2011-06-11 Благовест над Ивановкой."Тамбовская жизнь".
Благовест над Ивановкой
(текст)
Завершение Рахманиновского фестиваля по вновь восстановленной в прошлом году традиции прошло на уваровской земле. В минувшие выходные вереница автобусов, «газелей» и легковых автомобилей с утра потянулась к Музею-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка». Многочисленных гостей на главной аллее задорными песнями встречали уваровские народные вокальные коллективы, их приветствовал заслуженный работник культуры РФ директор музея А. Ермаков.
Программа финала юбилейного XXX Международного музыкального фестиваля им. С. В. Рахманинова была интересной и разнообразной. «Антологией русского романса» встретили первых зрителей у веранды Белого дома солисты «Тамбовконцерта» Наталья Царева и Михаил Кусов. Затем на поляне у пруда зазвучали колокола. Звук малых и средних, как их называют звонари, красных колоколов и огромного в 90 килограммов Благовестника вознесся к небу. Звон был слышен в каждом уголке парка, и зрители устремились к поляне, вскоре образовав плотное кольцо вокруг звонаря.
Впервые гостем музея-усадьбы стал руководитель школы церковных звонарей Московского центра колокольного искусства Илья Дроздихин. Звонарь даже и не делал каких-то особых движений, но колокола заливались у него на все голоса. Илья продемонстрировал венчальный, встречный, воскресный, красный звоны. Удивил публику лиричным вальсом колоколов. Но особенно радостным и разнообразным по обертонам оказался пасхальный звон. Мастер колокольного звона настолько был виртуозен, что большинство слушателей тут же стали записывать звучание колоколов на мобильные телефоны.
После выступления И. Дроздихин еле успевал отвечать на вопросы восторженной публики. Оказалось, что хотя и существуют каноны церковных звонов, но каждое звучание колоколов — это импровизация звонаря. Русская манера звона отличается тем, что звонарь управляет колоколами как ударной установкой. Поэтому красота звучания и зависит от того, как умело мастер-звонарь сможет основу того или иного звона облачить в «импровизационное кружево». И все же не надо забывать, как напомнил Илья, что церковный православный звон — это призыв к молитве. Поэтому звонарь всегда должен чувствовать грань между призывом к богослужению и музицированием. Дроздихин, который и сам занимается выплавкой колоколов, развенчал устойчивое мнение, бытующее среди обывателей, о том, что в колокола для лучшего звона добавляется серебро. Любопытно, что серебро, наоборот, ухудшает звон. Колокол же по традиции делают из бронзы, сплава меди и олова.
После колокольного малинового звона публика направилась к главной концертной площадке музея-усадьбы у пруда. Там уже в полной готовности их ждали солисты из Москвы — заслуженные артисты России Ю. Нечаев и Р. Муравицкий, лауреаты международных конкурсов М. Горелова и А. Тихомиров, Тамбовский симфонический оркестр под управлением лауреата международного конкурса А. Соловьева и камерный хор им. С. В. Рахманинова под управлением заслуженного деятеля искусств России В. Козлякова. Была исполнена опера Рахманинова «Алеко».
Поделившись после концерта с журналистами своими прекрасными впечатлениями от Ивановки, музея-усадьбы и прогулок по парку, Юрий Нечаев выразил пожелание, чтобы в благодарность к русскому музыкальному гению на этой же концертной площадке, где уже звучали оперы «Франческа да Римини» и не раз «Алеко», была показана и третья опера Рахманинова — «Скупой рыцарь». А он готов всегда приехать и исполнить свою партию. С успешным финалом юбилейного фестиваля и гостей-артистов, и многочисленную аудиторию праздника поздравили заместитель главы администрации области С. Чеботарев и руководитель областного управления культуры и архивного дела А. Кузнецов, пожелав новой встречи в следующем году на программах уже XXXI Рахманиновского фестиваля.