Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1905.С. В. Рахманинов (Биографический набросок).РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.№ 1.

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.1905.№ 1.

2010-06-29_Rachmaninov_S

 Современные музыкальные деятели

 С. В. Рахманинов

(Биографический набросок)

 Среди современных молодых музыкальных деятелей имя Сергея Васильевича Рахманинова больше всех притягивает  к себе  внимание общества, и причина того кроется, главным образом, в разносторонности его широкого, выдающегося дарования как пианиста, композитора и дирижера. В этом случае он напоминает собою тип деятеля прежнего времени, вроде; Бюлова, Листа, Рубинштейна. Даже по своим внешним чертам Рахманинов рисуется нам в необыденных выражениях: худой, мертвенно-бледный, с суровым, но подвижным взглядом, он обнаруживает свой искренний характер сразу, стоит ему произнести лишь несколько слов.

Рахманинов—несомненно человек призвания. Родился он 20 марта  1873 года, Новгородской губернии, в имении Онег, и уже с четырех лет был учеником на фортепиано своей матери. Правда, уроки велись в качестве необходимых вообще в воспитании стародворянской семьи, но они обнаружили зато в малютке недюжинные способности, и пианистка Орнатская, можно сказать, с честью сумела подготовить ПОТОМ  маленького музыканта в Петербургскую консерваторию.

В Консерваторию он поступил девяти лет, за трехлетнее пребывание там отлично учился по  фортепиано у Демянского и по теории у Сакетти, и любовь к искусству у него развилась сильно. Случилось однако так, что, благодаря семейным обстоятельствам, Рахманинова пришлось в 1885 году перевести в Москву. Здесь он поселился у Зверева, преподавателя консерватории, хранившего во всем заветы культа Рубинштейнов, что и оказало на Рахманинова немалое влияние в смысле художественного развития. После  подготовки у Зверева, Рахманинов  перешел  в высший фортепианный  класс  А. Зилоти, где ему предстояло воспринять многое из школы «веймарского» оттенка (Зилоти—ученик П. Рубинштейна и Листа), теорией же он занимался у Аренского и Танеева.

Семилетнее пребывание Рахманинова в Консерватории не прошло бесследно, и он с первых же шагов заявил о своем даровании: на экзаменационном столе лежала уже его партитура одноактной оперы «Алеко», одобренная профессорским ареопагом, а по окончании выпускных  испытаний ему присуждена была золотая медаль. То было в 1892 году, во время электрической выставки в Москве, где Рахманинов выступил впервые с громадным успехом как пианист. Публика познакомилась с отрывками из его «Алеко» в том же  году, в одном из симфонических  собраний Музыкального  Общества, а в следующем опера шла в Большом театре, поразив слушателей красотою и свежестью вдохновения.

Ободренный успехами, Рахманинов принялся за перо ревностно. Только за один 1893 год  он написал первый концерт для фортепиано, пять фортепианных пьес, сюиту, две виолончельных пьесы и две скрипичных, шесть романсов, оркестровую фантазию «Утес» и элегическое  трио, посвященное памяти Чайковского. Один  перечень написанного свидетельствует о бурном порыве творчества автора, что же до качества его опусов, то, например, прекрасная фантазия «Утес» и особенно элегическое трио, сразу поставили имя новичка в  первые  ряды наших композиторов.

Впрочем, не менее плодотворными оказались и последующие годы. Так, в 1894 году появилось семь фортепианных вещей Рахманинова в две руки, среди которых выделялась Cis-moll’ная прелюдия, шесть фортепианных пьес в четыре руки, бесподобно инструментованное «Цыганское каприччио», а дальше — первая симфония, двенадцать романсов и по шести номеров фортепианных пьес и женских хоров.

Вскоре композитору пришлось отложить перо в сторону, так - как он приглашен  был на несколько месяцев дирижером в московскую Частную оперу. Лишь в 1899 году он  заявил о себе романсом с оркестровым  сопровождением «Судьба», затем последовательно появлялись — вторая фортепианная сюита, популярный второй фортепианный концерт,  виолончельно  - фортепианная соната, кантата для соло-голосов, хора и оркестра  «Весна»,  двенадцать романсов, вариации на фортепианную тему Шопена, а за последнее время - «Скупой Рыцарь» и «Франческа да-Римини» на либретто М. Чайковского.

  Фортепианные  сочинения Рахманинова достигли довольно крупной известности. Написаны они в большинстве  случаев  с  бодрым  чувством, жизненно, интересно, порою с  оттенком легкой грусти, безупречны в  техническом  отношении. Два его концерта, прелюдии—целая находка для пианистов. В оркестровых  своих  сочинениях, Рахманинов обнаруживает  редкостное  стремление к закругленности форм и тематизма, чему примером  могут служить его «Утес», «Цыганское каприччио» и «Весна». Те же симпатичные качества ярко запечатлелись и на его элегическом трио, романсах, зачастую весьма интимных и много подсказывающих уму и чувству. Говоря вообще,  отсутствие натянутости,  мудрствования, преднамеренного и деланного, ценно в авторе больше всего. Мелодическая сторона его произведений ярка, певуча; гармоническая, несмотря на своеобразность, поражает естественностью своего развития, пикантностью, в инструментовке — оригинальностью сочетаний различных  групп, находчивостью,  блестящим   колоритом, в ритме  же -  мужественностью   и твердостью.

При  всем том, цельность и искренность являются постоянными спутниками Рахманиновской музы.

   У пианиста - Рахманинова великолепная школа, на всей игре заметен отпечаток  артистической эпохи Рубинштейна - Чайковского, у него определенное направление. Непосредственность исполнения всегда составляла большой плюс его достоинств. Рахманинов  подбирает свои фортепианные концертные программы с разнообразием, вкусом, и ставит в них имена часто совсем  неизвестные, не считаясь с требованиями, предъявляемыми  публикою к  артистам. Понимает он, напр., Бетховена,  Шумана, незаурядно: при его индивидуальных взглядах  на того или иного композитора, вы всегда  можете заметить, что ноты для него—лишь условный музыкальный язык выражений, что  к слову молвить, далеко не усваивается многими нашими концертантами.

Наконец, Рахманинова все больше и больше  увлекает дирижерство. Это и понятно, если вспомнить,  что ему, как композитору,  далеко не безразлично то или другое воспроизведение музыки. Вагнер и Берлиоз яркий пример  того, насколько благотворно отражается совместительство в одном человеке композитора   и   дирижера.   Первые шаги на дирижерском  поприще Рахманинова не были  удачны.   Выступая   в   Частной   опере,  он производил  впечатление музыканта отличного,  но случайно и временно взявшегося за дирижерское искусство. Тем  не менее, похвальная  настойчивость привела  Рахманинова к тому,  что  в настоящее время в  нем  ценят не только опытного дирижера, всегда безукоризненно знающего партитуру, но и дирижера   с темпераментом,   во всеоружии власти над оркестром.   Он не ищет  мелочей в  музыке, а старается выяснить перед  слушателем общее ее настроение.  В  качестве  дирижера Рахманинов часто выступал  в симфонических   собраниях   московской  Филармонии  и в Лондонском  Филармоническом Обществе. Приглашение  Рахманинова  дирижером  в оперу Большого  московского  театра встречено было всеобщим сочувствием,  и подобное отношение  к себе он   успел  оправдать  самым блестящим образом. И все это в тридцать лет,  что значит  — талант, самою природою призванный стать истинным  деятелем искусства!  

 Л.

2010-06-29_Rachmaninov 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev