История края.1989.Исследования и заметки по исторической географии Центрального Черноземья XVI в.п.6
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНОЗЕМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ (дооктябрьский период)
Межвузовский сборник научных трудов
Воронеж. Издательство Воронежского университета 1989.
В. П. ЗАГОРОВСКИЙ
Воронежский университет
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ XVI ВЕКА
...
6. Попытка выявления мест поселений вольных казаков на территории Центрального Черноземья в XVI веке методом ретроспективного анализа писцовых книг XVII века
Государственная «политика заселения Центрального Черноземья активно проводилась в последние 15 лет XVI в., когда во главе России сначала в роли фактического правителя, а затем - царя находился Борис Годунов. Она проявилась в основании целого ряда городов «на Поле» (они названы выше, в начале статьи), в поддержке возникшего в крае феодального землевладения в различных его формах, в вытеснении из пределов Центрального Черноземья вольных казаков.
Возникновению казачества способствовала социально-политическая ситуация, сложившаяся в восточноевропейских степях в XVI в. В России после прекращения внутренних феодальных войн быстро росла численность населения. Одновременно шел процесс закрепощения крестьян, и южные окраины были тем местом, где крестьяне и холопы спасались от феодального гнета. Наиболее смелые из них выходили «в Поле», за пределы крайних русских городов и уездов, становились вольными людьми - «казаками». После разгрома в 1502 г. Большой Орды, как уже отмечалось, «Поле» на долгое время стало «ничейной землей», политических препятствий для появления здесь казаков практически не было.
Сохранились документальные свидетельства о казаках «на Поле». Приведу некоторые из них. В 1546 г. воевода М. Троекуров доносил из Путивля в Москву: «Ныне, государь, казаков на Поле много: и черкасцов, и киян, и твоих государевых, вышли, государь, на Поле из всех украин.»29. Как свидетельствует одна из разрядных книг, в 1570 г. к воеводе А. Ратаеву прибежал «оскольский казак Иванко Матвеев» и рассказал о появлении многих татар в верховьях рек Котла и Потудани30. В 1589 г. в наказе путивльцу А. Зиновьеву, который отправился с отрядом служилых людей «на Поле», сообщалось, что казаки «житьем живут по Осколу и по Семи»31|. Следует подчеркнуть, что речь идет не о низовьях Дона, где складывалось тогда донское казачество, а о территории современного Центрального Черноземья.
Чем занимались пришедшие «на Поле» казаки, в частности те, что жили «житьем» в пределах современных Курс-кой и Белгородской областей, на берегах Оскола и Семи (Сейма)? Свидетельств о занятии их земледелием нет; видимо, первоначально преобладали охота, рыболовство, бортничество. Часть казаков приходила «на Поле» на короткое время, а затем возвращалась в родные края, другие оставались надолго, навсегда. В каких же конкретных местах они жили?
Анализируя писцовую книгу Оскольского уезда 1615 г., я обратил внимание на с. Голубино. Оно находилось дальше других сел от уездного города Оскола (ныне - Старый Оскол), примерно в 50 км южнее его. В 1615 т. в Голубине жил атаман, Парфен Денехин и «его станицы казаки»32. Подобное выражение в тексте писцовой книги не оставляет сомнений: служилые голубинские казаки прежде были вольными казаками. Голубино защищено с юга и запада лесами, с востока и севера - реками. Укромное место на правом берегу р. Оскол, у Голубинского леса, представляется в географическом плане удобным для стана беглых крестьян, а затем и поселения оскольских казаков XVI в. - одним из очагов вольной, народной колонизации «Поля». В дан-
ном случае формулировка более поздней писцовой книги неплохо перекликается с географическими особенностями
местности.
В Белгородском уезде, как свидетельствует Белгородская писцовая книга 1626 г.33, своеобразное положение занимало тогда с. Стариково. В этом уезде было четыре стана (Сажный, Разумницкий, Корейский и Короченский), а также дворцовая волость. Стариково почему-то не относилось ни к одному из станов. Оно располагалось на правом берегу р. Корочи 34, под защитой леса, в стороне от татарских дорог. В 1626 г. в нем жили атаманы и казаки. Это еще один возможный пункт ранней, относящейся к XVI в. вольной колонизации края.
Думается, что подобный метод ретроспективного анализа более поздних документов, в частности писцовых книг XVII в., в связи с недостатком прямых документов заслуживает внимания в историко-географических исследованиях по XVI в.
После основания «на Поле» первых городов русское правительство постепенно сумело ликвидировать казачью вольницу в пределах Центрального Черноземья. Часть вольных казаков была принята на службу в новые города, другая группа казаков отошла далее к югу, в низовья Дона. Полагаю, что вольные казаки после записи на службу в конце XVI в. в Воронеже, Осколе, Белгороде, в ряде случаев сохранили традиционные места своих более ранних поселений.
...
29 Сухоруков В. Д. Историческое описание земли Войска Донского. Новочеркасск, 1903. С. 3.
30 См.: Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 234.
31 Акты XIII-XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества. М., 1898. С. 250.
32 ЦГАДА, ф. 1209, д. 342, л. 235.
33 Там же, д. 15817.
34 Позже село «перешагнуло» на левый берег реки (см.: Загоровский В. П. Белгородская черта. С. 187).
35 См.: Разрядная книга 1475-1598 гг. С. 500-501.
Ещё...
1. Общая характеристика территории Центрального Черноземья в XVI веке
Другие статьи из сборника...
Ю. А. Мизис. Военно-географическая экспедиция 1685 года в Тамбовском крае (Читальня/Статьи, материалы о крае)В. И. ПАНОВА. Историко-географическая характеристика Воронежского края по карте 1732 года П. Лупандина и И.Шишкова (Читальня/Статьи, материалы о крае)
Кабузан В. М. Население Центрально-Земледельческого района в конце XVIII - 50-х годах XIX века. (Читальня/Статьи, материалы о крае)