Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Толстихина А. ПАСТЕРНАК И ЕГО ВРЕМЯ. Вопросы литературы. -1990.-№9.-С. 257-260.

Толстихина А.
ПАСТЕРНАК И ЕГО ВРЕМЯ*

В сборник материалов II Международного симпозиума «Пастернак и его время», который состоялся в мае 1984 года в Еврейском университете (Иерусалим), включены избранные доклады, рассматривающие связи Пастернака с русской и западной художественной культурой, развитие в его творчестве важнейших тематических мотивов, поэтику отдельных произведений. Название симпозиума отражает одно из направлений его работы, по-видимому, представляющееся исследователям наиболее перспективным в связи с особенностями литературной позиции Пастернака.

Всякий раз, затрагивая тему поэта и его времени, Пастернак неизменно подчеркивал личную и творческую независимость художника от популярных «школ и систем», политических коллизий, вплоть до полного отрицания значимости для поэта временных категорий («Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»). Однако благодаря декларативному утверждению «вневременного» бытия художника образ времени (истории) и связанные с ним мотивы жизни-смерти, вечности-прерывности (сиюминутности), предопределенности-случайности приобрели в его творчестве особый смысл и значение, выступая на разных уровнях (жанрово-стилистическом, биографическом, концептуальном) в новой интерпретации. Поэтому осмысление различных художественных трактовок времени как важнейшей философско-эстетической, исторической, нравственной категории в творческой концепции Пастернака, формирующей и его гражданскую позицию, в основном определило тематику представленных в сборнике докладов. Можно условно выделить следующие аспекты исследований по данной тематике: Пастернак в литературном сознании современников; настоящее и будущее России в перспективе историко-культурной концепции Пастернака; образ времени в художественной системе Пастернака и его конституциональное значение в структуре романа «Доктор Живаго».

Общеизвестна неоднозначная гражданская позиция Пастернака (в отличие от четко выраженных принципов Ахматовой и Мандельштама). Многое проясняет анализ взаимоотношений Пастернака и Н. Бухарина в 1930-х годах: причины их неожиданного сотрудничества в «Известиях» и высокая оценка Пастернака, данная Бухариным на Первом съезде советских писателей. Интерес Бухарина к творчеству Пастернака можно отнести на счет кратковременного смягчения официальной литературной политики в 1934-1935, для декларации которого удобно было выдвинуть на первый план такого «аполитичного» поэта, как Пастернак. В 1935-м Бухарин заказал Пастернаку панегирик в честь Сталина, рассчитывая таким образом поднять эстетический уровень панегирического жанра в советской литературе, придать ему престиж. Пастернак откликнулся стихотворением «Художник», в котором сопоставил два равноправных образа - «строптивого» художника и политического вождя, связывая с «оттепелью» в литературной политике перспективы самостоятельного и несанкционированного творчества. Утверждаемое Пастернаком право легальной оппозиции правительству должно было прозвучать своего рода манифестом, противостоящим как официальной, так и «подпольной» литературе: «социальному заказу» Маяковского и инвективе «кремлевского горца» Мандельштаму (L. Fleishman, Pasternak and Bukharin in the 1930s). Пастернаковскую версию «строптивого» художника предвосхитил Брюсов в «Вариациях на тему «Медного всадника» (1923), наделив бедного Евгения решительностью и силой; которые позволили ему бросить вызов монарху. В ответ на поздравление Пастернака по поводу, брюсовского юбилея, где говорилось о горькой участи «гражданского стиха» в новом поколении поэтов. Брюсов на официальном чествовании прочел «Вариации», желая поддержать и укрепить своего единомышленника в стремлении к творческой свободе и объективности (J. Grossman, Variations on the Theme of Puskin in Pasternak and Brjusov).

Ходасевич видел в Пастернаке яркого представителя футуризма с его риторическим, усложненным («газетным») языком новой поэзии - символом кризиса русской культуры, отказавшейся от своего эстетического эталона - Пушкина. Не представляя будущего, отрезанного от прошлого, Ходасевич идейно отождествлял футуризм и большевизм. Временное молчание Пастернака в начале 1930-х годов Ходасевич приписал его отмежеванию от футуризма, обусловленному честной позицией поэта, которая не позволила ему вслед за Маяковским писать агитационные стихи (J. Е. М а l m s t a d, Binary Oppositions: the Case of Chodasevic and Pasternak).

Характерно, что, подобно Ходасевичу, и сам Пастернак сопоставлял текущий момент с предреволюционным периодом как точкой отсчета, исторической нормой, нарушаемой современностью ( Н.А. Струве. Затерянная заметка Бориса Пастернака). В романе «Доктор Живаго» современность изображается как хаос и нагромождение случайных событий: характеры сознательно недорисовываются и потому несут на себе черты случайности, непоследовательности; в целях достижения полноты и достоверности роман перегружен второстепенными персонажами, неровный стиль сообщает ему оттенок «неумения», литературной провинциальности автора. Но современность бессмысленна и хаотична до тех пор, пока с помощью религиозной символики она не предстает как воплощение великого божественного замысла, превращаясь в свою противоположность - вечную гармонию природы (А. Синявский. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака). Небрежность художественной организации романа вызвала раздражение у Набокова, который считал «Доктора Живаго» идейно и художественно неудавшимся произведением. Претензии Набокова касались некорректного обращения автора с историческими фактами (отождествление Февральской и Октябрьской революций), стилистического разнобоя: неправдоподобие многих сцен, «дикие совпадения», неоправданное сочетание бытовых описаний с обращениями к Новому завету (R. P. Hughes, Nabokov Reading Pasternak). Отмеченная Набоковым пестрота, неровность и непоследовательность - следствие совмещения в романе альтернативных культурных моделей с различными принципами организации и логикой развития. Этим обусловлен принцип неравномерного движения времени (одного временного потока или нескольких событийных рядов, движущихся с различной скоростью в различных ритмах и направлениях). Линии развития событий переплетаются с линиями развития духовного опыта героев, поэтому роман изобилует предчувствиями, ассоциативными связями и воспоминаниями. Следуя в идее симультанности различных линий развития за Н.Ф. Федоровым и Анри Бергсоном, Пастернак прилагает эту модель и к трактовке христианства, которое предстает в виде культурного палимпсеста, совмещающего канонические и апокрифические версии. Таким образом, не только в содержании, но и в художественной структуре романа отразилась сложность, разноголосица и динамизм современности (Б. Гаспаров. Временный контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго»). В единое художественное целое роман организуют библейские и исторические аллегории, приоткрывающие читателю высший смысл происходящих событий. Как аллегории можно воспринимать и основных персонажей. Если представить мир героев романа в виде римского общества с его требованием «хлеба и зрелищ», где «хлеб» - прообраз капиталистического рационализма, а «зрелища» - патетика беспочвенных лозунгов социализма, аллегорией капитализма выступает Комаровский, лишивший Лару (Россию) патриархальной невинности. Антипов, стремящийся волевым усилием вопреки законам жизни утвердить свои представления о добре и справедливости, представляет социализм 1920-х годов. Варварству современного Рима, процветающему под эгидой смерти, противостоит жизнетворное христианское общество (Юрий Живаго) - третья альтернатива смятенного общества. (Вообще в художественной концепции Пастернака смерть предстает как естественное свойство развития жизни (смерть - преображение) - О. Раевская-Хьюз, О самоубийстве Маяковского в «Охранной грамоте» Пастернака.) Но разумный ход развития, отрицающий абсолютную смерть, - за пределами современной «псевдоистории». И хотя в конце романа есть знаки надежды (Лара - Россия осознает истинный путь), даже Христос не знает, когда история возродится (I. Masing -Delic, Capitalist Bread and Socialist Spectacle:The Yanus Fase of «Rome» in Pasntrnaks «Doktor Zhivago»).

Представленные в сборнике различные трактовки пастернаковского творчества, в целом отражающие современное восприятие поэта западными исследователями, дают интересный материал для конкретного филологического и историко-литературного анализа произведений Пастернака, а также их культурного контекста. Книга содержит ценные факты творческой биографии поэта и тектстологические сведения, которые при соответствующей критической оценке могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

А. Толстихина.

______________ 

*«Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak". Edited by Lazar Fleishman. Berkeley Slavic Spec. 1989. 423 p.


Источник:   Вопросы литературы. -1990.-№9.-С. 257-260.

 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev