1973.Первые сочинения Сергея Рахманинова .Бобыкина И. Муз. жизнь.№6.
Муз. жизнь.1973.№6.
ПЕРВЫЕ СОЧИНЕНИЯ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
В Московскую консерваторию Сергей Рахманинов поступил в 1885 году, когда ему было двенадцать лет. В то время в консерватории было два отделения — младшее и старшее. На младшее отделение принимались музыкально одаренные дети даже в десятилетнем возрасте.
До этого Сережа Рахманинов некоторое время занимался в Петербургской консерватории, но его успехи там не были значительными (впрочем, он не особенно отличался по общеобразовательным предметам). В 1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Сережи, Александр Ильич Зилоти, тогда уже известный пианист. Он прослушал игру мальчика, проверил его способности. Способности были замечательные. Вот как о них отзывался позднее товарищ Рахманинова по консерватории А. Б. Гольденвейзер: «Музыкальное дарование Рахманинова нельзя назвать иначе, как феноменальным. Слух его и память были поистине сказочны». Зилоти посоветовал отвезти Сережу в Москву к Николаю Сергеевичу Звереву, педагогу, у которого тот смог бы учиться и жить. (Нуждающиеся ученики жили у Николая Сергеевича бесплатно и были на полном пансионе.)
Рахманинов поступил на младшее отделение в класс Зверева. Он очень уважал и любил своего учителя. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», — говорил он впоследствии. Занимался Сережа с большим интересом и быстро достиг успехов. «Мы знали, что Сережа Рахманинов очень талантливый ученик. Яркое пианистическое дарование его пленяло не только нас, его товарищей, но и всех учащихся консерватории. Когда становилось известным, что на академическом вечере будет играть Рахманинов, все устремлялись в зал слушать его», — вспоминала Елена Фабиановна Гнесина.
Рахманинов увлекается не только фортепианной игрой, он пробует свои силы и как композитор. Самыми первыми произведениями, написанными им в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, были три ноктюрна для фортепиано, Скерцо для оркестра и четыре фортепианные пьесы: Романс, Прелюдия, Мелодия и Гавот. Товарищ Рахманинова М. Пресман, впоследствии известный пианист и педагог, так рассказывает о начале его композиторской деятельности: «Как сейчас помню, Рахманинов стал очень задумчив, даже мрачен, искал уединения, расхаживал с опущенной вниз головой и устремленным куда-то в пространство взглядом, причем что-то почти беззвучно насвистывал, размахивал руками, будто дирижируя. Такое состояние продолжалось несколько дней. Наконец он таинственно, выждав момент, когда никого, кроме меня, не было, подозвал меня к роялю и стал играть. Сыграв, он спросил меня:
— Ты не знаешь, что это?
— Нет, — говорю, — не знаю.
— А как, — спрашивает он, — тебе нравится этот органный пункт в басу при хроматизме в верхних голосах?
Получив удовлетворивший его ответ, он самодовольно сказал:
— Это я сам сочинил и посвящаю тебе эту пьесу».
Весной 1888 года при переходе на старшее отделение консерватории Рахманинов сыграл несколько пьес для фортепиано (скорее всего, это были упомянутые Романс, Прелюдия, Мелодия и Гавот). На экзаменах как почетный член комиссии присутствовал Петр Ильич Чайковский. Пьесы так ему понравились, что к выставленному экзаменаторами высшему баллу «пять с плюсом» Чайковский прибавил еще три креста, окружив, таким образом, пятерку со всех сторон крестами.
С осени 1889 года Сережа Рахманинов занимается в консерватории уже по двум специальностям — фортепиано (в классе А. И. Зилоти) и композиции (у А. С. Аренского и С. И. Танеева).
Наряду с фортепианной музыкой Рахманинов в эти годы обращается и к опере. Об этом говорят сохранившиеся рукописные наброски к опере «Эсмеральда» (на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери»). В рукописи, принадлежащей пятнадцатилетнему Рахманинову, содержатся интродукция (вступление) к первому акту и несколько отрывков из третьего акта. В основном это инструментальная музыка, характеризующая одного из героев романа — Клода Фролло.
В годы учебы в консерватории Рахманинов не раз возвращался к мысли об опере. Сохранились два отрывка из начатой им оперы «Борис Годунов» (по А. Пушкину) — «Ариозо Бориса» и «Монолог Пимена», «Монолог Арбенина» для баса и фортепиано на стихи из «Маскарада» М. Лермонтова и квартет из «Мазепы» (по «Полтаве» А. Пушкина).
В ранней юности Рахманинов часто и много играл в ансамбле со своими товарищами. «Нами были переиграны чуть ли не все симфонии Гайдна, Моцарта и Бетховена, увертюры Моцарта, Бетховена, Мендельсона», — вспоминает М. Пресман. Любовь к ансамблевой игре сохранилась у композитора на всю жизнь. Свои первые сочинения для камерного ансамбля — Романс и Скерцо — он сочинил в 1889 году; это были две части недописанного струнного квартета.
В том же году все больше увлекавшийся сочинением Сережа Рахманинов уехал от Зверева. По-видимому, причиной переезда была полная невозможность заниматься композицией, потому что в течение целого дня в квартире Николая Сергеевича звучало фортепиано — это занимались его ученики. Зверев был обижен и только спустя несколько лет, прослушав оперу «Алеко», подошел к Рахманинову, обнял его и, сняв с себя золотые часы, подарил своему бывшему ученику. С часами Рахманинов не расставался до конца дней, только в молодые годы при крайней нужде их время от времени приходилось закладывать...
Лето 1890 года Сергей Рахманинов провел в имении своих родственников Сатиных, Ивановке. Там в это время собралось много молодежи, занимавшейся музыкой. Сестры Сатины и Скалон любили играть вместе в четыре
руки и даже в шесть рук. В конце лета Рахманинов закончил «Вальс» для исполнения в шесть рук, в основу которого положена мелодия, сочиненная Н. Д. Скалон, через год появилась пьеса «Романс» — для такого же состава. «Этот номер исполняется не скоро. Скорее медленно... Должно выходить певуче и гармонично... Мой совет милым исполнительницам: выучить раньше отдельно каждую партию. Выучить как следует, а потом уже браться играть всем вместе. Прошу последовать этому моему совету, иначе, по-моему, ничего не выйдет», — советовал юный композитор.
В январе 1891 года Рахманинов написал «Русскую рапсодию» для двух фортепиано. В рапсодии две темы. Первая — с торжественной, мощной русской мелодией, в которой звучат отголоки напевов глинкинского Баяна. Вторая тема — лирическая, задушевная мелодия в духе Грига или Чайковского. Это произведение было впервые исполнено автором и пианистом И. Левиным в концерте Московской консерватории 17 октября 1891 года.
Зима 1891 года была очень плодотворной. Начав занятия по свободному сочинению у Аренского, Рахманинов сочиняет свой Первый фортепианный концерт, который был завершен в июле. Первая его часть была сыграна автором в сопровождении ученического оркестра под управлением В. И. Сафонова 17 марта 1892 года. Рецензент писал об этом исполнении: «Очень приятное впечатление произвел г. Рахманинов, сыгравший с увлечением первую часть из фортепианного концерта собственного сочинения... В... первой части его
Н. С. Зверев со своими учениками. Справа налево: Л. Максимов, С. Рахманинов, М. Пресман.
концерта, конечно, еще нет самостоятельности, но есть вкус, нервность, молодая искренность и несомненные знания». (В 1917 году композитор вновь вернулся к своему юношескому произведению, создав его вторую редакцию). Кроме концерта, Рахманинов заканчивает Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.
В 1891 году восемнадцатилетний Сергей Рахманинов пишет первое крупное сочинение для оркестра — симфонию. (К этому времени он блестяще окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано.) Первая часть симфонии была завершена 28 сентября 1891 года, остальные же так и не были написаны.
Весной 1892 года Сергей Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения. В качестве экзаменационной работы выпускникам было предложено сочинить одноактную оперу по поэме А. Пушкина «Цыганы» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко). Получив либретто, Рахманинов с увлечением принялся за работу и уже через семнадцать дней завершил оперу в партитуре (то есть с партиями для каждого из голосов оркестра). Экзаменационная комиссия высоко оценила труд молодого композитора, поставив ему «пять с плюсом». Решением Совета консерватории Сергею Рахманинову была присуждена Большая золотая медаль и имя его занесено на мраморную доску. По правилам консерватории Большая золотая медаль присуждалась музыкантам, с отличием окончившим консерваторию по двум специальностям (одна из них — композиция). До Рахманинова в Московской консерватории Большую золотую медаль получили С. И. Танеев и А. Н. Корещенко.
В апреле 1893 года опера Рахманинова с огромным успехом прозвучала на сцене Большого театра в Москве. Позже Рахманинов писал: «Я думаю, что успех зависел не столько от достоинства оперы, сколько от отношения к ней Чайковского, которому она очень нравилась. Между прочим, во время одной из репетиций Чайковский сказал мне: «Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?..» Чайковский, конечно, присутствовал на премьере «Алеко»... По окончании оперы Чайковский, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил по своей доброте, он понимал, как это должно было помочь начинающему композитору».
Ирина БОБЫКИНА