Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

В. НАЙДЕНОВ. АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕГО НАДЗОРА. 1985.

 

Социалистическая законность, журнал.  № 9, 1985.

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕГО НАДЗОРА

 

В. НАЙДЕНОВ

Заместитель Генерального прокурора СССР

    Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС со всей определенностью подчеркнул, что одним из условий ускорения экономического развития страны является наведение порядка во всем, повсеместное повышение организованности и дисциплины, приведение в действие управленческих, экономических и социальных резервов. Необходимо, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей.

    В последние годы в органах прокуратуры, как в центре, так и на местах, идет последовательная и настойчивая перестройка стиля и методов работы. Во главу угла поставлено повышение действенности проводимых мероприятий, достижение фактического устранения правонарушений, реальное укрепление законности. Улучшилось информационное обеспечение прокуратуры, укрепилось взаимодействие с местными Советами народных депутатов и их исполкомами, трудовыми коллективами, общественностью. В большинстве районов страны налажены деловые контакты с контролирующими учреждениями, полнее стали использоваться материалы следственной и судебной практики, сигналы и письма граждан. Работа проводилась с учетом организационных мероприятий партийных, советских, хозяйственных органов. Все это в основном позволило сосредоточить усилия на решении главных, определяющих задач укрепления законности.

    В Прокуратуре Латвийской ССР, ее отделе общего надзора, во многих городских и районных прокуратурах не только с ответственностью, но и творчески подходят к организации общенадзорной практики, стремятся к тому, чтобы из каждой проверки, каждого актуального дела сделать должные выводы. Помимо привлечения виновных лиц к ответственности по выявленным фактам хищений, приписок, бесхозяйственности, оперативно проводится в обстановке широкой гласности предупредительная и праворазъяснительная деятельность. В необходимых случаях на заседания коллегии Прокуратуры республики приглашаются и дают объяснения по поводу причин нарушений законности руководители министерств и ведомств. Прокуратура, как правило, конкретно и грамотно ставит вопросы об устранении нарушений и наказании виновных лиц. В результате принятых мер законность на ряде участков заметно укрепилась.

    Многие мероприятия, проведенные в порядке общего надзора прокурорами ряда областей РСФСР и Украинской ССР, некоторых районов Грузинской ССР, Молдавской ССР и Эстонской ССР, дали положительный результат. Отмечаются перемены к лучшему и в работе Прокуратуры Казахской ССР.

    Давая оценку сделанному, следует в то же время признать, что в общенадзорной работе нам еще не удалось добиться повсеместного и коренного улучшения, ощутимых результатов. Значит, надо всемерно стремиться к тому, чтобы поднять на уровень передовых требований деятельность всех органов прокуратуры, их действиями способствовать эффективному решению социально-экономических задач, поставленных партией. Современная обстановка требует одновременно дальнейшей активизации, повсеместного совершенствования общенадзорной работы прокуроров и выявления слабых мест.

    При этом надо исходить из решений  апрельского   (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. Его установки получили дальнейшее развитие на состоявшемся 11—12 июня 1985 г. в ЦК КПСС совещании по вопросам ускорения научно-технического прогресса. Здесь со всей определенностью было указано на необходимость «устранить все отжившее, чтобы в полную силу заработал, так сказать, «противозатратный хозяйственный механизм», который буквально бил бы по рукам нерадивых хозяйственников, любителей вырвать у государства побольше ресурсов и капиталовложений, а дать обществу поменьше». В решении поставленных задач многое определяют сложившаяся система хозяйствования и управления, договорные отношения, трудовые коллективы, руководители, их отношение к делу, активность, умение заинтересовать людей в максимальном использовании всех возможностей роста производства, повышения его эффективности.

    Поэтому прокурорам необходимо не только знание законодательства, исполнение которого они проверяют, но и механизма управления, договорных взаимоотношений с поставщиками и покупателями, основных социально-экономических показателей работы предприятий. По сути прокурор (с привлечением специалистов либо самостоятельно) должен уметь сделать экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности, причин правонарушений, потерь материальных и трудовых ресурсов применительно к конкретным условиям области, города, района, предприятия, колхоза, стройки, организации. Такой подход позволит глубоко, досконально разобраться в положении дел, принять исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений, обеспечить действенный контроль за их реализацией.

    Один из резервов укрепления экономики, за который следует решительно взяться,— борьба с расточительством и потерями. Это требование работники прокуратуры должны всегда помнить.

    Разумеется, важнейшей задачей остается   надзор за исполнением законодательства об охране социалистической собственности. В последнее время прокуратуры в координации и взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами наступательнее вели борьбу за сохранность народного добра. Тщательно изучается положение дел на этом участке с учетом специфики того или иного производства, все чаще вносятся обоснованные, конкретные предложения, позволяющие закрыть каналы хищений. На достаточно высоком уровне проведены проверки в системах Минавтопрома, Минлесбумпрома и Минторга СССР. По их результатам приняты серьезные меры. В ряде республик, краев и областей общенадзорные средства успешно используются для возмещения ущерба, причиняемого правонарушениями.

    Однако так работа организована далеко не везде. Прокуратура Союза ССР на имеющихся материалах убедилась, что в ряде мест не приняты должные меры, в частности, к обеспечению исполнения требований законодательства о сохранности нефтепродуктов, их рациональному использованию. Такие нарушения распространены на предприятиях Госкомнефтепродукта, Минсельхоза, Минавтотранса СССР и других министерств и ведомств. Во многих колхозах и совхозах, автопредприятиях заправка транспорта горюче-смазочными материалами ведется примитивно, бесконтрольно, допускаются разбазаривание и хищение нефтепродуктов. Повинны в этом и прокуроры, которые не использовали свои возможности для применения правовых средств и фактического пресечения хищений и бесхозяйственности. В Калининской области, например, распространены приписки пробега автомашин, транспортные средства зачастую использовались в личных целях, содержались где попало, в том числе и по месту жительства водителей, механизаторов; установлено немало фактов хищений и потерь бензина, других нефтепродуктов. Только по областному объединению   «Калининавтотранс» за 1983—1984 гг. из-за приписок незаконно списано 162 тыс. л горючего и излишне выплачено водителям 32 тыс. руб. При этом руководители хозяйств, контрольно-ревизионные и юридические службы, управление нефтепродуктов и его инспекция бездействовали. Прокуратура области, как это ни странно, смирилась с таким положением, ограничилась поверхностными проверками и не менее поверхностными представлениями.

    Во многих местах борьба с хищениями и бесхозяйственностью ведется пока разобщенно и без должной остроты. Неудовлетворительно обеспечивается возмещение ущерба и сумм задолженности по недостачам, хищениям и фактам порчи ценностей. Не снижается число мелких хищений, особенно на предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности.

    Не обеспечена еще и надлежащая охрана социалистической собственности в агропромышленном комплексе. Органы прокуратуры в целом значительно активизировали борьбу с хищениями и другими корыстными преступлениями в этой отрасли народного хозяйства. Улучшилось качество проводимых проверок и документов прокурорского реагирования.

    Усилия прокуроров направлялись прежде всего на повышение ответственности руководителей и других должностных лиц за наведение порядка на производстве. По инициативе прокуроров за различные нарушения хозяйственного законодательства немало работников, преимущественно должностных лиц, привлечено к дисциплинарной, административной и материальной ответственности. За последнее время следственные органы выявили ряд крупных хищений. Изобличены в совершении преступлений и преданы суду за получение взяток, приписки и другие злоупотребления многие зарвавшиеся хозяйственники, разучившиеся жить честно и вставшие на путь легкой наживы.

    Но не все прокуроры работают еще достаточно активно, и в ряде мест положение дел по-прежнему остается неблагополучным. Серьезное беспокойство вызывают значительная распространенность хищений, огромные потери материальных ценностей, обсчет и обман колхозов и совхозов своими же партнерами по РАПО при заготовках сельхозпродукции, недоброкачественное строительство и приписки, факты отвлечения средств на цели, не связанные с сельскохозяйственным производством. Следует настойчивее вести непримиримую, бескомпромиссную борьбу с безответственным отношением к этому руководителей хозяйств, служб ведомственного контроля и органов управления.

    Повышенного внимания прокуроров в этом плане требует обеспечение законности при хранении и установке промышленного оборудования, использовании железнодорожных вагонов, сохранности грузов на транспорте. Ежегодно оценка запасов неустановленного оборудования на складах промышленных министерств выражается в миллиардах рублей, в том числе оборудования, приобретенного на иностранную валюту. Особенно неблагополучное положение сложилось в газовой, нефтяной, химической, пищевой промышленности, черной и цветной металлургии.

    На подъездных путях предприятий под погрузкой и выгрузкой задерживаются сверх допустимых норм сотни тысяч вагонов. За это выплачиваются десятки миллионов рублей штрафов. Однако некоторые руководители смирились с этими явлениями и должных мер к сокращению простоев вагонов не принимают, виновные не несут ответственности, установленной законом. Несмотря на общее снижение потерь при перевозке грузов на железнодорожном транспорте, хищения ценностей на станциях и в пути следования все еще распространены. Особенно это касается Московской, Львовской, Закавказской, Приволжской, Куйбышевской, Среднеазиатской и некоторых других железных дорог.

    Прокурорам в работе по пресечению и предупреждению названных проявлений бесхозяйственности порой не хватает принципиальсти в решении вопросов о наказании виновных, настойчивости и целеустремленности в доведении дела до конца, в реальном осуществлении мероприятий по фактическому устранению имеющихся недостатков и нарушений. Нет еще здесь должного взаимодействия между работниками транспортных и территориальных прокуратур. Требования приказов Генерального прокурора СССР в этой части не везде исполняются должным образом, что отрицательно сказывается на эффективности проводимой работы.

    Также остро стоит вопрос об усилении прокурорского надзора за соблюдением государственной дисциплины. Центральный Комитет нашей партии поставил конкретную задачу — искоренить антигосударственную практику приписок и очковтирательства. Генеральный прокурор СССР во исполнение партийных директив направил на места необходимые указания. Они ориентируют аппараты прокуратур республик, краев и областей на повышение их роли в борьбе с этим злом, предание широкой гласности мероприятиям прокуратуры, создание обстановки всеобщего осуждения, нетерпимости к обману государства.

    И надо отметить, что в этом направлении многое делается. Но всегда ли наше реагирование достигает цели? Почему действенность мер в ряде случаев оказывается низкой? Причем даже тогда, когда полномочия прокурора, казалось бы, использованы достаточно полно. Всегда ли до конца, по-партийному разбираемся в таком положении? Думаю, нет. Иначе чем объяснить, что некоторые руководители, осужденные за приписки, не освобождаются от занимаемых должностей, а прокуроры мирятся с таким положением?

    Работникам прокуратуры надо извлечь урок из просчетов, допущенных в Узбекской ССР, где прокурорское «реагирование» не устранило очковтирательства и хищений социалистической собственности. Ничем нельзя оправдать безынициативность и выжидательную позицию Прокуратур Киргизской ССР и Армянской ССР, которые занимались вопросами борьбы с приписками, в основном, лишь в связи с проверками и заданиями Прокуратуры Союза ССР.

    Серьезной социально-экономической проблемой в ряде мест остается низкое качество продукции, особенно товаров народного потребления, сельхозмашин, комплектующих изделий. Потери от выпуска недоброкачественной продукции не снижаются и ежегодно составляют сотни тысяч рублей. Все еще многочисленны нарушения дисциплины поставок.

    В борьбе с этими негативными явлениями прокуроры, к сожалению, нередко идут по следам событий, только фиксируют выпуск брака и иные нарушения закона, недостаточно выясняют причины, робко ставят вопросы об их устранении перед компетентными органами.

    И здесь могут и должны сказать свое слово прокуроры. От созерцательности надо переходить к активной борьбе. Нужно постоянно осуществлять надзор за законностью в деятельности контролирующих учреждений, отраслевых органов управления, поскольку ведомственный контроль, в том числе и контрольно-ревизионная работа, не удовлетворяет современным требованиям. Ревизии и проверки нередко проводятся с нарушением установленных законом сроков, поверхностно и, как правило, не вскрывают хищений и других правонарушений. Виновные во многих случаях остаются безнаказанными или наказываются «для вида». Не изжиты факты необоснованного премирования правонарушителей, выдачи им необъективных характеристик. По-прежнему во многих колхозах, совхозах, на предприятиях не наведен порядок в первичном и бухгалтерском учете.

    Отраслевые органы управления, по существу, не занимаются возмещением ущерба, хотя законом их полномочия в этой части значительно расширены. Иногда допускаются серьезные просчеты в работе по подбору и воспитанию кадров, особенно руководителем и материально ответственных лиц.

    О том, что нужно навести порядок в учете и контроле, заставить хозяйственных руководителей заниматься возмещением материального ущерба, идет разговор не впервые, но коренного перелома в этих вопросах пока не наступило. Настала пора перейти от общих призывов к конкретному и жесткому спросу за состояние этой работы.

    В борьбе с потерями и правонарушениями в хозяйственной деятельности, что особенно беспокоит, низка роль аппаратов министерств и ведомств. Многие их подразделения, руководители и специалисты практически самоустранились от этой работы.

    Надо более целеустремленно и настойчиво направлять усилия прокурорского надзора на повышение роли и ответственности отраслевых и других органов управления в наведении порядка на производстве, требовать неукоснительного выполнения возложенных на них ст. 4 Конституции СССР обязанностей по обеспечению законности на подведомственных предприятиях.

    Трудно переоценить роль и значение трудовых коллективов в укреплении законности, дисциплины и порядка. Реализация мер, предусмотренных Законом о трудовых коллективах, постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда», весьма ощутимо способствует сокращению потерь рабочего времени, росту производительности труда и интенсификации общественного производства. Однако, как показывает практика, многие хозяйственные руководители восприняли работу по укреплению социалистической дисциплины труда как кратковременную кампанию. Нарушений трудовой дисциплины еще много. Уровень потерь рабочего времени продолжает оставаться высоким. Особенно они велики на предприятиях Минплодоовощхоза, Минлесбумпрома,   Миннефтегазстроя, Минтрансстроя, Минсельстроя, Минуглепрома СССР и некоторых других. Эти нарушения порождают простои и штурмовщину, брак, снижают производительность труда.

    Органы прокуратуры заметно активизировали надзор за исполнением законов о труде и трудовой дисциплине. Успешно применялось предостережение о недопустимости нарушений закона, многие незаконные акты опротестованы, решительно ставились вопросы об ответственности нарушителей. Большая и полезная работа проведена в ряде областей РСФСР, Украинской ССР,  Белорусской ССР, в Латвийской ССР и Эстонской ССР.

    Вместе с тем некоторые прокуроры смирились с серьезными просчетами и упущениями в этой работе. Не уделяют ей постоянного внимания в Грузинской, Азербайджанской и Узбекской союзных республиках. Еще многие проверки на местах проводятся без надлежащей подготовки, поверхностно, к ним редко привлекают специалистов, особенно когда надо выявить причины внутрисменных и целодневных простоев, нарушения требований закона при внедрении прогрессивных форм организации и оплаты труда.

    Решение задач укрепления законности и трудовой дисциплины неразрывно связано с задачами борьбы с пьянством. Как известно, оно является питательной средой для многих негативных социальных явлений, в том числе и преступности. Хозяйственные же руководители, исполкомы местных Советов народных депутатов, комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом, другие общественные формирования не вели целенаправленной борьбы с этим злом. Серьезные нарушения допускают работники торговли, не выполняющие правил продажи спиртных напитков.

    Не преодолены недостатки и в работе органов прокуратуры: во многих случаях они лишь регистрируют названные нарушения законности. В борьбе с ними допускают пассивность, не проявляют прокурорской принципиальности и настойчивости. С 1 июня 1985 г. действует новое законодательство, предусматривающее комплекс мер по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения. Необходимо настойчиво и принципиально осуществлять прокурорский надзор на этом участке, не допускать превращения его в кратковременную кампанию.

    Актуальная и важная задача — борьба с тунеядством, ибо это явление противоречит социалистическим принципам, усугубляет дефицит рабочих рук, создает питательную среду для преступности. В стране нигде не работающими совершается каждое пятое преступление. Органы внутренних дел в 1984 г. официально предостерегли десятки тысяч тунеядцев и бродяг. Однако прокуроры не всегда остро и принципиально реагируют на ненадлежащее исполнение законов по своевременному выявлению лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, предупреждению тунеядства на ранней стадии, не оказывают реального влияния на решение вопросов по трудовому и бытовому устройству граждан. Эта работа нередко проводится разобщенно, упор преимущественно делается на применение уголовно-правовых средств воздействия.

    О необходимости принятия неотложных мер к усилению борьбы с тунеядством и бродяжничеством Генеральный прокурор СССР 30 июля 1984 г. направил на места соответствующее указание. В нем определены конкретные меры совершенствования данной работы прокуроров.

    Пора самокритично посмотреть, что сделано за прошедшее время, какие достигнуты результаты, определить конкретные направления и действия, которые бы обеспечили строгое и неукоснительное исполнение этого указания.

    Разумеется, в общем надзоре прокуратуры есть и другие задачи. Здесь нет надобности их перечислять. Подчеркнем другое. Эти задачи определяются и будут определяться теми проблемами, которые возникают в стране и которые нужно решать. И не когда-нибудь, а сегодня, в повседневной работе всех государственных органов, в том числе и прокуратуры.

    И еще одно. Для повышения уровня общенадзорной деятельности необходимо, чтобы намеченные меры неуклонно проводились в жизнь, претворялись в практику во всех звеньях органов прокуратуры. Следует настойчиво и последовательно проводить взятый курс на решительное искоренение формализма в работе, проявлять больше оперативности, улучшать координацию и взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами, опираясь на трудовые коллективы.

    На состоявшейся в июле 1985 г. сессии Верховного Совета СССР заслушан отчет Генерального прокурора СССР. Сам факт постановки этого вопроса на обсуждение высшего органа Советской власти свидетельствует о том значении, которое придается у нас в стране укреплению социалистической законности и правопорядка, деятельности прокуратуры, всех правоохранительных органов. Наш долг и обязанность всемерно содействовать реализации намеченных партией и государством задач.

    Предстоит предметная и целенаправленная работа по выполнению постановления сессии. Она потребует от всех органов прокуратуры большого напряжения и самоотдачи. Необходимо в первую очередь и незамедлительно поднять уровень деятельности коллегий и аппаратов прокуратур республик, краев и областей, их организующую и контролирующую роль в борьбе с нарушениями законов, руководстве нижестоящими прокуратурами.

    Видеть главное, правильно обозначить очередность задач, сконцентрировать усилия на определяющих участках работы, избегать распыления сил и энергии, нерационального их применения — это организационная основа нашей деятельности.


Статьи:
Найденов Виктор Васильевич (Село и жители/О наших земляках)

ОЧЕРК И. А. КАРУНА "ВИТЬКА"  Газета "Заветы Ленина" № 77, 2 июля 1988 г., 3 стр.

ОН БОРОЛСЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ (К 70-летию со дня рождения В. В. Найденова) Газета «Мучкапские новости» 08-09-2001

 

 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev