Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1993 Вокруг одного неизвестного письма (из творческой биографии С. Рахманинова).Муз. академия №2

Журнал «Музыкальная академия» №2, 1993 г.

ВЛАДИМИР ТРОПП

Вокруг одного неизвестного письма 

  Публикуемые материалы касаются, быть может, одной из самых малоизученных сторон творческой биографии Сергея Рахманинова - его деятельности на посту помощ­ника директора Императорского Русского Музыкального Общества - фактически высшей музыкально-администра­тивной должности в тогдашней России. Этот пост был уч­режден специально для Рахманинова в 1909 году и после его решительного ухода в отставку в 1912-м, в конце концов, упразднен.

  С.Сатина вспоминает: "У Сергея Васильевича появилась еще одна важная обязанность, связанная с развитием музы­кального дела в России. Президентом Императорского Рус­ского музыкального Общества была принцесса Елена Ге­оргиевна Саксен-Альтенбургская. Рахманинову предложили должность вице-президента Общества; на его обязанности лежала инспекция консерваторий и вообще всех музыкальных отделений Общества в России. После долгого колеба­ния он принял это место, понимая всю важность и значе­ние этой работы. Разъезжая по России со своими концерта­ми, Рахманинов с этого времени оставался лишние дни в городах, в которых хотел получше ознакомиться с положением дел в местном музыкальном училище. Он посещал классы, присутствовал на ученических концертах, по кото­рым судил о постановке преподавания, о лицах, стоявших во главе училища, и о преподавательском составе. В долж­ности этой Рахманинов проработал три года"1.

  С этой стороной деятельности Рахманинова связано до сих пор еще неизвестное его письмо.

  Однако прежде чем привести его текст, мы хотим по­знакомить читателей с некоторыми другими архивными до­кументами, имеющими прямое отношение к данной теме. Вот письмо Президента ИРМО принцессы Е. Г. Саксен-Альтенбургской в Киевское отделение:

 

10 марта 1910 года.

Его Высокородию А. Н. Виноградскому

 

  Милостивый государь

   Александр Николаевич,

  Считаю долгом сообщить Вам, что я поручила моему по­мощнику по музыкальной части С.В.Рахманинову посетить Ки­евское Музыкальное Училище для ознакомления с положением музыкального дела в Киевском отделении и для доклада в после­дующем Главной Дирекции И.Р.М.О-ва ввиду возникшего вопроса о преобразовании Киевского музыкального училища в консервато­рию.

  С.В.Рахманинов, жительствующий в Москве, Страстной бульвар, № 111, предполагает поехать в Киев на 5-й неделе Ве­ликого поста.

  Я вполне уверена, что как Вы, так и В. В. Пухальский, окаже­те С.В.Р. полное Ваше содействие для исполнения, возложенного на него поручения.

  Примите уверения в моем уважении.

  Принцесса Елена Альтенбургская 2

Сохранился также и ответ на это письмо дирекции Ки­евского отделения ИРМО:

Е. Г. Саксен-Альтенбургской

  Получив письмо Вашего Высочества от 10 марта, считаю долгом доложить, что во время пребывания в Киеве Помощника Вашего Высочества С.В.Рахманинова 22, 23 и 24 марта мною и В. В. Пухальским приложены были все старания, дабы содействовать успешному исполнению возложенного на него Вашим Высо­чеством поручения.

  Вашего Высочества всепреданнейший слуга А.Виноградский.

  Председатель Дирекции Киевского отделения ИРМО.

29 марта 1910 3.

Наконец, письмо-отчет Рахманинова о своем посещении Киевского музыкального училища:

  Ваше Высочество!

  Постановка дела в Киевском музыкальном Училище, которое я посетил, произвела на меня самое отрадное впечатление. Я присутствовал на уроках шести преподавателей фортепиано, двух преподавателей скрипки, в виолончельном классе, в классах гармонии, теории, флейты, контрабаса и в классах двух препо­давателей пения. Кроме того присутствовал на публичном вече­ре, где почти все преподающие инструментальных классов были представлены одним учеником.

  Из дефектов Училища укажу на невероятный комплект уча­щихся в некоторых фортепианных классах. Такое количество учеников у одного преподающего специальный класс как: 60, 75 и даже 95 считаю крайне нежелательным и радуюсь, что при пере­смотре нашего устава этот факт принят во внимание.

  Так как моя поездка в Киев была связана отчасти с ходатай­ством Киевского Училища о переименовании Училища в консер­ваторию, то я тут же прибавлю, что нахожу это ходатайство вполне заслуженным и сам охотно к нему присоединяюсь. И по­становка дела в Училище и все хозяйственные и материальные вопросы Училища эту реформу вполне оправдывают.

   С глубоким почтением к Вашему Высочеству

С.Рахманинов.

19 апреля 1910.

P.S. Адрес Иосифа Гофмана:

Baumaroche sur Vevey

 Genter vee. Chalet Hofmann

Адрес Леопольда Годовского:

 Wien III Arenbergring 9

Письмо Танееву получил и на днях вручу ему 4.

 

  Результат поездки Рахманинова и его отчета о ней за­фиксирован в лаконичном протоколе журнала Главной Ди­рекции ИРМО от 16 мая 1912 года:

  Слушали: VI б. Отзыв Помощника Председателя по му­зыкальной части С.В.Рахманинова о Киевском Музыкальном Училище.

Постановили: Разрешить открытие консерватории 5.

 

  Основная часть вышеприведенного документа отражает, пожалуй, лишь внешне более зримую сторону работы Рах­манинова в ИРМО. Однако важнейшая его задача - стрем­ление реформировать систему консерваторского обучения в целом. Суть рахманиновских идей будет ясна из приводи­мых ниже материалов.

  По предложению Рахманинова, принцесса Саксен-Аль­тенбургская создала комиссию по пересмотру устава кон­серваторий ИРМО. В нее вошли: Сергей Васильевич Рахма­нинов, Николай Дмитриевич Кашкин (по приглашению председателя), Анатолий Ильич Чайковский (от Дирекции С.-Петербургского отделения), Александр Константинович Глазунов (директор С.-Петербургской консерватории), Ни­колай Степанович Лавров (от художественного совета С.-Петербургской консерватории), Алексей Петрович Чижов (от Дирекции Московского отделения). Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (директор Московской консерватории), Никита Семенович Морозов (от художественного совета Мо­сковской консерватории), Владимир Эдуардович Направник (секретарь Главной дирекции ИРМО - по приглашению председателя).

  Председатель ИРМО просила комиссию рассмотреть следующие два вопроса:

1) Допустимо ли, в интересах дела, совмещение старшего и младшего курсов консерваторий у одного и того же преподава­теля.

2) Не следует ли поручить преподавание на высших курсах консерватории исключительно лицам, известным своей вирту­озною деятельностью.

2010-08-13_Dva_interviu2 

...на палубе трансатлантического парохода, 1929 

  Ввиду принципиальной важности этих вопросов комис­сия получила подробные и мотивированные заключения художественных советов обеих консерваторий. Думается, весьма интересно их сопоставить.

  С.-Петербургская консерватория - 24 апреля 1910 года:

  1) Не поручая преподающему на низшем курсе рано или позд­но руководство высшим. Художественный Совет выказал бы яв­ное сомнение в пригодности преподающего. Комиссия находит совмещение двух курсов у одного и того же лица вполне целесооб­разным.

  2) Нет сомнений, что виртуозная деятельность дает препо­дающему на высшем курсе известные гарантии законченного ху­дожественного понимания. Тем не менее, она не всегда свиде­тельствует как о педагогическом даровании, так и о преподава­тельской опытности.

  Глазунов, Есипова, Ауэр, Лавров, Зейферт, Штейн 6. 

  Московская консерватория - 15 мая 1910 года.

  1) Что касается пения и игры на оркестровых инструмен­тах, это совмещение кажется вполне возможным и желатель­ным. По классу же фортепиано не желательным. Это послед­нее мотивируется желанием более полной специализации препо­давателей младших и старших курсов, каждого в своей области, ввиду сложности задачи, а также обширности фортепианной пе­дагогической и виртуозной литературы.

  2) Признать желательным, если этот виртуоз обладает и педагогическими способностями, но не обязательным, так как и не виртуоз может быть прекрасным педагогом.

 

  М. М. Ипполитов-Иванов, Е.А.Лавровская, Н.Е.Шишкин, К.Н.Игумнов, И. В. Гржимали, А.Э.фон Глен, И. Я. Горди, А. А. Ярошевский, А.Е.Мартынов, В. Р. Вильшау 7.

 

  Без сомнения, большой интерес представляет участие в предложенной Рахманиновым дискуссии тех замечательных музыкантов, чьи имена и адреса он сообщает Президенту ИРМО в приписке к своему письму-отчету. Вот ответ Лео­польда Годовского (перевод с немецкого):

   Ваше Высочество.

  Вернувшись только что в Вену после продолжительного пу­тешествия, прошу извинения за промедление с ответом.

  На первый вопрос Вашего Высочества я решительно высказы­ваюсь за то, что низшие и высшие курсы всякой специальности не должны вестись одним и тем же профессором.

  Высшие курсы всякого инструмента, несомненно, должны по­ручаться таким лицам, кои приобрели почетный авторитет, как публично выступающие художники.

  С полной готовностью служить Вашему Высочеству, оста­юсь с высоким почитанием

Леопольд Годовский

профессор

Вена. 10 июня 1910 8

  Письмо Иосифа Гофмана (также в переводе с немец­кого):

  Ваше Высочество.

  В ответ на Ваше письмо спешу почтительнейше сообщить, что я придаю огромное значение тому, чтобы ученики с самого начала были в руках выдающегося преподавателя. Заложенный таким образом фундамент всегда достаточен для дальнейшего усовершенствования. Этим я не хочу сказать, что профессор должен сам заниматься с такими начинающими; скорее, это мо­гут делать особые учителя, находящиеся под наблюдением про­фессора, преподающие по его указаниям и принимающие на себя подготовку таких учеников для занятий с профессором. Профес­сора всякой специальности должны непременно периодически про­верять, насколько ученики прогрессируют в желаемом направле­нии и насколько преподаватели следуют их, профессоров, указа­ниям. После определенного подготовительного срока выборные ученики поступают к профессору, другим же рекомендуется со­всем оставить занятия музыкой. Таким путем с самого начала всякое преподавание получит свое известное направление, прово­димое до окончания занятий, и в этом уже большой залог успеха.

  Понятно, для плодотворного дела необходим выдающийся профессор, ввиду чего выбор такового должен делаться с особою осмотрительностью. Должен ли для сего быть приглашен вир­туоз или так называемый педагог - я затрудняюсь сказать, так как качество не определяется в данном деле профессией. Во всяком случае, предпочтительнее выдающийся виртуоз, занима­ющийся и преподаванием, так как виртуозы люди дела, а не слов, как педагоги.

  Полагаю, что сим письмом я ответил на все поставленные мне вопросы.

  Желаю Вашему Высочеству полных успехов в предпринятой реформе консерваторий.

Остаюсь с глубоким почтением

 Иосиф Гофман

Женевское озеро, 23 мая 1910 9

 

  Исключительный интерес представляют соображения Сергея Танеева:

Москва, 27 апр. 1910,

Гагаринский пер., д. Вишнякова.

 

  Ваше Высочество!

  Прошу извинения в невольном замедлении ответом на пись­мо Ваше от 15 апреля, только вчера полученное мною от С.В.Рахманинова. В ответ на предлагаемые мне вопросы имею честь сообщить следующее:

  1) Совмещение младшего и старшего курсов консерватории у одного и того же преподавателя представляется мне, вообще го­воря, нежелательным, но возможны и некоторые отсюда исклю­чения, как, например: если бы профессор старшего курса поже­лал сам подготовить для своего класса особенно способного уче­ника, удовольствовавшись за это вознаграждением, какое получает младший преподаватель, то консерватории нет основания этому препятствовать. Возможно даже, что число учащихся иг­ры на каком-либо инструменте настолько незначительно, что можно ограничиться одним преподающим; в Московской консер­ватории, например, с самого ее основания и до сих пор был всего только один профессор виолончели для старшего и младше­го отделений, так же как и в классах каждого из духовых инструментов. Специальный курс теории музыки свободно может на­ходиться в руках одного профессора, это с успехом практикова­лось в Петербургской консерватории. Обыкновенно профессора пения признают необходимым совмещение у одного профессора старшего и младшего курсов, хотя лично я держусь такого мне­ния, что для консерватории во многих отношениях было бы вы­годно учреждение подготовительного отделения для певцов, по­рученного отдельному преподавателю.

  Что же касается фортепианных классов, то здесь я нахожу наиболее рациональною практику Московской консерватории, где младшее и старшее отделения всегда были резко разграничены и никогда не находились в руках одного и того же преподающего. Сколько мне известно, такого же взгляда придерживался и Н.Г.Рубинштейн, принципиально не допускавший, чтобы стар­ший курс присоединялся к младшему курсу преподавателя, за вы­слугу лет получившего звание профессора. Эти две области раз­граничены по самому существу дела, так как занятия на млад­шем курсе заставляют преподающего сосредоточиться на вопро­сах элементарно технических (в которых он с течением време­ни приобретает опытность нередко значительно большую, чем какую имеют профессора старшего отделения), и в то же время занятия эти держат его вдалеке и от репертуара, проходимого на старшем курсе, и от тех художественных и эстетических требований высшего порядка, какие должны быть предъявляемы ученикам этого курса.

  2) Поручать преподавание на высшем курсе лицам, приобрет­шим известность своею артистической деятельностью, несомненно, желательно. Но хотя бы преподающий на этих курсах и не принадлежал к числу прославленных виртуозов, он все-таки не­пременно должен быть хорошим исполнителем, выступать пуб­лично и постоянно увеличивать свой концертный репертуар, и игра его должна являться для учеников образцом, заслуживаю­щим подражания. И чем усиленнее будет он работать в этом направлении, тем более ценным явятся для учеников его указа­ния, которые непременно должны быть результатом собствен­ного артистического опыта преподавателя. Со своей стороны и консерваториям следовало бы по возможности бережно отно­ситься к силам преподающим, не отягощать их чрезмерным ко­личеством учебных часов (что приносит одинаковый ущерб и преподавателям и их ученикам) и тем доставлять необходимый для их собственных занятий досуг, не заставлять их бесплодно работать с учениками неспособными (очищение консерваторий от учеников, лишенных музыкальных дарований, есть настоя­тельная и неотложная необходимость), содействовать их арти­стической деятельности, по мере возможности предоставляя им  отпуска  для  концертных  поездок и  т.п.  В концертах Музыкального Общества могло бы быть отведено место для выдающихся солистов из числа преподавателей консерватории, как это, например, делалось в Москве при Н.Г.Рубинштейне, когда не только профессора, но и младшие преподаватели прини­мали участие в симфонических и камерных собраниях Общества. Младшие преподаватели, наиболее даровитые и особенно выдви­нувшиеся в качестве концертных исполнителей, могли бы по по­становлению художественного совета быть переводимы в чис­ло преподавателей старшего курса, совершенно независимо от количества выслуженных лет и от их звания. Подобный пример был в Московской консерватории, когда П. А. Пабсту, сначала приглашенному в качестве младшего преподавателя, но постоянно участвовавшему в концертах и заявившему себя прекрасным пианистом, был поручен профессорский класс и сам он возведен в звание профессора.

  С глубоким почтением

  С.Танеев 10

 

  По мысли Рахманинова, ИРМО могло стать той органи­зующей системой, которая способствовала бы слиянию вое­дино сильной и самобытной русской исполнительской тра­диции с передовыми устремлениями национальной музы­кальной педагогики. К сожалению, великому музыканту так и не удалось добиться успеха в осуществлении реформы консерваторского обучения.

 

  ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сатина С., Записка о Рахманинове. В сб.: "Воспомина­ния о Рахманинове" (изд. 5-е), т. I, 1988, с. 42.

2 ЛГИА, ф. 408, оп. I, ед. хр. 617, л. 8.

3 Там же, л. 9.

4 Там же, л. 12 об.

5 Там же, ед. хр. 630, л. 64 об., 65.

6 Там же, ед. хр., 611, л. 74, 75.

7 Там же, л. 78, 78 об.

8 Там же, л. 239.

9 Там же, л. 240.

10 Там же, л. 79.

 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev