ТАМБОВСКИЙ КРАЙ.1999.Орнамент на обрядовых полотенцах и столешницах Тамбовской области.
Вестник ТГУ, выпуск 3,1999
Л.Ю. Евтихиева
ОРНАМЕНТ НА ОБРЯДОВЫХ ПОЛОТЕНЦАХ И СТОЛЕШНИЦАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(отрывок)
Сведения об обрядовом характере того или иного орнамента относятся к разряду редких, экспедиционное этнолингвистическое обследование сел Тамбовской области этот тезис подтверждает. Живая историческая память информаторов не сохранила сколько-нибудь отчетливых представлений о семантике и функциональной характеристике орнаментации на предметах быта, жилище, одежде, продуктах ткачества. Количество же самих орнаментальных мотивов с учетом вариантов, выявленное на основе экспедиционных материалов и коллекций ТОКМ, Моршанского историко-художественного музея, Мичуринского краеведческого музея и других, довольно значительно - 311 единиц.
Тамбовская орнаментика не была предметом монографического исследования ни как историко-культурный источник, ни как явление декоративно-прикладного искусства. Отдельные ракурсы этой темы были представлены работами Н.Б. Бабайцевой, Е.И. Гринковой, Н.И. Лебедевой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Г.П. Перепелкиной, М.Ф. Рыбиной [1-5]. Под руководством автора этой статьи подготовлено дипломное исследование И.Ю. Дубышкиной, представляющее собой попытку обобщить и систематизировать экспедиционный, а также фондовый материал по культуре орнамента Тамбовской области [6]. Однако тема остается в числе наименее изученных и наиболее актуальных. К сожалению, нельзя сказать, что методика выявления, изучения и интерпретации орнамента отшлифована и освоена специалистами, занимающимися экспедиционными работами. Мы попытались взглянуть на тамбовский орнамент с точки зрения филолога, этнолингвиста. Для нас орнамент - род письменности, последовательность знаков, несущих информацию о культуре, их породившей. Поскольку в последнее десятилетие активизировалась работа по изучению обрядовой культуры области [7, 8], мы сочли орнаментацию обрядовых полотенец и скатертей наиболее удобным предметом исследования.
Все разнообразие орнаментальных форм, согласно классификации Г.С. Масловой, можно объединить в четыре группы мотивов: 1) геометрические; 2) растительные; 3) зооморфные, включающие орнитологические и терратологические; 4) антропоморфные [3, с. 145]. На известных нам этнографических реалиях, характеризующих тамбовскую традицию орнаментации, встречаются все перечисленные классификационные группы мотивов. Геометрические формы лучше сохранились на керамике (археологическая коллекция), женской одежде, домотканных коврах, редко -полотенцах. Мы не располагаем сведениями, позволяющими раскрыть семантику того или иного мотива, исходя из опроса информаторов. Смыслоразличительными возможностями обладает предмет в целом. Например, наличие орнамента отличает праздничную, в том числе обрядовую одежду от повседневной; наличие узорного ткачества на столешнице, а также крестообразно вышитая кружевная прошва и вышивка по краю делают ее обрядовой: свадебной или поминальной. На поверхности семантического пласта тамбовского орнамента обнаруживается его эстетическое значение, однако народный идеал красоты имеет рациональные корни, то есть за каждым мотивом мы вправе видеть сообщение о фрагменте действительности, его породившей. Рациональная и иррациональная этимология орнамента взаимосвязаны. Так, на одежде орнамент располагается по краям или на месте сшива деталей, что можно объяснить либо как следствие практичности - укрепить, сделать менее маркими быстро снашивающиеся и пачкающиеся части, либо как следствие суеверия - защитить край от нечистой силы, подобно тому, как вешают «осметки» (лапти) на ворота, подкову на дверь и прочее. Сохранились также некоторые сведения, позволяющие увидеть смыслообразовательную роль орнамента на полотенцах. Полотенца на икону, называемые «весовыми», отличаются от «хлебных» и бытовых «утирок»: первые имеют двухметровую длину, кружево по краям, богатый сложный «отшив», то есть орнамент; вторые, не превышая полутора метров, украшены скромными цветными полосами или несложными фигурами и имеют обмахренный край; третьи представляют простой прямоугольник холста без вышивки и кружев, либо украшенный узкой прошвой по краю.
В группе «весовых» полотенец крестьянская традиция выделяет еще подгруппы: «свадебные», «крестильные», «поминальные», «женские», «мужские», «праздничные». Количество и качество выявленного нами на территории Тамбовской области материала по разновидностям «весовых» полотенец пока не позволяет связать эту классификацию с адекватными ей группами орнаментов, так как задача осложняется варьированием, не поддающимся унификации. Несомненным же является факт использования реалистических орнаментов растительных, зооморфных, орнитологических, антропоморфных) на свадебных полотенцах и столешницах (скатертях). Известно, что использование геометрических форм характеризует русскую традицию в отличие от реалистических форм украинской, и белорусской орнаментики [9, с. 271-273]. Архаика же южнорусского узорного ткачества и вышивки всегда связывалась исследователями именно с геометрическими формами, тогда как растительные рассматривались как позднейшие [1, с. 11]. Технология народного узорного ткачества предполагала только геометрию, следовательно, архаичные символы воспроизводились в условной, отвлеченной форме. Если учесть, что на смену тканым прошвам, цветному узорному ткачеству пришла вышивка, то можно предположить, что она дала возможность народным мастерицам явить условное и отвлеченное в более реалистической форме. Насколько нам известно, подобный взгляд на реалистическую орнаментацию как эволюционный этап геометрической формы еще не рассматривался. Наличие особых «свадебных» столешниц мы фиксируем в Тамбовской области повсеместно. В Мучкапском, Уваровском, Сампурском и других районах на «ладу» (ритуал выкупа невесты) принято покрывать стол тремя столешницами, верхнюю столешницу, украшенную вышивкой, невеста тянет на себя, либо подруги делают то же, чтобы скорее выйти замуж. В селе Вишенка Пичаевского района «вытыкают» (ткут) особую «печальную» столешницу, чтобы покрыть ею стол во время поминания усопшего; в Бондарском районе в скатерть заворачивают зубок - подарок роженице. Имеется ли в последнем случае орнамент, к сожалению, не известно. Чрезвычайно информативно емкую орнаментацию свадебной скатерти («посадная столешница») мы обнаружили в селе Рудовка Пичаевского района (фото 1), она выполнена в черно-красной гамме, двусторонним крестом и украшена по низу кружевной прошвой, а также шелковыми лентами розового и голубого цветов. Известно, что розовый и голубой считают в Тамбовской области самыми подходящими цветами для свадебных «одиначек», то есть юбки и кофты из одной материи. Согласно славянской эстетике розовое и голубое символизирует небеса, любовь, истину. Раппорт орнамента репрезентуется трёхчастной композицией: в центре антропоморфный мотив - женщина в южнорусском крестьянском костюме, справа от нее - черный петух, слева - красный, черная вышитая полоса в подножье - символ чернозема, основного богатства нашего региона.
Фото 1. Свадебная скатерть (Пичаевский район, с. Рудовка).