Село Шапкино

 

 

                                                 Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 

Деятельность сельских народных библиотек

Тамбовской губернии в 1898-1899 г.

(продолжение, см. начало стр. 1-12.)

   – 13 – 

   I отд.—религиозно-нравственный. 

   Беседы Спасителя, Бахметевой в 11 библ. Библейские рассказы, Ярославской 61. Библия 19. Богомольцы у святынь Киева, Хрущова 14. Воскресные рассказы, Архангельской 42. Воскресный собеседник 27. Евангелие 12. Жизнь Іисуса Христа, Бахметевй 42. Жизнь Спасителя мира, Пуцыковича 44. Жизнь Божией Матери, Глинки 41, тоже Соколова 30, тоже, без указ. авт. 5. Жития свв., избранные Бахметевой 86 (высш. колич. требований—137), жития разных свв. 30. Жития: св. Алексея, митр. московского 8; Алексея человека Божия 10; св. Василия Великого 11; св. Василия Нового 10; св. Димитрия Солунского 10; жизнь и подвиги Иннокентия 7; жизнь св. Іоанна Милостивого 14; свв. Кирилла и Мефодия, Желобовского 10; тоже, Рогова 7; свв. Ксенофонта и Марии. Е. Тур 13; св. Николая чудотворца, без указ. авт. 51; св. Пантелеймона 24: св. Сергия Радонежского 18; старца Серафима, Поселинина 28; св. Стефана Пермского, Полевого 7; св. Филарета Милостивого 13, св. Феодосия 8. Загробная жизнь 15. О. Іоанн Кронштадский, Животова 13. История св. земли 9. Кающийся грешник, Ефрема Сирина 21. Киев и его святыни 9. Кончина мира и страшный суд 11. К животворящему гробу Господню, Хитрово 26. Мытарства блаж. Феодоры 17. Начало христианства на Руси 10. Неизбежный путь жизни христианина, Денисова 9. Об антихристе 9. О великом посте, Соколова 14. О св. земле, Певцова 15. О страдании и смерти Господа наш. I. X., арх. Никонора 7. О страшном суде 7. Подвиги и чудеса свв. апостолов, БахметевоЙ .11. Подвижники и страдальцы за веру православную 6. Последние дни жизни Господа на земле 9. Поучение к простому народу,


   — 14 —

   Архангельского 7. Притчи Господни, Бахметевой 22. Поучения Путятина 28. Пьяницы у I. Кронштадскаго, Животова 7. Религиозно-нравственныя брошюры Никольскаго 17. Русские богомольцы в св. земле, Петрова 8. Св. места и святыни на Востоке и в России, Петрушевского 6. Св. отцы церкви, Пономарева 6. Светочи христианства 7. Страсти Христовы 11. Сеятель благочестия 9. Троицкие листки 75. Три слова о несении креста, Феофана 6. Указание пути в царство небесное, Иннокентия 11. Уничижение Господа нашего I. Христа 6. Урок благодатной жизни, о I. Кронштадского 6. Училище благочестия 67. Чудеса Христовы, Бахметевой 8. 

  II отд. — исторический. 

   Ближний боярин Матвеев, Фурмана 9. Бородинская битва, Тихомировой 11. Владимир Мономах Хрущова 12. В турецкой неволе 20. Воспитание Петра Великого, Ястребова 6. Двадцать девять чтений по русск. истории 24. Димитрий Донской 17. Ермак Тимофеевич, Суворина 13. За Дунаем, Нем.-Данченко 19. Иван Сусанин, Дорогобужинова 15. Иван III, Майкова 6. Имп. Екатерина II 17. История нашего царства и из истории родной земли, Тихомирова 8. История России, Острогорского 10. Как чудом Божиим строилась русская земля. 10. Крещение Руси 13. Кн. Долгоруков, Фурмана 9. Ломоносов, Фурмана 25. Минин и Пожарский, Тихомир. 9. Меньшиков. А. Д., Фурмана 18. Милость Божия над царем 25. Народная война, Яхонтов 40. Наша отечественная война 23. Начало русского государства 9. О злых временах татарщины, Рюмина 9. Нашествие татар и кн. Михаил Т. 8. О жизни и деяниях имп. Александра II 17.


