1905.С. В. Рахманинов (Биографический набросок).РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.№ 1.
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.1905.№ 1.
Современные музыкальные деятели
С. В. Рахманинов
(Биографический набросок)
Среди современных молодых музыкальных деятелей имя Сергея Васильевича Рахманинова больше всех притягивает к себе внимание общества, и причина того кроется, главным образом, в разносторонности его широкого, выдающегося дарования как пианиста, композитора и дирижера. В этом случае он напоминает собою тип деятеля прежнего времени, вроде; Бюлова, Листа, Рубинштейна. Даже по своим внешним чертам Рахманинов рисуется нам в необыденных выражениях: худой, мертвенно-бледный, с суровым, но подвижным взглядом, он обнаруживает свой искренний характер сразу, стоит ему произнести лишь несколько слов.
Рахманинов—несомненно человек призвания. Родился он 20 марта 1873 года, Новгородской губернии, в имении Онег, и уже с четырех лет был учеником на фортепиано своей матери. Правда, уроки велись в качестве необходимых вообще в воспитании стародворянской семьи, но они обнаружили зато в малютке недюжинные способности, и пианистка Орнатская, можно сказать, с честью сумела подготовить ПОТОМ маленького музыканта в Петербургскую консерваторию.
В Консерваторию он поступил девяти лет, за трехлетнее пребывание там отлично учился по фортепиано у Демянского и по теории у Сакетти, и любовь к искусству у него развилась сильно. Случилось однако так, что, благодаря семейным обстоятельствам, Рахманинова пришлось в 1885 году перевести в Москву. Здесь он поселился у Зверева, преподавателя консерватории, хранившего во всем заветы культа Рубинштейнов, что и оказало на Рахманинова немалое влияние в смысле художественного развития. После подготовки у Зверева, Рахманинов перешел в высший фортепианный класс А. Зилоти, где ему предстояло воспринять многое из школы «веймарского» оттенка (Зилоти—ученик П. Рубинштейна и Листа), теорией же он занимался у Аренского и Танеева.
Семилетнее пребывание Рахманинова в Консерватории не прошло бесследно, и он с первых же шагов заявил о своем даровании: на экзаменационном столе лежала уже его партитура одноактной оперы «Алеко», одобренная профессорским ареопагом, а по окончании выпускных испытаний ему присуждена была золотая медаль. То было в 1892 году, во время электрической выставки в Москве, где Рахманинов выступил впервые с громадным успехом как пианист. Публика познакомилась с отрывками из его «Алеко» в том же году, в одном из симфонических собраний Музыкального Общества, а в следующем опера шла в Большом театре, поразив слушателей красотою и свежестью вдохновения.
Ободренный успехами, Рахманинов принялся за перо ревностно. Только за один 1893 год он написал первый концерт для фортепиано, пять фортепианных пьес, сюиту, две виолончельных пьесы и две скрипичных, шесть романсов, оркестровую фантазию «Утес» и элегическое трио, посвященное памяти Чайковского. Один перечень написанного свидетельствует о бурном порыве творчества автора, что же до качества его опусов, то, например, прекрасная фантазия «Утес» и особенно элегическое трио, сразу поставили имя новичка в первые ряды наших композиторов.
Впрочем, не менее плодотворными оказались и последующие годы. Так, в 1894 году появилось семь фортепианных вещей Рахманинова в две руки, среди которых выделялась Cis-moll’ная прелюдия, шесть фортепианных пьес в четыре руки, бесподобно инструментованное «Цыганское каприччио», а дальше — первая симфония, двенадцать романсов и по шести номеров фортепианных пьес и женских хоров.
Вскоре композитору пришлось отложить перо в сторону, так - как он приглашен был на несколько месяцев дирижером в московскую Частную оперу. Лишь в 1899 году он заявил о себе романсом с оркестровым сопровождением «Судьба», затем последовательно появлялись — вторая фортепианная сюита, популярный второй фортепианный концерт, виолончельно - фортепианная соната, кантата для соло-голосов, хора и оркестра «Весна», двенадцать романсов, вариации на фортепианную тему Шопена, а за последнее время - «Скупой Рыцарь» и «Франческа да-Римини» на либретто М. Чайковского.
Фортепианные сочинения Рахманинова достигли довольно крупной известности. Написаны они в большинстве случаев с бодрым чувством, жизненно, интересно, порою с оттенком легкой грусти, безупречны в техническом отношении. Два его концерта, прелюдии—целая находка для пианистов. В оркестровых своих сочинениях, Рахманинов обнаруживает редкостное стремление к закругленности форм и тематизма, чему примером могут служить его «Утес», «Цыганское каприччио» и «Весна». Те же симпатичные качества ярко запечатлелись и на его элегическом трио, романсах, зачастую весьма интимных и много подсказывающих уму и чувству. Говоря вообще, отсутствие натянутости, мудрствования, преднамеренного и деланного, ценно в авторе больше всего. Мелодическая сторона его произведений ярка, певуча; гармоническая, несмотря на своеобразность, поражает естественностью своего развития, пикантностью, в инструментовке — оригинальностью сочетаний различных групп, находчивостью, блестящим колоритом, в ритме же - мужественностью и твердостью.
При всем том, цельность и искренность являются постоянными спутниками Рахманиновской музы.
У пианиста - Рахманинова великолепная школа, на всей игре заметен отпечаток артистической эпохи Рубинштейна - Чайковского, у него определенное направление. Непосредственность исполнения всегда составляла большой плюс его достоинств. Рахманинов подбирает свои фортепианные концертные программы с разнообразием, вкусом, и ставит в них имена часто совсем неизвестные, не считаясь с требованиями, предъявляемыми публикою к артистам. Понимает он, напр., Бетховена, Шумана, незаурядно: при его индивидуальных взглядах на того или иного композитора, вы всегда можете заметить, что ноты для него—лишь условный музыкальный язык выражений, что к слову молвить, далеко не усваивается многими нашими концертантами.
Наконец, Рахманинова все больше и больше увлекает дирижерство. Это и понятно, если вспомнить, что ему, как композитору, далеко не безразлично то или другое воспроизведение музыки. Вагнер и Берлиоз яркий пример того, насколько благотворно отражается совместительство в одном человеке композитора и дирижера. Первые шаги на дирижерском поприще Рахманинова не были удачны. Выступая в Частной опере, он производил впечатление музыканта отличного, но случайно и временно взявшегося за дирижерское искусство. Тем не менее, похвальная настойчивость привела Рахманинова к тому, что в настоящее время в нем ценят не только опытного дирижера, всегда безукоризненно знающего партитуру, но и дирижера с темпераментом, во всеоружии власти над оркестром. Он не ищет мелочей в музыке, а старается выяснить перед слушателем общее ее настроение. В качестве дирижера Рахманинов часто выступал в симфонических собраниях московской Филармонии и в Лондонском Филармоническом Обществе. Приглашение Рахманинова дирижером в оперу Большого московского театра встречено было всеобщим сочувствием, и подобное отношение к себе он успел оправдать самым блестящим образом. И все это в тридцать лет, что значит — талант, самою природою призванный стать истинным деятелем искусства!
Л.