Юдин А.И. КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ И СВЯЗИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В НЕОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
А.И. Юдин
КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ И СВЯЗИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В НЕОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
(отрывки)
Культурное взаимодействие неолитического населения Нижнего Поволжья с сопредельными регионами было обусловлено как общностью происхождения степных культур Юго-Восточной Европы, так и прямыми, активными контактами с лесостепными племенами. Конкретным отражением этих взаимодействий и контактов являются комплексы плоскодонной накольчато-прочерченной керамики, на анализе которых построены основные выводы данной статьи. К сожалению, в последней сводной работе «Неолит Северной Евразии» (1996) излагается культурная ситуация Нижневолжского региона в неолитическое время по материалам, известным к середине 80-х гг. За прошедшие годы источниковедческая база многократно возросла, что позволяет по-иному проводить культурную и хронологическую градацию неолитических памятников, определять их место среди культурных образований сопредельных регионов.
Неолит степной зоны Нижнего Поволжья представлен орловской культурой (Юдин А.И., 1995, с. 4—10), более южные, полупустынные районы — джангарской (Кольцов П.М., 1987) и каиршакско-тентексорской (Васильев И.Б., Выборнов А.А., 1988, с. 8—11) культурами.
Для орловской культуры характерна плоскодонная керамика четырех основных форм, орнаментированная прочерком и наколом, с примесью ракушки в глине. На позднем этапе с внутренней стороны венчика появляется характерный, богато орнаментированный наплыв. Техника расщепления камня пластинчатая, есть геометрические микролиты — сегменты, трапеции и трапеции со струганой спинкой. В позднем неолите отмечен переход к производящему хозяйству. Опорный памятник этого региона — многослойная Варфоломеевская стоянка.
Четыре культурных слоя Варфоломеевской стоянки (1, 2А, 2Б и 3) формировались на протяжении более тысячи лет. Нижний (3) слой датируется 6980 + 200 л. н., слой 2А — по серии калиброванных дат — последней третью V тысячелетия до н. э. Интервал одной из этих дат приходится на конец V — начало IV тыс. до н. э. Верхний (1) слой относится уже к энеолитическому времени, включает небольшое количество фрагментов сосудов раннеэнеолитической прикаспийской культуры Мариупольской области, но большая часть керамики сохраняет неолитические черты.
Орловская культура локализуется в степном Заволжье и степной зоне правобережья Волги, находящейся намного южнее. Дело в том, что степное Заволжье — самая северная степная провинция в Европе. Волга и Приволжская возвышенность являются естественным барьером, преграждающим поступление осадков с северо-западного, балтийского направления. Поэтому лесостепной зоне правобережья на левом берегу соответствует степь (в Заволжье степь начинается к югу от Самары, на правобережье — южнее Саратова). Водораздел между Волгой и Доном проходит по Приволжской возвышенности, и все ее западные склоны — это уже донской бассейн. Несмотря на близость к Волге, правобережные неолитические памятники лесостепной зоны развивались при доминировании культурных традиций лесостепного населения, степное воздействие здесь ощущается меньше.
Орловская культура, соприкасаясь с миром лесостепных культур гораздо в большей степени (в силу своего вышеназванного географического положения), чем остальные степные, сохранила при этом удивительную целостность своего материального облика без каких-либо видимых признаков северного воздействия, тогда как в керамике, например, неолитических памятников лесостепи Среднего Поволжья контакты с югом проявляются очень явственно.
Сопоставление основных признаков (керамический комплекс, орудия из камня и кости, хозяйство, погребальный обряд) неолитических культур Юго-Восточной Европы позволило определить место орловской культуры в их ряду и характер культурных взаимодействий.
Ряд признаков позволяет безоговорочно включать памятники орловской культуры в неолитическую культурную область, занимающую территорию Северного и Северо-Западного Прикаспия и примыкающую с юга к ареалу орловского населения. Исследователи региона по-разному называют общность культур, сложившуюся здесь в позднем каменном веке: нижневолжская культурная область с накольчато-прочерченной керамикой (Васильев И.Б., Выборнов А.А., 1988, с. 18), североприкаспийский культурный очаг или ареал (Амирханов Х.А., 1990, с. 12—13), североприкаспийский культурный ареал (Кольцов П.М., 1990, с. 65—69). Культурная область включает в себя, кроме орловских, уже названные выше памятники каиршакской, тентексорской, джангарской культур, а также ряд стоянок раннего неолита (рис. 1). Именно с культурами этой области наблюдается максимальная степень сходства технико-типологических признаков орловских комплексов.
<…>
Правобережная лесостепь отделяется от ареала орловской культуры только Волгой, но сразу заметна совершенно иная культурная ориентация. Необходимо заметить, что лесостепное Волго-Донское междуречье в неолитическом плане совершенно не исследовано и все известные памятники неолита относятся к бассейну верховьев Хопра, левого притока Дона. Здесь, в северо-западных районах Саратовской области и юго-восточных Тамбовской, отчетливо видно развитие неолитических памятников под явным влиянием среднедонской культуры и племен с гребенчатой и ямочно-гребенчатой керамикой на более позднем этапе. Накольчатая керамика имеет ряд общих признаков с орловской: это характер постановки наколов, сочетание техники отступающего накола с разреженными наколами, использование «плетеных» орнаментов, изредка встречаются плоские днища. Но все же неолитическая керамика бассейна Хопра значительно отличается от степной. Например, на стоянке Шапкино II она плотная, тонкостенная, без раковинной примеси, на обратной стороне имеет негативы от наколов и у нее другой характер оформления венчиков (Хреков А.А., 1992, с. 10—11, рис. 3, 5, 6).
Севернее, в Верхнем Посурье, наблюдается аналогичная картина. Накольчатая керамика, также встречаемая совместно с гребенчатой и ямочно-гребенчатой (к примеру, на стоянке Подлесное VII), имеет ряд существенных различий: наколы чаще всего поставлены редко, композиции орнаментов просты, почти не встречается прочерк. Сходство обнаруживается самого общего порядка — некоторые орнаменты и формы сосудов (Ставицкий В.В., 1997, с. 16, рис. 2, 1; 1998,рис. 1, 12; 2, 3, 4; 3, 8, 10). В.В. Ставицкий отмечает, что на развитие местного неолита оказала влияние как среднедонская, так и средневолжская культура (Ставицкий В.В., 1998, с. 40—48). Для междуречья Суры и Мокши В.П. Третьяков и А.А. Выборнов предполагают определенное воздействие культур лесостепной и степной зон в появлении там накольчатой керамики и проводят сравнения с неолитическими памятниками Среднего Дона. Совпадения с орловской культурой можно увидеть в самых общих чертах в накольчатой керамике стоянок Потодеево, Имерка I-А, Имерка X (Третьяков В.П., Выборнов А.А., 1988, с. 38—39, рис. 1, 4, 13).
<…>
В целом орловская культура Нижнего Поволжья — это самая северная степная культура с традицией накольчато-прочерченной керамики. Орловский культурный импульс проникал далеко на север и северо-восток, в среду лесостепных и лесных племен, а сама орловская культура долгое время оставалась невосприимчивой к лесостепным культурным традициям. Но с другой стороны, орловское население активно контактировало с населением нижневолжской области на юге и более отдаленными регионами в западном и юго-восточном направлениях. Культурно-хронологические комплексы Варфоломеевской стоянки показывают наличие широких связей на всем протяжении неолита, в результате которых постоянно происходил культурный обмен и заимствования. Это уже упоминавшаяся керамика южного облика, сосуды ладьевидной формы, а также орудия и изделия из шокшинского кварцито-песчаника, нефрита и мела. На позднем этапе культуры отмечено появление изделий из меди, вероятно древнейших в Поволжье, и костей домашней овцы, что, несомненно, явилось отражением активных внешних контактов.
Рис. 1. Схема расположения неолитических культур и памятников Нижнего Поволжья и сопредельных регионов. Культуры: А — орловская, Б — джангарская, В — каиршакско-тентексорская, Т — волго-уральская (средневолжская), Д — ракушечноярская. Памятники: 1 — Варфоломеевская, 2 — Орловская, 3 — Каиршак III, 4 — Тентексор, 5 — Джангар, 6 — Ивановская, 7 — Виловатовская, 8 — Шапкино II, 9 — Подлесное VII, 10 — Потодеево, 11 — Имеркские, 12 — Козлиновское.