   - 15 - 

   О преемниках Петра В. 7. Освобождение Руси от татар, Бахметевой 11. Орлеанская дева 6. Петр Жданов, Фурмана 8. Полтавский бой 6. Рассказы про Петра Вел., Петрушевского 18 *). Тоже, Рождественского 50 *). Тоже, Новаковского 5. Тоже, Сорокина 8. Рассказы про старое время на Руси, Петрушевского 22. Рассказы про Суворова, его же 12. Тоже, Новаковского 8. Тоже, Рождественского 60. Тоже, без указания авт. 5. Рассказы о севастопольцах. Супонева 8. Рассказы старушки о 12-м годе 17. Тоже, о севастопольской обороне 9. Русская история, Пуцыковича 20. Саардамский плотник, Фурмана 38. Севастопольская оборона 7. Смутное время, Петрова и тоже Рогова 34. (Кн. Рогова читается больше, повидимому) Христофор Колумб 32. Царствование Александра I 18. Царствование Николая I 18. Царствование Александра II 10. Царь Иван Грозный Майкова 23. 

   III отд. — географический.

   Волга матушка, Благовидова 10. Где на Руси какой народ живет, Александрова 12. География, Пуцыковича 43. Кавказ, Ставровского 8. О восточной Сибири 17. О русской земле, Максимова 7. Капитан Головнин в плену у Японцев 38. Приключения двух кораблей 10. Рассказы о западной Сибири—25. Рассказы про дикого человека, Короичевского 21. Путешествие Гос. Наследника Цесаревича на Восток 19. Россия, Меча 21. Рассказы о земле Аравийской 7. Сибирское переселение 9.

_____________________ 

   *) Некоторые отчеты не наз. автора этих рассказов, почему цифры 18 и 50, м. б. не совсем точны.


     IV отдел литературный. 

   Атаман Беляк 29. Арабские сказки 50. Актеа, Сысоевой 6. Архангельские китоловы, Сетковой 11. Антон Горемыка, Григоровича 9. Аленький цветочек, Аксакова 6. Бедная внучка, Диккенса 6. Басни Крылова 55. Былины А. Толстого 17. Бабушка Марфа 24. Басурман, Лажечникова 12. Болгарка Марица 15. Бежин луг, Тургенева 10. Былины, Авенариуса 16. Борис Годунов, Пушкина 8. Былины, Чудинова 6. Божеское правосудие 6. Светлый праздник 7. Вий, Гоголя 25. Делатели золота, Цшокке 11. Дядька Квасов, Сливицкого 8. Добрый сын, Борщевского 14. Друзья детства. Туган 7. Добрый смех — не грех 7. Двадцать четыре басни Хемницера 13. Девочка Серафимочка 10. Домашнее чтение, Крижа 23. Дон Кихот, Сервантеса 8. Девочка со спичками, Андерсена 6. Емеля — охотник 7. Еруслан Лазаревич 7. Живыя мощи, Тургенева 6. Женитьба, Гоголя 6. Записки охотника, Тургенева 15. Заветные три липы, Наумовича 14. Злодей и Петька, Погосского 13. Забытая мать 9. Из быта крестьян, Владиславлева 9. Илья Муромец 47. Испытание доктора Исаака 12. Избранные русские сказки, Жиркова 20. Князь Серебряный, А. Толстого 53. Книга для чтения в школах и казармах, Абазы 11. Кавказский пленник, А. Толстого 26. Красный сарафанчик 10. Капитанская дочка, Пушкина 32. Конек Горбунок, Ершова 51. Кольцов и его песни 11. Кот в сапогах, Жуковского 25. Крутиков, Коваленской 8. Купец Иголкин и его подвиги 8. Крестьянский раздел 19. Ледяной дом, Лажечникова 8. Малым ребятам 12. Максим богач, Наумовича 15. Молодильные яблоки, Авенариуса 17.


     — 17 —

     Материнская любовь 6. Милости хочу, а не жертвы, Туренина 16. Майская ночь, Гоголя 15. Малорусские сказки 8. Муму, Тургенева 8. Мельник — колдун, Алексимова 7. Народное чтение, Семенова 8. Начальное чтение 6. Нос, Гоголя 13. Народная поэзия, Оксенова 25. Норвежские сказки 12. Ночь под Рождество, Гоголя 27. На Смоленской дороге, Толычевой 32. Отомстил 16. Принц и нищий, Твэна 24. Последние дни Помпеи 10. Песнь про купца Калашникова 20. Под волнами морскими 7. Петрушка, Лабуле 6. Постоялый двор, Тургенева 6. Прохожий, Григоровича 11. Повести и рассказы, Григоровича 10. Потерянный и возвращенный рай, Мильтона 13. Пропавшая грамота, Гоголя 8. Полтава, Пушкина 7. Робинзон Крузо 75. Роковой клад, Сетковой 11. Ревизор, Гоголя 9. Русская быль 6. Русские сказки, Афанасьева 22. Разоренный год, Разина 8. Рядовой Саватьев 11. Русские сказки, Роговой 10. Сочинения Лермонтова 18. Сказки Топелиуса 7. Сказки бр. Гримм 45. Сказка о царевне лягушке 9. Сказка о муравье-богатыре, Авенариуса 11. Сказки Андерсена, Ч. Н. Ш. 11. Старосветские помещики 6. Светлое Христово Воскресенье, Григоровича 14. Сестрица Галя 7. Сироты, Наумовича 26. Супротивник 6. Сказка о царе Берендее 9. Сочинения Пушкина 22. Сказка о спящей царевне 26. Сиротка Таня 6. Стихотворение Кольцова 34. Спасибо отцу 10. Сказки дедушки Иринея 16. Суд людской и Божий 6. Сорочинская ярмарка 21. Сказки Пушкина 32. Старик Никита и его три дочери 23. Сказки Кота-Мурлыки 13. Сказка об Иване-Царевиче 24. Сын рыбака—Ломоносов 51. Сочинения Никитина 7. Степаныч—старичок 6. Совесть осудила 9. Тарас Бульба 59. Три рассказа Е. Тур 10.


     — 18 —

     Тонул, да выплыл 19. Труженики моря, Гюго 6. Украинские сказки 10. Хижина дяди Тома, Бичер-Стоу 17. Четыре путеводителя доброй жизни, Наумовича 7. Школа в лесу, Студицкого 6. Шинель, Гоголя 14. Юрий Милославский, Загоскина 14. 

   V отдел научно-практический. 

   Беседы о лошади, Кривенко 13. Божий мир, Чижова 5. Вокруг нас, Пуцыковича 12. Вымирающие богатыри 6. Дерево здоровья 8. Из жизни растений, Висковатова 8. Как водить пчел, Бутлерова 16. Лошадь в крестьянском хозяйстве 8. Люди подземного мира 7. На досуге, Острогорского 6. О великих и грозных явлениях в природе 49. О земле и небе, 1) Иванова и 2) Александрова (общая цифра 34). О кометах и падающих звездах, Серебрякова 13. О перелетных птицах, Кайгородова 6. Пчела и ее жизнь, Бутлерова 8. Пчеловодство 8. Рассказы о делах в царстве животных 13. Тайны и чудеса Божьего мира, Чижова 18. У рабочих людей, Острогорского 9. О суевериях 6.

   Относительно многих книг отзывы читателей противоречивы и спрос далеко не одинаков. Нижеследующий список отмечает книги, которые по общему отзыву нескольких библиотекарей редко спрашивались или часто (+) в одних и редко (—) в других библиотеках *)

   I. Отдел — религиозно-нравственный. 

   Афонские листки (+ 7 – 2). Беседы православного

_____________________

   *) Редко, значит менее 5 раз за отчетный год.


     - 19 -

   с молоканами (+17 -5). Богомольцы у святынь Киева, Хрущова (+8 -7). Бог в природе (+2 -6). Св. Василий Великий, Четыркина (+6 -1). Два замечательных случая милости Божией (+6 -3). Избранные места из творений Димитрия Ростовскаго (-8). (Избранные места из творений друг. свв. Отцов: Василия Великого, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, Тихона Воронежского, из Евангелистов и апостольских деяний так-же спрашивались редко). Св. Иоанн Златоуст ( + 7-3). Крестные ходы в Москве (+2 - 6). Крещение Руси, Бахметевой (+7 -2; срав. в историч. отд.). Москва и ее святыни (+2 -7). Назначение женщины (+1 -14). Нравоучительные повести, Божина (+5 -5). Обязанности человека, Пеллико (+3 -6). Описание Киево-Печерской лавры, Аргангельского (+6 -3). О путях промысла Божия (+5 -4). О Св. земле, Певцова (+6 -2). Патр. Никон (+5 - 5). Понятие (истинное) о чести, Иванцова-Платонова (- 8). Призови меня в день скорби (+6 -2). Примеры благочестия (+9 —3). Псалтирь с толкованием (+8 - 3). Псалтирь (+6 -2). Путь ко спасению (+7 -2). Рассказы из русской церковной истории, Бахметевой (+10 -4). Русские богомольцы на Синае (+6 -5). Светочи христианства, Хитрова(+9 -3). Страсти Христовы (+6 -2). Св. Тихон, Михайловского (+8 -3). Толкования на литургию, Виссариона(+4 -4). Троице-Сергиева лавра, Петрова (+9 -5). Указание пути в царство небесное (+7 -5). Уничижение Господа нашего И. Христа, Опотовича (+7 -1). Уроки благодатной жизни, И. Кронштадского (+10 -9). Церковь Христова со времен апостолов (+5 -5). Черты деятельного благочестия (+6 -1). Что такое жизнь, Иванцова-Платонова (-19). 


   — 20 — 

   II. Отдел исторический.

   Авраам Линкольн, Валуевой (-11). Как жили люди в старину (+6 - 2). Об униатах в Западной Руси (- 8). О том, как росло Московское княжество (+17 -11). Поэт-герой, Валуевой (-6). О Тамбовской старине, Падучева (+13 -7). Сыновья Св. Владимира, (Хрущова +5 -5). Фультов и Стефенсон (+3 -17). О рукописном деле, Хрущова (+1 -12).

  Прим.  Биографии обществевных деятелей, особенно иностранных, спрашивались редко; напр. Лививгстон (+1 —5), Иван Гус (+4 -2), В. Франклин (-7) Вашингтон (+1 -4), Диоген (- 3), Посошков, Кулибин ( - 2) и т. д. 

   III. Отдел географический. 

   Альпы (-7). Австралия и австралийцы (+1 -9). Аравия (-7). Амуро-уссурийский край (+7 -5) . Архангельский край (+11 -10). Гора Арарат (+5 -7). Горы и горная природа (+6 -2). Голландия (—8). Волга, Шиле (+9 -4), тоже, Кологривова (+4 -3). Гренландия (+1 -6). Дикие люди жаркой стороны (+8-—4). Дремучие леса, Максимова(-7).Индия( + 7-—4). Какого вида земля, Медера (+5 -4). Китай (+4 -5). Крым и крымские татары (+7 -4). Ладожское озеро (- 10). Мерзлая пустыня (+1 -7). Микронезийцы, мелянезийцы, полинезийцы (-8). Степи (луговые и песчаные) (+4 -10). Озерный край, Поддубного (+6 -5). Олонецкий край (+2 -12). О Голландии и голландцах (+2 -8). О Лондоне и англичанах (+5 -4). О Франции и французах (+3 -8). По русской земле, Сахарова (+5-2).­ 


   — 21 —

   Путешественник Пржевальский (—13 +2). Русские владения в средней азии (+9 -8). Равнины и пустыни (-6). Студеное море и его льды (+2 - 6). Северный край, Поддубного (+8 -9). Урал, Овчинникова (+7 -4). Уральцы-рыболовы (+7 -2). Центральная Азия, Меча (-5). Южно-уссурийский край (+5 -4). 

