголя. - Сказки об Илье Муромце, Бове королевиче. — «Книжки с крупной печатью для детей». - «Гуак», «Козьма Рощин», «О милорде Георге», О Балакиреве и мн. др.
V. отд. Арифметика. Грамматика. Полный лечебник. Тоже, скотолечебник. Руководство к изучению кройки, образцы для вязки кружев, собрание образцов по канве и вышивки гладью (62 треб. в библ.. с Покр. Леб. у.). ; Систематическое обучение приемам столярного, малярнаго и пр. ремесел (там же — 39 тр.). Как разводить сады.
VI отд. Тамбовские Ведомости, Нива, Мир Божий (1). Какая-нибудь газета. Какой-нибудь религ.-нравственный журнал.
Заключая обзор, укажем еще раз наиболее желательные изменения в организации библиотечнаго дела.
1. Пополнение большинства библиотек новыми книгами необходимо.
2. Это пополнение должно совершаться по указаниям опыта, посылать следует прежде всего те книги, о которых известно, что они охотно читаются народом.
3. Для отчетов библиотекарей желательно выработать единообразную форму, дав больше места сведениям об отношениях народа к книге. Отчеты хотелось бы иметь из всех библиотек.
4. Желательно улучшать качество переплетов в интересах большей сохранности книги.
5. Уменьшить количесгво пропадающих книг: это,
6. Так как г.г. заведующие библиотеками непосредственно соприкасаются с народом и могут проверять на месте выводы, которые ежегодно делаются в отчетах Об-ва относительно библиотечного дела — то было-бы весьма полезно слышать их мнение об этих выводах, а равно и по всем поднятым вопросам.
________________________________
(Переп. из отч. нар. чт. за 1896—99 г.г.)
________________________________
Печатать дозволено 28 декабря 1899 года.
________________________________
Тамбов. Губерн. земск. типогр., угол Больш. и Араповск. ул., собств. дом.