Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" № 81, 19.04.2003

СЕЛЬСКИЙ САМОРОДОК

 ПОЗНАКОМИТЬСЯ с этим удивительным,   умным, мудрым от природы человеком довелось, когда начинал журналистскую деятельность в газете «Заветы Ленина» литературным сотрудником.
    Завершались шестидесятые годы. Стояла багряная осень. С фотокорреспондентом редакции Александром Трубниковым (теперь - работник администрации района) были командированы к колхоз имени Мичурина собрать материал и рассказать на страницах газеты о знатном тогда бригадире тракторной бригады, орденоносце Михаиле Никитовиче Набережневе. Как всегда, М. Набережнев озабоченно ходил рано утром по машинному двору, осматривая многочисленную технику. Он поведал столько интересного из опыта работы, что мой блокнот оказался почти полностью заполненным.
    Неожиданно нашу беседу прервал невесть откуда появившийся мужчина. Среднего роста, в фуражке, рабочем костюме, в темной рубашке без галстука. Представился:
    - Николай Семенович Барсуков, председатель колхоза.
    Всмотрелся в него. Доброжелательное лицо показалось несколько уставшим. Выступала чуть-чуть щетина: пожалуй, еще не успел сегодня побриться. Теплый взгляд темных глаз, неторопливая речь, изобилующая простым народным говором. И открытость, искренность, доброжелательность...
    Откровенно говоря, меня эта встреча покорила не только доступностью (ведь, чего греха таить, в то время председатели колхозов и директора совхозов в большинстве своем вели себя высокомерно и встречались только с высокопоставленными чиновниками). Уловил себя на мысли, что председатель нисколько не похож на своих коллег - одевался не изысканно, а просто, как и рядовые колхозники. Заботился о людях. Фронтовик, контуженный, он по-прежнему чувствовал мучительную боль, особенно в ногах, когда наступала ненастная погода, когда шли затяжные, мелкие осенние дожди. Но никогда и никому об этом не говорил, терпел, стиснув зубы, превозмогая жгучую боль.
    С именем Николая Семеновича Барсукова связаны становление и большие трудовые победы колхоза имени Мичурина, слава которого в 70-х годах далеко перешагнула Тамбовскую область. С волнением и трепетом перелистываю пожелтевшие страницы районной газеты «Заветы Ленина» за 1967 год. Вот заметка «К годовщине Октября» за подписью бухгалтера В. Чеботаревой:
    «23427 центнеров молока за семь месяцев продал государству колхоз имени Мичурина, что составляет 76 процентов годового плана. Животноводы твердо решили к 50-й годовщине Октября выполнить годовой план...
    Сейчас на фермах надаивают по 10-12 килограммов молока от коровы в день, а передовые доярки - по 13-15 килограммов».
    Другое сообщение: «За высокий урожай - Красное знамя республики». «Хлеборобы, животноводы и механизаторы колхоза имени Мичурина, - говорилось в нем, - с честью сдержали свое слово в юбилейном социалистическом соревновании. План продажи мяса был выполнен 10 августа, молока и шерсти - к 20 сентября. Полтора плана продано хлеба и подсолнечника, перевыполнен план по сахарной свекле.
    В канун праздника хлеборобы колхоза узнали: Совет Министров РСФСР и ВЦСПС, рассмотрев итоги соревнования по выращиванию урожая в 1967 году, присудили колхозу имени Мичурина переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС и 1500 рублей премии.
    Вечером, 4 ноября, в клубе состоялось торжественное собрание, на котором выступил первый секретарь РК КПСС В. Ромашов».
    Таких заметок об успехах колхоза было много. В чем же секрет столь внушительных успехов мичуринцев? Почему им удалось добиться такого динамичного движения? Где корни и истоки столь самоотверженного труда сельчан? Ответ прост: в слаженности, спаянности коллектива, увлеченного поставленными целями. И еще в искусстве руководства, умении сплотить и вести коллектив к достижению успехов.
    Душой коллектива, его мотором можно по праву считать Николая Семеновича Барсукова. Ветеран войны, он после фронта был простым колхозником. Поступил учиться в Чакинский сельскохозяйственный техникум на агрономическое отделение. Вырос до председателя колхоза. Сколько сил и труда вложил он в строительство животноводческих помещений и объектов социально-бытового назначения и культуры!
    Но самое главное - к этому времени был взят курс не на экстенсивное, а интенсивное развитие сельскохозяйственного производства в колхозе. Начали с культуры земледелия. Вместе с главным агрономом, поистине творческим человеком Верой Ильиничной Семидолиной, учили механизаторов, всех земледельцев передовым приемам возделывания культур, жадно учились и сами. Определили опытные поля, вместе с научными работниками Чакинекой опытной сельскохозяйственной станции проводили эксперименты. Наиболее удачные из них активно внедряли в практику. Укрепили и кормовую базу животноводства, большую работу провели по отбору породных качеств коров и свиней.
    Рядовые колхозники стали знатными людьми района. Главный агроном Вера Ильинична Семидолина дважды избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Ордена и медали получили и другие колхозники. Многих государственных наград, в том числе и ордена Ленина удостоен и Н. Барсуков.
    - Никогда в своей работе не отрывался от людей, - как-то рассказывал он мне с неподдельным убеждением. - От правления колхоза я живу в отдалении за четыре километра. Всегда вставал рано и предпочитал ходить пешком. Утром голова свежая - думается легко, мысли идут, как говорят, чередой, одна за другой. Не заметишь, как вот оно, село Земетчино. А здесь молочнотоварная и свиноводческая фермы. Зайдешь, побеседуешь, посоветуешься с людьми, и вот уже и сам в курсе дела. Узнаешь сельские новости - разделишь с кем радость, а кому и посочувствуешь, поможешь в чем-то, чтобы облегчить жизнь... А дальше путь - либо к машинному двору, либо к конторе, либо в поле...
    - Я и до сих пор остаюсь сторонником того, чтобы руководитель, специалист, - продолжал Николай Семенович, - как говорится, не порхали, словно бабочки, по хозяйству не разъезжали, а находили больше времени для общения с людьми, для вдумчивой работы. Например, никогда не смирюсь, когда руководитель или главный агроном объезжает поля на машинах. Разве увидишь развитие растений из кабин? Конечно, нет. Поэтому я всегда обходил поля пешком, как говорится, вдоль и поперек. Бывает, что и на одном поле растения развиваются неравномерно. Например, с «Краю вроде и не внушают тревоги, а зайдешь подальше - плешины, ослабленные растения, как дети, просят помощи человека, неотложного вмешательства...
    Николай Семенович был удивительным рассказчиком. Вроде говорил о чем-то знакомом, но всегда свои доводы иллюстрировал тонкими наблюдениями, мудрым житейским опытом, словно черпал все это из бездонного колодца и щедро одаривал тебя знаниями, крупинками бесценного опыта. Однажды он поведал о том, что в период весенней и уборочной страды всегда наблюдал за происходящим на полях с одного высокого укромного места и видел все - так расположена чаша рельефа полей, и когда делал кому-то замечание, то слышал в ответ шутливое: «Николай Семенович! И откуда вы видели все? Неужели с неба смотрели на поля?».
    Н не любил носить галстук и внешне не был похож на председателя. Даже на пленумы райкома партии и активы приходил без галстука. Но это не значило, что его не уважали и не ценили. В хозяйстве его слушались беспрекословно, знали, если дал поручение - умри, а сделай, ибо он ни о чем не забывал, обязательно проверял исполнение. Его отличали и такие качества, как справедливость, ровное отношение к людям, независимо от родственных связей, готовность прийти на помощь в трудную минуту жизни.
    - Это были звездные годы для Мучкапского района, - вспоминал на торжествах по случаю 70-летия районной газеты бывший первый секретарь райкома партии Виктор Федорович Ромашов. - В эти годы было присвоено звание Героя Социалистического Труда свинарке Анне Васильевне Любовшиной. Награждена орденами и медалями целая плеяда тружеников села, особенно колхоза имени Мичурина.
    Сам В. Ромашов - олицетворение творческого подхода к делу, человечности, заботы о людях. Люди старшего поколения до сих пор вспоминают его с большим уважением. Жаль, что ему не пришлось реализовать в нашем районе интересные планы и задумки, ибо вскоре перевели в Инжавинский район, где он оставил глубокий след в его жизни. Такие люди - яркие, самобытные, талантливые - тоже редкость.
    К сожалению, в большинстве своем в партийных органах работали, как говорили в народе, «серые кардиналы», которые боялись самородков из народа, пытались под различным предлогом освободиться от них, ибо они их как бы затеняли. Герой Социалистического Труда Георгий Иванович Карпов, построив такое крупное и сильное хозяйство, как совхоз «Россия», также оказался под «прицелом» партноменклатуры, которая искала всяческие компроматы и изжила этого яркого, неординарного человека, столько много сделавшего для района. «Пятидесятитысячник» Михаил Яковлевич Осипов, возродивший такое большое и уникальное хозяйство, как колхоз «Страна Советов», руководитель, который мышлением и своими новшествами опережал время, также стал персоной нон грата - вынужденно уехал в Москву.
    В последние годы его жизни в столице мне посчастливилось с ним встречаться. Он просил привезти ему подшивку районной газеты для написания новой книги. Я видел в глазах бодрого, энергичного и работоспособного человека какую-то необъяснимую тоску. Он просто был обречен скучать и томиться, хотя с радостью сообщил, что его избрали председателем домоуправления. Он умер как-то внезапно, скоро...
    Так что идеализировать то время - серьезная ошибка.
    Но Н. Барсуков не опустил руки, он вначале работал агрономом-семеноводом, а затем и главным агрономом колхоза.
   ЧТО характерно в его стиле работы?    «Приводными ремнями» у него были главные специалисты - женщины: главный агроном Вера Ильинична Семидолина, главный зоотехник Мария Федоровна Ерохина. У каждой из них были семья, дети. Для матери, согласитесь, работать во внеурочное время явно неудобно. И поэтому основная нагрузка ложилась на плечи председателя.
    Отмечу еще один момент. В колхозе работали истинные патриоты, которые не жалели ни сил, ни времени ради экономического укрепления села. Один из них - знатный комбайнер района и колхоза Сергей Иванович Кумарин. Заметки о нем не сходили со страниц районной газеты. Бывало, остановишь его комбайн на поле, чтобы поговорить, взять материал, а Сергей Иванович с широкой улыбкой всерьез: «Газетчики! Тормозите уборку». И вновь легко впрыгивал в кабину.
    В семидесятые годы штурвальными у него были сыновья-школьники. Насколько не изменяет память, на страницах районной газеты были снимки С. Кумарина вместе с сыновьями. Сергей Иванович был удивительной души человеком. Он любил село и жизнь, отличался смекалкой, досконально знал технику. Не случайно он избирался членом Мучкапского райкома КПСС - для рядового колхозника это редкость.
    Кстати, его дети стали первопроходцами новой жизни. Дочь Татьяна Сергеевна - предприниматель. Насколько знаю, пользуется авторитетом у жителей рабочего поселка. Александр Сергеевич был боевым секретарем парткома колхоза имени Калинина, сейчас успешно работает в бизнесе. Владимир Сергеевич - талантливый и крупный бизнесмен города Санкт-Петербурга. Кстати, оказывает большую помощь району. Недавно выделил на строительство Покровского храма в рабочем поселке Мучкапский 500 тысяч рублей, на которые куплены кирпич, пило- и другие материалы. Как мне недавно сообщил глава администрации района Александр Андреевич Хоружий, который осуществляет непосредственное руководство строительством храма, в этом году намечено завершить все внешние работы.
    Лишь в конце своей жизни Н. Барсуков открыл мне тайну: С. Кумарин являлся близким ему родственником - он муж родной сестры. А я поймал себя на мысли: вот как самоотверженно работали родственники, чтобы его не подвести!
  - Никаких поблажек, никаких льгот родственникам, - как-то признался мне Николай Семенович. - У них была лишь одна привилегия - работать лучше всех. И люди это видели...
    Вот таков был он, неординарный Николай Семенович! К нему ехали за опытом агрономы колхозов и совхозов не только нашего, но и Уваровского района.
    КОГДА он ушел на заслуженный отдых, то почувствовал не только недомогание, но и отчужденность чиновников. Помнится, зимой 1987 года написал в редакцию письмо, читать которое без душевных переживаний было просто невозможно. Сплошная стена равнодушия чиновников всех рангов. Вот тогда-то и появилась в двух номерах большая корреспонденция «Червоточина», которая вызвала в районе большой резонанс. Ходил он в районные инстанции с просьбой продать ему... стиральную машину, но безрезультатно: ссылались на утвержденный список. Об этом Николай Семенович скромно поведал мне в редакции. Тогда я осмелился помочь этому заслуженному человеку. Пошел к председателю райпотребсоюза Аркадию Борисовичу Алиеву, рассказал ему об этом удивительном человеке, его «хождениях по мукам».
    - Понял. Все сделаю, - коротко сказал А. Алиев.
    Через два дня рано утром ко мне пришел Н. Барсуков. И первое, что он произнес, - слова благодарности за помощь. Оказывается, председатель райпотребсоюза прислал к нему домой автолавку с новой стиральной машиной. Вот так была разрешена в общем-то небольшая просьба, которую обволокли волокитой районные власти.
    Николай Семенович и умер как-то незаметно, при забвении местных и районных властей. Ни соболезнования, ни некролога. Редакция узнала о его смерти лишь спустя полмесяца.
    А в редакции в последние годы жизни он бывал часто. Когда навещал в Мучкапе сестру, обязательно заходил к нам. Не скрою, для коллектива это был, пожалуй, настоящий праздник, ибо от него мы черпали жизнерадостность, крупицы опыта и мудрость.
    Конечно, анализируя сегодняшнюю жизнь, невольно ловишь себя на мысли: как не хватает сейчас вот таких талантливых, самоотверженных и преданных делу и коллективу руководителей! Недавно начальник районного управления сельского хозяйства и продовольствия Иван Васильевич Кулаев рассказал мне о своем наблюдении, когда он работал председателем сельхозкооператива «Мучкапский». В это хозяйство на помощь в пахоте зяби приехали пахотные отряды из села Шапкино и из сельхозкооператива имени Мичурина.
    - Меня поразило, - признался Иван Васильевич, - как ревниво механизаторы-мичуринцы следили за глубиной вспашки. Казалось бы, приехали в чужое хозяйство подработать - разве дело в глубине? Ан нет: возмущались и просто не понимали, как наши механизаторы могли не соблюдать ее. Видимо, это у них было в крови...
   «Было в крови...» Да, это действительно так. А корни этого оттуда. От Николая Семеновича Барсукова...
В.МИХАЙЛОВ.

Мучкапский район.