   IV. Отд. литературный. 

   Баллады Жуковского 9. Бедные люди, Достоевского 7. Басни и баснописцы, Филонова 7. Бурсак, Нарежного 6. Векфильдский священник, Гольдсмита 8. Горе от ума, Грибоедова 8. Демон, Лермонтова 6. Душенька, Богдановича 6. Индейские повести 6. Избранные сочинения Ломоносова 6. Мои темницы, Пеллико 7. Мужик Марей, Достоевского 6. Мальчик Геркулес 7. Натан Мудрый, Лессинга 6. Недоросль, Фонвизина 12. Наль и Дамаянти 7. Последний из могикан, Купера 6. Прекрасная Нивернеза 6. Поэмы Козлова 10. Одиссея, Гомера 13. Слово о полку Игореве 11. Стучит, Тургенева 7. Сарданапал 7. Тартюф, Мольера 6. 

   V. Отд. научно-практический

   Выставка в Чикаго (- 12). Горох, фасоль и чечевица (-9). Дешевое кормление скота, Самборского (-7). Как делают мебель Анурьева (-5). Друг и недруг человека (-7), Дурная болезнь, Трутовского (-4). Дерево и лес (-4). Землемерие, Тиц (-12). Как из семечка вырастает растение (-10). Капуста, Маракуева (-12). Крестьянское хозяйство и книга (+8 -5). Новый закон о паспортах (-4). О зимнем кормлении рогатаго скота (-7) Об уходе за малыми детьми (+3-13). О сохранении


     — 22 — 

   силы и здоровья (+9—3). О холере(+1 - 9). Разведение подсолнечника (+1—8). Сельская общественная служба Блинова (+1 -10). Руководство для сельских старост, Чижова (-10). Сельский огород, Маракуева (+2-11). Сельский скотолечебник (+8-6). Советы беременным ( + 1+6). Советы матерям (-5). Скотоводство, Торапыгина (-4). Справочная книга о законах ( + 1 - 6). Стельная корова (+4-5). Хозяйство лесное, Белевича ( -4). Черная семья, Кайгородова (+2-8).

   В прошлом отчетном году справочный отдел Об-ва разослал в народные библиотеки программу собирания сведений о последних, и это отразилось на многих отчетах библиотекарей: некоторые пишут, что еще не успели собрать материал в полном обеме, так как недавно лишь начали свои наблюдения, другие уже воспользовались указаниями программы и составили отчеты, сообразуясь с ее крупными рубриками (см. отчет Об-ва за 1897/8 год, стр. 120 и след.), наконец, в 28 отчетах находим ответы на все или почти на все вопросы программы. Здесь мы сгруппируем далшейшие данные отчетов по вопросам, поставленным программой. 

   Отд. I. Кто и как собирал сведения. 

   1. Во всех почти библиотеках, основанных или субсидируемых Об-вом, заведующими являются учителя местных школ. Они и собирают сведения, касающияся деятельности библиотек. Образовательный ценз их далеко не одинаков: много кончивших курс в Екатерининском учительском институте; среди учительниц немало окончивших епархиальное училище, гимназию


   — 23 —

или прогимназию; есть окончившие институт, наконец, получившие домашнее образование.

   2. На вопрос, давно ли собирающий сведения имеет дело с народом, естественно, получаются разнообразные ответы, но большинство говорит о том, что работает среди народа несколько лет, некоторые много лет, напр. 27. Указывается на добрые отношения с крестьянами. «Служу здесь, пишет одна учительница (Т-скаго уч.) 14 лет, состою учительницей 15 лет. Отношение крестьян к школе, а особенно к учащим, самое искреннее, радушное, даже, можно сказать более,—родственное». Другая учительница, служащая 12 лет среди мордовского населения (в с. К-ке С. у. она 9 лет) «пользуется любовью и уважением». И такие отзывы преобладают. Есть однако указания и на недоверчивое отношение крестьян к школе и ее представителям, к знанию, к книге. Одна из причин этого явления — неимение времени для сближения: «кроме школы и библиотеки, мало приходится иметь сношений с крестьянами; зимою мало времени остается для бесед с ними, а летом сами крестьяне заняты. Во время заболеваний многие обращаются за советами (М-ка Б. у.)» И это по отношению к учительнице, работающей более 15 лет, а в библиотеке более 7 лет.

   3. Когда идет дело о выборе книги, одни любят выбирать последнюю самостоятельно, другие полагаются на вкус выдающего или рекомендацию читавших ее (чаще). Из всех имеющихся ответов на 3-й вопрос выясняется такой порядок запросов на книги. Начинающие читатели, особенно в местностях, где библиотек не было раньше, имея о книгах самые смутные ­ 


   — 24 — 

   представления, просят «какую получше», «потолще», «с картинками», в хорошем переплете. Кроме внешних признаков, иные указывают и на содержание в самых общих чертах: «о божественном», «про царей», «про войну», «пострашнее» или «посмешнее». У начинающих читать взрослых преобладает спрос на «божественное», как на единственно стоящее внимания: ясно, они ищут в книге только серьезного содержания. «Есть даже такие читатели, которые называют всякую книгу нехорошею, если она не божественная и напечатана, хотя бы и религиозная книга, не на церк.-слав. наречии... подобных встречается не мало»(Ф-ка. Лип. у.). *) Свой взгляд на книгу взрослые сообщают детям. Некоторые родители прямо запрещают ребятам брать светские книжки, особенно для чтения вслух.— «Дайте мне кннгу божественную да получше, просил один школьник, так чтобы было над чем бате с мамой поплакать...» «На такое требование дана была книга «Жизнь Богоматери» Глинки, после чего уже эта книга более в библиотеке не находилась и, переходя круглый год из рук в руки, к концу, года пришла в совершенную негодность». Другой мальчик выразил определенное требование на книгу: «Сказки Афанасьева», и просьба его была удовлетворена. Немного спустя, мальчик является обратно и возвращает взятую книгу, заявляя, что его родители с книгою сказок прогнали, говоря, что сказки читаются только при весельи, а велят

_____________________

   *) Однако, гораздо чаще встречаются указания на то, что «религиозные книги предпочитают читать на русском языке...Так некоторые, имея Новый Завет на славянском нарчии, берут на русском, объясняя, что на последнем читать понятнее (с. Кр. – о. м. у.) В В-ской библ. Б. У. совершенно не берутся ни детьми. ни взрослымн, книги, напечатанные по славянски. 


   — 25 — 

   взять божественную, чтобы она утешила их в горе»... Возвращая прочитанные духовные брошюры, мальчик просил: «мне теперь давайте всегда духовные книги, а сказки дома читать не велят» (с. Ж-ка К. у.).

   Часто начинающие и вовсе не знают, как приступить к чтению, и стоит ли вообще читать. «Приходит, крестьянин в библиотеку, чаще затащенный своим читающим товарищем, который советует ему взять какую-нибудь книжку».— «Да на что мне, по правде сказать, ее, книжку-то: я как начну читать—так меня в сон», отвечает крестьянин, но такой, с виду апатичный к книге, крестьянин делается усердным читателем, если ему придется прочитать несколько подходящих под его понятие и вкус книг, а если он не натолкнется на такие книги, то он для библиотеки потерян. Поэтому в начале, при выборе книг, является необходимость библиотекарю такими руководить (с.К-во М. у.), что и делает большинство библиотекарей, по их словам.

   По мере знакомства с книгой, требования, предъявляемых к библиотеке, уясняются. В отчетах о библиотеках, существующих 2—3 года, встречаем заявления: «теперь можно надеятся, что, если будут усиливаться труды лиц, близко стоящих к народному образованию, и волостью удовлетворяться требования библиотеки в денежном отношении, то возвысится уровень умственного развития местного крестьянина... и, наконец, замолкнут... выражения крестьянского населения, что « книги нам не нужны, и библиотеки мы не желаем», как это было при открытии ее в Ж-скойволости (К. у.) При благоприятных условиях интерес к чтению возрастает, увеличивается спрос на исторические, беллетристическия и «научные» 


   — 26 — 

   книжки, заметно становится развитие вкуса, выражающееся в требованиях на те или друг. книги. (с. К-во М. у., М-П- Сп. у. и мн. др.).— Списков книг, рекомендуемых библиотекарями, в отчетах не встречается. В нескольких случаях указано на стремление читателей к «новеньким» (только что поступившим в библиотеку) книжкам, хотя бы старые (и хорошие) книги не были еще прочитаны. И вот «на смене класса появились листы с последовательными (применительно к «нормальному каталогу») списками книг каждаго отдела… У списков постоянно толпился народ. Читателей еще прибавилось, начали появляться кое-какие признаки более устойчивого сочувствия к некоторым книгам. Стали встречаться и такие случаи, что, когда кто-нибудь громко читал название какой-нибудь книги, несколько голосов рекомендовали или не одобряли ее и т. п.... Но на страстной неделе пришло новое дополнение, и снова началось столопотворение Вавилонское, снова все кинулись за новыми книгами... Лишь немного читателей спокойно следовало прежнему выбору чтений» (с. Г—и Л. у.) 

   4. Отзывы о книгах, по заявлению библиотекарей, собирались устным путем, почти всегда случайно от того или другого читателя, без определенной системы. Как и следовало ожидать (судя по данным в п 2), читатели высказывались неохотно. «В книге записей, сообщает библиотекарь с. Л. Л-к М. у., есть отметка относительно того впечатления, которое имела книга на читателя (понравилась ли, понятна ли и т. д.), но, в сущности говоря, эти отметки не больше как форма: на предлагаемые вопросы читатели постоянно отвечали утвердительно, хотя всегда было видно, что это далеко не искренний­

   — 27 — 

их ответ, *) который бы они могли дать на самом деле. Потому ли, что население не привыкло еще к учителю; потому ли, что читатели были настолько развиты, что все сами понимали (?); потому ли, что они стеснялись своих товарищей, но только не было вопросов, которые бы хотелось разрешить им. Если же заводилась беседа о прочитанном самим учителем, то и она мало выясняла дело: сдающий книгу постоянно почти высказывал намерение прекратить эту беседу и совсем не отвечать». Другие заведующие сумели вызвать читателей на беседу (ниже приводятся образцы), причем дети высказывались охотнее, что вполне понятно, если речь идет о школьниках или прошедших школу, умеющих связно выражать мысли книги. В массе же опросы не достигали цели, слышалось лишь поддакивание.

Отдел II. Где и от кого собраны сведения.  

     5. Ответы разнообразны, но большинство (свыше 80%) идет из сел, являющихся глухими уголками (верстах в 30 от жел. дор., напр., или от города); несколько (3 — 5) корреспондентов указывают на оживленность местности, где действует библиотека.

    6. Большинство жителей тех местностей, откуда идут известия, занимается земледедием. В тех случаях, когда надел слишком мал или по друг.  причинам земельное хозяйство не обеспечивает владельцев, они занимаются садоводством, кустарными промыслами, разведением свиней, гусей, кур или перепродажей их, наконец, ищут заработка на стороне, на заводах, на железной дороге. Местами замечается неравномерность в благосостоянии обывателей, чаще

___________________

    *) Срв. результаты опроса городских слушателей народных чтений в отчете за 1897/8 г., стр. 134 и след.


Ещё статьи...

Сельские библиотеки..Е. Щербакова Статистика о библиотечном деле в Тамбовской губернии (конец XIX...
Сельские библиотеки.1894. Глебов Б. Сельские общественные библиотеки.
Сельские библиотеки.1916. Хроника внешкольного образования(по данным Тамбовского земства).