Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Край Воронежский.2002.Л.Ю. Гончарова.ИСКУССТВО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ЛЕСОСТЕПНОМ ПОДОНЬЕ - ...

Край Воронежский: Межвузовский студенческий сборник. -Выпуск IV.
- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет,
 2002. — 168 С.



Л. Ю. Гончарова
(ВГУ, науч. рук. А. П. Медведев)

ИСКУССТВО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ЛЕСОСТЕПНОМ ПОДОНЬЕ -

КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СКИФСКОЙ ЭПОХИ

Что скрыто за понятием «звериный стиль скифского времени»? В научной литературе так принято называть произведения искусства народов, населявших обширные просторы евразийских степей в VII -начале III вв. до н.э. Многочисленные кочевые племена, объединенные одинаковым типом хозяйства и соответствующим обликом культуры, занимали в этот период всю степь и лесостепь Восточной Европы, Предкавказье, Южное Приуралье, Приаралье, некоторые районы Памира, Тянь-Шаня, Саяно-Алтая и ряд других областей Южной Сибири. Эту огромную общность, названную по имени наиболее известного из входивших в нее народов «скифо-сибирским миром» [1], характеризуют разнообразные специфические признаки, одним из которых и является особое искусство звериного стиля. Термин «звериный» понятен: в этом искусстве господствующее место занимали изображения животных. Но почему именно «стиль»? Применимо ли подобное определение, подразумевающее не только общность образной системы какого-либо художественного направления, но и единство изобразительных методов, творческих приемов и, самое главное, идейного содержания [2], к искусству древних кочевников евразийских степей? Да, применимо. Звериный стиль скифского времени - это не просто художественное воспроизведение окружающего животного мира, свойственное многим народам и многим эпохам. Это вполне стройная система, в которой изображались только определенные звери (хищники, копытные, птицы и фантастические существа - грифоны), только определенным способом (в канонических позах, с увеличенными глазами, ушами, когтями, клювами), воплощая определенные идеи, мировоззренческие представления, ценностные ориентации древних людей [3].

Скифское искусство звериного стиля, единое в основных принципах своей изобразительной системы, обладало в каждом отдельном регионе своего существования заметным локальным своеобразием. Одним из таких регионов является и лесостепное Подонье. Вплоть до начала XX века скифские памятники на данной территории были практически неизвестны, и вопрос о существовании здесь скифской культуры даже не ставился. Лишь раскопки Мастюгинского курганного могильника под руководством А. А. Спицына и Н. Е. Макаренко в 1905 - 1906 и 1908 гг. и работы Воронежской ученой архивной комиссии во главе с С. Е. Зверевым, А. И. Мартиновичем, В. Д. Языковым и А. Л. Дольским (при участии С. Н. Замятина) на могильнике. Частые курганы в 1910 -1915 гг. позволили российским ученым обосновать факт присутствия скифского населения в V - начале III вв. до н.э. на территории нынешнего Воронежского края [4]. Наряду с характерными элементами материальной культуры скифов - оружием и предметами конской упряжи - были обнаружены оригинальные произведения звериного стиля, составившие вместе с двумя вышеназванными компонентами знаменитую «скифскую триаду». Однако и тогда, в начале века, и много лет спустя памятники звериного стиля рассматривались учеными лишь в качестве некой немногочисленной совокупности предметов с общими признаками и свойствами [5]. Ни о каком осмыслении искусства лесостепного Подонья как целостного культурного феномена речи не велось.

Основной круг произведений местного звериного стиля был введен в научный оборот только после 1954 г., когда свою работу начала Воронежская лесостепная скифская экспедиция под руководством II. Д. Либерова и А. И. Пузиковой, занимавшаяся широкомасштабными исследованиями памятников скифского времени в лесостепном Подонье с небольшими перерывами до начала 70-х гг. В 1954-1957 гг. в значительной степени были завершены раскопки Частых курганов, в 1958-1962 гг. - Мастюгинского могильника, в 1959 г. началось изучение могильника у с. Русская Тростянка в Острогожском районе, в 1961 г. -могильника у с. Дуровка (Вербное) Белгородской области, а также ряда городищ скифской эпохи. В 90-х годах раскопки курганного могильника у с. Терновое и Колбино на стыке Острогожского и Репьевского районов осуществлялись Потуданской археологической экспедицией ИА РАН под руководством В.И. Гуляева. В 1995 - 1999 гг. скифо-сарматский отряд экспедиции Воронежского госуниверситета, возглавляемый А. П. Медведевым, исследовал самый северный из известных сейчас могильников скифского времени на Дону - Староживотинный в Рамонском районе. В результате интенсивной деятельности экспедиций была сформирована богатая источниковая база, созданы объективные предпосылки для детального изучения того уникального культурного новообразования, которым является искусство звериного стиля в лесостепном Подонье.

Здесь необходимо заметить, что скифское искусство в целом, несмотря на то, что оно активно исследуется на, протяжении почти всего нынешнего столетия и особенно последних десятилетий, до сих пор является, пожалуй, самой сложной и спорной стороной скифской проблемы. Вопросов больше, чем ответов, вопросов самых различных, от глобальных: о его происхождении, семантике, - до мелких деталей: какое, конкретно животное изображено в том или ином случае. Звериный стиль лесостепного Подонья не является в этом смысле исключением.

Оригинальные черты местного звериного стиля давно привлекли внимание исследователей. П. Д. Либеров еще в 1965 г. охарактеризовал его локальное своеобразие как господство изображений, отражавших лесостепную фауну (медведь, кабан, волк, лось, лошадь, баран, собака, заяц), а также сочетание значительной примеси чужеземных заимствований (из Передней Азии и Античного мира) и глубоких местных корней зооморфного искусства. В качестве последних ученый предлагал рассматривать длительный опыт и высокую технику резьбы по дереву и кости у населения лесостепного Подонья эпохи бронзы. По представлению П. Д. Либерова, на протяжении всего скифского периода в данном регионе шел процесс ассимиляции, взаимного проникновения и обогащения двух художественных традиций: устойчивой местной и чуждой скифской. Результатом этого процесса стало сложение своеобразного локального варианта звериного стиля, соответствовавшего уровню общественных и социальных отношений и отражавшего идеологию нарождавшейся господствующей аристократической верхушки [6].

Мысль о локальном своеобразии среднедонского звериного стиля в 70-е гг. была поддержана А. И. Шкурко. Ученым отмечены различия в характере памятников звериного стиля в лесостепном Подонье в V и IV - III вв. до н.э. и ряд специфических особенностей местного художественного метода: сочетание живого и непосредственного восприятия облика зверя с натуралистическим примитивизмом и схематизацией его передачи, аморфная плоскостная моделировка тел животных, отсутствие изящных контуров, орнаментально-графическая трактовка деталей, потеря животными грозного устрашающего вида и превращение их в миролюбивых, «наивных и беспомощных». Расцвет средне-донского звериного стиля в IV - III вв до н.э. на фоне распада традиционных образов и преобладания декоративно-орнаментальных схем в прочих районах Степи и Лесостепи А. И. Шкурко объясняет меньшей степенью «аристократизации» верхушечных слоев местного общества, сохранением идеологических и эстетических идеалов воинственного всадничества, отражением которых и являлось зооморфное искусство. Высказывается предположение, что территория Среднего Дона не вошла политически в Скифское царство, что способствовало самостоятельности и активности локальной художественной традиции. Своеобразный облик местного искусства определил также широкие культурные и этнические связи с финно-угорским и савроматским миром [7].

Целый ряд выводов этих ученых не потерял своего значения и сегодня, однако, стоит отметить, что их работы были написаны вот уже более четверти века тому назад. За это время археологическая наука прошла большой путь в своем развитии, был накоплен новый фактический материал, уточнена хронология, выработаны качественно иные теоретические подходы к изучению проблемы звериного стиля. Все это открыло новые возможности для анализа среднедонской художественной традиции скифского времени.

Итак, что же представляет из себя искусство звериного стиля в лесостепном Подонье с позиций современных исследований? Каковы основные тенденции и закономерности его развития как целостного культурного феномена?

Ни у кого из исследователей в наши дни не вызывает сомнений, что искусство скифской эпохи является уникальным, неповторимым явлением, не имеющим прямых аналогий в предшествующих эпохах. Гипотеза П. Д. Либерова о тесной связи среднедонского звериного стиля с более ранними, не дошедшими до нас образцами местной зооморфной пластики - резьбы по дереву и кости - не нашла дальнейшего подтверждения в конкретном археологическом материале. Изобразительное творчество местного населения эпохи поздней бронзы (конец II -начало I тыс. до н.э.) обладало совершенно иным составом образов и художественно-стилистическими особенностями,  и любые попытки установить факт преемственного развития искусства в данном регионе оказываются несостоятельными. Более того, между известными на территории лесостепного Подонья археологическими культурами эпохи бронзы и ранними памятниками скифского периода существует значительный хронологический разрыв [8]. Первые произведения звериного стиля появляются в лесостепном Подонье в VI - V вв. до н.э. и уже заключают в себе все свойственные этому виду искусства признаки. Логично было предположить, что истоки местного звериного стиля следует искать за пределами данного региона. Где же?

В археологической науке давно признан факт наличия в скифскую эпоху тесных культурно-этнических контактов населения лесостепного Подонья и Поднепровья. В настоящее время скифоидные памятники лесостепного Днепро-Донского междуречья рассматриваются как принадлежащие одной историко-этнографической или историко-культурной общности [9]. Днепровское Левобережье при этом выступает в качестве исходного региона формирования этнокультурного комплекса, элементы которого были в VI-V вв. до н.э. принесены в Подонье в процессе расселения скифоидных земледельческо-скотоводческих племен [10]. Производный характер наиболее ранних изображений звериного стиля из курганов Среднего Дона от аналогов из днепровского Лесостепного Левобережья в свое время удалось убедительно доказать А. И. Шкурко [11]. На первом этапе развития среднедонского звериного стиля, вплоть до IV в. до н.э., в основном преобладал принцип репродукции - воспроизведения лесостепных образцов (уздечных блях в виде львиной головы (рис. 1, 1, 2), свернувшегося в кольцо хищника (рис. 1, 5, 6), лося и его отдельных голов (рис. I, 3, 4, 7-10), головы и копыта лошади на псалиях (рис. 1, 11, 12) и др.). Многие из местных изображений, по сравнению с их днепровскими аналогами, выглядят более грубыми, лишенными отдельных деталей. Подобный феномен -упрощение исходных черт, слабое или неправильное акцентирование признаков - исследователи традиционно объясняют либо эффектом многократного копирования, полностью искажавшего изначальный облик изображений [12], либо недостаточной осознанностью оригинала заимствующей стороной [13].

В IV в. до н.э. ситуация в искусстве лесостепного Подонья резко меняется. Практически ни один из ранних образов не получил здесь дальнейшего развития. Местная художественная традиция начинает свободнее оперировать различными образами и приемами их стилизации, заимствованные изображения подвергаются значительному творческому переосмыслению, наконец, создается ряд совершенно оригинальных сюжетов. Причины столь резкого, «взрывного» изменения характера среднедонского искусства в начале IV в. до н.э. остаются во многом еще недостаточно ясными. Тем не менее, рискнем предположить, что свою определяющую роль здесь сыграло усиление контактов населения лесостепного Подонья со своими восточными и северо-восточными соседями, жителями Прикамья (ананьинская культура), Поволжья и особенно Южного Приуралья («савроматы»). Именно из восточных регионов проникает на Средний Дон характерный образ волка с оскаленной пастью (рис. 2, 1, 2), медведя с опущенной мордой и когтистыми лапами (рис. 2, 3, 4), головы кабана (рис. 2, 5, 6) и «фантастического хищника» (рис. 2, 7, 8). Но главная заслуга савроматской и ананьинской изобразительных традиций заключается далее не столько в обогащении репертуара образов среднедонского искусства, сколько в формировании качественно нового подхода к звериному стилю. Искусство восточных регионов, само обладавшее высокой степенью творческой активности (именно здесь произошло переоформление исходного скифо-сибирского образа кошачьего хищника в волчьего и медвежьего), словно бы заразило среднедонскую художественную традицию своей «творческой жилкой», показало, что в зверином стиле можно не просто копировать чужие оригиналы, а переделывать, перерабатывать образы, если они непонятны и чужды сознанию, изменять зологический вид животного, его позу, использовать новые приемы стилизации и т.п. До этого среднедонские мастера знали фактически одни только скифские лесостепные образцы, а теперь перед ними предстало иное явление, иной подход к воплощению звериных образов, что сыграло роль своего рода «озарения». Так, в начале IV в. до н.э. в искусстве звериного стиля лесостепного Подонья сложились благоприятные условия для развития собственно местной традиции. С одной стороны, за предшествующее время уже были наработаны основные принципы изображения животного в зверином стиле, а с другой -лучшее знакомство с оригинальным искусством савроматов и ананьинцев показало, как можно с помощью тех же принципов, по-новому их комбинируя, выражать свои, более близкие и знакомые понятия. С тех пор заимствованные образы больше практически ни разу не воспроизводились в местном искусстве без определенной переработки. 

Безусловно, среднедонское искусство IV - начала III вв. до н.э. не развивалось обособленно. В этот период оно по-прежнему было подвержено внешним культурным воздействиям, причем теперь это были воздействия, идущие сразу из нескольких различных регионов. Во-первых, были сохранены теснейшие связи с собственно Скифией. В местном зверином стиле продолжали бытовать сюжеты степного (в большей степени) и лесостепного скифского происхождения, а также предметы, опосредованно связывающие Средний Дон даже с искусством отдаленной Фракии [14]. Подтверждением активных культурных контактов с южными и юго-западными регионами служат изображения грифонов (рис. 2,9, 10) и кошачьих хищников (рис. 2, 11, 12) на золотых нашивных бляшках, найденных на Среднем Дону в значительном количестве. Мода на золотые украшения в подобном стиле была весьма распространена в Скифии в IV в. до н.э.

Во-вторых, в IV - начале III вв. до н.э. в лесостепном Подонье прослеживается сильное культурное влияние прикубанского искусства, связанного, в свою очередь, с художественными традициями ахеменидского Ирана. Сложные, с большим количеством декоративных деталей иконографические схемы звериного стиля Прикубанья воспроизводились на Среднем Дону в виде, более приближенном к реальному облику животного. Направление художественного влияния со всей определенностью позволяют установить специфические стилистические приемы, в частности манера оформления пасти двух среднедонских «лошадиных головок» [15] (рис. 2, 14, 16) и их прикубанских прототипов [16] (рис. 2, 13, 15). Лотосовидные и S-образные пасти животных -характерная черта иранского искусства. Очевидно, вначале она должна была проявиться в регионе, сильнее подверженном ориентализации, а именно - в Прикубанье. Наконец, важное значение имели уже отмеченные выше контакты среднедонского звериного стиля и зооморфного искусства Прикамья, Поволжья и Приуралья.

В свете всего вышеизложенного встает вопрос: правомерно ли говорить о зверином стиле лесостепного Подонья как о целостном явлении, особом локальном варианте скифского искусства, если столь многие его элементы находят себе параллели на весьма обширной территории. Наш ответ - да. Дело в том, что подавляющее большинство образов звериного стиля лесостепного Подонья IV - начала III вв. до н.э., даже таких, для которых мы вполне можем определить их исходные инокультурные прототипы, является не просто заимствованием, и даже не сплавом элементов различного происхождения, в чем исследователи часто видят специфику искусства того или иного региона [17]. Местное искусство на данном этапе дает нам замечательный пример творческого подхода к созданию зооморфных образов, причем в этом подходе просматривается одна любопытная тенденция, явно отражающая установку именно местной художественной школы, и эту тенденцию можно определить как «восстановление» черт реально существующих животных в образах, ничего общего с реальным живым миром не имеющих [18]. Целый ряд изображений среднедонского звериного стиля, действительно, передает образы местной фауны. Однако эти изображения являются, на наш взгляд, не первичным творчеством местного мастера, создававшего новые произведения, используя природные оригиналы, «живо и непосредственно» воспринимая облики животных, а вторичной реконструкцией из иноземных образов, преимущественно различных фантастических существ. Нереальные, непонятные, фантастические черты исходных прототипов не просто деградировали или воспроизведены в среднедонских образах нечетко или упрощенно. Нет, они целенаправлено сняты, удалены и заменены чертами более близких и знакомых животных, в результате чего прикубанский грифон лишился рогов и хищной лапы и превратился в местного «коня» (рис. 2, 13-16), скифо-фракийский гиппокамп - морской конек с веерными плавниками - также в «коня» (рис. 2, 19, 20), скифский фантастический рогатый зверь - в «барана», а скорее опять же в «коня» (рис. 2, 17, 18), степной грифон, лишенный острого клюва, - в «зайца» (рис. 2, 21-23). Не являются ли эти и подобные трансформации отражением определенной закономерности в передаче среднедонской художественной традицией заимствованных образов? А именно: местные мастера вполне осознанно перерабатывали чужеродные изображения, не отказываясь от общей схемы, не создавая радикально новый образ, они лишь чуть-чуть подправляли старый, но этого было достаточно, чтобы совершенно изменить картину. В изображении теперь можно было легко узнать знакомое животное.

Указанная закономерность представляется нам определяющей в процессе взаимодействия среднедонского искусства IV - начала III вв. до н.э. с иными художественными традициями и несомненно свидетельствует о существовании самобытной местной «школы» звериного стиля. В этот период здесь также были созданы свои уникальные образы, разработаны оригинальные композиционные решения и стилистические приемы. В целом, искусство лесостепного Подонья IV - начала III вв. до н.э. предстает перед нами как активная творческая сила, имеющая свою логику развития, во многом отличную от присущей иным локальным вариантам скифского звериного стиля тенденции к нарастанию декоративности, орнаментализма и схематизма изображений.

Однако исследование внешних проявлений оригинального искусства звериного стиля в лесостепном Подонье является лишь одной стороной проблемы. Есть и другая, более сложная, - изучение его внутреннего содержания, интерпретация, объяснение причин его локального своеобразия. И здесь невозможно обойтись без анализа, тех исторических процессов, на фоне которых развивалось местное искусство, а также без исследования его семантики, того, что было положено местным населением в его основу, каким смыслом наделялись те или иные образы в сознании людей, как трансформация облика животного отражала идеологические представления народа.

Вопрос о мировоззренческих основах скифского звериного стиля является на данный момент одним из самых острых и дискуссионных. Однозначного решения не найдено, различные точки зрения существуют лишь в качестве гипотез и предположений. Ряд исследователей усматривают в образах зверей пережитки древних тотемистических представлений о родстве между группами людей и определенными видами животных [19]. Другие полагают, что звериный стиль напрямую связан с религиозными представлениями индоиранцев и является отображением понятий о зооморфных перевоплощениях героизированных предков и богов [20]. Третьи больше внимания уделяют его магическому характеру, считая, что изображения сильных, быстрых и чутких животных идеально отражали стремление скифа-кочевника, всадника, воина быстро настичь и смертельно поразить врага, быть всегда настороже, готовым к опасной схватке. Помещенные на различных предметах вооружения и конской упряжи, эти изображения способствовали перенесению на всадника и коня присущих животным качеств и свойств. Выступали они и в роли амулетов-оберегов, обещавших их обладателям покровительство божеств и связанных с ними спутников-животных [21]. Развитие процессов классобразования и разрушение традиционных идеалов скифского кочевнического общества привело к потере звериным стилем своих изначальных функций. На первый план стали выходить соображения социального престижа, что обусловило все больший парадный блеск, декоративную «красивость» зооморфных изображений и, как следствие, распад исходных образов и превращение их в орнаментальные схемы [22].

В последнее время все больше сторонников приобретает подход к рассмотрению изобразительных памятников древности как знаковых систем, своеобразных текстов, элементы которых создавались в качестве носителей определенной информации. Звериный стиль предстает в этом свете своего рода зооморфным кодом, который воплощал космогоническую концепцию индоиранских кочевников о разделении Вселенной на три зоны мироздания, где каждая из зон - верхний небесный мир, средний земной и нижний подземный - была связана с определенными животными [23]. Существует, наконец, концепция, согласно которой образы зверей в скифском искусстве, их характерные неестественные позы, оскаленные пасти, вытянутые шеи являются изображениями охотничьих трофеев групп молодых конных воинов. Пойманным во время облавных охот и связанным животным ничего не оставалось, кроме как сжиматься в испуге или скалить зубы в бессильной агрессии. Их своеобразные «портреты» украшали различные предметы и служили эмблемами принадлежности их обладателей к указанной социальной группе [24].

Таким образом, вот уже несколько поколений ученых «ломают копья» в спорах об идейно-художественной сущности звериного стиля, создают различные системы доказательств, выстраивают хитросплетения аргументов. Проблема же по-прежнему остается открытой. И это не удивительно - настолько сложен и неоднозначен феномен скифского искусства звериного стиля. Не вызывает сомнения сейчас лишь то, что он теснейшим образом был связан с эстетикой и идеологией ведущих слоев социально ранжированного общества кочевников-индо-иранцев. В лесостепном Подонье звериный стиль предстает как искусство социальной верхушки местного общества, оставившей курганные захоронения V - начала Ш вв. до н.э., и в этом аспекте противостоит глиняной зооморфной пластике, происходящей с территории ряда синхронных городищ [25]. Грубые глиняные статуэтки животных считаются связанными с различными земледельческими культами [26] и выступают в качестве отражения мировоззрения местного оседлого населения скифского времени. В целом же изучение исторического фона и смыслового содержания искусства звериного стиля лесостепного Подонья в скифскую эпоху вместе со всеобъемлющим анализом его внешней, стилистической стороны представляет собой обширное поле для дальнейших исследований.

 Iskusstvo_zver_1
 
Рис. 1. Сходство образов звериного стиля лесостепного Подонья и Поднепровья V в до н.э.
1 - с. Берестняги, к. 4, 2 - Частые курганы, к. 7, 3 - с. Плавинищи, к. 484, 4, б - Частые курганы, к. 8, 5 - с. Басовка, к. 499, 7 - с. Аксютинцы, урочище Стайкин Верх, к. 12, 8 - Частые курганы, к. 10/10, 9 - с. Турья, к. 459, 10 - Частые курганы, к. 4, 11 - с. Аксютинцы, к. 1, 12 - с. Русская Тростянка, к. 13.
Iskusstvo_zver_2 
Рис. 2. Некоторые образцы звериного стиля лесостепного Подонья IV в. до н.э. и их инокультурные прототипы
1 - могильник Бесоба, к. 5, Западный Казахстан, 2- Частые курганы, к. 7, 3 - Филипповский курган, Южное Приуралье, 4,20 - с. Дуровка, к. 9, 5 - с. Блюменфельд, к. А12, Нижнее Поволжье, 6 - сс. Терновое, Колбино, к. 4, 7 - могильник Новоорский II, к 5, погр. 4, Южное Приуралье, 8 - Частые курганы, к. 10, 9 - с. Дарьевка, Среднее Приднепровье, 10 - с. Мастюгино, к. 1 (1905 г.), 11 - Мелитопольский курган, 12 - с. Дуровка, к. 1, 13, 15 - ст. Елизаветинская, Прикубанье, 14 - с. Русская Тростянка, к. 14, 16 - с. Мастюгино, к. 1, 17 - Чертомлык, Нижнее Приднепровье, 18 - Частые курганы, к. 11, 19 - Гайманова могила. Нижнее Приднепровье, 21-с. Аксютинцы, к 2, лесостепное Поднепровье, 22 - Солоха, Нижнее Приднепровье. 23 - Частые курганы, к.6.
 
Библиографический список:
1. Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987.
2. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1284.
3. Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. М, 1994. С.19-22; Хазанов A.M., Шкурко А. И. Социальные и религиозные основы скифского искусства //Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М, 1976. С.43.
4. Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925. С.80.
5. Замятнин С. Н. Скифский могильник Частые курганы под Воронежем // СА. 1946. Вып. VIII; Шоков А. Ф. Скифы на Среднем Дону. Воронеж, 1952.
6. Либеров П. Д. Памятники скифского времени на Среднем Дону // САИ. 1965. Д1-31; Он же. Локальные особенности звериного стиля среднедонской культуры и отражение связей с внешним миром // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
7. Шкурко А. И. Звериный стиль в искусстве и культуре Лесостепной Скифии. Автореферат канд. дисс. М, 1975; Он же. О локальных различиях в искусстве Лесостепной Скифии //Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
8. Медведев А. П. Ранний железный век лесостепного Подонья. Археология и этнокультурная история I тысячелетия до н.э. М., 1999. С. 18-19.
9. Моруженко А. А. Историко-культурная общность лесостепных племен междуречья Днепра и Дона скифского времени // СА. 1989. № 4.
10. Медведев А. П. Указ. соч. С. 66-89. <
11. Шкурко А.И. О локальных различиях... С. 99,101, рис. 3.
12. Он же. Об изображении свернувшегося в кольцо хищника в искусстве Лесостепной Скифии // СА. 1969. № 1. С. 37.
13. Переводчикова Е. В. Указ. соч. С. 101.
14. Мелюкова А. И. К вопросу о взаимосвязях скифского и фракийского искусства // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 111. Рис. 3, 6.
15. Шкурко А. И. О локальных различиях... С. 103. Рис. 5, 7, 8.
16. Переводчикова Е. В. Локальные черты скифского звериного стиля Прикубанья // СА. 1987. №4. С. 48. Рис. 3,4.
17. Там же, с. 54.
18. Гончарова Л. Ю. К вопросу о «реализме» звериного стиля лесостепного Подонья IV - начала III вв. до н.э. // Новик. Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета Воронежского государственного университета. Вып. 3. Воронеж, 2000. С. 6-13.
19. Черников С. С. Загадка золотого кургана. М., 1965. С. 56; Членова Н. Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры М., 1967. С. 129; Либеров П. Д. Локальные особенности... С. 144.
20. Кузьмина Е. Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, М„ 1976. С. 58.
21. Траков Б. Н. Скифы. М., 1971. С. 86,99.
22. Хазанов А. М., Шкурко А. И. Указ. соч. С. 48-49.
23. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. С.111.
24. Кореняко В. А. К проблеме происхождения скифо-сибирского звериного стиля // РА. 1998. №4. С. 72.
25. Медведев А. П. Указ. соч. С.78, 81, рис. 37, 2-5; Пузикова А. И. Поселения Среднего Дона// МИА. 1969. № 151. С. 77. 
26. Андриенко В. П. Земледельческие культы племен лесостепной Скифии (VII-V вв. до н.э.). Автореферат канд. дисс. Харьков, 1975. С. 10-11.

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev