История края.1989.Военно-географическая экспедиция 1685 года в Тамбовском крае
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНОЗЕМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ (дооктябрьский период)
Межвузовский сборник научных трудов
Воронеж. Издательство Воронежского университета 1989.
Ю. А. Мизис
Тамбовский педагогический институт
Военно-географическая экспедиция 1685 года в Тамбовском крае
(отрывки из статьи)
...
Истории Русского государства в эпоху позднего феодализма во многом определялась наличием огромного фонда свободных земель. Так, в XVII в. происходил процесс быстрого заселения и освоения новых плодородных земель южной лесостепи. Он был связан не только с мощной вольной колонизацией, но и многочисленными мероприятиями правительства. В их число входило строительство новых городов и линий укреплений. Все эти меры предварялись, как правило, специальными правительственными экспедициями, получившими у историков название «военно-географических» 1. Известно о проведении па юге России в XVII в. пяти таких крупных экспедиций. Они разнились по целям и задачам, масштабам и численности участников, но самое главное, они, кроме выбора места для строительства укреплений, оставляли подробное географо-экономическое описание малоосвоенных территорий Русского государства.
На протяжении XVII в. важнейшим направлением внешней политики России оставался южный вопрос. В его основе лежали задачи ликвидации в степях господства татарских орд, прежде всего Крымского ханства, и выхода к Черному морю. Эта внешнеполитическая цель перекликалась с внутренними потребностями страны. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства требовал все новых и новых земельных площадей. Старые земельные угодья центральных уездов страны уже не удовлетворяли потребностей ее экономики. Поэтому вопрос освоения Центрального Черноземья встал в то время с наибольшей остротой.
Традиционной формой наступления русского правительства на степь являлось строительство линий укреплений. В 30-50-х гг. XVII в. здесь были сооружены Белгородская, Тамбовская, Ломовская, Саранская и ряд других черт. Сыграв важную роль в укреплении южных границ, они к началу 80-х гг. уже не удовлетворяли потребностей обороны страны. Началось освоение земель, расположенных южнее старой линии обороны. Подписание в 1681 г. Бахчисарайского мира с Турцией и Крымским ханством еще не означало спокойствия на южных рубежах России. Сохранялась опасность постоянных мелких и даже крупных набегов кочевников. Со всей очевидностью встал вопрос о новых правительственных шагах по укреплению южных границ государства.
В связи с этим в первой половине 80-х гг. XVII в. в правительственных кругах возникли планы строительства ряда новых укрепленных линий. Среди них - Изюмская, Сызранская, Битюгская черты. Часть из них была сооружена, другие же так и остались в проектах. Изюмская черта была построена в 1680 г., что позволило прикрыть территорию много южнее Белгородской черты2. Естественно встал вопрос о защите земель, расположенных к югу от восточного фланга Белгородской и Тамбовской черт, т. е. о строительстве укреплений по Битюгу.
Прежде чем начать строительство новой черты, сюда была послана крупная военно-географическая экспедиция. Она работала летом 1685 г. на территории нынешних Тамбовской, Воронежской и Липецкой областей. Цели, задачи и итог работы экспедиции в исторической литературе полностью не рассматривались. Исследователи основное внимание уделяли работе только одного из ее отрядов, которым руководил жилец И. Жолобов3. Архивные материалы позволяют проследить весь ход работы экспедиции 4.
Экспедицию готовил и проводил Разрядный приказ. Ее маршрут должен был проходить по почти безлюдным местам, не имевшим постоянного населения. Здесь находились только промысловые угодья жителей Козловского и Тамбовского уездов. Общее руководство экспедицией осуществлял князь и воевода Михаил Федорович Шейдяков. В его подчинение передавались 2400 служилых людей ряда южных городов. В их число входили опытные проводники-вожи и чертежники. Делопроизводство вела группа подьячих во главе с дьяком Иваном Нагоморским.
Правительство поставило перед экспедицией основную цель: выбрать место для строительства новой черты по р. Битюг. Попутно решались и другие задачи. Разрядный приказ рекомендовал осмотреть Козловский и Тамбовский валы и предложить меры по их ремонту, а также обследовать бассейны рек Битюга, Матыры и Икорца и определить места будущих селений. Таким образом, экспедиция рассматривалась как важная правительственная акция на юге Русского государства, имеющая политическое и экономическое значение.
Экспедиция начала свою работу в июле 1685 г. Ее базовый лагерь располагался у Вельского городка, находившегося на западном фланге Козловского вала. Отсюда отряды экспедиции разошлись по своим маршрутам.
...
Второй отряд возглавил жилец Иван Иванович Жолобов. В его состав вошли 2 «старых» подьячих, чертежник и свыше 160 копейщиков, рейтар и станичных «вожей». Отряд И. И. Жолобова должен был выполнить основную задачу экспедиции: осмотреть берега р. Битюг и выбрать место для строительства здесь новой черты. «Да лесов и речек, и всяких угодий... и на мелких местах бродов осмотреть и описать, и на чертеж начертить», - говорилось в правительственном указе 9.
7 августа отряд вышел из Тамбова и двинулся по заданному маршруту. Его путь лежал от Тамбова через Кузьмину Гать к верховьям Битюга, затем вдоль его русла до устья и далее вверх по Дону. В ходе работы отряда велось подробное описание местности. Для составления чертежей определялись расстояния между различными географическими объектами. Большую помощь в этом оказывали местные проводники. С их помощью определялись расстояния до ближайших крупных населенных пунктов: Тамбова, Козлова, Усмани или Хоперских казачьих городков. В качестве примера можно привести выдержку из отчета: «А по сказке тамбовских и козловских станичников Степана Ефремова да Фетиса Лощинина с товарищами, от устья р. Плоскуши до хоперского казачьего Пристанского городка будет со ста верст» 10.
Местность, по которой прошел отряд И. И. Жолобова, уже использовалась жителями соседних уездов в хозяйственной деятельности. Здесь находились бортные ухожьи, сенокосные угодья, проходили торговые пути. Только в бассейне Битюга И. И. Жолобов зафиксировал 12 юртов. Еще семь юртов были обнаружены в среднем течении Дона и его притока р. Серед. Большая часть юртов на Битюгу принадлежала Троицкому Козловскому монастырю и сдавалась его архимандритом на откуп. Каждый юрт имел четкие границы и небольшую избу для бортников. Позднее здесь возникли села, сохранившие названия старых бортных ухожьев (например, Тойда, Эртиль, Чигла, Коршево).
Участники экспедиции намечали места для строительства укреплений новой черты и населенных пунктов. Новая линия укреплений должна была начаться от Тамбовского вала, пройти вдоль Битюга до его устья, а от него вверх по Дону до Коротояка - небольшой крепости по Белгородской черте.
Новая черта по Битюгу планировалась как непрерывная линия укреплений, состоящая из городков, валов, засек и надолб, т. е. типичного набора фортификационных сооружений, применявшихся на юге России в XVII в. Общая длина ее должна была составить 168 верст 490 сажен. В бассейне Битюга не наблюдалось мощных лесных массивов и, естественно, создавать здесь засеки и надолбы можно было только в отдельных местах. Руководство экспедиции предложило основным звеном новой линии укреплений сделать мощные земляные валы (около 70% длины всей черты).
Здесь прослеживается попытка развить опыт эксплуатации Белгородской, Тамбовской и других черт на юге Русского государства.
Опорными пунктами новой черты становились семь городков. Их предполагалось соорудить в важнейших стратегических местах. Интересным моментом представляется попытка включить в черту укрепления двух старых Раменских городищ. Три городка планировалось построить на островах реки - прием, ранее при строительстве черт на юге России не встречавшийся. Намечались места для будущих слобод вокруг городков, пашенных и сенокосных угодий. Общая численность защитников черты определялась в 2550 служилых людей.
...
...1 Загоровский В. П. Материалы южнорусских военно-географи-ческих экспедиций XVII в. как нсторнко-географический источник//Основ-ные проблемы исторической географии России на современном этапе. М.,
1980. С. 28-29.
2 См.: Загоровский В. II. Изюмская черта. Воронеж, 1980.
3 T и м о ш е ч к и н М. Битюцкнй розыск//Подъем. 1962. № 4. С. 132-134.
4 ЦГАДА, ф. 210, столбцы Приказного стола, № 931, л. 1-24; столбцы Новгородского стола, № 345, л. 2-6, 145-153; столбцы Белгородского стола. № 1720, л. 1-48; книги разных городов, № 68, л. 75-130.
5 ЦГАДА, ф. 210, столбцы Белгородского стола, № 984. с Там же, столбцы Приказного стола, № 931, л. 21.
7 См: Мизис 10. А. Из истории Тамбовской черты XVII века// Воронежский край на южных рубежах России XVII-XVIII вв. Воронеж,
1981. С. 50-62.
8 Острожная стена, установленная у подошвы вала.
8 ЦГАДА. ф. 210, столбцы Новгородского стола, № 345, л. 4.
10 Там же, книги разных городов, № 68, л. 85.
...
Другие статьи из сборника...
В. П. ЗАГОРОВСКИЙ. Исследования и заметки по исторической географии Центрального Черноземья XVI в.п.1 (Читальня/Статьи, материалы о крае)
В. И. ПАНОВА. Историко-географическая характеристика Воронежского края по карте 1732 года П. Лупандина и И.Шишкова (Читальня/Статьи, материалы о крае)
Кабузан В. М. Население Центрально-Земледельческого района в конце XVIII - 50-х годах XIX века. (Читальня/Статьи, материалы о крае)