Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.2004.Материалы Борисоглебского юбилейного краеведческого вестника.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

 

Борисоглебск - 2004 г.

  К 300 - летию церкви в честь покровителей

и заступников Земли Русской святых Бориса и Глеба

в г.  Борисоглебске (1704 - 2004гг.)

М. Попов

О церквях г. Борисоглебска и его уезда в начале XVIII - го столетия

            М. Т. Попов являлся активным исследователем истории Тамбовского края (XIX в). Помещаемая ниже его статья о церк вях Борисоглебского уезда была опубликована в "Известиях Тамбовской губернской ученой архивной комиссии" Тамбов 1893, вып. 35, с.48-56. При ее написании он воспользовался ма териалами, любезно предоставленные ему сотрудником архива Министерства юстиции В. И. Холмогоровым (1835-1902). По мнению Ученого совета музея, эта статья актуальна и в наши дни, т.к. в ней впервые в печати названа дата основания г. Борисоглебска - 1698г. Кроме того дана сама история церк вей г. Борисоглебска и указано, что церковь во имя святых Бориса и Глеба начала функционировать с 1704, т.е. ей в 2004 г. исполняется 300 лет. 

 

              В Московском архиве Министерства Юстиции есть не малое количество так называемых '"безгласных дел"; когда-то они были описаны, пронумерованы, снабжены обложками, но с течением времени все это затерялось, дела перепутались и потому теперь вновь подвергаются разбору, в числе их найдено одно из дел патриаршего казенного приказа (вязка 483, дело № 24) о строении и обложении данью церквей города Борисоглебска и его уезда; выдержки из этого дела сообщаются мною как дополнение к реферату И.И. Дубасова, читанному 2 дек. 1891 г.

            г. Борисоглебск построен на реках Хопер и Ворона в 1698 г., причем первоначальное название его, если не официальное, то местное, было "Павловск"; по крайней мере, в челобитной пятидесятника Исая Савельева (1702 г.) о строении в солдатской слободе г. Борисоглебска церкви во имя св. Николая Чудотворца говорит­ся так: в прошлых, государь, годах, по твоему великого государя указу, построен город Павловск, и переведены мы из разных горо­дов и уездов и ныне обещали мы построить церковь Божию во имя Николая Чудотворца у себя в солдатской слободе ... Челобитная эта подписана города Павловска приказной казны подьячим Потапом Плодомасовым.

            Вскоре после основания города стали строиться в нем церкви: первая церковь во имя св. Николая Чудотворца была построена в солдатской слободе в 1702 г. по челобитной вышеуказанного сол­дата пятидесятника Исая Савельева с товарищами; благословен­ная на нее грамота была выдана Стефаном Яворским 5 июля 1702 г. К осени церковь в 1703 г. "для умножения прихожан" была пост­роена в той же слободе другая церковь, также во имя Николая Чудотворца. Построена она была по государеву указу.

            По тому же государеву указу в 1703 г. были построены еще две церкви: приходская во имя Пресвятой Богородицы Казанской в станичной слободе и соборная церковь во имя святых Страстотерпцев Бориса и Глеба. Не с тех ли пор город стал называться Бори­соглебском? Благословенная на соборную церковь грамота и попу ставленая грамота и перехожая память были выданы из патриаршего казенного приказа в 1704 г., а в 1705 г. к той соборной церкви был дьякон благословен.

            Из уездных церквей известно время построения церкви во имя св. Дмитрия Солунского в Карайской слободе, сооруженной в 1704 г. по челобитью местных жителей. Из этих церквей только две были обложены данью: а именно церковь (первая) во имя св. Николая Чудотворца в солдатской слободе г. Борисоглебска и церковь во имя св. Дмитрия Солунского в Карайской слободе; на первую по­ложено дани 1 р. 29 алт. 1 ден., а на вторую 1 р. 21 алт.

            Однако по справке в патриаршем казенном приказе оказалось, что и эти церкви до 1705 г. данных денег не платили, потому что "г. Борисоглебск и его церкви в области святейшего патриарха не приписаны" прочие церкви даже не были обложены данью, пото­му что "они строились по государеву указу, а не по челобитью".

            В августе 1705 г. соборный поп г. Борисоглебска Данила Никифоров донес монастырскому приказу, что в г. Борисоглебске и его уезде приходские дворы у церквей и часовен не переписаны и данью те церкви не обложены, а потому тех церквей и часовен попы данных денег и пошлин никуда не платят, а корыстуются сами; к этому поп Данило присовокупил: "Того де города Борисоглебска и уезда церкви и часовни никуда не приписаны, а поблизости тот город и уезд области святейшего патриарха к нижнему городу Ломову и о том бы тебе указ учинить".

                    Однако монастырский приказ не послушал указаний соборного попа и не приписал Борисоглебских церквей Нижнему Ломо­ву, а вместо того начальник монастырского приказа боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин с товарищами приказал Борисоглебс­кому соборному попу Данилу Никифорову собрать дань с тех цер­квей, которые ею обложены, а у прочих церквей и часовен перепи­сать приходские дворы, и церковные пашни, и сенные покосы, а опись представить в патриарший казенный приказ для обложения данью. Ему же, Данилу Никифорову, поручено венечные памяти тем церквям отпускать и пошлины принимать, дьячкам, понома­рям и просвирням новоявленные памяти давать и пошлины с них взимать по 6 алт. 4 ден. и привозить в Москву погодно, в первых числах декабря месяца. Венечные пошлины, согласно указу патри­арха Адриана, назначены в следующем размере: с отроков, кото­рые женятся на девках, 4 алт.; с отроков, которые женятся на вдо­вах, и с вдовцов, которые женятся на девках, 6 алт.; если оба брачующихся женятся вторым браком - 8 алт. 2д., а если хотя один из них сочетается уже третьим браком - 10 алт.; сверх того приказ­ных пошлин по 8 ден. со свадьбы. Из этих распоряжений видно, что г. Борисоглебск и его уезды никогда не были приписаны в цер­ковном отношении к Нижнему Ломову, а составили с самого на­чала 18 столетия особую десятину, хотя и без этого названия; обя­занности десятильника и поповского старосты были возложены на соборного попа г. Борисоглебска. На это есть и другие указания в том же деле: так, в 1718 г. жители деревни Карачанки построили у себя церковь во имя св. Космы и Дамиана и били челом "на освя­щение той церкви выдать антиминс и дать указ святить ту церковь Борисоглебскому соборному попу Ивану Ксенофонтову" На чело­битной помета: дать указ и антиминс. Наконец в делах патриар­шего казенного приказа есть ответ на запросы синода в 1724., ка­кие города были приписаны к патриаршей области; в ответ упо­мянут и город Борисоглебск с уездом. В декабре 1705 г. соборный поп произвел перепись церквям и часовням Борисоглебского уез­да, собрал, где мог, пошлины и прислал вначале 1706г. собранные деньги и переписные книги в Москву с соборным дьяконом Роди­оном Ивановым, ибо сам был в скорби и лежал при смерти. По переписным книгам в городе Борисоглебске оказалось три церкви: соборная во имя Бориса и Глеба, приходская во имя Николая Чу­дотворца в солдатской слободе и другая приходская во имя Пре­святой Богородицы Казанской в станичной слободе; в уезде же было 2 церкви в Чегарадской и Карайской слободах и 5 часовен в Боганинской, Танцыреевской, Карачанской, Грибановской и Русско-Полянской слободах.

            Сличая переписную книгу, составленную в декабре 1705 г. соборным попом Данилом Никифоровым, с его же докладной запис­кой от 2 августа того же 1705 г., невольно поражаешься пропажей одной из Борисоглебских церквей, а именно церкви (второй) во имя святого Николая Чудотворца в солдатской слободе, а еще бо­лее тем, что патриарший казенный приказ не обратил на эту про­пажу никакого внимания.

            Сомневаться в существовании второй церкви во имя Николая Чудотворца нет никакой возможности: хотя при деле нет подлинной докладной записки попа от 2 августа 1705 г., но есть указ, посланный ему в сентябре того же года, составляющий ответ на его записку, а в том указе по обычаю того времени повторено дос­ловно содержание поповского доклада: "писал ты к нам ... церк­вей де Божиих в том городе построено: соборная церковь во имя Бориса и Глеба, да приходская церковь в станичной слободе во имя пресвятой Богородицы Казанской, да в солдатской слободе во имя Николая Чудотворца, да в той же слободе для умножения прихожан построена церковь во имя Николая же Чудотворца".

            Кроме того, в записных книжках патриаршего казенного при­каза указано, что первая церковь во имя Николая Чудотворца в солдатской слободе была построена в 1702 г. по челобитью Исая Савельева, причем на нее положено дани 1р.29 алт. 1д., а вторая церковь построена в 1703 г. по государеву указу и потому дани на нее не положено.

            Есть еще недоумение по поводу той же переписи: в челобит­ной Исая Савельева 1702 г. о строении церкви во имя Николая Чудотворца в солдатской слободе указано, что при этой церкви сто приходских дворов, а при переписи нашлось только 44 двора и опять казенный приказ без всякого возражения вместо 1 р.29 алт. 1 ден. налагает дань в 23 алт. 5 ден. Оба эти противоречия можно объяснить следующим предположением: подобно тому, как для заселения города Борисоглебска переселены были, по словам челобитной Исая Савельева жители "из разных городов и уездов", так, вероятно, и из Борисоглебска в период 1702-1705г. 56 солдат­ских дворов были выселены в какое-либо другое место; первона­чально все сто дворов солдатской слободы были приписаны к пер­вой церкви во имя Николая Чудотворца, а вторая церковь, пост­роенная для умножения прихожан, была не приходская; служба в ней совершалась по временам причтом первой церкви, а потому ясно, что когда 56 солдатских дворов были выселены из Борисог­лебска, то вторая церковь оказалась излишнею, она осталась "без пения" и поэтому не вошла в составленную соборным попом пере­пись.

            По этой переписи при церквах г. Борисоглебска и его уезда оказалось в 1705 году следующее количество приходских дворов, церковных земель и сенных покосов:

         

 

Поповс. и

 дьяконск. дворов

Дьячков. и понемарск.

Подьяческих

солдат.

станич.

Церк. земли четверт. в поле

Сенных  покосов копен

В г. Борисоглебске:

Церковь соборная во имя св. Бориса и Глеба ...........

1+1

1

4

4

20

10

Церковь приходская во имя Пресвятой Богородицы ...................

1

1+1

-

41

10

5

Церковь приходская во имя Николая Чудотворца.....................

1

1

-

44

10

10

в уезде:

Церковь во имя Архистр. Михаила в Чегардайской сл. .................................

1

1

-

50

15

10

Церковь Дмитрия Солунского в Карайской сл. ..............................

1

-

-

50

15

10

Часовня во имя Покрова Богород. в Боганинской слободе .........................

2

-

-

65

15

10

Часовня Дмитрия Солунского в Танцырейской сл. ...........

1

-

-

24

10

10

Часовня муч. Пятницы в Карачанской сл. ..............

1

-

-

150

15

10

Часовня Архистр. Михаила в Грибановской сл. .................................

2

-

-

150

20

20

Часовня Рождества Христова на Русской поляне ...........................

1

-

-

20

15

10

 

  Эти цифры показывают, что духовенство Борисоглебского уез­да вознаграждалось за свои труды довольно неравномерно: наря­ду с большими приходами в 150 дворов с соответствующим коли­чеством пахотной земли и покосов попадаются и малые приходы в 20 и в 24 двора, но таких малых приходов было только два, да и в них количество пахотной земли и сенных покосов не уступает большим приходам, поэтому можно сказать, что Борисоглебско­му духовенству начала XVIII столетия жилось недурно, тем более что в приходах не замечается обычного в то время обилия причта, доходившего в некоторых местах до 14 чел. Скорее замечается обратное явление: недостаток причетников, так на 10 церквей и часовен Борисоглебского уезда имеется один дьякон при собор­ной церкви и по одному дьячку при четырех церквях, а при ос­тальных шести кроме попов никого нет.

            Не имея сведений о количестве земли, принадлежащей прихожанам той или другой церкви, нельзя судить о том, соответствует ли наделение Борисоглебских церквей землею тем нормам, кото­рые установились в период после писцовых книг 1620-23 г. (см. дела патриаршего казенного приказа, вязка № 486, дело №5); мож­но отметить некоторое несоответствие в наделении землею и сен­ными покосами; по обычаю того времени на четверть земли в поле давалась копна сена, но это мы замечаем только у трех церквей, а у остальных семи копна сена приходится на 11/2 и даже на 2 четвер­ти земли в поле, но едва ли это указывает на недостаток сенных покосов в Борисоглебском уезде, а скорее на произвол прихожан, которые, случалось, строили у себя церковь или часовню, наделя­ли ее землею, приглашали священника иногда (до 1705 г.) даже без ведома патриаршего приказа, так до переписи Данила Никифоро­ва в патриаршем казенном приказе имелись сведения только о че­тырех церквях, а о существовании прочих шести церквей и часовен приказ не имел даже и понятия.

            Получив переписные книги, патриарший казенный приказ наложил на все церкви и часовни дань в следующем размере: на двор попа - 4 ден., диакона - 2 ден., дьячка, пономаря и просвирни - 1 ден., на подьяческие дворы по 4 ден., солдатские, станичные и воротничьи - по 2 д. с четверти земли в поле - по 3 д. и с копны сена - по 2 д. Кроме этой дани Борисоглебские церкви должны были платить и другие сборы под названием "заезда, десятильничего дохода, казенных пошлин - всего в следующем размере:

         

 

Дань

Заезд

Казен.

пошл.

Десятильнич.

доход

Полонян.

доход

Всего

Соборная церковь в г. Борисоглебске

18 ал. 3 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

4 л.

1 р. 8ал. 1 д.

Приходская в станич. слободе

21 ал. 2 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

4 ал.

1р.11 ал.

Приходская в солдатской слободе..........

23 ал. 5 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

2ал.

4д.

1р.12ал.1д.

Церковь в Чегорадской слободе..........

28 ал. 2 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

2ал.

4д.

1р.16ал.4д.

Церковь в Карайской слободе..........

28 ал. 1 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

1ал.

2д.

1р.15ал.1д.

Часовня в Боганинской слободе..........

1 р. 3 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

2ал.

4д.

1р.22ал.1д.

Часовня в Танцырейской слободе..........

17 ал.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

1ал.

2д.

1р.4ал.

Часовня в Карачанской слободе..........

1 р. 28 ал. 1 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

1ал.

2д.

2р.15ал.1д.

Часовня в Грибановской слободе..........

2 р. 1 ал.

2 д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

2ал.

4д.

2р.23ал.

Часовня на Русской поляне...........

18 ал. 1д.

1 гр.

5 ал. 4д.

10 ал.

1ал.

2д.

1р. 5ал. 1д.

Всего

9р. 18ал.

4 д.

1 р.

1р.23ал. 2 д.

3 р.

24 ал.

15р.32ал4д.

 

            Эти цифры показывают, что хотя дань налагалась строго пропорционально доходности церквей, но прочие сборы, одинаковые для всех церквей, всею тяжестью своею ложились на малоприходные церкви; в богатых церквях с большими приходами сборы эти составляли немного более 30% дани, в средних - 60% - 70%, а в церквах с малыми приходами более 100% и даже до 125% дани; от этого менялось не в пользу малых приходов отношение платежей различных церквей: например по количеству прихожан, церков­ной земли и покосов часовня во имя Дмитрия Солунского в Танцырейской слободе должна была платить ровно в четыре раза менее часовни во имя Архистратига Михаила в Грибановской слободе, а на самом деле она платила всех сборов только в 2,4 раза менее; тоже относится и к другим церквям. В настоящее время трудно су­дить, насколько сборы с церквей были для них обременительны; если согласиться с мнением Ключевского (см. его исследование: Русский рубль), что цена рубля в конце 17 столетия была в 17 раз более настоящей, то окажется, что борисоглебские церкви плати­ли от 20 до 50 р.с. в год. Эти цифры кажутся очень невеликими в сравнении с теперешними сборами, достигающими 400-500 р. с. с церкви, но не надо упускать из виду, что теперь и приходы гораздо больше. По тому ли, что сборы были обременительные, или про­сто в надежде на безнаказанность со стороны далекой централь­ной власти, только "залесного" стана грибановской, карачанской и русско-полянской слободы попы Иосиф Васильев, Мелентий Иванов, Яков Федоров да Иуда, живя у тех часовен без указа и без перехожих грамот из патриаршего казенного приказа, данных де­нег не заплатили и по многим посылкам учинились государеву указу сильны (ослушны).

            Получив переписанные книги и докладную записку соборно­го попа, патриарший казенный приказ наложил на церкви и ча­совни дань в указанном выше размере и подтвердил указ соборно­му попу о сборе данных денег и венечных пошлин, а так как в го время пришло известие о его смерти (в февр. 1706 г.), то приказ временно поручил эту обязанность соборному дьякону Иродиону Иванову, а об ослушенных попах донес монастырскому приказу. Монастырский приказ, утвердив распоряжения патриаршего ка­зенного приказа относительно сбора данных денег, постановил: ослушных попов, отдав на поруки, прислать в Москву в патриар­ший казенный приказ, часовни все велеть разобрать и на тех мес­тах строить церкви, а о строении церквей бить челом на Москву и брать благословенные грамоты.

            На этом и кончается дело, неизвестна участь ослушных попов: привезли ли их в Москву или нет - неизвестно.

            Пояснения к тексту

Антиминс - слово греческого происхождения, означает "вместопрестолие" так называется освященный платок с изображением погребения Господа, он всегда освящается самим архиереем. В нем полагается частица святых мощей в память того, что древние хра­мы строились над мощами святых мучеников.

            Причт - служители каждого храма составляли причт; кроме настоятеля - священника и его помощника - дьякона, в причте состояли и низшие церковные служители, не получившие религиоз­ного образования и не посвященные в сан, - дьячки (официально псаломщики) и пономари.

            Денежный счет Русского централизованного государства сло­жился на рубеже XV -XVI вв. Он включал в себя три основные счетные единицы - рубль, алтын и деньгу. Встречалась и четвертая - полушка, равная половине деньги:

            Рубль = 33 алтынам 2 деньгам = 200 деньгам.

            Алтын = 6 деньгам.

            Деньга = 2 полушкам.

            В статьях X. Козлова и М. Попова сохранен стиль изложения, принятый в XIX веке.

 

            ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

            В.М.Голованов

            Историко-педагогическое краеведение как составная часть регионоведения (на материале Прихоперья)

            В наши дни регионоведение определяется как широко востребованная временем область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики социально-экономического, культурного, этноконфессиального, природно­го, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами 1.

            По нашему мнению, это определение, верное по существу, является не полным. Почему? Во-первых, разве можно гово­рить только о специфике, к примеру, культурного развития, не рассматривая его содержания?

            Во-вторых, целесообразно в это определение включить изу­чение народного образования и педагогической мысли в том или ином регионе. Недаром же во все школьные программы входит (кроме федерального) и региональный компонент (рес­публиканский, краевой, областной и т.д.).

            На необходимость разработки региональной историко-педагогической тематики в свое время (70-е годы XX века) ука­зывал известный историк педагогики Ф. Ф. Шамахов (1900-1994), автор таких крупных монографий, как "Школа Западной Си­бири в конце XIX- начале XX вв." 2, "Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917гг.) и др. 3 Более того, в начале 70-х годов XX века по этому поводу в "Учительской газете" развернулась целая дис­куссия, в которой принял участие и автор этих строк 4. Но в период командно-административной системы проведение регио­нальных историко-педагогических исследований осуществить не удалось.

            Несомненно, краеведение является составной частью регионоведения, в какой-то мере это даже синонимы. В свою очередь краеведение, как известно, подразделяется на историчес­кое, литературное, языковедческое (лингвокраеведение) и т.д. В каждом регионе есть как отдельные учебно-воспитательные за­ведения, так и целая образовательная система. Изучение их относится к компетенции историко-педагогической науки, воз­никшей в конце XVIII века в связи с необходимостью обоб­щить то, что было сделано с древнейших времён, особенно с эпохи гениального чешского педагога, основоположника педа­гогической науки Я.А.Коменского (1592-1670).

            Выявление же содержания и специфики народного образо­вания в том или ином регионе есть область регионоведения. Не надо забывать при этом, что примерно каждые пять лет прак­тически в любой науке возникает новое направление или её более или менее самостоятельный раздел. Таким образом, пра­вомерность появления историко-педагогического направления в краеведении не должна вызывать сомнения.

            Покажем это на примере историко-педагогической литера­туры, посвященной Прихопёрью.

            В дореволюционный период из печати вышли две книги об Александровской Борисоглебской гимназии, основанной как прогимназия в 1880 году (ныне это средняя школа №5): "Отчёт о состоянии Александровской Борисоглебской прогимназии за 1890-1891 и 1891-1892 учебные годы". Составитель секретарь педагогического совета Л. И. Горкевич. - Борисоглебск, 1893; "Исторический очерк возникновения, состояния и деятельности Александровской Борисоглебской гимназии. По случаю исполнившегося 1-го октября 1905 года двадцатипятилетия её существования в 1880-1905 гг. Составил по предложению педагогического совета преподаватель В. М. Гостев. - (Борисоглебск, 1906)".

            Обе книги дают представление о старейшем учебном заве­дении Прихопёрья. В настоящее время они хранятся в фондах Борисоглебского историко-художественного музея.

            Большой очерк о народном образовании В.Безрукова мы находим в книге "За пять лет Октябрьской революции. Поли­тический, экономическо-статистический обзор Борисоглебского уезда" (Борисоглебск, 1922, с.107-125). Из этого обзора узнаем, что начало высшему образованию в Борисоглебске было поло­жено в 1918 году, когда здесь открылся сельхозинститут, просуществовавший до 1921 года, затем переведенный в Тамбов. При нём работали подготовительные курсы для крестьянской молодёжи, которые в 1922 году были переведены в Воронеж.

            В 1979 году статуправление Воронежской области выпусти­ло для служебного пользования сборник "Просвещение и куль­тура Воронежской области в десятой пятилетке" (Воронеж, 1979). Его тираж всего лишь 150 экземпляров, объём - 43 страницы текста (с таблицами).

            В этом полу секретном сборнике, выпущенным не типографическим способом, даны интересные с историко-педагогичес­кой точки зрения сведения о состоянии народного образования в области в конце 70-х годов XX века. В сборнике указано, к примеру, что на территории Воронежской области на начало 1978-1979 учебного года функционировало 1405 дневных обще­образовательных школ, в которых обучалось 310 тысяч учащихся. Средних профессиональных технических училищ было 21, учащихся в них-9,9 тысяч. В области имелось 10 вузов, в них студентов 59,9 тысяч; 40 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 44,4 тысячи человек, из них 7 находились (и находятся) в городе Борисоглебске, что можно назвать своеобразным феноменом. Полагаем, что это может по­служить предметом специальной статьи.

            На начало 1978 - 1979 учебного года в Борисоглебске и райо­не насчитывалось 29 школ, учащихся в них - 9252 человека, учите­лей - 554 человека. Детских садов и яслей было 31, воспитанников в них 2812 человек. (Для сравнения: в 1975-76 учебном году в г. Борисоглебске и районе было 10524 учащихся дневных общеобра­зовательных школ). Падение в настоящее время контингента уча­щихся и особенно воспитанников детсадов общеизвестно. Так, по состоянию на 1сентября 2003 года в 26 школах Борисоглебска и района насчитывалось 8503 учащихся, при этом надо иметь вви­ду, что за последнее десятилетие (1993 - 2003 гг.) в город и район прибыло несколько тысяч беженцев и вынужденных переселенцев с детьми. Газета "Советская Россия" (2004, 5 февраля) отмечает, что число детей в России стремительно сокращается. По данным Центра по изучению демографических проблем России в 1990 году в России проживало 40 миллионов детей, а в 2003 году - чуть более 30 миллионов. По прогнозам демографов, к 2010 году это число снизится до 25 миллионов 6. Отсюда не востребованность кадров, особенно в городах. Целесообразно ли содержать в стране 73 государственных педвуза и 61 госуниверситет?

            Все вышеназванные работы были единичными и даже в совокупности не могли претендовать на становление историко - педа­гогического краеведения Прихоперья.

            Активизация работы по историко - педагогическому краеве­дению началась в 90 - х годах XX века, что было вызвано опреде­ленной демократизацией общества. Первоначально создавшись брошюры и книги по истории отдельных учебных заведений, а за­тем, как бы следуя философскому закону о переходе количества в качество, из печати стали выходить обобщающие историко - пе­дагогические труды.

            В 1990 году в Борисоглебске из печати вышла брошюра В.М. Голованова "Очерки истории Борисоглебского педагогического института (1940-1990 гг.)". В ней дана краткая история вуза, говорится о судьбах некоторых выпускников, состоянии института в конце 80- х годов XX века. Объем - 40 страниц (2,5 п.л.), тираж -1000 экз. Это было первое более или менее систематическое исследование, посвященное одному из старейших государственных ву­зов Прихоперья. В течение нескольких лет (1997-2000 гг.) автор продолжал работу над этой темой, в результате чего в 2000 году в Борисоглебске из печати вышла его монография "История Борисоглебского государственного педагогического института за 60 лет (1940-2000 гг.). Ее объем -127 страниц текста (с иллюстрациями). Тираж - 500 экз., издание было осуществлено на средства автора. Книга посвящена памяти Народного учителя СССР Олега Борисовича Шаповалова (1941 - 1989), выпускника физико-математического факультета (1964). В монографии четыре главы: "Общая история института", "Династия математиков Немытовых", "Они работали в нашем институте", "Наши выпускники". Дан указатель имен. В приложении помещены некоторые документы, имеющие отношение к истории вуза. В главе "Они работали в нашем инсти­туте" впервые опубликованы такие очерки, как "Неповторимый Корман", "Григорий Наумович Приступа", "Резник (Днепров) Вольф Давидович", "Иосиф Давидович Вайсберг", "Яков Моисее­вич Биксон", "Леонид Васильевич Пенкин", "Княгиня" Мария Алексеевна" и другие. Автор не ставил перед собой цель написать о современном состоянии института, главное внимание уделено его истории и бывшим преподавателям, оставившим заметный след у выпускников.

            Анализу состояния учебно-воспитательной и научной рабо­ты института посвящена книга А.К. Юрченко "Очерки по истории Борисоглебского пединститута" (Борисоглебск, 2001). В книге А. К. Юрченко очерк по истории института примерно такой же, что и в монографии В.М. Голованова.

            В 1996 году из печати вышла небольшая брошюра Б.А. Дементеева и В.М. Голованова "Старейшее училище в России. Крат­кая история Борисоглебского ПТУ №9". Оно основано в 1878 году и в 2003 году отметило свое 125-летие.

            Заслуживает внимание книга "Страницы истории Борисоглебс­кого педагогического училища (1932 - 2002 гг.)", опубликованная к 70-летию этого учебного заведения в Борисоглебске в 2001 году. Автор-составитель зам. директора училища Л.В. Монаенко. Объем 60 страниц (с иллюстрациями), тираж 500 экземпляров. В приложении даны копии документов, касающиеся истории училища. 

Следует отметить статьи М.И. Шаталовой по истории ста­новления и развития Борисоглебского индустриального техникума. (2000 г.), В.М.Голованова, Н.А.Харитоновой о Сталинградс­ком областном техникуме физической культуры в городе Урюпинске в 1944-1949 гг. (2003 г.) и Борисоглебском пединституте в журнале "Начальная школа" (2000,№10, в соавторстве с Е. Губановой). Они указаны в списке основной литературы по историко-педагогическому краеведению Прихопёрья.

            Начало XXI века ознаменовалось новыми работами по истории народного образования Прихопёрского края. В связи с 70-летием основания была выпущена из печати книга "Вехи истории и современность: Балашовский учительский институт, Балашовский государственный педагогический институт, Бала­шовский филиал Саратовского государственного университета" (2003). Объём - 140 страниц и 49 станиц фотоистории вуза.

            Появились и обобщающие работы по прихопёрскому исто­рико-педагогическому краеведению, что, безусловно, свидетель­ствует о дальнейшем развитии этого направления в регионоведении.

            В 2002 году в Урюпинске из печати вышла книга Н.А.Ха­ритоновой "Образование в городе Урюпинске (XX-XXI вв.)" и книга "Право на память (Очерки из истории образования го­рода Борисоглебска-района)", подготовленная авторским кол­лективом.

            В книге Н.А.Харитоновой 158 страниц (она большого фор­мата), много добротных иллюстраций. В этой книге сосредото­чен огромный фактологический материал по истории народно­го образования старейшего казачьего города Урюпинска, осно­ванного в 1618 году. К сожалению, в книге отсутствует мате­риал по истории Урюпинского учительского института, культпросветучилища, сельхозинститута, педучилища. По-нашему мнению, материал в книге зачастую расположен бессистемно, нет чёткости в структуре. Вместе с тем выход в свет книги Н.А.Харитоновой можно только приветствовать.

            В книге "Право на память (Очерки из истории образова­ния города Борисоглебска - района)" 72 страницы, её тираж-100 экземпляров. В основном она посвящена общеобразова­тельным школам, дошкольным и внешкольным учреждениям. Книга богата фактологическим материалом.

            По-нашему мнению, историко-педагогическое краеведение как составная часть регионоведения только что зарождается, идёт процесс его становления и оформления в относительно самостоятельную отрасль знания. В настоящей статье мы предприняли одну из первых скромных попыток "застолбить" но­вое направление в краеведении, нисколько не претендуя на какой-либо всесторонний охват проблемы.

            К статье прилагаем "Краткую библиографию по историко-педагогическому краеведению Прихопёрья".

            Краткая библиография по историко-педагогическому краеведению Прихопёрья

            1. Отчёт о состоянии Александровской Борисоглебской прогимназии за 1890-1891 и 1891-1892 учебные годы. Состави­тель секретарь педагогического совета Л.Н. Горкевич. - Борисог­лебск, 1893.

            2. Исторический очерк возникновения, состояния и дея­тельности Александровской Борисоглебской гимназии. По слу­чаю исполнившегося 1-го октября 1905 года двадцатипятилетия её существования в 1880-1905 гг. Составил по предложению педагогического совета преподаватель В.М. Гостев.- Борисог­лебск, 1906.

            3. Безруков В. Народное образование. - В кн.: За пять лет Октябрьской революции. Политический, экономическо-статистический обзор Борисоглебского уезда. - Борисоглебск, 1922, с.107-125.

            4. Просвещение и культура Воронежской области в деся­той пятилетке (1976-1978 гг.). Сборник для служебного пользо­вания, экз. №58.-Воронеж,1979.

            5. Голованов В.М. Очерки истории Борисоглебского педагогического института (1940-1990 гг.). - Борисоглебск, 1990.-40с.

            6. Голованов В.М., Дементеев Б.А. Старейшее училище в России. Краткая история Борисоглебского ПТУ № 9.- Борисог­лебск, 1996.- 12 с.

            7. Голованов В.М. История Борисоглебского государствен­ного педагогического института за 60 лет (1940-2000 гг.). - Бори­соглебск, 2000.-127 с.        

            8. Голованов В.М., Губанова Е. История Борисоглебского педагогического института, факультета в датах, лицах, фактах. - Начальная школа, 2000, №10, с,44-46.

            9. Голованов В.М., Харитонова Н.А. Сталинградский об­ластной техникум физической культуры в городе Урюпинске (1944-1949 гг.). - В кн.: Музей как отражение истории края. Прихопёрье и Саратовский край в панораме веков. Материалы XXI историко-краеведческой конференции 22 ноября 2002 года. - Балашов, 2003, с.31-35.

            10. Шаталова М.И. История становления и развития Бо­рисоглебского индустриального техникума. - В кн.: Малые горо­да России. Образование. Культура. - Борисоглебск 2000, с. 16-20.

            11. Юрченко А.К. Очерки по истории Борисоглебского пединститута.- Борисоглебск 2001. - 166 с.

            12. Монаенко Л.В. Страницы истории Борисоглебского педагогического училища (1932-2002гг.). Под общей редакцией про­фессора Международной академии наук В.М. Голованова. - Борисоглебск, 2001. - 60 с.

            13. Харитонова Н.А. Образование в г. Урюпинске (XX-XXI век). - Урюпинск, 2002г.. - 160с. с илл.

            14. Право на память. Очерки из истории образования г. Борисоглебска - района. - Борисоглебск, 2002. - 70с.

            15. Вехи истории и современность: Балашовский учительский институт, Балашовский государственный педагогический инсти­тут, Балашовский филиал Саратовского государственного универ­ситета. - Балашов, 2003. - 140с. с илл.

            Примечания

            1. См.: Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. Учеб­ник для студентов вузов. - М., 2003.

            2. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири в конце XIX начале XX вв. - Томск, 1957.

            3. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 - 1913гг.). - Томск, 1966г.

            4. Голованов В.М. Разделяя тревогу (о значении региональ­ных историко - педагогических исследований). - "Учительская газета", 1974, 23 ноября.

            5. Просвещение и культура Воронежской области в десятой пятилетке (1976-1978гг.). Сборник. - Воронеж, 1979. с. 16, 19. 33.

            6. См.: Газета "Советская Россия", 2004, 5 февраля, с. 1.

         

  Н. Громаков

            Бунин Николай Григорьевич

            (1834-1902)

            В последние годы не только охотники-библиофилы, но и многочисленные представители охотничьего братства проявляют по­стоянно возрастающий интерес к истории охоты, литературным произведениям, запечатлевшим прелести русской охоты, и их создателям.

            После многолетнего, незаслуженного забвения вновь откры­ваются имена тех, кто был когда-то очень популярен и оставил за­метный след в истории русской литературы.

            Среди них и наш земляк, писатель-охотник Николай Гри­горьевич Бунин.

            Во второй половине XIX века это имя было очень известно среди охотников России. Его прекрасные рассказы публиковали самые популярные охотничьи журналы, в том числе "Псовая и ру­жейная охота", редактируемая Л. П. Сабанеевым, "Природа и охота" и другие.

 

  Творчеству Н. Г. Бунина неоднократно давал высокую оцен­ку И. С. Тургенев. В отзыве на рассказ "Старый знакомый" он пи­сал: "... не один во мне охотник, но и литератор остался, вполне доволен".

            В 1900 году в г. Санкт-Петербурге выходит книга Н. Г. Бу­нина "Рассказы охотника", имевшая огромный успех.

            Известный художник-акварелист П. П. Соколов, который тоже много охотился на Тамбовщине, и в чьем творчестве главной те­мой была охота, собираясь иллюстрировать эту книгу, писал:

            "Богатую оправу дать

            Хочу к "Охотничьим рассказам" 

            Тем ярко блещущим алмазам, 

            Что Вы задумали издать"

        Но книга вышла без этих иллюстраций, хотя они были го­товы и, по словам современников, их видели в доме Н. Г. Бунина в г. Борисоглебске.

            Кроме публикаций рассказов в охотничьих журналах и книги "Рассказы охотника" отдельными изданиями выходили рассказы: "Из забытой тетради" (г. Тула, 1895 г.), "Захолустник в столице" (г. Тула, 1896 г.), "Наповал" (1881 г.), "Лука Иванович Долбняков и его "Буклетка" (г. Тула, 1895 г.).

            В своих произведениях он с большим мастерством рисует охотничью среду помещиков и провинциальных чиновников, преиму­щественно 60-70 годов XIX века. Читаются они легко, с большим интересом, так как написаны очень хорошим языком, правдиво, и охотничья тема входит в них очень органично.

            Н. Г. Бунин был не профессиональный писатель, а чиновник, надворный советник. Биографические сведения о нем крайне скупые: известно, что родился в 1834 г. в г. Борисоглебске Тамбовской губернии (сейчас Воронежская обл.) в семье винного приста­ва, здесь же провел и последние годы своей жизни.

            О своих связях с Тамбовским краем и семейных охотничьих традициях он писал: "... Уроженец средней полосы России я вырос на раздольных степях Тамбовской и Воронежской губернии в добром круге дружной семьи старинных псовых охотников, там впер­вые забилось молодое сердце благородной страстью к псовой охо­те, там я начал и с усердием прошел до конца полный курс высо­кой школы полевой езды. Ружейную охоту я досконально изведал впоследствии и также - если еще не больше полюбил ее за тишину ее наслаждения, как более других способствующую - именно по­этическому общению человека с природой..."

            Служба акцизного чиновника вынуждала к переездам на но­вые места, и ему пришлось служить и на Украине, Витебске, По­лоцке Новгородской губернии (на Валдае), посвящая везде сво­бодное время охоте и с удовольствием осваивая новые угодья и местные особенности охоты.

            Здесь же им были написаны и некоторые рассказы.

            После выхода на пенсию он возвращается в родные места, где продолжает много охотиться.

            Об этом своем увлечении он писал: "... страсть к охоте наряду с безграничным обожанием самой природы во всех се проявлениях - была исключительной целью всей моей жизни и единственным стремлением всех моих помыслов и вожделений".

            Умер он в 1902 году. После его смерти в 1910 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание "Рассказов охотника", подготовленное его дочерью М. Н Буниной.

            Творческое наследие Н. Г. Бунина не велико по объему, но зани­мает достойное место в классике русской охотничьей литературы.

            В 1922 году основоположник русского охотоведения Д. К. Со­ловьев, объясняя позицию руководства центрального охотничье­го общества (ВСО) и Центрохоты по вопросу издания охотничьей литературы, писал: "... лучше переиздать небольшими сборничка­ми наших охотничьих классиков, как Бунин, Пскович и др."

            Тогда, в условиях жесточайшей экономии во всем из-за царив­шей в стране разрухи, этого сделать не удалось.

            О популярности Н. Г. Бунина среди охотников говорит и та­кой факт, что после его смерти Московское общество охотников организовало сбор пожертвований на памятник, который и был установлен на могиле в г. Борисоглебске. Такой чести удостаива­лись лишь немногие самые известные русские охотники (А. П. Ивашенцев).

            К сожалению, могила Н. Г. Бунина и памятник до наших дней не сохранились.

                   

  Комментарий краеведа А. М. Дмитриева

            На нашей памяти 20 лет тому назад в 1984 г. по распоряжению тогдашних борисоглебских властей старое городское кладбище, расположенное на ул. Свободы (за средней школой № 5, ближе к ЦРБ) было снесено: бульдозер безжалостно все смел с лица земли. По сути дела совершено кощунство, какими "благими" намерениями и правилами не прикрывались местные деятели. Старожилы Борисоглебска хорошо помнят это кладбище, утопавшее в зелени, его могилы, памятные надгробья и склепы. Это было уникальное место захоронений, функционирующее с XVIII в., чуть ли не с ос­нования  нашего города в 1698 г. Там были могилы известных дво­рян, именитых купцов города, почетных граждан. Многие памят­ники по индивидуальным заказам выполнялись в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Фактически это был музей под открытым небом. Без сомнения кладбище имело огромное ис­торическое и воспитательное значение. Однако нашлись чинов­ники, которые подняли руку на "город мертвых" ...

            На этом кладбище и стоял памятник нашему земляку Н.Г. Бу­нину, выполненный из черного мрамора. Именно он был сделан и установлен в начале XX века на средства, собранные Московским обществом охотников, о чем и написал автор Н. Громаков из Тамбова.

            Ю.Г. Степыгин

  Писатель - краевед М.П. Торгашин

            Михаил Петрович Торгашин - старейший краевед Воронежс­кого Прихоперья, автор книг "Сказание о русском селе земли Борисоглебской. 300 лет Богане", "Их водила молодость", "На двух фронтах", а также многочисленных краеведческих публикаций в газете "Борисоглебский вестник". В 2004 г. он был принят в Союз писателей "Воинское содружество".

            Родился 1 октября 1926 г. в с. Богана Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Участник Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Награжден 22 правительственными наградами, в том числе орденами Отечественной войны I - й и II-й степеней. В 1956 г. окончил заочное отделение исторического факультета ВГУ. Член Ученого совета Борисоглебского историко - художественно­го музея с 1997 г. В 1946 - 1987 гг. - учитель, директор школы, преподаватель техт1кума. С 1988 г. - на пенсии. Проживает в Бо­рисоглебске.

            Настоящим подвигом можно считать написание и опублико­вание им вышеперечисленных краеведческих книг.

            Первая из них - "Сказание о русском селе земли Борисоглебс­кой. 300 лет Богане" издана в г. Борисоглебске "Издательским до­мом "Прихоперье" в 2001 г. Ее объем - 22 п.л. (350 стр. текста с многочисленными фотоиллюстрациями). Тираж 500 экз. Соавторами книги являются глава администрации с. Богана Иван Федорович Кряжев и председатель колхоза им. М. Горького Владимир Кон­стантинович Набережнев. "Сказание" состоит из 3-х частей: часть первая - "Глубокие корни села и родословной"; часть вторая - "Великая Отечественная война 1941-- 1945 гг."; часть третья - "Послевоенные годы (1945-2000 гг.)". В книге сосре­доточен огромный фактологический материал, приводятся сот­ни имён, даны редкие фотографии и т.п. Автор собирал этот материал в течение 30 лет.

            Книга "Их водила молодость" посвящена революционным событиям конца Х1Х-начала XX вв., гражданской войне 1918 - 1922 гг. в Борисоглебском уезде и зарождению комсомола. Объём - 9,75 пл.(155 стр. текста с иллюстрациями). Тираж 500 экз. Для написания книги использовано 232 источника, в том числе материалы Партархива Воронежского обкома КПСС (ПАВО), фондов Борисоглебского историко - художественного музея, многочисленная историческая литература, воспоминания и т.п. Это произведение выпущено в свет "Издательским домом "Прихоперья" (Борисоглебск, 2001).

            Немаловажный интерес представляет и книга "На двух фронтах", посвященная землякам, участникам Великой Отече­ственной войны 1941 - 1945 гг. и труженикам тыла. Объем - 30,5 п.л. (486 стр. текста с иллюстрациями). Издана там же, что и пре­дыдущие книги (2002). В предисловии Торгашин М.П. отмечает, что в Великой Отечественной войне в боях за Родину участвовало свыше 25 тыс. борисоглебцев (горожан и сельчан района). Около 16 тыс. из них погибло. Это произведение можно назвать книгой-памятью. Однако в ней рассказывается и о втором фронте - трудо­вом, о том, как в годы войны на борисоглебской земле работали солдатские жены, матери, дети, подростки, старики. Они жили впро­голодь, не зная сна, времени, трудились с чувством осознанного патриотического долга, шли на многие лишения во имя Великой Победы над врагом. Именно они представляли собой второй фронт - прочный, надежный и несокрушимый.

            Все краеведческие книги М.П. Торгашина реалистичны, на­писаны колоритным языком, способствуют воспитанию патрио­тизма у подрастающих поколений, могут использоваться в шко­лах, профессиональных училищах, средних специальных учебных заведениях, вузах, родителями.

         ВОСПОМИНАНИЯ

            И. Лукьянов

  Далекое - близкое: в то светлое время

            В борисоглебскую литературную жизнь я стал входить с сере­дины шестидесятых. Помню, как первый раз глубокой осенью 1964 года семнадцатилетним пареньком пришел на занятия литератур­ного объединения при редакции газеты "Строитель коммунизма". Прочитал несколько стихотворений и два из них нашли положительную оценку. Получил я тогда основательную поддержку от ответственного секретаря газеты Юрия Львовича Иориша и члена литобъединения, бывшего военного летчика, Александра Дмитрие­вича Сорокина. Вскоре несколько моих стихотворений были опуб­ликованы.

            Особенно всем пришлось по душе мое небольшое стихотворе­ние о собаке: "Отравили собаку мою. Омрачили весны приход" и т.д. Оно и принесло мне известность среди местной пишущей бра­тии. Когда впоследствии мне приходилось знакомиться с кем-либо из борисоглебских авторов, то я обычно слышал: "А! Это ты о со­баке написал. Хорошо!"

            Постоянными авторами на литстранице в те годы были Ми­хаил Сорокин, Александр Сорокин, Александр Парамонов, Алек­сандр Арбузов, Александр Ельчанинов, Надежда Попова, Юрий Николаев, Александр Синявский, Анатолий Борисов, Виктор Бе­лов. Потом к ним подсоединились проходящие в Борисоглебске военную службу очень способные молодые поэты Юрий Каплу­нов, Юрий Ерохин, Александр Бобров. Это было счастливое вре­мя. К творческим людям в обществе проявлялся неподдельный ин­терес. Их ждали и тепло встречали в студенческих аудиториях, в школьных классах, на сцене фабричного клуба, в библиотеках, на экранах местного телевидения. До сих пор в глазах наполненный до отказа зал Дома офицеров. Конец марта 1966 года. Вечер по­эзии с участием борисоглебских и воронежских поэтов. Таких, обращенных к выступающему поэту восторженных, проникновенных глаз я уже давным-давно не видел. Все ушло в безвозвратное про­шлое.

            В профессиональные литераторы первым из борисоглебцев вышел прозаик Михаил Петрович Сорокин. Самый старший по возрасту, с высшим литературным образованием (закончил Лите­ратурный институт им. М. Горького). Вместе с ним мне довелось несколько лет поработать в газете "Строитель коммунизма".

            У Сорокина в Воронеже вышло несколько книжек. Вначале восьмидесятых он был принят в Союз писателей СССР. И через некоторое время ушел из газеты, как говорится, на вольные хлеба. Засел за роман. Изредка приносил в редакцию небольшие расска­зы, которые появлялись в "Литературном Борисоглебске". Вскоре он безвременно в расцвете творческих и жизненных сил ушел из жизни.

            Мне было интересно беседовать с ним, как с человеком, искушенном в литературной жизни не только Борисоглебска, но и Во­ронежа. Со многими известными тогда воронежскими литераторами он был лично знаком, и я всегда был готов слушать о его встречах с Г. Троепольским, Е. Люфановым, В. Гордейчевым, Г. Лутковым, П. Мелехиным и другими воронежскими писателями.

            Вторым членский билет Союза писателей получил Виктор Иванович Белов. С ним я был знаком со второй половины шестидесятых, когда он руководил литературным объединением и отби­рал мои стихи для литстраницы. Вместе выступали на поэтических вечерах. В 1976 году в Центрально-Черноземном издательстве у него вышел первый сборник стихов "Вербы над Хопром". Потом в разные годы в Воронеже и Москве было издано несколько книг стихов и прозы. В конце семидесятых Белов уехал в Белгород, где живет, и по сей день. Одно время возглавлял Белгородскую писа­тельскую организацию.

            С откровенной ностальгией я вспоминаю 60-70-е годы. Годы моего ученичества в литературе, годы надежд. И не только из-за ушедшей молодости жалею я о тех светлых временах. Была госу­дарственная политика, направленная на поддержку одаренных людей. Сегодня в мрачную эпоху зарешеченных окон, стальных дверей, сверхсекретных замков, одуревших в погоне за прибылью предпринимателей - толстосумов трудно что-либо говорить о вещах, связанных с духовной жизнью. И, тем не менее, не иссякают на во­ронежской земле литературные силы. Забитые рекламой и объяв­лениями печатные издания все же отводят иногда скромное место для литературных произведений. И наша местная газета "Борисог­лебский вестник" регулярно раз в месяц отдает одну из своих страниц стихам и прозе борисоглебцев. Читатели уже привыкли встре­чать стихи и прозу Е. Порошенкова, Н. Пугачева, И. Николюкина, М. Рябушкина, 3. Комаровой и других. Это говорит о том, что тяга к творчеству не до конца забита похабщиной и пошлостью. И хочется верить, что живое талантливое слово всегда пробьет себе дорогу к жаждущим сердцам.

                   

                     

 

 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev