Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1993 Два интервью(выступления Рахманинова в зарубежной печати). «Музыкальная академия» №2.

Журнал «Музыкальная академия» №2, 1993 г. 

Два интервью

  Впервые публикуемые неизвестные выступления Рахманино­ва в зарубежной печати во многих отношениях примечательны. Но, прежде всего тем, что дают представление о его меняю­щихся взглядах на важнейшую новую проблему: отношение совре­менного художника к средствам массовой коммуникации - ра­дио, грамзаписи, кино. 

Рахманинов меняет отношение к радио 

  Знаменитый русский пианист Сергей Рахманинов, всег­да отказывавшийся от выступлений по радио, меняет свою точку зрения. Как и Фриц Крейслер, который недавно заявил, что изучает особые требования, предъявляемые радио­трансляцией, Рахманинов тоже намеревается выйти в эфир "как-нибудь при случае".

  Рахманинов признает, что больше уже не является та­ким уж безусловным противником игры для невидимой аудитории: ему только важно, чтобы в поле зрения у него была бы еще и видимая; для того, чтобы играть, ему необ­ходима атмосфера концертного зала.

"Не представляю себе, как можно играть без публики, - говорит Рахманинов. - Если бы меня заперли в тесную, как портсигар, комнату и заверили бы, что снаружи нахо­дятся слушатели, я бы не смог хорошо играть. Для меня во время игры самое ценное - это ощущение установившегося  контакта с публикой. Я испытываю величайшее наслажде­ние, предвкушая этот контакт в дни концертов".

Его цель - совершенное звучание.

  "Качество исполнения настолько зависит от слушателей, что я не представляю себе, как можно играть, не имея пе­ред собой публики. Если и буду играть на радио, то только в такой же обстановке, которая существует в Карнеги-холл. Чтобы хорошо играть в студии, мне необходимо будет не сознание того, что где-то слушают миллионы, а присутствие публики, которую я могу видеть. Услышат меня где-нибудь на Аляске и получат удовольствие - очень хорошо. Но для  меня радиотрансляция будет делом второстепенным, о ней я во время игры совершенно не буду думать".

  Русский пианист выразил глубокое уважение к радио, назвал его удивительным средством связи, которое дает воз­можность своими ушами слышать голоса всех выдающихся людей Земли.

  "Разве можно быть против этого великого изобрете­ния? - заявил он. - Однако передавать по радио челове­ческий голос гораздо проще, чем музыку. Когда по радио выступает политический деятель, к примеру, Муссолини, важно не то, как звучит его голос, а то, что именно он гово­рит. Главное - содержание его речи: несовершенством звучания в данном случае можно пренебречь. Совсем другое  дело, когда артист исполняет музыкальное произведение:  сам характер звучания должен быть передан с максимальной точностью, иначе слушатель получит об его игре искаженное представление". 

"New Jork Times"

1932, 11 декабря

    В своей "Записке о Рахманинове" С.Сатина писала: "Его отрицательное отношение к выступлениям по радио известно всей Аме­рике... Сергей Васильевич как артист считал недопустимым для се­бя играть по радио, пока не будут устранены все технические несо­вершенства при передаче. Ни настоящего piano, ни forte по радио передать нельзя; непрофессиональные механики, сидящие у аппа­рата и контролирующие звук, самовольно уменьшают или увели­чивают силу звука, искажая, таким образом, интерпретацию артис­та. На это идти Сергей Васильевич не хотел. Отказывался Сергей Васильевич, по совету менеджера, также и от выступления в филь­мах"1.

__________________________________________________

1 С а т и н а С., Записка о Рахманинове. В сб.: "Воспомина­ния о Рахманинове", т. I, М., 1988, с.109 

  Эта позиция Рахманинова ярко отражена в известном интер­вью "Художник и грамзапись" (1931). Некоторые его положения интересно напомнить для сравнения с новым взглядом, продемонст­рированным в приведенной выше беседе.

  Великий артист, безусловно, предпочитал для себя запись на пластинки, хотя и этот процесс был для него мучительным и не вполне естественным. Вот как оценивал он собственную запись Второго фортепианного концерта с Филадельфийским оркестром, сделанную в концертном зале: "Мы играли так, словно давали публичный концерт. Конечно, такие условия записи дали наилучшие результаты".

  Для Рахманинова 1931 года слушать музыку по радио означало "разрушать весь дух и истинную выразительность музыки". По его мнению, "в больших городах... где всегда можно пойти в концертный зал, слушать музыку по радио - святотатство". В риториче­ском восклицании он изложил, думается, подлинную причину своей антипатии: "Может ли артист, выступающий по радио и ли­шенный возможности предварительно проверить, как прозвучит его игра в эфире, испытывать... удовлетворение своей работой?" То есть невозможность личного контроля над качеством воспроизведе­ния для артиста и явилась основным и как будто непреодолимым препятствием для подобных выступлений.

  В 1932 году ситуация, похоже, меняется. Смещается основной акцент проблемы: для записи на радио музыканту нужна реальная аудитория. Идея записываться, играя перед микрофоном в присутствии публики, высказанная в интервью, вылилась в 1941 году в предложение, сделанное Рахманиновым руководителям компании грампластинок "Victor" - делать запись его выступления прямо во время концерта. Увы, этому замыслу не суждено было осущест­виться: вероятно, новаторское для того времени предложение ока­залось слишком смелым для дирекции компании. Так был упущен шанс, запечатлеть живое творчество гениального артиста.

  В публикуемом ниже интервью "Час у Рахманинова" (1927) под тем же углом зрения интересно рассмотреть восторженное от­ношение музыканта к появившейся возможности выступлений ис­полнителей в звуковом кино. Как нам стало известно из американ­ских источников, два года спустя Рахманинов разрешил снять себя на звуковой фильм. Произошло это, вероятно, во время двух его сольных концертов в Карнеги-холл в 1929 году. В соответствии с составленным С. Сатиной хронографом концертных выступлений, в 1929 году в Нью-Йорке Рахманинов играл дважды: 16 февраля и 6 апреля. В программах выступлений, среди прочего, были Четырнадцатая соната Моцарта, две сонаты Скарлатти, Тридцатая Бетхо­вена, Соната b-moll, Баллада g-moll, Ноктюрн Des-dur ор. 27, Вальс F-dur ор. 34 Шопена, "Карнавал" и "Бабочки" Шумана, Токката Равеля, Этюд Des-dur ор. 8 Скрябина. Что именно из перечисленного записано на пленке, пока установить не удалось (известно лишь, что из двух концертов записано полтора). Киноплен­ка эта хранится в частной коллекции в Америке. Других случаев обращения Рахманинова-пианиста к кинозаписи мы не знаем.

 

Час у Рахманинова

(от парижского корреспондента "Сегодня") 

   Знаменитый русский пианист и композитор С.В.Рахма­нинов находится сейчас в Париже. Рахманинов всего не­сколько дней тому назад вернулся из Америки, ставшей, как известно, для него в эмиграции второй родиной. Впер­вые годы после приезда из Европы в 1918 году компози­тор проживает в Америке безвыездно. Ныне он делит свой год поровну между заокеанской республикой и Европой. В частности и, в особенности - между Парижем, где живет его дочь княгиня Волконская - в весьма недавнем про­шлом студентка нью-йоркского университета.

  На квартире княгини Волконской я и был принят зна­менитым композитором.

  Много лет я не видел Рахманинова и теперь с любопыт­ством вглядывался в его знакомые черты. Нет, Рахманино­ва - мало изменили промчавшиеся годы. Он - и это так редко с пережившим русскую болезнь - почти не поста­рел. Почти тот же, что и был - юношески подвижный, вы­сокий, чуть сутулый.

2010-08-13_Dva_interviu

...На чествовании Русской консерватории: А.Гречанинов, С.Рахманинов, Н.Алексинская, Н.Черепнин, А. Ян - Рубан, В. Страхова - Эр-манс, Г. Штример, В. Блюмберг, П.Ковалев, Ю.Шор, С.Лифарь, С. Когак, А.Черепнин, Н. Шамье, И.Пирогов, В. Брюнелли. Париж, 1938. Фото Э.Марковича

 

  Говорю об этом.

   Рахманинов улыбается.

  Устал... В Европу приехал отдыхать. И поясняет:

  - Ведь вы знаете - целых восемь лет я ничего не пи­сал... Концерты, концерты и концерты. Только в прошлом году удалось, наконец, возобновить композиторскую рабо­ту... В прошлом году - впервые за девять лет - я напи­сал несколько новых вещей - Четвертый фортепианный концерт и русские песни для оркестра и хора. И то, и дру­гое уже было исполнено в четырех городах Америки в марте текущего года знаменитым Филадельфийским оркестром под управлением известного дирижера Стоковского...

  Мне, как и всем вообще, известна та благоговейная лю­бовь, которая окружает имя Рахманинова в Америке. Не да­лее, как неделю тому назад рассказывала мне Плевицкая, что на нью-йоркские концерты Рахманинова билеты расписываются, чуть ли не за несколько месяцев вперед.

  Не удерживаюсь и задаю вопрос, который меня уже дав­но интересует.

  - Как сопоставить успех рахманиновского изысканного творчества в Америке с примитивностью американских вкусов?

  И вот, что мне отвечает композитор:

- Америка стала неузнаваемой в смысле своего музы­кального воспитания... Мировой музыкальный центр пере­несен из Берлина в Нью-Йорк. Здесь вот уже в течение долгих лет играют и поют лучшие музыкально-вокальные силы. И это, разумеется, не могло не отразиться самым благоприятным образом на воспитании музыкальных вкусов населения больших американских городов.

Американцы научились понимать и ценить серьезную музыку, - продолжает С.В. - Они, избалованные таланта­ми, стали разборчивыми и строгими, и теперь уже нелегко приходится в Америке начинающим артистам и музыкан­там... В Америке - переизбыток концертов и концертантов. В одном только Нью-Йорке бывает еженедельно до 16 сим­фонических концертов в исполнении первоклассных орке­стров и под управлением самых прославленных дириже­ров... Кроме того выступает множество солистов - певцов, музыкантов, вундеркиндов. Конкуренция стала большая, и, - композитор улыбнулся, - ловить американские доллары с каждым днем становится все труднее...

  Да, - поднял после небольшого молчания голову компо­зитор, - в Америке теперь трудно артистам. Между Аме­рикой довоенной - я был в первый раз за океаном в 1909 году - и Америкой теперешней легла пропасть, и я - по губам Рахманинова снова пробежала улыбка - радуюсь от всей души, что уже заканчиваю свою артистическую дея­тельность - начинать в нынешней Америке было бы труд­но и мне...

  Говоря о музыкальной жизни Америки, Рахманинов удивляет меня одним интересным сообщением.

  Музыкально-вокальную культуру поддерживает и разви­вает в Америке главным образом частная инициатива. Це­лый ряд крупных концертно-артистических предприятий поддерживается и финансируется меценатами миллиардерами, находящими в этом идейном служении искусству мо­ральное удовлетворение в окружающей их обстановке не прерывающегося ни на минуту "бизнеса".

  Рахманинов называет имена.

  - Как и все симфонические оркестры мира, и Нью-Йоркский симфонический оркестр дает убыток - около по­лутораста тысяч долларов ежегодно. Эту сумму ежегодно покрывает мистер Флагид, владелец больших поместий и многих железных дорог во Флориде.

  И таких меценатов много.

  - Миллионер Отто Кан, например, покрывает из своего кармана ежегодный дефицит в 200 тысяч долларов нью-йоркской оперы, известного "Метрополитена"... Другой ме­ценат, Отто Корпинг, поддерживает оперу в Чикаго, прино­сящую в год 400 тысяч дефицита.

  Любопытно в этом отношении сопоставление грубой Америки со столицей просвещенных мореплавателей, Лон­доном.

  С.В.Рахманинов заезжал в Лондон на пути в Париж. И там он узнал весьма огорчившую его как музыканта но­вость.

  - Из-за отсутствия поддержки на покрытие убытков все крупнейшие симфонические общества Лондона принуждены прекратить свою деятельность... Когда я был в Лондоне, со­бирались подписи под петицией к королю об установлении правительственной поддержки погибшим организациям.

  Частный капитал в Лондоне, как видно, не признает "бессмысленных мечтаний" идейного служения...

  Рахманинов говорит:

  - Серьезное искусство музыки и театра имеет опасного конкурента в лице кинематографа. Нужно видеть собствен­ными глазами сказочные достижения последнего в Америке, чтобы понять, что это уже не пустые страхи. Техника кине­матографа достигла за последние два года невероятных ус­пехов. А сейчас совершается чудо, действенное превраще­ние Великого Немого в говорящего... Проблема, над осуще­ствлением которой бились долгие годы, кажется уже разре­шенной... В настоящее время в Америке колоссальным ус­пехом пользуется "Вайтоффон" - аппарат, представляю­щий собой самое последнее слово в области соединения зву­ка с движущейся фотографией. Соединение до того точное, до того согласованное, что иллюзия получается полнейшая... Пока "Вайтоффон" показывает только одиночных персона­жей... Я слышал, например, знаменитого Мартинелли - он пел из "Паяцев", слышал талантливого Эльмана и восхи­щался его чудесной скрипкой... И восхищался одновремен­но со мною весь колоссальный зал, ибо сила звука в "Вайтоффоне" увеличена в 6 тысяч раз. И чистота и тонкость согласованности граммофона с фотографией, повторяю, по­разительная.

  - Достижения кинематографа, - заканчивает с улыб­кой Рахманинов, - является также одной из причин моей радости, что я не начинаю, а заканчиваю сейчас свою ар­тистическую деятельность. Трудное время настало для ар­тистов... Очень трудное...

  В ноябре С.В.Рахманинов возвращается обратно за океан.

  - Очень люблю я Америку, - признается компози­тор. - Люблю страну, люблю людей и очень ценю то теп­лое и почтительное отношение, которым я там окружен. Я очень благодарен Америке, и благодарность свою проявляю ежегодно, выступая на интимных концертах у президента Кулиджа в Белом Доме в Вашингтоне, в кругу самых близ­ких к президенту лиц... 

Лери.

Публикация и комментарий В. Троппа

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev